Методика расследования преступлений связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование особенностей методики расследования преступлений связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
описывается криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней;
показываются криминалистические версии и планирование расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней;
рассматривается криминалистическая тактика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.

Вложенные файлы: 1 файл

metodika rassledovanija.doc

— 488.00 Кб (Скачать файл)

Особенности обыска на открытой местности. Такой обыск производится для обнаружения объектов, зарытых  в землю или укрытых иным способом. Его особенности объясняются  главным образом значительностью размеров обыскиваемой территории и, как правило, нахождением на ней нежилых строений (бани, хозяйственные постройки, беседки, погреба и т.д.), которые следует обыскивать.

Обыск проводится в присутствии  владельца участка или совершеннолетнего  члена его семьи. Тактика обыска определяется с учетом размеров обыскиваемого пространства, характера искомых объектов, наличия нежилых построек, водоемов, колодцев, особенностей грунта и растительности.

Выемка следственное действие, предусмотренное ст. 183 УПК РФ, заключается в изъятии значимых для расследования предметов, ценностей или документов, находящихся во владении или ведении конкретного лица или учреждения. При производстве выемки материальных ценностей, кроме представителя соответствующего предприятия должно присутствовать материально-ответственное лицо.

В отличие от обыска при  выемке точно известно, где, у кого и какие предметы или документы  хранятся, поэтому разыскивать их нет необходимости. Однако изъятие  возможно как путем добровольной выдачи, так и принудительно. Выемку производят по мотивированному постановлению, но санкции прокурора для нее не требуется, за исключением изъятия почтово-телеграфной корреспонденции. Если же при выемке выяснится, что нужные объекты укрыты заинтересованными лицами, выносится постановление и производится неотложный обыск.

Подготовка к выемке включает решение следующих вопросов:

  1. где, когда и у кого должна производиться выемка;
  2. кто будет участвовать и присутствовать при ее проведении;
  3. что конкретно следует изъять.

Решение первого вопроса зависит от тех материалов, которыми располагает следователь, а также от сложившейся следственной ситуации. Решение вопроса, кто будет присутствовать при проведении выемки, зависит от документов или предметов, подлежащих изъятию. Тщательно должен быть продуман и вопрос об участниках следственного действия. 33

Если требуемые объекты  выданы добровольно и нет оснований  опасаться сокрытия каких-либо предметов, документов или ценностей, не указанных  в постановлении, следователь ограничивается только их изъятием. В противном случае он производит принудительное изъятие.

С этой целью он вправе вскрывать запертые хранилища. Если искомые объекты укрыты, то следователь  выносит постановление об обыске и проводит его незамедлительно.

Детальный осмотр изымаемых объектов должен быть произведен на месте выемки. Однако если для этого требуются специальные технические средства, знания специалистов, длительное время, осмотр проводят в ином месте как самостоятельное следственное действие.

 

2.6. Изъятие  материалов для судебных экспертиз

Процесс экспертного  исследования состоит из: подготовительной стадии; стадии раздельного исследования; стадии сравнительного исследования; стадии оценки результатов и формулирования выводов.

При назначении экспертизы определяющее значение имеет правильный подбор образцов, необходимых для сравнительного исследования объектов. Получение таких образцов является самостоятельным следственным действием, проводимым в соответствии со ст. 202 УПК РФ. Все образцы, направляемые на экспертизу, должны отвечать требованиям: воспроизводимости (полное и точное отображение в них идентификационных признаков); сравнимости (возможность использования образцов для сравнения на основе общих и частичных признаков); неизменяемости; достоверности происхождения. Процесс получения образцов подробно фиксируется в протоколе: какие конкретно образцы были получены; условия, при которых это происходило; технические средства, применявшиеся для изъятия; специалисты, участвовавшие в получении образцов для сравнительного исследования. Выводы, к которым приходит эксперт при даче заключения, могут быть категорическими и вероятными. Категорическое заключение эксперта является источником доказательств, а фактические данные, изложенные в заключении, доказательствами по делу. Вероятное заключение не является источником доказательств; оно намечает лишь дальнейшую направленность расследования. Вероятное заключение играет оперативно-тактическую роль и, естественно, не может быть положено в основу приговора. В тех случаях, когда в заключении делаются вероятные выводы или вывод о невозможности решения вопросов, эксперт обязан подробно изложить причины, приведшие его к такому результату. Категорическое заключение эксперта, являясь доказательством по делу, оценивается судом, судьей, прокурором, следователем, лицом, производящим дознание, с точки зрения его обоснованности, достоверности, полноты, надежности примененных методов исследования, соблюдения всех процессуальных положений, установленных для производства экспертизы.

