Понятие, классификация и информационное содержание признаков письменной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 10:42, доклад

Краткое описание

Письмо служит средством запечатления и передачи на расстояние мыслей человека с помощью определенной системы символов, знаков, букв и закрепl 242j96hc 3;ения их во времени на том или ином носителе информации (бумаге, пленке и т.п.).
Освоение письма базируется на развитии двух тесно связанных между собой навыков: интеллектуального навыка письменной речи и двигательного навыка √ почерка, формирующихся, как правило, одновременно.

Вложенные файлы: 1 файл

Письмо.docx

— 96.44 Кб (Скачать файл)

Письмо  служит средством запечатления и  передачи на расстояние мыслей человека с помощью определенной системы  символов, знаков, букв и закрепl 242j96hc 3;ения их во времени на том или ином носителе информации (бумаге, пленке и т.п.).

Освоение письма базируется на развитии двух тесно  связанных между собой навыков: интеллектуального навыка письменной речи и двигательного навыка √  почерка, формирующихся, как правило, одновременно. Письменная речь √ это содержание документа и языковые средства его выражения. Почерк √ отражение на бумаге системы движений при выполнении письменных знаков.

При исследовании письма анализу подвергается весь комплекс характеристик рукописного текста, его смысловая и графическая  стороны, хотя по ним решаются различные  задачи: по письменной речи устанавливается  автор документа, а по почерку  √ его исполнитель.

Возможность установления автора и исполнителя рукописного  текста базируется на индивидуальности (непl 242j96hc 6;вторимости) и постоянстве (устойчивости) письменно-речевых и  графических навыков.Их проявление вовне в виде идентификационных признаков письма протекает в соответствии с психофизиологическим учением о высшей нервной деятельности человека.

Формирование письма зависит от условий обучения; общественной среды, в которой вращается человек; специфики его трудовой деятельности и психофизиологических способностей.

На устойчивость проявления навыка письма весьма влияет степень его автоматизации в  высшей нервной системе. Чем выше эта степень, тем труднее перестройка  навыка. Этот навык, будучи хорошо сформированным, закрепl 242j96hc 3;яется в высшей нервной системе в виде своеобразного динамического стереотипа настолько прочно, что не может быть произвольно изменен пишущим по его желанию.

Автоматизм письма проявляется до тех пор, пока оно  осуществляется в обычных условиях. Резкое их изменение (целевой установки  пишущего, физических или психических  перегрузок, преднамеренного искажения  письменной речи или почерка) приводит к ослаблению автоматизированности письма, к его выполнению под усиленным  контролем сознания. Однако ввиду  кратковременности новых условий  сложившаяся ранее манера письма не разрушается.

Сохранение привычного стереотипа проявляется и при  попытках преднамеренного искажения  особенностей письменной речи и почерка. Какой бы способ маскировки индивидуального  письма при этом ни использовался, собственные  навыки, закрепl 242j96hc 3;енные выработавшимся стереотипом, сохраняются и отображаются в искаженном письме.

Индивидуальность  и постоянство проявлений в письме особенностей письменно-речевых и  графических навыков позволяет  идентифицировать личности автора и  исполнителя документа.════════════

╖ 2. Понятие, классификация и информационное содержание признаков письменной речи

Под письменной речью  понимается отражение в рукописном изложении психофизических и  интеллектуальных особенностей мыслей человека: каким стилем написан текст, каковы словарный состав языка и уровень грамотности пишущего.

Объекты криминалистического  исследования письменной речи подразделяются на идентифицируемые и идентифицирующие. Идентифицируемым является конкретный человек, автор документа, а идентифицирующим √ документ, отобразивший признаки письменной речи его составителя.

У человека в зависимости  от условий обучения, культурного  и образовательного уровня, практики письма, характера трудовой деятельности, окружения, воздействия телевидения, кино, театра, радио формируется  словарный запас, своеобразная манера выражения мыслей, использования  средств языка.

В письменной речи различают  содержание и форму. При ознакомлении с содержанием анализируются  его тема (основной смысл); сведения фактического характера, ссылки на источники  и использованные материалы; упоминания автора о самом себе.

