Методика расследования должностных преступлений коррупционной направленности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 18:57, диссертация

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка на основе анализа следственной практики, а также последних изменений действующего законодательства, комплекса научно-практических рекомендаций по совершенствованию типовой методики расследования должностных преступлений коррупционной направленности.
Достижение поставленной цели стало возможным при условии комплексного подхода к решению следующих взаимосвязанных задач:
– исследовать понятие коррупции и сформулировать определение должностных преступлений коррупционной направленности, выявить их признаки;
– выявить закономерности криминалистической характеристики и определяемые ими особенности организации расследования должностных преступлений коррупционной направленности;
– определить структуру типовой методики расследования указанных преступлений;

Вложенные файлы: 1 файл

Методика расследования должностных преступлений коррупционной на.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

– выявить особенности  возбуждения уголовных дел о  должностных преступлениях коррупционной направленности, проанализировать исходные следственные ситуации и разработать типовые программы по их разрешению;

– определить эффективность применяемых методов  раскрытия и расследования должностных преступлений коррупционной направленности, в условиях противодействия расследованию, подготовить криминалистические рекомендации по тактическим возможностям решения отдельных задач расследования;

– выявить и проанализировать процессуальные и тактические ошибки, недостатки, допускаемые в практике расследования указанных преступлений, и разработать научно-методические рекомендации по их недопущению и устранению.

Методология и  методика исследования. Задачи, решаемые в диссертационном исследовании, определили комплекс общих и частных научных методов исследования. Методологической основой явились общие приемы исследования должностных преступлений коррупционной направленности, как социально-правового явления. В работе использовались общенаучные методы: дедукция и индукция, анализ и синтез, а также частные научные методы исследования: сравнительно-правовой, системно-структурный и статистический.

Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, важнейшие правовые акты органов государственной власти и управления России. Выводы и предложения, содержащиеся в работе, основаны на анализе уголовного и уголовно-процессуального законодательства, разъяснений Пленумов Верховного Суда РФ, приказов и указаний МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации. В процессе подготовки диссертации анализировались и другие документы, относящиеся к расследованию рассматриваемых преступлений.

Теоретическим фундаментом  предпринятого исследования послужили  фундаментальные труды ученых-юристов: Аверьяновой Т.В., Баева О.Я., Баршева Я.И., Белкина Р.С., Божьева В.П., Васильева А.Н., Ветрова В.И., Винберга А.И., Возгрина И.А., Гавло В.К., Гаухмана Л.Д., Густова Г.А., Драпкина Л.Я., Дулова А.В., Зорина Г.А., Ищенко Е.П., Корухова Ю.Г., Крылова И.Ф., Кудрявцева В.Н., Кустова А.М., Лаврова В.П., Лузгина И.М., Лубина А.Ф., Порубова Н.И., Россинской Е.Р., Филиппова А.Г., Фойницкого И.Я., Яблокова Н.П. и других.

Эмпирическая основа диссертационного исследования. В процессе исследования были изучены 215 уголовных дел по должностным преступлениям коррупционной направленности (расследование данных уголовных дел производилось в городах: Москва, Сургут, Оренбург, Орел, Ростов-на-Дону, Тюменской, Челябинской областях в период с 2003 г. по 2009 г.); служебная документация органов внутренних дел, содержащая информацию о состоянии деятельности по раскрытию, расследованию указанных преступлений.

По специально разработанной  анкете было опрошено 230 следователей органов внутренних дел РФ, Следственного  комитета при прокуратуре РФ и 150 предпринимателей. Результаты исследования обеспечиваются его методологией и методикой, а также репрезентативностью эмпирического материала, на котором основываются разработанные научные предложения и выводы.

Научная новизна  диссертационного исследования заключается, прежде всего, в научном обосновании автором необходимости разработки криминалистической методики расследования должностных преступлений коррупционной направленности, в определении ее места в системе криминалистики. Научной новизной обладают следующие положения:

на основе системного подхода разработаны рекомендации по совершенствованию методики расследования должностных преступлений коррупционной направленности, определены ее структурные элементы;

обоснована целесообразность использования криминалистической характеристики в качестве основы методики расследования должностных преступлений коррупционной направленности преступлений, уточнена ее структура, определено ее содержание и элементы;

выявлены особенности  возбуждения уголовных о должностных  преступлений коррупционной направленности, определены исходные следственные ситуации и предложены пути их разрешения;

определены методы, применяемые  в условиях противодействия расследованию рассматриваемых преступлений против личности.

Диссертант всесторонне  проанализировал практику расследования  уголовных дел о должностных преступлениях коррупционной направленности, что позволило выявить существующие проблемы и неиспользуемые резервы, определить эффективность применяемых криминалистических средств, методов и приемов раскрытия и расследования преступлений, подготовить научно-методические рекомендации по тактическим возможностям решения отдельных задач расследования.

Положения, выносимые  на защиту.

1. Криминалистическая характеристика преступлений позволяет систематизировать сведения о значимых признаках должностных преступлений коррупционной направленности, необходимых для разработки типовой методики расследования. Установлено, что коррупция детерминирует совершение таких должностных преступлений как злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности и получение взятки. При всем различии уголовно-правовых характеристик и квалификации данных преступлений, все они входят в одну родственную в криминалистическом отношении группу по следующим признакам:

наличие специального субъекта рассматриваемых преступлений – должностное лицо, деятельность которого сопряжена с функционированием государственных и муниципальных органов и учреждений, совершающее должностные преступления коррупционной направленности как самостоятельно, так и совместно с иными лицами;

общая область реализации преступной деятельности должностных лиц: виновными совершаются преступления путем нарушения правил нормативного характера, устанавливающих порядок и условия деятельности государственных и муниципальных органов и учреждений, регламентирующих права и обязанности ее участников;

способ совершения должностных  преступлений коррупционной направленности развивается в рамках одного события преступления, поскольку одно преступление обуславливает совершение последующих. В 47% случаев выявлена закономерная связь способов совершения незаконного участия в предпринимательской деятельности и злоупотребления должностными полномочиями, в 53% случаев выявлена закономерная связь способов совершения злоупотребления должностными полномочиями и получения взятки. Сходство проявляется в основных, принципиальных чертах механизма подготовки, совершения, сокрытия и отражения преступной деятельности, а также типичных носителей и источников отражательной (следовой) информации;

выявлена закономерная связь возникновения следов, отображающих механизм совершения злоупотребления должностными полномочиями, незаконного участия в предпринимательской деятельности и получения взятки, выражающаяся в том, что деятельность должностных лиц находит свое отражение в различных документах (приказах, договорах, учредительных документах, трудовых книжках, документах бухгалтерского учета и отчетности и т.п.);

источниками сведений, используемых при расследовании должностных преступлений коррупционной направленности, являются: 1) юридические и физические лица, непосредственно взаимодействующие с должностным лицом; 2) документы, отражающие незаконную деятельность должностного лица и деятельность граждан и организаций и другие материальные объекты, выступающие в качестве предметов, результатов указанной деятельности и средств реализации ее целей; 3) результаты оперативно-розыскной деятельности, заключения и показания специалистов, осуществляющих документальные и иные проверки, административно-правовые расследования (служебные расследования и разбирательства), заключения и показания судебных экспертов.

С криминалистической точки  зрения, данные признаки позволяют  отграничить их от иных преступлений коррупционной направленности и определить средства и методы для решения задач уголовного судопроизводства.

2. Специфика обстоятельств, подлежащих доказыванию по должностным преступлениям коррупционной направленности, определяемая: 1) данными о личности преступника: должностное лицо, статус которого закреплен в нормативных правовых актах, обладающее правом совершать юридически значимые действия, способные порождать, изменять или прекращать правовые отношения; с высоким уровнем образования (89% высшее образование), его возраст в пределах от 40–55 лет (55%), характеризующееся безупречным послужным списком, деловыми качествами, устоявшимся мировоззрением, имеющее хороший материальный достаток; 2) целью преступной деятельности – получения незаконного вознаграждения или иных выгод имущественного и неимущественного характера (карьеризм, избежание ответственности, получение взаимной услуги и пр.), посредством злоупотребления должностными полномочиями, незаконного участия в предпринимательской деятельности, получения взятки; 3)мотивом преступления, который ограничивается корыстной или иной личной заинтересованностью; 4) причинением существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, посредством безвозмездного обращения чужого имущества в свою пользу или уклонения от неизбежных материальных затрат, покровительства или попустительства по службе, полного или частичного освобождения организации от публичного обременения, предоставления ей преимуществ либо незаконной помощи со стороны должностного лица;  
5) обстановкой события, которая обусловлена: нестабильностью общественных отношений в сфере экономической деятельности государства; низкой эффективностью контроля за деятельностью государственных и муниципальных служащих, создающей условия должностным лицам для извлечения выгоды имущественного и неимущественного характера; наличием у должностных лиц широких распорядительно-разрешительных полномочий для принятия решений по своему усмотрению, которое им дает возможность создавать лишние осложнения, преувеличивать свою роль в решении вопросов, связанных с обращениями граждан; распространенностью замещения должностей не на основании деловых и моральных качеств, а через знакомство, личную преданность, близость политических интересов; формальным наличием либо отсутствием отдельных подразделений или специально выделенных работников, исполняющих обязанности организации работы по выявлению и предотвращению коррупционных деяний и других должностных правонарушений; 6) способом совершения преступления, который находится в прямой зависимости от сферы деятельности должностного лица, его положения, предмета преступного посягательства.

3. Решение о возбуждении уголовного дела о должностных преступлениях коррупционной направленности принимается в условиях одной из исходных следственных ситуаций:

1. Установлен факт злоупотребления должностными полномочиями либо незаконного участия в предпринимательской деятельности, либо получения взятки, совершенный должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, о котором стало известно из средств массовой информации (3%случаев).

2. Установлен факт злоупотребления должностными полномочиями либо незаконного участия в предпринимательской деятельности, либо получения взятки, совершенный должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, о котором стало известно из заявления или сообщений учреждений, организаций по результатам ведомственных проверок (84% случаев).

3. Установлен  факт злоупотребления должностными  полномочиями либо незаконного участия в предпринимательской деятельности, либо получения взятки, совершенный должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, о котором стало известно из материалов расследования других преступлений либо по результатам оперативно-розыскных мероприятий (13 % случаев).

4. Особенностью деятельности следователя при расследовании должностных преступлений коррупционной направленности является планирование расследования на первоначальном этапе, которое представляет собой основу рациональной деятельности следователя, включает в себя: изучение сложившейся следственной ситуации; анализ исходных данных известных к моменту возбуждения уголовного дела и установленных в процессе неотложных следственных действий; определение круга вопросов и обстоятельств, подлежащих решению, установлению и доказыванию в ходе предварительного расследования; выдвижение следственных версий; формулирование обоснованного фактическими данными предположения о факте совершенного преступления; прогнозирование расследования.

5. Программы расследования должностных преступлений коррупционной направленности, являются источником информации о целях и задачах, стоящих перед субъектом расследования на последующих этапах, о средствах, методах и приемах их достижения и представляют собой комплекс потенциальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, тактических и процессуальных решений, которые строятся на основании полученной исходной криминалистически значимой информации посредством:

изучения сферы деятельности должностного лица, а также анализа  основных и дополнительных факторов, влияющих на обстановку совершения преступления;

Информация о работе Методика расследования должностных преступлений коррупционной направленности