Субъективный мир человека и психика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 14:41, реферат

Краткое описание

Системные определения человека: родовой человек (человек, как биологический вид) — индивид (отдельный представитель человеческого рода) — индивидуальность (единичное в человеке) — личность (термин, обозначающий человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности и устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности).

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….…..3
2. Понятие человек, индивид, личность. Характерные особенности…….4
3. Структура и характеристика личности………………………..…………8
4. Интимные межличностные отношения…………………………………18
5. Заключение………………………………………………………………..25
6. Список использованной литературы……………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

реферат естествознание(готов).docx

— 58.08 Кб (Скачать файл)

 

Тема  № 15.  СУБЪЕКТИВНЫЙ МИР ЧЕЛОВЕКА И ПСИХИКА

План.

  1. Введение……………………………………………………………….…..3
  2. Понятие человек, индивид, личность. Характерные особенности…….4
  3. Структура и характеристика личности………………………..…………8
  4. Интимные межличностные отношения…………………………………18
  5. Заключение………………………………………………………………..25
  6. Список  использованной литературы……………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

Тема этой работы выбрана  мною не случайно. Она тесно связана  с психологией человека, которая  увлекает, наверное,  каждого человека. Тем более важно разобраться  с ней с точки  зрения выбранной  специальности. Ведь для работника  моей профессии понимание человека, знание его  психики должно быть одним из главных. Имея общие житейские  интуитивные представления по этой теме, изучив предложенную литературу, попытаюсь получить более осознанное понимание данного вопроса, что, я надеюсь, поможет мне и в жизни, и в профессии.

В психологии психика — один из элементов, объясняющих механизм поведения человека.Психика [греч. psychê — душа] - высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека психика приобретает качественно новый характер, в силу того что его биологическая природа преобразуется социальными и культурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности — сознание, а индивид становится личностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие человек, индивид, личность. Характерные особенности.

Уже в попытке понять, что такое психика, сталкиваемся с понятиями «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Разберёмся, что подразумевается под этими понятиями и каковы их отличительные особенности.

Проблемы человека и личности занимают в системе современного научного знания одно из центральных мест. Разумеется, ни у одной из наук нет монополии  на изучение и интерпретацию данных проблем. В то же время к изучению человека обращаются не только наука, но и философия, искусство, религия, литература.

Человек представляет собой многоуровневую систему, стороны которой фиксируются  при помощи частных понятий. Он является одновременно биологической и социальной, социальной и психической системой.

«Человек» рассматривается как целостное родовое существо, характеризующееся единством биологических, психических и социальных начал. С точки зрения биологической природы он представляет собой организм — способ телесного существования человека. Его же психофизические и биосоциальные свойства, взятые вместе, фиксируются понятием «индивид». Этим понятием обозначаются переходные состояния человека от организма к личности. Другими словами, индивид — это способ телесно-душевного существования человека.«Индивидуальность» - это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. Если индивиды отличаются друг от друга только тем, что они представляют собой разные особи одного биологического вида, то индивидуальность уже учитывает те качества, благодаря которым мы различаем людей. Все индивиды являются биологическими существами, обладают одними и теми же психологическими и физиологическими функциями. Индивидуальность же предполагает, что человек может быть здоровым или больным, красивым или не очень, уравновешенным и неуравновешенным, с хорошим и плохим характером и т.д.

Понятие “личность” фиксирует в  себе социальное качество человека, обусловленное его деятельностью.

 С формально-логической точки зрения соотношение между понятиями “человек”, “индивид”, “индивидуальность” и “личность” можно выразить при помощи категорий общего (всеобщего), особенного и единичного.

“Родовой человек” есть выражение  всеобщего в человеческом бытии. Оно характеризует целостное  единство биологических, психических  и социальныхсторон жизнедеятельности  человека. Родовой человек выступает  субъектом сущностных сил и способностей, выражающих его связи с природой, обществом и другими людьми.

Понятие “индивид” характеризует  человека в его особенном измерении, то есть как отдельного представителя  человеческого рода. Индивид концентрирует в себе некоторые общие черты, присущие всему роду, так и особенные черты.

Напротив, понятие “индивидуальность” выражает единичное (индивидуальное качество или свойство) в человеке. Словом, индивидуальность есть единичность  и уникальность человеческого бытия во всех его проявлениях. В психологическом плане индивидуальность есть неповторимое своеобразие психологических особенностей характера, темперамента и различных психических процессов. В социологическом смысле индивидуальностью обладает личность как субъект социальных отношений. Это проявляется в индивидуальной манере или стиле исполнения и проигрывания социальных ролей, в особенностях ролевого поведения личности в конкретных ситуациях взаимодействия.

