Субъективный мир человека и психика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 14:41, реферат

Краткое описание

Системные определения человека: родовой человек (человек, как биологический вид) — индивид (отдельный представитель человеческого рода) — индивидуальность (единичное в человеке) — личность (термин, обозначающий человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности и устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности).

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….…..3
2. Понятие человек, индивид, личность. Характерные особенности…….4
3. Структура и характеристика личности………………………..…………8
4. Интимные межличностные отношения…………………………………18
5. Заключение………………………………………………………………..25
6. Список использованной литературы……………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

реферат естествознание(готов).docx

— 58.08 Кб (Скачать файл)

Меланхолический темперамент деятельности, свойствен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.

Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.

Каждый из представленных типов  темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим. Проявляясь в динамических особенностях психики и поведения человека, каждый тип темперамента может иметь свои достоинства и недостатки. Тип темперамента человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности.

Далеко не все люди являются «чистыми» представителями основных темпераментов. В жизни существует много смешанных и промежуточных типов высшей нервной деятельности. В большинстве случаев встречается сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Нередко темперамент несколько меняется с возрастом. 

Темперамент тесно связан с особенностями  общения человека с окружающими  людьми, а, следовательно, в значительной степени определяет психологическую совместимость или несовместимость людей.

Отсюда ясно, насколько важно  каждому из нас знать особенности  своего темперамента и темпераментов  других и учитывать слабые и сильные стороны друг друга в процессе общения, чтобы избежать конфликтов.

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера. Он, однако, определяет лишь динамические проявления соответствующих личностных свойств.

От темперамента зависят такие  свойства личности, как впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность. Впечатлительность - это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет реакцию на них.

Эмоциональность - это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный человек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него.

Импульсивность проявляется в  несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает обдумать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение. Импульсивный человек сначала реагирует, а потом думает, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

Тревожный человек отличается от мало тревожного тем, что у него слишком  часто возникают связанные с  беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи.

Сочетание описанных свойств и  создает индивидуальный тип темперамента. Те проявления темперамента, которые, в конечном счете, становятся свойствами личности, зависят от обучения и воспитания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.

Характер в структуре личности

В психологии понятие характер( от греч. charakter -”печать”, “чеканка”) означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Характер - качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В зависимости от того, какие ценности поддерживает и культивирует группа, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив,

В другом случае черты характера  рассматриваются в соответствии с направленностью личности. Причем содержание направленности личности проявляется  в отношении к людям, деятельности, окружающему миру и самому себе. В сформировавшемся характере главным являются убеждения человека. Они определяют долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет.

Другим проявлением характера  человека является его отношение  к людям. При этом выделяются такие  черты характера, как честность, правдивость, справедливость, общительность, вежливость, чуткость, отзывчивость и  др. Не менее показательной является группа черт характера, определяющих отношение  человека к самом себе. С этой точки зрения чаще всего говорят  об эгоизме или альтруизме человека.

Темперамент и характер очень близки, поскольку особенности темперамента в той или иной форме отражаются на характере человека. Но надо понимать, что темперамент не определяет характер человека. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть различный характер. Особенности темперамента могут лишь способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

Волевые качества

Нередко, принимая какое-то решение  и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его.  Воля - это сознательное регулирование  человеком своего поведения и  деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние  трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.  Воля, с одной стороны, связана с сознательной целеустремлённостью человека, с предметностью его поступков и действий, т.е. с мотивацией. С другой стороны, наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении трудностей.

Волевой акт - сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных  функций - побудительной и тормозной  и в них себя проявляет.

В соответствии со сложностью волевой  деятельности сложны и многообразны также и различные волевые  качества личности. Среди важнейших из этих качеств можно выделить инициативность. Умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне, является ценным свойством воли. Вслед за инициативностьюнеобходимо отметить самостоятельность, независимость, как существенную особенность воли. Решительность - качество, проявляющееся в самом принятии решения. Решительность выражается в быстроте и, главное, уверенности, с которой принимается решение, и твёрдости, с которой оно сохраняется.Настойчивость проявляется в неослабности энергии в течение длительного периода, невзирая на трудности и препятствия.

