Методика расследования преступлений связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 23:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование особенностей методики расследования преступлений связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
описывается криминалистическая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней;
показываются криминалистические версии и планирование расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней;
рассматривается криминалистическая тактика расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней.

Вложенные файлы: 1 файл

metodika rassledovanija.doc

— 488.00 Кб (Скачать файл)

Основные факторы, способствующие росту хищений драгоценных камней и их незаконному обороту:

    • наличие существенной разницы цен на внутреннем и внешнем рынках;
    • недостаточный контроль на таможенных постах и пограничных переходах;
    • снижение социально-экономического уровня жизни населения;
    • недостаточность правовой базы, регулирующей правоотношения в данной области. 43

На криминализацию предприятий  и организаций, осуществляющих деятельность в сфере оборота драгоценных камней, могут указывать следующие признаки:

    • создание управленческим аппаратом предприятий подконтрольных им коммерческих структур;
    • расположение коммерческих предприятий по переработке драгоценных камней непосредственно на территории государственных предприятий аналогичного цикла, что позволяет преступникам перерабатывать похищенное сырье и изделия до обнаружения их хищения;
    • умышленное внесение путаницы в документацию, отражающую сортность драгоценных камней;
    • отсутствие на предприятиях и в организациях, осуществляющих деятельность в сфере оборота драгоценных камней, надлежащего пропускного режима, недостатки бухгалтерского учета, невысокое качество инженерно-технических защитных средств, отсутствие надлежащей охраны мест переработки и хранения драгоценных камней.

Отдельно следует указать  на особенности правового регулирования  оборота драгоценных камней. Вступившим в действие Федеральным законом  Российской Федерации от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не предусмотрено лицензирование операций по обороту драгоценных камней. В данной связи роль лицензии выполняет регистрационное удостоверение государственной инспекции пробирного надзора. В то же время лицензии на использование природных ресурсов (недр) сохранены.

Разнообразие преступных посягательств на драгоценные камни, их зависимость от месторождения, способов добычи и обработки, возможности  совершения хищений на многих стадиях  технологического процесса, а также  то, что похищенные или незаконно добытые драгоценные камни в основном не оседают в местах совершения преступлений, а вывозятся за их пределы, позволяет сделать вывод, что деятельность подразделений БЭП по пресечению рассматриваемых преступлений целесообразно осуществлять двумя самостоятельными, но тесно связанными между собой направлениями:

    • организацией работы по выявлению, пресечению и предотвращению хищений непосредственно в местах добычи драгоценных камней;
    • организацией работы по выявлению, пресечению и предотвращению хищений на территории алмазоносных районов, и прежде всего в прилегающих населенных пунктах, а также по выявлению лиц, занимающихся скупкой, перепродажей и перевозкой похищенных драгоценных камней. 44

В целях предотвращения и своевременного раскрытия возможных преступных посягательств на драгоценные камни сотрудникам аппаратов БЭП целесообразно установить и постоянно поддерживать рабочие контакты с инспекциями пробирного надзора, финансовых и налоговых органов в целях изучения фактического состояния дел в сфере добычи, сбора, приемки и переработки сырья и отходов драгоценных камней на территории обслуживания соответствующего органа внутренних дел.

Одной из форм профилактики преступных посягательств на драгоценные  камни является проведение сотрудниками органов внутренних дел и работниками режимных служб совместных мероприятий. В ходе их выявляются лица, занимающиеся незаконной разработкой недр за пределами участков промышленной добычи, хищением в процессе съема или путем кустарной отмывки в границах приисков, вскрываются различного рода нарушения правил и инструкций технологического процесса добычи, переработки, транспортировки и хранения драгоценных камней. Необходимо также установить постоянное взаимодействие органов внутренних дел с местными органами безопасности, пограничной службой, таможенными органами, налоговой полицией и иными заинтересованными ведомствами. 45

В целях оздоровления криминогенной ситуации целесообразно:

