Человек как предмет естественнонаучного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 19:37, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение человека как естественнонаучного познания. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
• Объяснение смысла утверждения: « Человек – дитя Земли»;
• Изложение сущности проблемы антропогенеза;
• Рассмотрение основных этапов антропогенеза.

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ КР.docx

— 43.34 Кб (Скачать файл)

Каким образом  биологический организм, принадлежащий  к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, превращается в человека — существо не только биологическое, но и социальное, в носителя культуры. В этом и состоит суть проблемы антропогенеза. Перед наукой стоит действительно актуальная задача, которая требует решения. Мы не рассматриваем мистические и фантастические концепции объяснения происхождения  человека, мы будем опираться на  научное решение этого вопроса, которое базируется на концепциях современного естествознания, хотя  антропогенез в нынешней научной картине мира предстает как процесс со многими неизвестными. Интенсивное научное осмысление и понимание проблемы антропогенеза началось в XIX в. Главное достижение в этой области было связано с утверждением эволюционной теории. Дед знаменитого Ч. Дарвина, английский врач и натуралист Э. Дарвин  в 1796 году опубликовал теорию эволюции жизни в виде эпической поэмы «Зоономия». В ней в натурфилософской форме он развивал представления об эволюции животного мира под влиянием внешней среды.

Значительный  вклад в утверждение теории эволюции внес и предшественник Ч. Дарвина французский естествоиспытатель Ж. Б. Ламарк, который создал достаточно целостную концепцию эволюции живой природы, в которой виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию. Ламарк провозгласил принцип эволюции всеобщим законом живой природы, хотя и не понял ее подлинных причин. Одновременно с немецким ученым Г.Р. Травиранусом он ввел термин «биология».

Таковы  были естественно-научные предпосылки возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина, опубликовавшего в 1859 г. свой знаменитый труд «Происхождение видов путем естественного отбора». В этой работе на основе обобщения результатов собственных наблюдений и достижений биологии и селекционной практики он объяснил основные факторы и причины эволюции органического мира. В 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Ч. Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка.

Дарвин  преодолел однолинейный детерминизм  Ламарка и показал, что эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Изменчивость является основой образования новых признаков в строении и функциях организмов. Наследственность закрепляет их. «Под воздействием естественного отбора в процессе борьбы за существование устраняются организмы, которые не могут приспособиться к условиям жизни. Благодаря этому единому процессу организмы в результате эволюции накапливают все новые приспособительные признаки, что и ведет к образованию новых видов».

Таким образом, Дарвин установил движущие силы эволюции органического мира и объяснил естественно-научным путем процесс становления и развития биологических видов. Его теория дала  объяснение развития видов и изложила основы научной концепции эволюции. Стало понятно, что настоящее состояние биологических видов, в том числе и человека, обусловлено их прошлым, а будущее основано на настоящем. Дарвин показал, что нет ничего сверхъестественного в происхождении человека.

Однако, теория эволюции Ч.Дарвина не лишена недостатков, на многие вопросы в ней нет ответов. Разработав теорию естественного происхождения человека, он не включил в нее влияние социального фактора на его развитие. Кроме того, в теории Дарвина отсутствует качественное отличие ума человека от животного. Это во многом объясняется тем, что он не затрагивает роли труда в процессе антропогенеза.

Внимание  на это было обращено в трудовой теории антропогенеза, защитником которой был Ф. Энгельс. Представители данной теории считали, что труд не отменяет действие биологических законов, но влияет на характер действия естественного отбора. Труд  развивает в человеке способность преобразовывать природу по своим меркам, а также способствует его собственному формированию. Сторонники этой теории именно с трудовой деятельностью связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей и сплочения их в социальные коллективы.

Возникновение труда и его развитие оказали  огромное влияние на антропосоциогенез. Причем важным моментом является то, что любой труд связан с изготовлением орудий труда, где закрепляется социальный опыт человека, его навыки, умения, способ мышления. Кроме того, и орудия труда являются  основным способом передачи социального опыта, т.е. лежат в основе новой, социальной формы наследования, которую Дарвин не рассматривает, не принимает во внимание.