Поскольку в волевом действии для  достижения цели приходится часто сталкиваться не только с внешними препятствиями, но и с внутренними затруднениями, возникающими при принятии и затем исполнении принятого решения, существенными волевыми качествами личности являются самоконтроль, выдержка, самообладание. В процессе решения они обеспечивают господство высших мотивов над низшими, общих принципов над мгновенными импульсами и минутными желаниями, в процессе исполнения - необходимое самоограничение, пренебрежение усталостью и пр. ради достижения цели.

Волевые качества личности принадлежат  к числу самых существенных. Во всём великом и героическом, что  делал человек, в величайших его  достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль.

Эмоции.

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся  настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические  процессы и состояния человека. Любые  проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит  в том, что благодаря эмоциям  мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга. Замечательным, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно оценивать выражения лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Если с позиции мотива деятельность успешна, возникают положительные  эмоции; если неуспешна - отрицательные. Эмоции возникают лишь в связи  с такими событиями или результатами действий, кои связаны с мотивами. Если человека что-то волнует, значит, это затрагивает его мотивы. Эмоции - очень важный показатель и потому - ключ к разгадке неосознаваемых мотивов. Нужно только подмечать, по какому поводу они возникают, и какого они свойства. Другой формой эмоций являются аффекты, являющие собой весьма сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации.

Эмоции достаточно единодушно признаются выполняющими функцию оценки. Оценка того, что происходит во внешнем или внутреннем мире человека - хорошо это для человека или плохо, вредно или полезно, нравится ему или нет. В зависимости от того, какую оценку человек присваивает ситуации, он будет либо избегать ее, либо стараться в ней находиться, действовать.Известно, что ситуативные эмоции, такие как возмущение, гордость, обида, ревность, тоже способны «навязать» человеку определенные поступки, причем даже когда они для него нежелательны.

Эмоции ярости, страха помогают в схватке, погоне, при бегстве от опасности, в ситуациях, когда требуется предельное напряжение и отдача всех сил, т. е. выполняют функцию мобилизации.

Действия человека в состоянии  аффекта являются импульсивными, неосознанными, могут толкнуть его на совершение действий, о которых придется жалеть впоследствии, человек как бы «теряет  голову». Поэтому эмоциональные  явления типа аффекта заставляют говорить о дезорганизующей роли эмоций.

Эмоции участвуют в процессах  обучения и накопления опыта. Эмоционально окрашенные события лучше запоминаются. Положительные эмоции делают произошедшее более привлекательным. Отрицательные  эмоции заставляют в дальнейшем уклоняться от уже знакомых неблагоприятных  воздействий. Эмоциональная окрашенность является одним из факторов, определяющих непроизвольное внимание и запоминание. Сильно выраженные эмоции могут исказить процессы восприятия. Эмоции также  влияют на воображение и фантазию.

Мотивация.

Мотивация (лат. moveo – двигаю) — теоретический конструкт, обозначающий материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотивация представлена субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения.

Мотивация в психологии - то, что  побуждает деятельность человека, ради чего онасовершается. В широком смысле, к мотивам в психологии относят  потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы.

То есть мотивация - это то, что вызывает наши действия.

Понятие социальной установки.

Социальные установки (аттитюды) являются одним из механизмов регуляции поведения человека. Они помогают уяснить, почему именно люди поступают тем или иным образом в определенных ситуациях. Социальные установки человека определяют его существование в макросистеме «в обществе, в определенной культуре и на микроуровне - в конкретной социальной группе, на уровне межличностного взаимодействия. Причем, с одной стороны, сами установки формируются под воздействием социума, с другой - они влияют на социум, определяя отношение к нему людей.

Итак, социальные установки задают направление мыслям и действиям  людей по отношению к конкретному  объекту или ситуации, они помогают человеку устанавливать и поддерживать, социальною идентичность, организуют представления человека об окружающем мире, позволяют ему реализовать  себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.   Интимные межличностные отношения.

Для всех людей, важно наличие близких отношений, при которых они как бы отождествляют себя с другими людьми, разделяют с ними свои заботы, мысли, чувства и тревоги, служит важным источником жизненной энергии, эмоционального и физического благополучия.

Толковый словарь русского языка трактует понятие «интимный» как касающийся личной жизни человека, его отношений с близкими людьми.

Дружбу можно определить как положительные интимные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому.

Информация о работе Субъективный мир человека и психика