Криминалистическая характеристика ДТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является наиболее полное изучение методики расследования ДТП путем реализации следующих задач:

1. Проанализировать криминалистическую характеристику ДТП;

2. Выявить типовые ситуации, возникающие при совершении ДТП;

3. Выделить этапы предварительного и последующего расследования.

Содержание

Введение 2

1. Криминалистическая характеристика ДТП. 3

2. Объективная сторона преступления.

3. Факультативные признаки

3.1 Место совершения преступления.

3.2 Время совершение преступления.

3.3 Обстановка совершения преступления.

3.4 Средства и орудия совершения преступления.

3.5 Способ совершения преступления

4. Типовые ситуации, возникающие при ДТП и
планирование расследования. 6

5. Начальный этап расследования. 8

5.1. Осмотр места происшествия. 9

5.2. Осмотр транспортного средства. 11

5.3. Осмотр трупа. 12

5.4. Судебно-медицинская экспертиза. 13

5.5. Допрос потерпевших. 13

5.6. Допрос свидетелей. 14

5.7. Допрос водителя. 14

6. Последующий этап. 15


Заключение. 36

Список использованной литературы. 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая .doc

— 263.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

3.6. Допрос свидетелей.

 

     Свидетельские показания иногда являются единственным источником сведений об обстоятельствах ДТП. Свидетелями по этим делам могут быть водители ТС, не участвовавших в ДТП, пассажиры городского транспорта, пешеходы, работники ГИБДД и т.д. Из числа свидетелей важно выделить очевидцев, непосредственно воспринимавших динамику и механизм ДТП. Однако при их допросе следует учитывать, что быстротечность и драматизм события, его неожиданность, кратковременность его восприятия могут привести очевидца к неточной, отрывочной и противоречивой информации об обстоятельствах ДТП. Поэтому важно выявить всех свидетелей, совокупность показаний которых поможет максимально полно воспроизвести обстановку, роли ее участников в ДТП.

      Следователь в ходе допроса свидетеля-очевидца должен выяснить, где в момент происшествия находился последний, чем он занимался, что конкретно привлекло его внимание, каково было поведение пострадавшего пешехода непосредственно перед ДТП и в момент его, откуда и куда он начал пересекать улицу, на каком участке проезжей части улицы произошел наезд, какой частью ТС был нанесен ему удар. Вместе с тем следует выяснить, каковы действия водителя до происшествия, характер движения ТС (с какой примерно скоростью ехала автомашина). При этом нужно выяснить, как свидетели умеют ориентироваться в определении расстояний и скорости движения. Целесообразно с целью более правильного воссоздания происшествия свидетелей очевидцев допросить непосредственно на месте аварии либо дать возможность самому составить схему места происшествия и обозначить на ней свое местонахождение в момент ДТП и других объектов дорожной обстановки. В случаях, когда водитель сам или на ТС скрылся с места происшествия, следователю предстоит выяснить признаки внешности водителя и приметы ТС, которые удалось запомнить свидетелю. При допросе работников медицинских учреждений необходимо выяснить, не сообщил ли пострадавший какой-либо информации, относящейся к делу.

 

 

 

3.7. Допрос водителя

 

      При допросе водителя следует выяснить, как протекал весь процесс ДТП, какие были его действия и потерпевшего в момент аварии, с какой скоростью двигалось ТС, какие попытки делались водителем для предотвращения опасных последствий (торможение, маневр или то и другое). Далее оказал ли он помощь потерпевшему, по какой причине скрылся с места ДТП, принимал ли меры к сокрытию материальных следов, кто может подтвердить данные водителем показания и т.д.

     При необходимости осуществляется розыск скрывшегося водителя и автомашины. Для этого проводится комплекс следственных и оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых используются данные о следах, оставшихся на проезжей части. Ширине колеи передних и задних колес, базе, модели шины, а также сведения об отделившихся от ТС частей и деталей, осыпи перевозимого груза, следах на теле и одежде потерпевшего, на вертикально расположенных предметах окружающей среды. Помощь в поиске могут оказать очевидцы, потерпевшие. Ориентирующие и справочные сведения, полученные в процессе произведенных мероприятий, немедленно сообщаются подразделениям ГИБДД и соседним территориальным органам милиции. При возможности проводится розыск по «горячим следам», не дожидаясь окончания осмотра. При этом осматриваются гаражи, автостоянки и другие места с целью обнаружения проверяемой машины. Для розыска используют печать, радио и телевидение.[4]

 

 

 

4. Последующий этап.

 

     Характер последующих следственных действий зависит от той ситуации, которая складывается после проведения первоначальных следственных действий. Она чаще всего определяется характером и объемом собранных доказательств вины правонарушителя и его отношением к ним. На этом этапе часто приходится допрашивать новых свидетелей, назначать различные экспертизы, а в случае необходимости проводить следственный эксперимент и предъявление для опознания.

     По делам о ДТП назначаются разнообразные экспертизы. Особое место при расследовании данной категории занимает авто-техническая экспертиза, которая является одним из видов инженерно-транспортных экспертиз. Авто-техническая экспертиза назначается для определения технического состояния машины, исправности ее отдельных агрегатов, механизмов и узлов, установления механизма ДТП, определение технической возможности предотвратить происшествие, технической оценки действий водителя во время аварии, установления причинной связи между техническими неисправностями машины и событием происшествия, решения других вопросов.

     Своеобразием авто-технической экспертизы состоит в том, что в ней

 


[4]- Яблоков Н.П.. «Криминалистика. Учебник»

 

исходными данными выступают не только материальные объекты. Также

фактические обстоятельства, зафиксированные в протоколах осмотра места происшествия и автомобиля, на фотоснимках, видеозаписи, схемах (планах), в протоколах допросов очевидцев, потерпевших и др. Поэтому любая неточность, допущенная следователем, может негативно повлиять на выводы эксперта.

     Вместе с постановлением эксперту-автотехнику должны быть направлены: протоколы осмотра места ДТП и его схема, и осмотра транспортного средства, протокол следственного эксперимента. Другие материалы: справка метеослужбы о состоянии погоды в период расследуемого ДТП, справка о профиле дороги и состоянии дорожного покрытия в зоне происшествия, сведения о продолжительности работы фаз светофоров и т.д. [2]

     Наряду с авто-технической может быть назначена и транспортно-трасологическая экспертиза. Она решает два вида задач: идентификационные и диагностические. К первым относится отождествление транспортного средства или установка его групповой принадлежности по следам его ходовой части, по отделившимся деталям и частям. Диагностическая задача: установить направленность движения транспортного средства, точное место кульминационной стадии ДТП, линию и угол столкновения; разграничить следы первичного и повторного соударения (опрокидывания); установить обстоятельства выпадения человека из ТС; изучить прочие следы, обнаруженные на ТС.

     В ходе расследования нередко проводят судебно-материаловедческие экспертизы: горюче-смазочных материалов и нефтепродуктов, лакокрасочных покрытий, волокон, тканей и др. На разрешение экспертизы ставятся вопросы: Каким веществом образованы пятна? Не совпадает ли это вещество по источнику своего происхождения с аналогичным веществом, изъятым при осмотре ТС? Не совпадают ли волокна обнаруженные на ТС, с волокнами одежды потерпевшего?

     Большое значение при расследовании ДТП имеет значение комплексных экспертиз. В случаях наезда (переезда) на человека чаще всего назначают комплексную судебно-медецинскую и судебно-автотехническую экспертизу, при столкновении ТС – судебно-автотехническую и трасологическую.[6]

     Поскольку при расследовании ДТП важное значение имеет установление фактических обстоятельств происшествия, иногда возникает необходимость проведения следственного эксперимента. Он должен проводиться в условиях, максимально приближенных к тем, при которых имело место, данное событие, по возможности на месте происшествия. При этом не допускается проверка опытным путем обстоятельств, связанных с экстренным торможением, маневрированием для определения технической возможности

 


[2]- Ищенко Е.П., Топорков А.А. «Криминалистика»

[6]- «Осмотр места происшествия: Справочник следователя»

 

предотвращения наезда и т.д. Наиболее типичными задачами следственного

эксперимента являются проверка: степени видимости с места водителя проезжей части, дорожных знаков либо других средств, предупреждающих о приближении к опасному месту; скорости движения автомашины, возможности самопроизвольного движения ТС под уклон без принятия мер предосторожности; наличия у водителя профессиональных навыков для вождения машины и др.

     При необходимости на заключительном этапе расследования могут быть проведены предъявление для опознания водителя, ТС, очные ставки и иные следственные действия. После вынесения следователем мотивированного постановления о привлечении водителя, в качестве обвиняемого, производится его допрос.

     Следственный эксперимент по рассматриваемой категории дел обычно бывает трех видов:

1. По выяснению возможности совершения  определенных действий (устанавливаются  скорость движения автомобиля, состояние его тормозов и других агрегатов, влияющих на безопасность движения, наличие или отсутствие у водителя профессиональных навыков);

2. По установлению возможности восприятия какого-либо явления (возможность увидеть возникшее препятствие в конкретной дорожной обстановке, услышать звуки сигнала, шум двигателя и т.д.);

3. По определению механизма ДТП (предполагается, по следам на  автомобиле, дорожном покрытии и  других объектах, выяснить механизм  столкновения, опрокидывания или  наезда).

    На последующем этапе расследования, как правило, проводятся автотехническая, трассологическая, судебно-химическая и другие экспертизы для решения вопросов, выдвигаемых обвиняемым и его защитником. [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[2]- Ищенко Е.П., Топорков А.А. «Криминалистика»

Заключение

 

В заключение необходимо выделить главное, что криминалистическая характеристика дорожно-транспортного происшествия включает в себя совокупность общих, частных и индивидуальных взаимообусловленных черт, проявляющихся преимущественно в механизме преступления, некоторых особенностях способа его совершения, обстановки и средств совершения преступления, а также особенностях личностного характера участников.

     В криминалистической характеристике данного преступления ведущим элементом является именно механизм преступления, а не способ его совершения, как это не редко наблюдается в криминалистических характеристиках других преступлений. Способ совершения дорожно-транспортного происшествия, имеющий своеобразные черты, чаще играет подчиненную роль по отношению к механизму и другим элементам криминалистической характеристики дорожно-транспортного происшествия.

     При этом под механизмом дорожно-транспортного происшествия понимается совокупность промежуточных состояний и процессов, формирующих последствия на взаимодействовавших объектах в материализованном виде, на предаварийном, аварийном и послеаварийном этапах развития дорожно-транспортного происшествия.

     Способ совершения дорожно-транспортного происшествия как самостоятельный элемент криминалистической характеристики в силу своеобразия этого вида преступлений чаще всего рассматривается с позиций особенностей поведения в предаварийной обстановке, способа предотвращения наступления вредных последствий либо уменьшения их тяжести. Способ сокрытия факта дорожно-транспортного происшествия или своего участия в нем, а иногда и способ маскировки его под другое преступление являются самостоятельными элементами указанной характеристики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Уголовный кодекс РФ с изменениями и дополнениями на 12. 02. 2012 г.

 

2 :Ищенко Е.П., Топорков А.А. «Криминалистика». М.: Контракт, ИНФРА-М, 2010. - 784 с.

 

3. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов  Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика. Учебник для вузов. “НормаИнфраМ”, Москва 2010 г.

 

4. Яблоков Н.П.. Криминалистика. Учебник– 3е изд., перераб. и доп. – М.: «Норма» 2011 г.

 

5. Белкин Р.С. "Курс криминалистики" М., "Юрист", 2001г.

 

6. Осмотр места происшествия: Справочник следователя. М.: Юристъ, редакция 2011 г .

 

7. www.consultant.ru

 

 

 


Информация о работе Криминалистическая характеристика ДТП