Роль народных праздников в современной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Печальный опыт прошлых десятилетий показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных ценностей и идеалов ведёт к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры и др. Сегодня, как никогда, прежде, важно укрепить национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без создания нами собственной культурной самобытности. Необходимо, наконец, преодолеть идеализацию западных стереотипов жизни, связанных с культом потребления индивидуализма и вспомнить о богатейшем духовно-нравственном наследии, завещанном нам далёкими предками.
В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники народного календаря, старинные свадебные обряды, народные игры.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………… 3
Глава 1 Общетеоретические вопросы праздника как социально-эстетического феномена…………………………………………………………5
О понятии праздника………………………………………………………5
Социальная сущность праздника……………………………………10
1.3 Народные и языческие праздники в Древней Руси……….16
1.4 Масленица……………………………………………………………………….21
Глава 2 КДД в г. Комсомольске-на-Амуре на примере драматического театра…………………………………………………………….25
2.1 Драматический театр г. Комсомольска-на-Амуре. Историческая справка……………………………………………………………………………………..25
2.2 Творческая деятельность драматического театра в настоящее время………………………………………………………………………………………..32
Глава 3 Проект «Зиму провожай»……………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………

Вложенные файлы: 1 файл

массленица.docx

— 36.40 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ФГОУ ВПО «ХАБАРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»

Факультет социально-культурной и информационной деятельности

Кафедра социально-культурной деятельности

Курсовая работа

Тема: Роль народных праздников в современной жизни

По специальности: социально-культурная деятельность

По дисциплине: технологические основы СКД

Выполнил: Гринченко И.А.

Студент группы 221

Научный руководитель:

Зав. Кафедрой К.п.н., доцент

Теньшова О.Н.

Хабаровск 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………………… 3

Глава 1 Общетеоретические  вопросы праздника как социально-эстетического  феномена…………………………………………………………5

    1. О понятии праздника………………………………………………………5
    2. Социальная сущность праздника……………………………………10

1.3 Народные и языческие  праздники в Древней Руси……….16

1.4 Масленица……………………………………………………………………….21

Глава 2 КДД в г. Комсомольске-на-Амуре  на примере драматического театра…………………………………………………………….25

2.1 Драматический театр  г. Комсомольска-на-Амуре. Историческая  справка……………………………………………………………………………………..25

2.2 Творческая деятельность  драматического театра в настоящее  время………………………………………………………………………………………..32

Глава 3 Проект «Зиму провожай»……………………………………………33

Заключение……………………………………………………………………………….34

Список литературы……………………………………………………………………35

Приложения………………………………………………………………………………36

Введение.

В XXI веке наше общество начинает всё яснее осознавать, что будущее  России и судьбы новых поколений  в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить  и приумножить богатейшее наследие народной культуры.

Печальный опыт прошлых десятилетий  показал, что забвение лучших народных традиций, отрыв от выработанных ценностей  и идеалов ведёт к системному кризису всех сфер общественной жизни: политики, экономики, образования, культуры и др. Сегодня, как никогда, прежде, важно укрепить национальное достоинство  и авторитет России в современном  мире, что невозможно без создания нами собственной культурной самобытности. Необходимо, наконец, преодолеть идеализацию  западных стереотипов жизни, связанных  с культом потребления индивидуализма и вспомнить о богатейшем духовно-нравственном наследии, завещанном нам далёкими предками.

В последние годы постепенно возвращаются из прошлого праздники  народного календаря, старинные  свадебные обряды, народные игры. С  их помощью в современное общество может передаваться важнейшая информация о том, как наши далёкие предки представляли себе мир, как умели  жить в гармонии с природой, как  ценили они домашний очаг, семью, мать и материнство, как поощряли честный  труд на родной земле.

Результатом многолетних  исследований можно признать тот  факт, что нынешнее состояние собирательства и изучения народных праздников и  обрядов характеризуется уже  достаточно представительной базой  собранного фактического материала, неплохим уровнем его первичной обработки  в рамках конкретных этнических традиций. Именно эти успехи в изучении этнокультурных систем подготовили базу для подступов  к новому этапу исследований.

В настоящее время для  всех, кто занимается вопросами народной обрядности, становится очевидным, что  найти абсолютно архаичный материал для исследования практически не возможно. Современное исследование фольклора в широком смысле этого  слова основывается на изучении ранее  собранных материалах и в исключительно  редких случаях на сохранившихся  образцах самобытного проявления фольклора.

Цель работы: показать, что славянская культура с её календарными праздниками и обрядами является основой полноценного развития общества, а также является неисчерпаемым резервом социализации личности. Оказать влияние на эстетическое и нравственное здоровье общества, воспитывать духовно.