 

Глава 3. Криминалистическая тактика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней

3.1. Последующий  этап расследования

Последующий этап характеризуется преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней разрешением проблемных ситуаций в отношении основных структурных элементов предмета доказывания (событие и способ совершения преступления, виновное лицо).

Доказательственная информация, имеющаяся к этому времени  в распоряжении следователя, позволяет с достаточной надежностью ответить на те вопросы, которые в большей степени, чем все остальные, определяли ее проблемность на первоначальном этапе. 34

Сведения, которыми располагает  следователь на этом этапе, отличаются большим объемом, а их содержание большей конкретностью, упорядоченностью, разнообразием процессуальных источников, целенаправленностью и надежностью доказательственной информации. Все эти свойства дают возможность перейти от поискового (вероятностного, многоверсионного, нередко интуитивного) варианта расследования к последовательному, построенному на логических выводах, полученных из собранных по делу доказательств.

Уголовное дело вначале  расследуют работники отдела дознания таможни или регионального таможенного  управления, а затем передают его следователю территориальной или транспортной прокуратуры.

Одни и те же объекты  фигурируют в качестве вещественных доказательств как по уголовному, так и по административному делу.

В итоге аналогичные  обстоятельства подлежат доказыванию  не только по уголовному делу о незаконном обороте драгоценных металлов и драгоценных камней, но и по делу о нарушении таможенных правил.

Вместе с тем прекращение  уголовного дела о незаконном обороте  драгоценных металлов и драгоценных  камней не влечет обязательного прекращения административного дела, ведущегося в отношении юридического лица. Это еще раз подчеркивает необходимость тесного взаимодействия между лицом, производящим дознание или предварительное следствие, с одной стороны, оперативными работниками соответствующих отделов с другой, и лицом, осуществляющим административное расследование, с третьей.

Если сотрудник отдела дознания одновременно с расследованием уголовного дела осуществляет и административное производство, то взаимодействие с  оперативно-розыскными отделами будет самым тесным. Это обусловлено тем, что при возбуждении таможенным органом уголовного дела во всех случаях создается оперативно-дознавательная группа, которая производит по нему дознание и административное производство.

В большинстве случаев руководитель обеих подгрупп сотрудник отдела дознания, а все включенные в них оперативные сотрудники и работники таможенных органов ему подконтрольны. Но такая форма взаимодействия практикуется только в период дознания по уголовному делу. 35

По окончании дознания материалы дела направляются следователю. Административное производство о нарушении таможенных правил передается из отдела дознания в отдел таможенных расследований соответствующего таможенного органа, а оперативно-дознавательная группа упраздняется.

Опыт показывает, что  чем раньше следователь примет к  своему производству дело о незаконном обороте драгоценных металлов и  драгоценных камней, досконально  изучит его материалы и результаты административного производства, своевременно получая при этом от органа дознания криминалистически значимую информацию, а таможенные органы, в свою очередь, будут иметь возможность знакомиться с фактическими данными и доказательствами, полученными следователем, тем с большим основанием можно говорить, что обе стороны согласовывают свои действия и работают сообща. Если этого нет, то и по уголовному, и по административному делу наблюдается неполнота расследования, а органы предварительного следствия и таможенные органы при анализе и оценке доказательств нередко приходят к диаметрально противоположным выводам.

