Криминалистическая характеристика ДТП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 22:55, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является наиболее полное изучение методики расследования ДТП путем реализации следующих задач:

1. Проанализировать криминалистическую характеристику ДТП;
2. Выявить типовые ситуации, возникающие при совершении ДТП;
3. Выделить этапы предварительного и последующего расследования

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………....2
1. Криминалистическая характеристика ДТП…………………………………………………3
2. Типовые ситуации, возникающие при ДТП и планирование расследования…………….6
3. Особенности расследования ДТП…………………………………………………………....8
3.1 Осмотр места происшествия……………………………………………………………...…8
3.2 Осмотр транспортного средства…………………………………………………………...10
3.3 Осмотр трупа……………………………………………………………………………..…11
3.4 Судебно-медицинская экспертиза…………………………………………………………11
3.5 Допрос потерпевших…………………………………………………………………….…12
3.6 Допрос свидетелей……………………………………………………………………….…12
3.7 Допрос водителя……………………………………………………………………………13
3.8 Дорожно-транспортная экспертиза……………………………………………………….14
3.9 Следственный эксперимент………………………………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………………………...16
Список использованной литературы………………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа по криминалистике.docx

— 45.19 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………....2

1. Криминалистическая характеристика  ДТП…………………………………………………3

2. Типовые ситуации, возникающие  при ДТП и планирование расследования…………….6

3. Особенности расследования  ДТП…………………………………………………………....8

3.1 Осмотр места происшествия……………………………………………………………...…8

3.2 Осмотр транспортного  средства…………………………………………………………...10

3.3 Осмотр трупа……………………………………………………………………………..…11

3.4 Судебно-медицинская экспертиза…………………………………………………………11

3.5 Допрос потерпевших…………………………………………………………………….…12

3.6 Допрос свидетелей……………………………………………………………………….…12

3.7 Допрос водителя……………………………………………………………………………13

3.8 Дорожно-транспортная  экспертиза……………………………………………………….14

3.9 Следственный эксперимент………………………………………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………………………...16

Список использованной литературы………………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

События, происшедшие в  результате нарушения тех или  иных правил безопасности дорожного  движения, в котором обязательно  участвовал автомототранспорт либо городской электротранспорт и после  которого наступили вредные последствия, именуется дорожно-транспортным происшествием (ДТП). По причинам возникновения дорожно-транспортные происшествия можно подразделить на: 1)происшествия, возникшие по вине людей (водителей, пассажиров, лиц, ответственных  за техническое состояние транспортных средств и дорог, и другие) и 2)происшествия, которые обусловлены не преодолимой  силой природы (наводнение, обвал, землетрясения  и тому подобное), а также случайным  стечением обстоятельств.

В подавляющем большинстве  случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения (ПДД) водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организации регулирования уличного движения. Нарушение правил дорожного движения со стороны водителей чаще всего заключаются в: превышении безопасной скорости при маневрах (повороте, обгоне, необходимости уклонится от столкновения или наезда, объехать препятствие или неровность дороги), попадании на участок дороги с худшими характеристиками; обострении дорожной обстановки; несоблюдении очередности проезда перекрестков; не подачи или неправильной подачи предупредительного сигнала; не правильном расчете минимального остановочного пути при различных скоростях движения и состоянии дорожного покрытия; нарушении требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки; не соблюдении безопасной дистанции; неожиданном выезде из своего ряда движения и ослеплении светом фар; стоянке на проезжей части без освещения; нарушении правил перевозки пассажиров; нетрезвом состоянии водителя, его работе по времени, превышающем допустимые пределы, после которых наступает утомляемость; и другие.

Нарушение правил дорожного  движения со стороны пешеходов обычно состоят в: неожиданном появлении  пешехода из-за препятствия (например, из-за стоящего на остановке автобуса, автомобиля у тротуара или обочины); внезапном выходе из-за транспортного  средства движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемом поведении пешехода, при котором водитель ошибочно уверен во взаимном контакте с пешеходом (например, пешеход, явно пережидающий проезд автомашины, вдруг перебегает наперерез); выходе на проезжую часть в месте, где это запрещено; внезапном выходе из неосвещенной зоны дороги; и другие.

Выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств (например, с дефектом тормозной  системы, ходовой части и осветительных  приборов) лицом, ответственным за техническое  состояние или эксплуатацию транспортных средств, если это привело к наступлению  последствий, предусмотренных уголовным  законом, влечет уголовно-правовую ответственность.