Что же касается понятия “личность”, то его смысловое содержание определяется деятельностью как специфически человеческим способом существования  и развития. Личность, как и человек  вообще, есть целостное единство всеобщего, особенного и единичного. Однако в  отличие от человека вообще и организма  в частности, она существует и  развивается на психологическом  и социальном уровнях. Всеобщее в  ней представлено родовыми социальными  качествами, особенное — типовыми чертами, а единичное — конкретными  индивидуальными свойствами, определяющими  реальный облик отдельной личности.

Таким образом понятие “человек”  конкретизируется с точки зрения формально-логических связей в понятиях “всеобщее” (“родовой человек”), “особенное” (индивид), “единичное” (индивидуальность) и “единство общего, особенного и единичного” (личность).

Общими характеристиками родового человека являются универсальность (способность  к выражению общеродовых интересов) и самодеятельность, то есть свободная  и сознательная деятельность.

В качестве же обязательных свойств  индивидуальности выступают творческая активность, уникальность, спонтанность и автономность. Индивидуальнось выражает свою сущность в способности творить собственную жизнь “по своему образу и подобию”.

Общие черты личности — социальное качество, системность и субъектность.

При этом деятельность может служить  как средством социализации, так  и средством индивидуализации личности. Поэтому она включает в себя социально-типические свойства (личность как индивид или  социальный агент) и индивидуально-психологические  особенности (личность как носитель индивидуальности).

Индивидуальность и личность различаются  между собой сферами существования. Сфера индивидуального существования  — мир в человеке, а социального  — мир вне человека или точнее — социальный мир. Иначе говоря, целостность бытия человека может  быть реализована двумя путями: индивидуальным (человек как индивидуальность) и  социальным (человек как личность). Первый путь предполагает тождество  с самостью, своим неповторимым “Я” (индивидуальность), а второй — с  обществом (личность).

Как показывает анализ, личность выражаетсячерез деятельность — способ активности человека, реализуемой посредством культуры в едином социальном пространстве жизни. Ведь человек становится личностью не сразу, а лишь постепенно, шаг за шагом овладевая всем опытом человечества, необходимым ему для осуществления полноценной деятельности.

Из всего вышесказанного следует:человек как личность является субъектом деятельности — сознательной и целенаправленной активности; личность соотносится с индивидом как субъектом поведения и носителем психофизической активности, с индивидуальностью, как своеобразием биологических и социальных качеств человека, и с “родовым человеком”, как выражением всеобщих и сущностных свойств, присущих всему человеческому роду.

Личность - это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются по мере увеличения социального опыта. Личность человека формируется не сразу после его рождения. Можно говорить о том, что новорожденный является яркой индивидуальностью.Личность формируется постепенно в процессе контактов с внешним миром и людьми. Становление личности - длительный процесс.

Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно в какой - то мере рассматривать  и как процесс социализации (влияния  общества), и как процесс самосовершенствования  человека изнутри.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Структура и характеристика личности.

Методологической основой  комплексного изучения личности является деятельный подход. Естественнонаучная структура личности включает в себя такие структурные элементы какспособности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Понятие способностей.

Когда мы пытаемся понять и  объяснить, почему разные люди, поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, то обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах  можно вполне удовлетворительно  объяснить ими. Это же понятие  используется нами тогда, когда нужно  осознать, в силу чего одни люди быстрее  и лучше, чем другие, усваивают  знания, умения и навыки. Что же такое  способности?

В понятии "способности", по мысли Теплова Б. М., заключены три идеи. "Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека".

Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает  пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями  такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое  и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у  себя и развиваем дальше соответствующие  способности.

Способности бывают природные, или  естественные и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Природными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к коммуникациям. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта.

У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его  жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные  высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью  и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых  различных видах деятельности. К  ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная  речь и ряд других. Специальные  способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Понятие о темпераменте.

Нельзя найти двух людей, одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других многими особенностями, единство которых образует его индивидуальность.

В психологических различиях между  людьми существенное место занимают так называемые динамические особенности  психики. Как известно, люди заметно  отличаются друг от друга по силе отклика  на окружающие воздействия, по проявляемой  ими энергии, по темпу, быстроте психических  процессов. Разумеется, динамические проявления человека могут зависеть от требований ситуации, от воспитанных установок  и привычек и т.п. Но психические  различия, выступают и при прочих равных условиях: в одних и тех же обстоятельствах, при относительном равенстве мотивов поведения. Эти индивидуальные особенности проявляются еще в годы детства, отличаются особым постоянством, обнаруживаются в самых разных сферах поведения и деятельности, т.е. они не являются только чем-то внешним.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее, темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, его индивидуальность, поэтому полностью отделить темперамент от личности нельзя.

Существует четыре типа темперамента:сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический.

Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Информация о работе Субъективный мир человека и психика