Только тесное деловое  взаимодействие органов предварительного следствия с таможенными органами обеспечивает позитивное положение  дел. Для этого следователю, принявшему к своему производству уголовное  дело, нужно изучить материалы данного дела и уяснить, содержат ли они доказательства и документы, которыми располагают таможенные органы, и при необходимости востребовать их.

Следователь должен изучить  практику по делам этой категории, проверить, закончено ли административное производство по делу, и если нет, обязать таможенный орган информировать о ходе расследования, знакомить с новыми материалами и документами.

Изучение следственной практики поможет почерпнуть сведения о наиболее удачных приемах, способах и средствах расследования, определить место и формы участия оперативных работников и специалистов таможенных органов на предварительном следствии.

Проверенная форма взаимодействия создание следственно-оперативной  группы, в которую включаются сотрудник  отдела дознания (желательно проводивший по делу дознание), работники отдела таможенных расследований, сотрудники отдела по борьбе с таможенными правонарушениями и другие работники таможенных и иных правоохранительных органов.

Как правило, вещественные доказательства остаются в таможенном органе, а в органы предварительного следствия направляются лишь образцы или пробы драгоценных металлов и драгоценных камней.

План расследования  должен включать перечень следственных действий и оперативно-розыскных  мероприятий. При этом необходимо помнить, что каждый из субъектов взаимодействия решает стоящие задачи в рамках своей компетенции присущими силами и средствами: следователь и органы дознания выполняют следственные и розыскные действия, а оперативные и оперативно-технические подразделения агентурно-оперативные и иные мероприятия.

С момента принятия уголовного дела к производству только следователь  инициатор и организатор этого  взаимодействия. Сообразуясь со сложившейся  по делу следственной ситуацией, он определяет формы, способы и другие аспекты взаимодействия. По результатам последнего он вносит коррективы и дополнения в план расследования, принимает решения о производстве дополнительных или повторных следственных действий (обысков, выемок, задержаний, допросов, экспертиз и т.п.), а также проведении оперативно-розыскных мероприятий. 36

Анализ практики взаимодействия следователей территориальных и  транспортных прокуратур с таможенными  органами и пограничными контрольно-пропускными  пунктами показывает, что наиболее характерны следующие его формы: взаимная информация о фактах незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, новых способах сокрытия товаров от таможенного контроля, примененных преступниками, проведение совместных операций по пресечению преступной деятельности преступников, выполнение поручений и запросов следователя как внутри страны, так и за ее пределами.

 

3.2. Проверка  показаний на места

Проверка показаний  на месте, сочетая в себе черты  ряда следственных действий, имеет  своеобразный комплексный характер и специфическую тактику производства.

Как и при допросе, свидетель, потерпевший или обвиняемый дает показания о конкретных обстоятельствах  расследуемого дела. Однако проверка показаний на месте обязательно  проводится в присутствии понятых  с целью осмотра конкретных объектов.

Дополнительной целью  может быть воспроизведение обстановки и обстоятельств исследуемого события  на каком-то определенном месте.

Действия, обстановка и  словесные пояснения проверяемого лица воспринимаются следователем и  понятыми непосредственно, в сопоставлении между собой, что обеспечивает поступление новой информации. 37

Новые данные, получаемые в результате проверки показаний  на месте, характеризуются сочетанием сведений, поступающих из четырех  источников. Первый из них содержание проверяемых показаний, второй пояснения ранее допрошенного лица на месте производства данного следственного действия, третий реальная обстановка места происшествия в ее органической взаимосвязи с обстоятельствами совершения преступного акта, четвертый источник сведения, полученные при первоначальном осмотре данного места.

Конечно, первый и четвертый  источники лежат как бы за пределами  проверки показаний на месте, однако обязательно должны использоваться при оценке ее результатов. В случае полного совпадения сведений из названных источников можно с уверенностью считать, что проверяемые показания соответствуют действительности.

Информация о работе Методика расследования преступлений связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней