Что такое наука как вид человеческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 13:04, контрольная работа

Краткое описание

Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направлена на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Цель: проанализировать понятие науки как вида человеческой деятельности, рассмотреть основные научные методы и сообщества; осветить основную проблему образование и вопрос необходимости фундаментального знания. Актуальность: отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира и поэтому то не больное количество материала которое приведено в реферате должен знать каждый.

Содержание

Введение
1. Наука как вид человеческой деятельности
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

естествознание.doc

— 78.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Тюменский государственный  нефтегазовый университет »

 

 

 

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ  по дисциплине «Концепции современного естествознания»

 

 

на тему «Что такое наука как вид человеческой деятельности».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 

дистанционной формы  обучения

специальности Экономика  труда

курса 3  группы    Эб(до)зс-11-1          Е. Н. Мартюкова

 

 

 

 

Руководитель работы                Толчина С.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2012

Содержание

Введение

1. Наука как вид человеческой деятельности

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Наука — это  исторически сложившаяся форма  человеческой деятельности, направлена  на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

  Наука — это  одновременно и система знаний  и их духовное производство, и  практическая деятельность на  их основе.

  Современная наука  — чрезвычайно разветвленная  совокупность отдельных научных  отраслей. Предметом науки является  не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

  Цель: проанализировать  понятие науки как вида человеческой  деятельности, рассмотреть основные  научные методы и сообщества; осветить основную проблему образование  и вопрос необходимости фундаментального  знания.

  Актуальность: отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира и поэтому то не больное количество материала которое приведено в реферате должен знать каждый.

 

 

 

История науки

  Термин «наука»  science и «учёный» — scientist впервые были введены Уильямом Уэвеллом (1794-1866) в его работе «Философия индуктивных наук» в 1840 году: «…нам крайне нужно подобрать название для описания занимающегося наукой вообще. Я склонен называть его Учёным».

  С развитием письменности, в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Предшественниками современных учёных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием. В Древней Греции появляются варианты классификации знаний.

  Наука в современном  понимании начала складываться  с XVI—XVII веков. В ходе исторического  развития её влияние вышло  за рамки развития техники и технологии. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 10—15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников).

  В развитии науки  чередуются экстенсивные и революционные  периоды — научные революции,  приводящие к изменению её  структуры, принципов познания, категорий  и методов, а также форм её  организации. Для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований.

Понятие науки

  НАУКА — особый  вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных,  системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятель¬ности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим, философским постижением мира.

  Наука ставит своей  целью выявить законы, в соответствии  с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут преобразовываться любые объекты — фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п., постольку все они могут стать предметами научного исследования. Наука изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта. Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее от иных способов познания.

  Например, в искусстве  отражение действительности происходит  как своеобразная склейка субъективного  и объективного, когда любое воспроизведение  событий или состояний природы  и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку. Отражая мир в его объективности, наука дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира.

  Поэтому она не  исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из  сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества — моралью, религией, философией, искусством и т.д. Признак предметности и объективности знания выступает важнейшей характеристикой науки, но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное познание.

  Но в отличие  от него наука не ограничивается  отражением только тех объектов, их свойств и отношений, которые,  в принципе, могут быть освоены  в практике соответствующей исторической  эпохи. Она способна выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами практического освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации.

  Постоянное стремление  науки к расширению поля изучаемых объектов безотносительно к сегодняшним возможностям их массового практического освоения выступает тем системообразующим признаком, который обосновывает другие характеристики науки, отличающие ее от обыденного познания. Прежде всего, это отличие, но их продуктам (результатам). Обыденное познание создает конгломерат знаний, сведений, предписаний и верований, лишь отдельные фрагменты которого связаны между собой.

  Истинность знаний  проверяется здесь непосредственно  в наличной практике, так как знания строятся относительно объектов, которые включены в процессы производства и наличного социального опыта. Но поскольку наука постоянно выходит за эти рамки, она лишь частично может опереться на личные формы массового практического освоения объектов. Ей нужна особая практика, с помощью которой проверяется истинность ее знаний.

  Такой практикой  становится научный эксперимент.  Часть знаний непосредственно  проверяется в эксперименте. Остальные  связываются между собой логическими  связями, что обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое. В итоге возникают присущие науке характеристики: системная организация, обоснованность и доказанность знания. Далее, наука, в отличие от обыденного познания, предполагает применение особых средств и методов деятельности. Она не может ограничиться использованием только обыденного языка и тех орудий, которые применяются в производстве и повседневной практике. Кроме них ей необходимы особые средства деятельности — специальный язык (эмпирический и теоретический) и особые приборные комплексы.

  Каждая из наука  (математика, физика, химия, биология, технические и социальные ) имеет  свою внутреннюю дифференциацию  и свои основания: свойственную  ей картину исследуемой реальности, специфику идеалов и норм исследования и характерные для нее философско-мировоззренческие основания. Взаимодействие наук формирует междисциплинарные исследования, удельный вес которых возрастает по мере развития наук.

