Методика расследования должностных преступлений коррупционной направленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 18:57, диссертация

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка на основе анализа следственной практики, а также последних изменений действующего законодательства, комплекса научно-практических рекомендаций по совершенствованию типовой методики расследования должностных преступлений коррупционной направленности.
Достижение поставленной цели стало возможным при условии комплексного подхода к решению следующих взаимосвязанных задач:
– исследовать понятие коррупции и сформулировать определение должностных преступлений коррупционной направленности, выявить их признаки;
– выявить закономерности криминалистической характеристики и определяемые ими особенности организации расследования должностных преступлений коррупционной направленности;
– определить структуру типовой методики расследования указанных преступлений;

Вложенные файлы: 1 файл

Методика расследования должностных преступлений коррупционной на.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Обязательным является при проверки заявлений, сообщений о злоупотреблении должностными полномочиями получить сведения: в чем конкретно заключалось злоупотребление должностными полномочиями; о причинении вреда гражданину, юридическому лицу, обществу, государству; имеется ли между деяниями должностного лица и наступившими последствиями причинная связь; время, место, способ, мотив и цель, в чем конкретно проявилась корыстная либо иная личная заинтересованность; о характере деятельности должностного лица, дата назначения его на должность и наличие в должностных обязанностях лица полномочий, совпадающих с действиями, составляющими объективную сторону деяния. Такие сведения, по мнению автора, следователь может получить из должностных инструкций, служебных контрактов, положений нормативных правовых актов в области государственной и муниципальной службы. Вместе с тем, необходимо получить сведения о категории должности (федеральная государственная, государственная субъекта федерации, муниципальная общая, муниципальная главы муниципального образования), которая может быть установлена путем сверки с реестрами государственных и муниципальных должностей.

При проверке заявлений, сообщений о незаконном участии в предпринимательской деятельности необходимо получить сведения: о наличии нормативного запрета конкретному должностному лицу на учреждение организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо на участие в управлении такой организацией; о факте осуществления организацией предпринимательской деятельности; о времени, месте совершения преступных действий; о дате назначения должностного лица на должность; о государственной регистрации организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, учрежденной должностным лицом; об участии его в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность либо личности доверенного лица, участвующего в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, в интересах должностного лица; в чем заключается покровительство организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, со стороны должностного лица.

При проверке заявлений, сообщений о получении взятки необходимо получить сведения: о способе получения взятки, предмете взятки, об отсутствии факта провокации взятки со стороны правоохранительных органов или иных лиц, о совершении должностным лицом в пользу заинтересованного лица в действительности указанных в заявлении действий.

Специфика должностных преступлений коррупционной направленности такова, что большинство уголовных дел (например, о получении взятки) возбуждается по результатам оперативно-розыскных мероприятий. Проводимые оперативно-розыскные мероприятия позволяют установить лиц, которые злоупотребляют должностными полномочиями, незаконно участвуют в предпринимательской деятельности из корыстной или иной личной заинтересованности, а также получают взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц.

Высказывая возражения (О.А. Луценко, А..А. Чувилеву, Ю.Б. Чупилкину) автор считает, что при определении оперативного эксперимента для исключения провокации, понятие «создание условий для совершения преступных действий» необходимо заменить на понятие «создание или воспроизведение обстановки, в которой могут проявиться преступные намерения лица» и под ним понимать способ получения информации посредством проведения необходимых опытных действий, создание или воспроизведения обстановки, в результате чего, могут быть осуществлены преступные намерения лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление.

Автор обосновывает позицию  о том, что исходные следственные ситуации служат отправным положением в разработке соответствующих практических рекомендаций по расследованию. Отмечается, что следственная ситуация охватывает не только те факторы, исследование которых помогает определить направление, границы и объем расследования, но и корректирует деятельность следователя. В то же время избираемые следователем процессуальные действия предопределяются в немалой степени исходя из его личного профессионального опыта и интуиции.

Типичные исходные следственные ситуации по своему характеру являются неблагоприятными. В связи с этим, следователю свою деятельность необходимо строить с учетом анализа полученных сведений: из наблюдения и изучения сферы деятельности должностного лица, а также выявления основных и дополнительных факторов, влияющих на обстановку совершения преступления; осмотра помещений, документов т.п.; исследования следов преступной деятельности (вещественных доказательств, документов, образцов и др.); опросов (допросов) заявителей, возможных свидетелей, консультации со специалистами; направления запросов и сбора характеризующего материала относительно лиц, подозреваемых в совершении преступлений; назначения и проведения специальных исследований (документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз и пр.).