Таким образом, становление человека и общества — процесс взаимосвязанный, процесс антропосоциогенеза, и главная роль в нем принадлежит трудовой деятельности. Новый аспект критики дарвиновской концепции возник на волне первых успехов генетики, науке, которая зародилась на рубеже XX в. Появилась мутационная теория эволюции нидерландского ученого Хуго де Фриза, согласно которой новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в генном наследственном аппарате (геноме). И это явление, по мнению нидерландского ученого, никак не связано с естественным отбором, о котором писал Ч. Дарвин.

 

 

 

 

 

  1. Основные этапы антропогенеза

 

Огромное значение в развитии науки  о происхождении человека имеют  вопросы, подробно рассмотренные Энгельсом в его известной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876). В ней Энгельс убедительно раскрыл картину формирования человека под влиянием труда и наметил определенную последовательность в развитии существенных органов нашего тела.

Начальным этапом процесса выделения  человека из животного мира Энгельс считает усвоение какой-то необычайно развитой породой человекообразных (антропоморфных) обезьян прямой походки (прямохождения). «Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку». При прямой походке рука освободилась для совершения трудовых операций.

Однако только у человека рука стала  вполне свободной и могла совершенствоваться в ловкости, гибкости и мастерстве. С данного момента и началась ее бурная эволюция по пути все большего приспособления к трудовым операциям. Приобретенные человеком навыки и свойства передавались по наследству и закреплялись в последующих поколениях.

Таким образом, рука не только орган, но и продукт труда. При этом имеются в виду больше функциональные, чем анатомические изменения органа. Энгельс подчеркивает, что общее расположение костей и мышц на руке одинаково у человека и у обезьяны, но человеческая рука может производить сотни работ, совершенно недоступных обезьяне. Он также отмечает, что под влиянием развития рук и их деятельности произошли изменения и в организме человека.

Труд расширял кругозор людей, сплачивал  их в более тесные коллективы, общение  в которых привело к появлению  и развитию речи. Это вполне понятно: у формировавшихся людей в трудовом процессе постоянно появлялась „потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научались произносить один членораздельный звук за другим".

Под влиянием труда и языка постепенно совершенствовался мозг человека. Он, в свою очередь, тоже оказывал соответствующее влияние на язык и труд. Вместе с человеком рождалось человеческое общество, резко отличавшееся от стада обезьян, в первую очередь трудом и общением.

Трудовая деятельность человека как  охотника и рыболова привела его  к постоянному потреблению мяса - более питательного продукта, чем  растительная пища. Это способствовало необычайному сокращению процесса пищеварения, что позволило увеличить расход энергии на другие жизненные функции. Кроме того, мозг получил гораздо больше необходимых для своего развития веществ. Огромное значение в процессе эволюции человека имели использование огня и приручение животных. Необычайно важным следствием трудовой деятельности явилось расширение области расселения человека: он приспособился жить в разных, нередко очень трудных, природных и климатических условиях, а с течением времени научился даже изменять природу в своих интересах.

Свою трудовую теорию происхождения  человека Энгельс сформулировал  в тот период, когда историческая наука располагала еще небольшим  количеством достоверных фактов. Все последующие находки ископаемых людей, орудий труда и предметов быта подтверждают и дополняют эти выводы одного из гениальных основоположников марксизма.

 

Заключение

 

Все рассмотренные  в настоящей работе вопросы так или иначе связаны с человеком, являющимся венцом творения природы. Ведь именно человек — субъект и носитель культуры, именно он интегрирует и замыкает в себе все формы и уровни организации материи, будучи одновременно существом и биологическим, и социальным, а главное — обладающим разумов — высшим результатом развития мира. Для понимания сущности человека требуется комплексной подход, который может быть выработан только на совокупной основе различных наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Концепции современного естествознания / Лавриненко В.Н., Ратников В.П. / М. 2004
  2. Концепции современного естествознания / В.М. Найдыш/ М, УИЦ "Гардарики", 2004
  3. Концепции современного естествознания/ С.И. Самыгин, В.О. Голубинцев/ М. "Феникс"2005
  4. Бочкарёв А.И., Бочкарёва Т.С., Саксонов С.В. Концепции современного естествознания. Учебник. 2008 год. 386 стр.
  5. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р.. Концепции современного естествознания. Учебник. 6-е изд. перераб. дополн. 2007 год. 640 стр.
  6. Самыгин С.И. Концепции современного естествознания. 4- изд. перераб. дополн. 2003 год. 448 стр.

 

 

 

 

 


Информация о работе Человек как предмет естественнонаучного познания