Целью данной контрольной работы является наиболее полное изучение методики расследования ДТП путем реализации следующих задач:

2

 

 

1. Проанализировать криминалистическую  характеристику ДТП;

2. Выявить типовые ситуации, возникающие при совершении ДТП;

3. Выделить этапы предварительного  и последующего расследования.

1. Криминалистическая  характеристика ДТП

В системе преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающей все разнообразие транспорта (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, трамвайный либо другой механический, автомотовело и городской электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), наиболее распространенными являются нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ).

К этой группе преступлений относятся также недоброкачественный  ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств  или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ). Эти составы преступлений объединены общими признаками тяжести последствий: причинение тяжелого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного материального ущерба (ч. 1 ст. 264, ч. 1 ст. 266-268 УК РФ); смерть человека (ч. 2 ст. 264, ч. 2 ст. 266-268 УК РФ); смерть двоих и более людей (ч. 3 ст. 264,ч. 3 ст. 266-268 УК РФ).

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - событие, возникшее в результате нарушения нормального режима эксплуатации или движения транспортного средства, повлекшее за собой травмирование или смерть людей, повреждение транспортных средств, грузов, дорожных и иных искусственных сооружений, причинение иного крупного материального ущерба.

Для единого понимания  сути и смысла словосочетания «дорожно-транспортное происшествие» необходимо подчеркнуть, что не всякое, а только определенное событие, происшедшее в результате нарушений тех или иных правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, находящееся  с ними в причинно-следственной связи  и повлекшее вредные последствия, предусмотренные уголовно-правовым законом, считается дорожно-транспортным происшествием. Несмотря на многообразие ДТП в них есть общие черты, позволяющие их классифицировать по разным основаниям.

С учетом механизма  и последствий ДТП их различают  следующим образом: столкновение транспортных средств друг с другом; наезды транспортного средства на пешехода, препятствие, гужевой транспорт, велосипедиста, животных; выпадение пассажира из транспорта; опрокидывание транспорта; прочие ДТП (схождение трамвая с рельс, падение транспортных средств в обрыв, в реку и т.д.). Указанная классификация важна не только с точки зрения особенностей расследования. Она принята за основу единого в Российской Федерации учета дорожно-транспортных происшествий, осуществляемого органами внутренних дел.

3

 

По причинам возникновения  ДТП можно подразделить на происшествия:

1.возникшие по вине водителей (вождение транспорта в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, сильного утомления, несоблюдение правил при маневрировании, правил перевозки пассажиров и грузов, превышение скорости движения автотранспорта в определенных условиях, несоблюдение безопасной дистанции движения, неожиданный выезд из своего ряда и ослепление светом фар, неподчинение показателям светофора, а также неправильная оценка при обострении конкретной дорожной обстановки и др.);

2. возникшие вследствие неправильных действий, допускаемых пешеходами (движение по проезжей части дороги или трамвайным путям перед близко идущим транспортом, переход улиц в местах, не предназначенных для этой цели; неожиданное появление пешехода из-за препятствия и т.д.);

3. происшедшие в результате нарушений, допускаемых лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (нарушение правил технического обслуживания и выпуска на линию транспорта, а также вследствие грубых нарушений дорожного надзора за состоянием дорожного полотна и организацией регулирования уличного движения).

Наиболее часто происходят наезды и столкновения, которые возникают  при различных ситуациях.

Несмотря на кажущуюся  простоту и однотипность механизма  и обстоятельств ДТП, установить истинную их причину во многих случаях  не легко. Объясняется это тем, что они часто являются результатом одновременно нескольких причин (нарушений, допущенных водителем и пешеходом, пассажиром; лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств и нарушений, совершенных водителем и др.). Поэтому необходимо выявлять и исследовать возможную связь указанных причин.

Криминалистическая характеристика ДТП включает совокупность взаимосвязанных общих и индивидуальных черт подобного события, проявляющихся в механизме и обстановке совершения преступления, личностных свойствах участников и особенностях их криминального поведения. Информация об элементах криминалистической характеристики данного вида преступлений во многом определяет первоначальные следственные ситуации и круг обстоятельств, требующих первоочередного выяснения.

В криминалистической характеристике ДТП как неосторожного преступления в отличие от аналогичной характеристики умышленных преступлений сведения о  способе их совершения не занимают главенствующего места. В то же время  механизм ДТП и обстановка его  совершения являются ключевыми элементами рассматриваемых преступлений. Практикой  установлено, что на механизм совершения данного преступления влияет большое  количество параметров системы «водитель--автомобиль--дорога--окружающая среда». Выдвижение механизма совершения данного преступного деяния на первый план в криминалистической характеристике вполне закономерно,

4

 

 

ибо механизм -- система временных, динамических и иных связей отдельных  этапов, обстоятельств и факторов, формирующих следы-последствия на взаимодействующих объектах на начальном, кульминационном и заключительном этапах развития ДТП. Знание механизма ДТП позволяет определить криминалистически значимые признаки, которые в дальнейшем будут способствовать установлению объективной истины по делу.