Содержание документа  не имеет столь четкой индивидуальности, как языковые средства его выражения. Вместе с тем в нем может  присутствовать фактическая информация, полезная при проведении оперативно-розыскных  мероприятий и следственных действий. В частности, по содержанию документа  можно определить:

√══ причину, побудившую к составлению анонимного документа;

√ наличие в тексте сведений о малоизвестных фактах, событиях или обстоятельствах, их детализация, упоминание конкретных лиц, причастных к этим событиям.

Форма документа  √ внешнее выражение его содержания √ характеризуется грамматическими, лексическими и стилистическими признаками.

Грамматические  признаки отражают степень соблюдения автором грамматических норм языка. Их усвоение происходит с раннего детства путем подражания речи взрослых, изучения в школе нормативной грамматики и самообразования. Однако в письме нередко наблюдаются устойчивые отступления от современных грамматических правил, связанные с орфографией, синтаксисом, пунктуацией.

Орфографические особенности письменной речи √ это правильность написания письменных знаков, а также устойчивые ошибки: в буквенном составе слова; в роде; падеже; склонениях и спряжениях.

Под синтаксисом понимают привычный характер построения предложений, а также устойчивые ошибки, допускаемые автором при письме, связанные с построением предложений, согласованием слов и оборотов речи, неоправданным соединением нескольких простых предложений в одно сложное, злоупотреблением причастными и деепl 242j96hc 8;ичастными оборотами и др.

Пунктуация представляет собой устойчивые, привычные для автора способы расстановки знаков препl 242j96hc 0;нания, посредством которых производится смысловое членение письменной речи.

Авторы документов, как правило, по-разному пользуются знаками препl 242j96hc 0;нания √ одни делают это верно, другие допускают незначительные ошибки, третьи пишут с грубыми нарушениями правил пунктуации даже в примитивных предложениях.

Привычный способ построения предложений, а также стабильность грамматических ошибок или отсутствие таковых √ все это в совокупности с другими особенностями письма способствует идентификации письменной речи.

В зависимости от наличия в документе грамматических ошибок общий уровень грамотности  пишущего определяется как низкий, средний или высокий: низкий √  присутствие многочисленных ошибок орфографического, синтаксического  и пунктуационного характера; средний  √ отсутствие грубых ошибок в простых  случаях правописания, но наличие  их в сложных; высокий √ отсутствие орфографических, синтаксических ошибок и обоснованная расстановка знаков препl 242j96hc 0;нания.

Лексические признаки √ это совокупность языковых средств (слова, выражения, обороты речи) и особенности использования их пишущим для изложения своих мыслей. Сюда включаются лексика, фразеология и изобразительно-выразительные средства.

Лексика рассматривается  как словарный запас, совокупность слов, активно употребляемых автором. Она может быть бедной или богатой. Бедность авторской лексики, как  правило, выражается в неоправданном  повторении одних и тех же слов и выражений. О богатой лексике  свидетельствуют свободное использование  лексических синонимов, фразеологизмов, разнообразие определений и т. д. Вместе с тем в ней могут  быть выявлены особенности, имеющие  значение идентификационных признаков. Это:

√ устаревшие слова (архаизмы), вышедшие из современного активного литературного употребления. Например, ╚чадо╩ √ дитя, ребенок; ╚око╩ √ глаз и др.;

√ новые слова (неологизмы), сравнительно недавно вошедшие в язык науки, техники и в другие сферы общения. Например, ╚менеджер╩, ╚ваучер╩ и др.;

√ историзмы √ слова, которыми в прошлом обозначались те или иные понятия, предметы, явления, ныне уже не существующие. Например, ╚сыск╩, ╚волостной писарь╩, ╚дыба╩, и др.;

√ профессионализмы √ слова, употребляемые лицами, объединенными по роду своей деятельности. Например, ╚компас╩, ╚осмечивать╩ √ составлять сметы и т.д.;

√ жаргонизмы √ слова из жаргона определенных социальных групп (воров, бродяг, нищих), отличающиеся от общеупотребимых слов и выражений. Например, ╚баксы╩ √ доллары, ╚ксива╩ √ документ и т.п.;

√ диалектизмы √ слова, характерные для жителей определенного региона. Так, жители Северного Кавказа используют такие диалектные слова как ╚зараз╩ √ сейчас, ╚держак╩ √ черенок для вил или лопаты;

√ варваризмы √ непl 242j96hc 8;авильно употребляемые слова и выражения, заимствованные из какого-либо другого языка. Варваризмы обычны тогда, когда автор пишет на неродном языке;

√ вульгаризмы √ слова грубые, нелитературные;

√ идиомы √ своеобразные обороты речи, свойственные какому-нибудь языку и непереводимые дословно на другой язык. Например, ╚чудеса в решете╩, ╚козел отпущения╩ и т.п.