Профессионально осуществленное расследование должностных преступлений коррупционной направленности, на стадии возбуждения уголовного дела, своевременное и качественное производство предварительной проверки сообщений имеет важное теоретико-прикладное значение, во многом определяет эффективность всего процесса сбора, изучения и оценки доказательств, принятия правильных процессуальных решений.

Во втором параграфе «Тактические приемы при производстве отдельных следственных действий по делам о должностных преступлениях коррупционной направленности» автором исследуются вопросы тактики отдельных следственных и иных процессуальных действий при расследовании уголовных дел.

Специфика должностных  преступлений коррупционной направленности предопределяет необходимость производства множества следственных действий и назначения различных видов судебных экспертиз на всех этапах расследования. Знание тактико-криминалистических приемов, способов и умение применить их позволяет следователю эффективно осуществлять производство следственных действий, особенно тогда, когда расследованию оказывается противодействие.

Опираясь на исследования российских ученых (О.Я. Баев Р.С. Белкин С.Н. Богомолова А.В. Дулов, П.Д. Нестеренко, В.А Образцов, А.П. Сыров, А.Г Филиппов), диссертант под тактикой следственного действия понимает деятельность следователя по подготовке производства следственного действия, постановки целей и задач, определению линии поведения следователем, заготовки комплекса тактических приемов и, готовность применять их в зависимости от сложившейся ситуации.

В тактическом отношении  особую специфику имеет осмотр места происшествия, который проводится в составе оперативно-тактических комбинаций наряду с оперативно-розыскными мероприятиями (оперативный эксперимент, наблюдение и т.д.), задержанием подозреваемых и другими. Однако в ряде случаев осмотр места происшествия может осуществляться как самостоятельное следственное действие, которое заключается в исследовании путем непосредственного восприятия материальных объектов для обнаружения обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовного дела.

Автор не разделяет позицию Т.Б. Куликова о том, что производство осмотра места происшествия целесообразно лишь по отдельным уголовным делам, обоснованно заключает, что доказать причастность лиц к совершенному преступлению невозможно без выявления указывающих на них следов (отпечатков пальцев, следов ног, микрочастиц), которые могут быть обнаружены на упаковке, предметах, предназначенных для использования наркотического средства, сброшенных в месте задержания.

Злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в  предпринимательской деятельности, а также получение взятки находят отражение в различных документах, поскольку данные преступления являются «самодокументирующимися». В связи с этим, особая роль отводится осмотру документов, в ходе которого следователь выясняет время, место их оформления, характер отраженных в них операций, действий по перемещению (движению) ценностей, расходованию денежных средств; узнает, когда издан тот или иной приказ, наложена резолюция, влекущие правовые последствия, когда зарегистрирован документ, соответствуют ли данные регистрации записям в первичных документах, а также одинаково ли заполнены реквизиты в двух и более экземплярах одного и того же документа, хранящихся в разных отделах предприятия или в разных организациях. При осмотре следователь оценивает документ с точки зрения соответствия содержащейся в нем информации другим материалам дела, действующему законодательству, правилам и ведомственным инструкциям. Выявленные нарушения позволяют ему получить сведения о характере события, конкретных действиях и способе совершения должностного преступления коррупционной направленности.

В процессе производства допроса свидетеля могут возникнуть следственные ситуации, которые изменяются и дополняются в зависимости от обстоятельств совершенного преступления. Тактика допроса должна строиться с учетом индивидуальных особенностей свидетеля и его отношений с подозреваемым (обвиняемым), поскольку данные участники уголовного судопроизводства, как правило, становятся объектом воздействия со стороны должностных лиц, его защитника, знакомых, родственников.

В качестве свидетелей по уголовным делам о должностных  преступлениях коррупционной направленности обычно допрашиваются: а) лица, работающие на том же предприятии или в том же учреждении либо в той же организации, что и должностное лицо, подозреваемое (обвиняемое) в злоупотреблении должностными полномочиями, незаконном участии в предпринимательской деятельности либо получении взятки (начальник, заместитель, иное лицо, например, главный бухгалтер, начальники (руководители) отделов планирования, снабжения и сбыта, рядовые работники, и т.д.); б) лица, состоящие на службе вне данного предприятия, учреждения или организации, – сотрудники организаций-партнеров, вышестоящего ведомства, контрольно-ревизионного органа; в) родственники, друзья, иные знакомые соответствующего должностного лица.