    • продолжить практику проведения широкомасштабных оперативно-профилактических операций по предотвращению и раскрытию данного вида преступлений;
    • организовать в регионы с наиболее криминогенной ситуацией целевые выезды для изучения обстановки, выработки и реализации практических мер по совершенствованию работы по предотвращению и раскрытию данного вида преступлений;
    • повысить внимание к деятельности преступных групп межрегионального и международного уровня, специализирующихся на преступлениях в сфере незаконного оборота драгоценных камней;
    • в рамках заключенных соглашений МВД России с министерствами внутренних дел Украины, Беларуси и других стран СНГ проводить совместные мероприятия по пресечению контрабандного вывоза драгоценных камней.

 

Заключение

Природные драгоценные  камни являются объектом криминалистического исследования, поскольку служат предметом преступного посягательства или средством совершения преступлений; занимают центральное место в структуре механизма преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных камней; детерминируют совершение многих преступлений, в силу особых ликвидных свойств и высокой стоимости.

Криминалистическим средством  установления правовых признаков природных драгоценных камней, образующих предмет преступления, предусмотренный ст. 191 УК РФ, выступает деятельность сведущих лиц (специалист, эксперт). При этом ими в каждом случае расследования определяется именная классификационная группа камня (природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры, александриты, природный жемчуг в естественном и обработанном виде, уникальное янтарное образование); устанавливается принадлежность камня к категории «ювелирное изделие», «бытовое изделие», «лом таких изделий», «иное состояние и вид»; выясняется стоимость камня (должна быть не ниже одного минимального размера оплаты труда).

Особенности расследования  незаконного оборота природных драгоценных камней обусловливаются сложным механизмом совершения данных преступлений: меняющимися способами совершение и сокрытия преступления, участием значительного круга лиц, преследующих общие корыстные цели, высоким уровнем коррупции, противодействием расследованию и др.; спецификой собирания, исследования и использования доказательств; трудностями в квалификации преступных действий, их неоднозначной правовой оценкой; недостаточным методическим обеспечением процесса расследования этих преступлений.

Система принципов деятельности по расследованию незаконного оборота природных драгоценных камней включает в себя законность, этичность, научность, планомерность, экономичность, взаимодействие, оперативность, избирательность, динамичность, внезапность, безопасность. Ею обеспечивается соблюдение установленного порядка производства расследования, его эффективная организация, возможность полного и всестороннего решения целей и задач по доказыванию всех обстоятельств совершенного преступления, выбора следователем оптимальных и приемлемых в конкретных следственных ситуациях средств, методов и приемов собирания, исследования, оценки и использования доказательств. Реализация данной система принципов составляет существо частной методики расследования незаконного оборота природных драгоценных камней.

Криминалистическая характеристика незаконного оборота природных драгоценных камней и механизм данного преступления выполняют одинаковую методическую функцию, а именно описывают его типичные свойства и признаки. Элементы, традиционно выделяемые в криминалистической характеристике преступлений и типовой модели механизма преступления, охватывают тот же круг событий и фактов, действия участников на всех этапах, использованные орудия и средства совершения преступления, следы преступления, обстановку и предмет преступного посягательства. Включать в структуру частной методики расследования преступлений криминалистическую характеристику преступления либо целесообразнее заменить ее типичной моделью механизма преступления – это, в сущности, вопрос терминологических нюансов.

Деятельность по расследованию  незаконного оборота природных  драгоценных камней включает следующие основные элементы:

  1. поиск источников доказательственной и ориентирующей информации;
  2. процесс доказывания (установление обстоятельств предмета доказывания);
  3. прогнозирование и нейтрализация противодействия расследованию.

Такой подход позволяет  правильно распределить силы и средства органов расследования и наиболее эффективно организовать их деятельность.

Система следственных ситуаций формируется в зависимости от источника и объема информации на всех этапах расследования незаконного оборота природных драгоценных камней. С учетом этого предлагаются типовые программы расследования в каждой ситуации с изложением тактических возможностей решения отдельных задач.