Способ совершения ДТП (или  особенности криминального поведения  правонарушителя) в силу специфики  этого вида преступления понимается как система, обусловленная объективными и субъективными факторами его  действий или бездействия, либо совокупность тех и других факторов, оставляющих  различного рода характерные следы, позволяющие ретроспективно воспроизвести  картину происшедшего, особенности  поведения его участников на различных  этапах развития ДТП (например, маскировку ДТП под другое преступление).

Своеобразие криминального  поведения, механизма и обстановки ДТП в определенной мере зависит  от личностных качеств правонарушителей. Без соответствующей информации о них (социально-психологической, эмоциональной; волевой, интеллектуальной, профессиональной и т.д.) немыслимо разобраться в сущности ДТП. Выявление этих свойств личности во многом позволяет правильнее оценить другие элементы криминалистической характеристики ДТП. Вместе с тем их должная оценка невозможна без учета особенностей средств преступления (транспортных средств), представляющих собой следообразующие объекты. Они, как и личность, обладают индивидуальными признаками и являются носителями информации, имеющей доказательственный характер.

Все элементы криминалистической характеристики данных преступлений определенным образом взаимосвязаны между  собой. Если обстановка ДТП во многом формируется под воздействием окружающей среды, особенностей дороги, технического состояния транспортных средств, личностных свойств участников и при этом между ними имеются обратные связи, то механизм происшествия формируется  под воздействием всех элементов  криминалистической характеристики.

При расследовании  уголовных дел о ДТП необходимо установить следующие обстоятельства:

1) каков характер ДТП  - было это преступление, несчастный  случай или действие непреодолимой  силы;

2) где и когда произошло  ДТП, какова его обстановка: тип  и состояние дорожного покрытия, ширина проезжей части, обзорность, видимость, метеорологические условия  и др;

3) кто виноват в случившемся;

4) есть ли причинно-следственная  связь между нарушениями правил  безопасности движения и эксплуатации  транспорта и наступившими последствиями;

5

 

5) каков механизм ДТП;

6) какие именно последствия наступили в результате ДТП (смерть, вред здоровью, характер и размер причиненного ущерба);

7) какие правила дорожного  движения нарушены действиями  виновного;

8) кто конкретно виноват  в совершении преступных нарушений  правил безопасности движения  и эксплуатации транспорта.

Следователь должен установить и такие обстоятельства, как квалификация и стаж водителя, состояние его  здоровья, наличие алкогольного опьянения, не привлекался ли он в прошлом  к административной или уголовной  ответственности за нарушение правил дорожного движения.

Перечисленные обстоятельства не являются исчерпывающими. При расследовании  встречаются и другие вопросы, решение  которых в каждом случае зависит  от конкретных особенностей ДТП.

2. Типовые ситуации, возникающие при ДТП и планирование  расследования

Лица, совершившие ДТП, в  основном действуют по неосторожности, хотя известны случаи умышленного совершения ДТП для сокрытия следов другого  преступления либо маскировки другого  преступления под ДТП.

Практическая деятельность по расследованию ДТП позволила  сформировать типовые ситуации, а  на их основе выдвинуть ряд типовых  следственных версий. По делам о  любых видах ДТП типовыми ситуациями и следственными версиями являются следующие:

1) обстановка на месте  происшествия зафиксирована без  существенных изменений, водитель  известен (он и транспортное средство  находятся на месте происшествия). Следственные версии в такой  наиболее распространенной ситуации  следующие: а) происшествие возникло  в результате нарушения правил  дорожного движения водителем  (неправильный расчет минимального  остановочного пути при различных  скоростях движения и состояния  проезжей части и др.); б) происшествие возникло в результате грубого нарушения правил дорожного движения пешеходом (внезапный выход из неосвещенной зоны дороги и др.); в) происшествие возникло в результате выпуска в эксплуатацию заведомо технически неисправных средств лицом, ответственным за безопасную работу транспорта (например, с дефектом ходовой системы, тормозной части и др.); г) происшествие возникло в результате непреодолимой силы природы (обвал, землятресение и т.д.), а также случайного стечения обстоятельств, не охватывающихся предвидением участников ДТП;

Информация о работе Криминалистическая характеристика ДТП