Фразеология √ это совокупность устойчивых словосочетаний, имеющих неявный смысл (идиомы, пословицы, поговорки, крылатые слова). Характер фразеологических оборотов оценивается с точки зрения их распространенности, архаичности и национальной окраски. Это позволяет определить возраст, условия воспитания, уровень образования, национальность, эрудицию и специальность автора. Так, обороты типа ╚сломя голову╩, ╚ловить рыбу в мутной воде╩, ╚плясать под чужую дудку╩ и т.п. можно считать приемлемыми для любого русского человека, в то время как ╚геркулесовы столпы╩, ╚лебединая песня╩, ╚сизифов труд╩ √ типичны для лиц образованных и начитанных.

Изобразительно-выразительные  средства √ это выражения, употребляемые в переносном смысле (метафора, ирония, аллегория, гипербола, сравнение), и так называемые стилистические фигуры (градация, антитеза, риторические вопросы и другие речевые приемы). Изобразительно-выразительные средства вводятся для усиления действенности речи, придания ей образности и силы. Создавая запоминающиеся образы, они углубляют понимание основного, главного в описываемых событиях и могут индивидуализировать письменную речь анонима.

Стилистические  признаки включают совокупность лексических, фразеологических и изобразительных средств языка; манеру выбора слов, речевых оборотов, структуру фраз, построение текста в целом, характерную для конкретного автора.

Стиль в определенной степени отражает личность пишущего, характер его мышления, производственный опыт, глубину познаний, род занятий, индивидуальные языковые наклонности  и привычки.

Стиль может быть научным, публицистическим (журнально-газетным), официально-документальным (канцелярским), производственно-техническим, художественно-беллетристическим  и эпистолярным (бытовым). Стиль соответствует индивидуальным эмоциональным, психическим, профессиональным и иным привычкам и наклонностям автора.

На основании  анализа признаков письменной речи может быть высказано предположительное  суждение об авторе анонимного документа: его половой принадлежности; национальности; образовании; возрасте; профессии (специальности); месте работы и жительства и др.

╖ 3. Подготовка материалов для криминалистического  исследования письменной речи

Когда в результате следственных действий и оперативно-розыскных  мероприятий будут выявлены лица, подозреваемые в авторстве, проводится подбор материалов для идентификации  автора анонимного документа.

К образцам, получаемым для сравнительного исследования, предъявляются  определенные требования с точки  зрения их объема, происхождения, времени  исполнения и тематики.

Рекомендуется, чтобы  образцы по объему были до пяти страниц  машинописного и до десяти страниц  рукописного текста. Однако особое внимание должно быть уделено качеству образцов, отражению характерных  особенностей навыков письменной речи автора.

По своему происхождению  различают свободные и экспериментальные  образцы письма.

Свободными  образцами считаются рукописи, выполненные подозреваемым самостоятельно, собственноручно, вне связи с расследованием преступления. Это могут быть материалы личного дела, командировочные отчеты, дневники, письма и другие документы.

Экспериментальные образцы √ это тексты, выполненные подозреваемым в связи с расследованием дела по предложению следователя. Получение экспериментальных образцов связано с необходимостью проверки написания подозреваемым определенных выражений и слов, не встречающихся в свободных образцах. Отбор образцов производится по возможности неоднократно. По времени выполнения свободные образцы следует отбирать как можно ближе к моменту появления исследуемого текста.

В этих образцах обязательно  должны быть тексты, написанные на ту же (или хотя бы близкую) тему, что и  исследуемый документ.

При анализе письменной речи экспериментальные образцы  могут быть использованы только для  проверки грамматических, но не лексических  и стилистических признаков.

При автороведческих  экспертизах экспертам можно  предложить следующие вопросы:

Информация о работе Понятие, классификация и информационное содержание признаков письменной речи