Допрос подозреваемого (обвиняемого) строится с учетом его личностных качеств, как правило, они имеют высшее образование, интеллектуально развитые люди, совершают преступление с прямым умыслом и исключительно по расчету. Поэтому получение правдивых показаний – задача достаточно трудная, а идеальные отношения, установившиеся между следователем и подозреваемым (обвиняемым), еще не гарантируют получения ожидаемых следователем результатов. Особое место в допросе подозреваемого (обвиняемого) по исследуемым преступлениям занимает оценка следователем психологического состояния допрашиваемого. Как правило, для них характерна уверенность в собственной невиновности, пренебрежительное отношение к следователю, знание своих прав, в то же время может присутствовать страх, тревога относительно неопределенности своего положения, в том числе страх перед возможной мерой пресечения, невозможности правильного предвидения сложившейся ситуации и управление ею, неизвестности в доказательствах, имеющихся в распоряжении следователя и т.п.

Такое психологическое  состояние является основой для  разработки и применения следователем тактико-психологических приемов. Кроме того, эффективность допроса в значительной мере будет зависеть от знания следователем деятельности государственных органов, где осуществляют деятельность должностное лицо. Всесторонний учет специфических особенностей допроса подозреваемого (обвиняемого), психологических качеств его личности, правильного соблюдения уголовно-процессуальных норм, анализ доказательств, полученных в ходе производства данного следственного действия, являются залогом успешного расследования рассматриваемых преступлений.

При производстве обыска определенные сложности на практике вызывает изъятие компьютерной информации. Должностные лица в осуществлении  своей деятельности используют персональные компьютеры, в памяти которых (или на магнитных носителях) содержится информация о финансово-хозяйственной деятельности организации (в том числе и черновые записи), персональной переписки и др. Исследование показало явную недооценку (в первую очередь, оперативными работниками) возможностей по изъятию и использованию в доказывании по уголовным делам компьютерной информации. Автор предлагает при производстве обыска использовать помощь следующих специалистов: бухгалтеров (экономистов); специалистов в области компьютерной техники; криминалистов и др.

Особенности обыска средств  компьютерной техники заключаются  в том, что, во-первых, следователь  обязан предпринять все меры, направленные на предотвращение возможного повреждения и уничтожения информации; во-вторых, во избежание утраты информации на электронных носителях необходимо обеспечить контроль за бесперебойным электроснабжением ЭВМ в момент обыска; в-третьих, прекратить доступ посторонних лиц на территорию, где производится обыск; в-четвертых, установить наблюдение за должностным лицом для устранения возможности прикасаться к средствам вычислительной техники и источникам электропитания.

В уголовно-процессуальном законе предусмотрен ряд следственных действий, таких как наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров, предъявление для опознания, проверка показаний на месте, которые при расследовании обозначенных преступлений также будут иметь значение для установления обстоятельств совершенного преступления.

В третьем параграфе «Методы нейтрализации противодействия при расследовании должностных преступлений коррупционной направленности» диссертант обратился к некоторым специфическим ситуациям, обусловленным актами противодействия расследованию указанных преступлений. Приведен анализ причин и условий их существования, комплекс мер по их разрешению, нейтрализации актов потенциального противодействия расследованию. Развернув дискуссию по некоторым аспектам проблемы определения понятия «противодействие расследованию преступлений», которое отождествляют с «предупреждением», «борьбой с преступностью» (В.А. Басков, Я.М. Злоченко, А.Н. Мусаев, Г.А. Пантюхина, В.А. Самсонов, В.Н. Янгол), диссертант аргументировано отстаивает точку зрения, согласно которой противодействие расследованию, как научная категория определяется как деятельность по воспрепятствованию в любой форме производству всестороннего, полного и объективного расследования. По мнению диссертанта, механизм противодействия расследованию включает две составляющие: деятельность по сокрытию следов преступления и воздействие на источники криминалистически значимой информации до выявления совершенного преступления и деятельность, направленная непосредственно на воспрепятствование производству расследования.

Информация о работе Методика расследования должностных преступлений коррупционной направленности