 

 

  Каждый этап развития  науки сопровождался особым типом ее институциализации, связанной с организацией исследований и способом воспроизводства субъекта научной деятельности.

Ученые

  Учёный — представитель  науки, осуществляющий осмысленную  деятельность по формированию  научной картины мира, чья научная  деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества. Основной формальный признак признания квалификации — публикация материалов исследований в авторитетных научных изданиях и доклады на авторитетных научных конференциях. В России сделана формальная попытка отделить авторитетные научные издания от прочих в виде списка изданий, публикации в которых признаются ВАК. Однако даже среди авторитетных изданий и конференций существует понимаемая не вполне однозначно система приоритетов. Как правило, наибольшим приоритетом пользуются международные издания и конференции, и признание на международном уровне выше национального. Авторитет и признание квалификации учёного связан с его известностью в узких кругах специалистов. Существуют попытки выстроить рейтинги по числу ссылок на работы данного учёного из работ других учёных.

  В учёном сообществе  высоко ценится педагогическая  работа. Право читать лекции в  престижном учебном заведении  является признанием уровня и  квалификации учёного. Высоко также ценится создание научной школы, то есть подготовка нескольких учёных, развивающих идеи учителя.

  Принадлежность к  профессиональной науке и уровень  квалификации учёного могут формально  определяться местными и национальными  квалификационными комиссиями (совет по защите диссертаций, аттестационная комиссия, ВАК). В СССР и России квалификация учёного формально подтверждается учёной степенью (кандидат или доктор наук) и учёным званием (доцент или профессор). Присвоение, как степеней, так и званий контролируется ВАК. Учёные степени присваиваются по направлениям наук, например, кандидат физико-математических наук, кандидат юридических наук и т. п. — в настоящее время ВАК признаёт 22 таких направления. Для получения соответствующей учёной степени необходимо написать и защитить в специализированном совете диссертацию, в виде исключения и при больших научных заслугах диссертация может заменяться докладом о проделанной работе. Исключение делается очень редко, например, для Генеральных конструкторов. Обязательным условием успешной защиты является публикация и апробация результатов научной работы.

  Под апробацией  обычно понимается выступления  на конференциях, так как эта  форма позволяет дискуссионно  обсудить результаты и соответственно  получить открытую критику, при несогласии учёного сообщества. Для получения учёного звания (доцента или профессора) кроме учёной степени требуется вести педагогическую работу, в частности иметь учебно-методические публикации. Существуют и более мелкие формальные признаки признания квалификации, например, разрешение руководить научной работой аспирантов является необходимой ступенькой перехода от кандидата к доктору.

  Высшая ступень  — членство в Академии наук. В России, как ранее в СССР, существует две ступени членства  первая член-корреспондент Академии  и высшая — академик. Академии  — самоорганизующиеся научные  сообщества и выбирают академиков и член корреспондентов на своих собраниях. Кандидатов выдвигают ВУЗы или НИИ. При этом выборы всегда происходили на многоальтернативной основе. В настоящее время в России, кроме Академии наук (без уточняющих определений), действуют отраслевые Академии, некоторые из них, например, Академия медицинских наук имеют многолетнюю историю, другие — возникли относительно недавно. Их организация подобна организации Академии наук, но статус, естественно, ниже.

 

Научные организации

  В научном сообществе  существует довольно большое  количество научных организаций. Активную роль в развитии науки играют добровольные научные общества, основной задачей которых является обмен научной информацией, в том числе, в ходе проводимых конференций, и благодаря публикациям в периодических изданиях, выпускаемых обществом. Членство в научных обществах является добровольным, часто свободным и может требовать членских взносов. Государство может оказывать этим обществам различную поддержку, а общество может высказывать согласованную позицию властям. В некоторых случаях деятельность добровольных обществ охватывает и более широкие вопросы, например, стандартизации. Одним из наиболее авторитетных и массовых обществ является. Международные научные союзы допускают как коллективное, так индивидуальное членство. Национальные академии наук в некоторых странах Европы исторически выросли из национальных научных обществ. В Великобритании, например, роль Академии играет Королевское научное общество.

  Первые научные  общества появились в Италии  в 1560-х годах — это были  «Академия тайн природы» (Academia secretorum naturae) в Неаполе (1560), «Академия Линчеев» (Accademia dei Lincei — дословно, «академия рысьеглазых», то есть обладающих особой зоркостью) в Риме (1603), «Академия опытных знаний» («Академии опытов», 1657) во Флоренции. Все эти итальянские академии, в которых участвовало немало значительных мыслителей и общественных деятелей во главе с приглашённым почётным членом Галилео Галилеем, были созданы с целью пропаганды и расширения научных знаний в области физики на основе регулярных встреч, обмена идеями и проведения экспериментов. Бесспорно, они повлияли на развитие европейской науки в целом.

Информация о работе Что такое наука как вид человеческой деятельности