Статья 191 УК РФ предусматривает  два вида деяний: совершение незаконной сделки с предметом данного преступления либо незаконное хранение, перевозка, пересылка такого предмета. Незаконными сделка, хранение, перевозка, пересылка признаются тогда, когда они осуществляются в нарушение установленных правил, регламентирующих оборот драгоценных камней (ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», указы Президента, постановления Правительства, приказы Минфина и др.).

К видам незаконных сделок, совершаемых с драгоценными камнями, могут быть отнесены следующие: 1) скупка – принятие покупателем драгоценных камней от продавца с уплатой за них суммы денег; 2) продажа – передача продавцом драгоценных камней покупателю, который платит за них сумму денег; 3) обмен – отчуждение драгоценных камней в обмен на другое имущество; 4) использование драгоценных камней в качестве средства платежа за какие-либо услуги, за другие материальные ценности; 5) залог – отдача драгоценных камней в обеспечение исполнения обязательств.

Сделка с  природными драгоценными камнями будет  считаться совершенной с нарушением правил, если драгоценные камни добыты преступным путем; а также если юридическое или физическое лиц не имело право на ее совершение; либо совершена надлежащим лицом, но превысившим свои полномочия при ее совершении; а также с нарушением формы, установленной для подобных сделок.

Под незаконным хранением понимают любые действия, связанные, с хранением при себе, в жилище, в тайнике незаконно добытых природных драгоценных камней, а также полученных законным путем, но хранящихся с нарушением правил, установленных законодательством РФ.

Незаконная  перевозка и пересылка означают перемещение драгоценных камней из одной географической точки в  другую любым видом транспорта; пересылка – перемещение с использованием почтовых или транспортных услуг. Незаконный характер этим действиям придают умышленные действия, направленные на нарушение существующих правил перевозки и пересылки. Предметом незаконной перевозки и пересылки могут быть как незаконно добытые камни, так и полученные незаконным путем.

Нарушения правил сделок с природными драгоценными камнями  либо с жемчугом совершаются на всех стадиях технологического процесса: во время геологической разведки, добычи, обработки и обращении драгоценных камней. Технологическая цепочка по добыче и переработке драгоценных камней начинается с геологической разведки, и уже на этой стадии возможно хищение драгоценных камней и их поступление в незаконный оборот.

При обращении драгоценных камней совершаются и другие правонарушения и преступления (взяточничество, нарушение правил сдачи государству драгоценных камней, контрабанда, уклонение от постановки на учет в налоговом органе с целью уклонения от уплаты налогов и др.). Преступные посягательства на драгоценные камни отличаются большим разнообразием, они обусловлены месторождением, способами добычи и обработки, возможностью совершения правонарушений на многих стадиях технологического процесса, а также тем, что похищенные, незаконно добытые драгоценные камни в основном вывозятся для дальнейшей обработки за пределы места их добычи.

Разнообразие преступных посягательств на драгоценные камни  позволяет выделить определенные направления  в выявлении данных преступлений. Специфика механизма незаконного оборота природных драгоценных камней, особенность установления некоторых элементов предмета доказывания определяют своеобразие проверочного и первоначального этапов расследования данного преступления. Обязательным условием, обеспечивающим успешные перспективы в расследовании, имеет правильная организация взаимодействия субъектов, осуществляющих и способствующих расследованию незаконного оборота природных драгоценных камней.

 

Список  использованной литературы

Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Рос. газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп. от 30 декабря 2006 г.). Собр. законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954.
  3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (с изменениями и дополнениями на 1 февраля 1994 года) Харьков, 1994 г.
  4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ (УИК РФ) (с изм. и доп. от 2 мая 2006 г.). Собр. законодательства Российской Федерации от 13 января 1997 г. N 2 ст. 198.

Информация о работе Методика расследования преступлений связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней