Исследования состояния и динамики преступности несовершеннолетних в Смоленской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 16:41, курсовая работа

Краткое описание

В настоящей работе предпринята попытка исследования состояния и динамики преступности несовершеннолетних в Смоленской области, а также выявления факторов, способствующих ухудшению криминогенной ситуации в этой сфере.
Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, существенной ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре преступности, с другой - необходимостью коренного пересмотра концептуальных подходов к профилактике противоправных проявлений среди несовершеннолетних, к уголовно-правовой политике.

Содержание

Введение. 2
1. Понятие несовершеннолетней преступности
и несовершеннолетняя преступность как объект
криминологического исследования. 3
2 Криминологическая характеристика личности
несовершеннолетнего преступника. 5
1. Половозрастные характеристики несовершеннолетних, совершивших преступления. 5
2. Характеристика преступности различных по роду занятий социальных групп несовершеннолетних. 7
3. Некоторые личностные особенности несовершеннолетних преступников. 7
3. Состояние преступности несовершеннолетних в городе Смоленске. 9
4. Основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних на общегосударственном и региональном уровне . 10
5. Комиссия по делам несовершеннолетних : задачи и функции. 15
Вывод. 19
Краткий толковый словарь…...………………………….….20
Список литературы…………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

prestupn.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)
  1. Характеристика преступности различных по роду занятий  социальных групп несовершеннолетних.

Криминологами зафиксированы  существенные различия преступной активности контингентов несовершеннолетних, выделяемых в зависимости от их рода занятий. По степени этой активности все они из года в год ранжируются (если идти по убывающей) в строго определенном порядке: неработающие и не учащиеся - работающие,  учащиеся профессиональных, технических училищ, учащиеся профессионально-технических училищ, учащиеся общеобразовательных школ, учащиеся техникумов и студенты вузов. Судя по расчетам, такая констатация верна и на сегодняшний день. Однако есть ряд обстоятельств, позволяющих отметить некоторые новые тенденции.2 

На протяжении ряда лет идет процесс  заметного сближения почти всех (за исключением неработающих и неучащихся) категорий несовершеннолетних по уровню проявляемой ими активности в  совершении преступлений. Причем, с криминологической точки зрения, особенно важен тот факт, что сближение различных контингентов правонарушителей происходило в основном из-за возрастания числа преступных проявлений, зафиксированных статистикой применительно к таким ранее благополучным группам, как учащиеся техникумов, студенты вузов, школьники. Учащиеся ПТУ и работающие в совокупности на протяжении длительного периода составляют 50-59 % в общей структуре несовершеннолетних преступников и примерно 23-25 % - в соответствующей группе населения страны. По данным за 1991 г. среди несовершеннолетних, совершивших преступления, 21 % составили школьники, 22 % учащиеся профтехучилищ, 24 % - работающие, 23 - неработающие и неучащиеся.

 

  1. Некоторые личностные особенности несовершеннолетних преступников.

Почти для всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения преступлений, выбор такого варианта поведения  непосредственно или, в конечном счете, связан с личностными деформациями.

Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере  ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом, полное игнорирование их правовых и нравственных оценок. Несмотря на то, что по уровню образования, определяемому по формальным показателям прохождения школьного обучения, отстают от сверстников 8-10 % несовершеннолетних преступников, среди них в пять-шесть раз больше доля лиц, не успевающих из-за отсутствия прилежания. Будучи выражением и следствием соответствующих ценностных ориентацией, негативного отношения, складывающегося в этом виде деятельности, такое отношение существенно затрудняет как социализацию, так  и ресоциализацию подростков в процессе их исправления и перевоспитания.

В производственной сфере  этих подростков характеризуют отсутствие интереса к выполняемой трудовой деятельности, утилитарное отношение к профессии (как к возможности извлечь из нее только материальную и иную потребительскую выгоды), отсутствие связанных с ней планов, отчужденность от задач производственного коллектива, его нужд. Такие подростки не испытывают боязни увольнения, так как полагают, и не без основания, что всегда смогут без труда устроиться в другое учебное заведение, на другое предприятие и даже, более того, обеспечить себе высокий денежный и другой потребительский доходы, используя условия рыночного беспредела, сложившиеся в последние годы в стране.

Стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности, общественной работе у  правонарушителей замещено, как правило, досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у  таких людей все больше ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются и гипертрофированные потребности, и интересы, связанные с погоней за модной одеждой, информацией, значимой для данной микросреды, и т.д.

В отличие от личности с позитивными, одобряемыми обществом интересами и потребностями, развитие их у правонарушителей часто идет как бы в обратном направлении. Фактическое, в основном бесцельное, времяпрепровождение формирует  соответствующий негативный интерес. Он закрепляется в привычках, которые, в свою очередь, ведут к формированию социально-негативных потребностей. Соответственно искаженному развитию потребностей на поведенческом уровне вырабатываются привычки к общественно опасным, противоправным способам их удовлетворения.

В среде несовершеннолетних правонарушителей признается допустимым

нарушение уголовно-правового  или любого другого правового  запрета, если очень нужно, в том  числе, если этого требуют интересы группы. Необходимость соблюдения требований закона соотносится главным образом со степенью вероятности наказания за допущенные нарушения.

Эмоциональная неуравновешенность, тщеславие, упрямство, нечувствительность к страданиям другим, агрессивность  также можно отнести к наиболее распространенным характерологическим чертам несовершеннолетних преступников. При этом речь идет не о возрастных особенностях, которые были бы присущи основной массе подростков вообще, а именно о криминогенных сдвигах, деформациях в морально-эмоциональной, нравственной сферах, характерных именно для лиц, совершающих преступления.

Основной причиной более  интенсивного возникновения и развития, психогенно обусловленных аномалий у несовершеннолетних правонарушителей являются неблагополучные условия  их семейного воспитания, выражающиеся, в том числе и в наличии различных нервно-психических заболеваний у родителей, в их алкоголизме и пьянстве, противоправном и аморальном образе жизни, жестокости в семьях.

В качестве социально  отягощенных дефектов психофизического и интеллектуального развития и состояния, имеющих более высокую степень распространенности среди несовершеннолетних преступников по сравнению с подростками, правонарушений не совершавшими, исследователями зафиксированы:

    • различные нарушения психофизического развития, происшедшие в период внутриутробного развития, родов, в младенческом и раннем детском возрастах;
    • заболевание алкоголизмом;
    • явление физического инфантилизма (вялость, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность и т.д.) либо выраженное отставание в физическом развитии, включая дефекты внешнего вида;
    • пониженный уровень интеллектуального развития, создающий трудности в общении со сверстниками, затрудняющий приобретение необходимой    информации и социального опыта.

В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник - это лицо,

обладающее привычками склонностями, устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Случайно совершают преступления из них единицы. Для остальных характерны:

    • постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества и т.д.);
    • пристрастие к спиртным напиткам, к наркотикам, к азартным играм;
    • бродяжничество, систематические побеги из дома;
    • ранние половые связи, половая распущенность;
    • виновное создание конфликтных ситуаций, постоянные ссоры в семье,    терроризирование родителей и других членов семьи;
    • привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у слабого.

 

3. Состояние преступности несовершеннолетних в городе Смоленске.

 

Ед. изм.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

  1. Совершено преступлений в группах только несовершеннолетними.
  2. Совершено преступлений в группах несовершеннолетних с взрослыми.
  3. Принимало участие несовершеннолетних  в совершении преступлений.
  4. Совершили преступление в состоянии алкогольного опьянения.
  5. Ранее совершали преступления

-

 

-

 

ч3

 

 

ч

 

ч

36

 

89

 

104

 

 

29

 

21

19

 

27

 

74

 

 

12

 

17

69

 

68

 

117

 

 

9

 

7


 

На 30.12.1999 года 41 учащийся общеобразовательных школ Смоленской области на территории Ленинского района г. Смоленска принял участие в совершении 70 преступлений. В совершении преступлений приняли участие учащиеся следующих общеобразовательных школ:

  • Вечерняя школа №1 – 7 учащихся приняли участие в совершении 20 преступлений.
  • Вечерняя  школа №3 – 11 учащихся приняли участие в совершении 27 преступлений
  • Средняя школа №8 – 1 учащийся принял участие в совершении 1 преступления
  • Средняя школа №9 – 2 учащихся приняли участие в совершении 10 преступлений
  • Средняя школа №14 – 1 учащийся принял участие в совершении 1 преступления
  • Средняя школа №17 – 1 учащийся совершил 1 преступление
  • Средняя школа №20 – 2 учащихся приняли участие в совершении 14 преступлений
  • Средняя школа №21 – 4 учащихся приняли участие в совершении 3 преступлений
  • Средняя школа №26 – 1 учащийся принял участие в совершении 1 преступления
  • Средняя школа № 28 - 3 учащихся приняли участие в совершении 3 преступлений
  • Средняя школа №34 – 1 учащийся принял участие в совершении 1 преступления.
  • Средняя школа №39 – 5 учащихся приняли участие в совершении 10 преступлений.
  • Средняя школа посёлок Верхнеднепровский – 1 учащийся принял участие в совершении 1 преступления
  • Средняя школа деревня Хохлово – 1 учащаяся приняла участие в совершении 1 преступления. 

4. Основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних на общегосударственном и региональном уровне.

 

 

Криминология несовершеннолетних – важное направление криминологической  науки. Наиболее сложной и вместе с тем наименее разработанной  в этом направлении является проблема контроля государства и общества над преступным поведением подростка. В основе научного обоснования решения этой проблемы должна лежать концепция государственной политики предупреждения преступности несовершеннолетних. В настоящей работе предпринята попытка предложить основы такой концепции.

Политика предупреждения  преступности не имеет  вполне сложившегося толкования с точки зрения ее содержания. Отчасти этим обусловлено  многообразие употребляемых законодателем, политиками, учеными-криминологами и работниками системы правоохранительных органов терминов, наиболее распространенный из которых – «борьба с преступностью». Учитывая социальную, психологическую, экономическую специфику несовершеннолетних, особенности причин и мотивации совершения ими преступлений, целесообразно использовать термин  не «борьба», а «предупреждение».4

Так, государственная  политика предупреждения преступности несовершеннолетних – это основанная на определенных идеях деятельность системы государственных и негосударственных институтов по формированию и реализации основных задач, принципов, направлений и средств предупреждения явления преступности несовершеннолетних с целью защиты человека общества и государства от преступных посягательств.

Государственная политика предупреждения  преступности не автономна. Она является важным компонентом политики в сфере укрепления законности и правопорядка. Поскольку преступность проникает во все сферы жизнедеятельности и оказывает на них существенное влияние, постольку политика предупреждения преступности воздействует на все основные сферы государственной политики. Каждая сфера должна стремиться к тому, чтобы иметь своим особым объектом детей. Национальная политика нашего государства  в отношении несовершеннолетних нашла выражение в обязательных по выполнению: Конвенции о правах ребенка, взятых на себя РФ; в Основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей), утвержденных Указом Президента РФ от 14.09.95 г. № 942; в Указе Президента РФ от 1.06.92 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об  обеспечении  выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»; в президентской программе «Дети России», утвержденной Указом Президента РФ от 18.08.94г.

Предупреждение преступности несовершеннолетних, согласно подходу, по которому каждая сфера политики должна иметь своим особым объектом детей, является компонентом общей  политики государства в сфере  предупреждения преступности. С другой стороны, политика предупреждения преступности несовершеннолетних – компонент национальной политики государства в отношении несовершеннолетних. С этой точки зрения совершенно оправданно включение целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 1997-98 годы» в президентскую программу «Дети России».

Явление преступности несовершеннолетних занимает особое место среди проблем  криминологической этиологии. Эта  особенность придает специфику  целям  политики предупреждения преступности несовершеннолетних. С одной стороны,  ее цель – защита прав и интересов несовершеннолетних, а с другой – защита общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних. Такая конструкция цели политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет решать многие вопросы криминологической и правовой практики.

 С позиции формулирования  цели не вызывает сомнения  решения одной из важнейших  задач при разработке концепции  ювенальной юстиции – обоснование  комплексного характера правосудия по делам несовершеннолетних. Идеальная модель суда, занимающегося несовершеннолетними, - это суд межотраслевой судебной юрисдикции, в котором решаются  в комплексе вопросы как судебной защиты прав несовершеннолетних (одна из форм защиты прав и интересов несовершеннолетних как цель политики), так и юридической их отвественности за совершенные проступки и правонарушения ( одна из форм защиты общества от правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних как цель политики).5

Информация о работе Исследования состояния и динамики преступности несовершеннолетних в Смоленской области