Задачи:

  • раскрыть особенности и специфику календарных праздников и обрядов в славянской культуре;
  • определить необходимые условия, обеспечивающие приобщение человека к праздникам и обрядам славянской культуры;
  • организовать и провести праздник «Масленица»;
  • привлечь внимание и приобщить к участию в возрождении духовных ценностей;
  • раскрыть внутреннюю связь праздника и ритмов социального времени;
  • показать особое место праздничности в социуме;

Глава 1 Общетеоретические  вопросы праздника как социально-эстетического  феномена.

    1. О понятии праздника.

Праздники существуют во всех обществах и культурах, начиная  с глубокой древности, когда с  их помощью отмечались события космического цикла, и кончая современностью. Они  являются необходимым условием социального  существования и специфическим  выражением человека, обладающего –  в отличие от животных – уникальной способностью праздновать, т.е. включать в свою жизнь радости других людей  и опыт культуры предшествующих поколений.

Праздники – наиболее древний  и постоянно воспроизводимый  элемент культуры, который в отдельные  периоды истории способен переживать упадок, но не может исчезнуть совсем. С его утратой общество лишилось бы, по-видимому, одного из существенных компонентов своей человечности, во-первых, и необходимого для своего нормального бытия источника, во-вторых. Ведь этот элемент культуры призван  организовывать и эстетически оформлять  свободное время. Праздники всегда были и остаются до сих пор важным средством формирования и утверждения  общности, способствует социализации человека.

На заре человечества праздники  выступали в качестве одного из факторов зарождения и развития художественной культуры и ориентированного на неё  эстетического сознания. Позднее  они постоянно вбирают в себя опыт искусства, по-своему используют его средства, а иногда объединяют различные виды художественной культуры в сложном синтезе.

Как показал анализ историографии, исследователи по разному обосновывают причины возникновения праздников как культурного явления. Многие придерживаются упрощённого подхода к анализу культурологических аспектов праздников, считая, что праздники как явление культуры явились следствием стремления людей к отдыху после напряжённых трудовых будней, своеобразной защитой от физической и моральной усталости. С этим утверждением можно согласиться лишь частично.

Истинной причиной возникновения  праздников как элемента общечеловеческой культуры является результат накопления людьми, человечеством в целом  культурного опыта, объективно нуждающегося в качественно иных, чем обыденная  жизнь, проявлениях.

Если рассматривать праздники  как своеобразное проявление накопления людьми культурного опыта, следует  отметить, что этот опыт – многообразен. Необходимо комплексное исследование бытового, производственного, религиозного, нравственного, национального, интернационального, эмоционального, географического опыта как продукта человеческой культуры.

Соглашаясь с другими  культурологами, считающими, что праздничная  культура людей – это защитная реакция на тяжесть труда, следует  подчеркнуть, что этот аргумент не является единственным. Однако в последнее  время он начинает играть всё большую  роль. Это обусловлено повышением интенсивности труда, его интеллектуальной и физической напряжённостью в последние  годы. Как результат стремительно растёт количество стрессовых ситуаций; усталость, повышенный износ человеческого  организма становятся одними из наиболее распространённых «болезней». В силу объективных причин несоизмеримо возросла интенсивность общественной жизни; резко возрос информационный поток, опережающий биологические возможности  человека. Человек как биосоциальное  существо развивается медленней, чем  создаваемые им же технологии жизнедеятельности. Это обусловливает сознательное и бессознательное стремление людей  к биосоциальной защите, одно из ярких проявлений которой находит  своё отражение в праздничной  культуре.

Фактором, стимулирующим  развитие праздничной культуры, является не только её духовная сторона, но –  в современных условиях – её прагматическая сторона, выражающаяся в коммерческих подходах к проведению праздников. Для значительной части современного общества праздник – это возможность  не только отдохнуть, повеселиться, пообщаться с приятными людьми, не только возможность  сменить остановку, восстановить силы после трудовых будней. Это ещё  и возможность зарабатывания  капитала, это бизнес, который осуществляется тем успешнее, чем чаще и шире будут праздноваться те или иные события.

Важной тенденцией современной  праздничной культуры является тенденция  глобализации праздников. Если в обозримом  культурном прошлом людей в основе праздников лежало непосредственное «живое»  общение индивидуальностей, микрогрупп, социальных групп, то в современных условиях ситуация качественно изменилась. На качество взаимоотношений людей, в том числе и в рамках праздничной культуры, влияет изменение характера отношений. На смену непосредственному общению всё больше приходили иные формы общения – почтовые, телеграфные, телефонные, общения посредством радио, телевидения, факсов, интернета. Причём виртуальное общение в последние годы приобретает всё большее значение и влияние на взаимоотношения людей, в том числе и в сфере праздничной культуры.

На качественные изменения  в сфере праздничной культуры влияет многообразие различных факторов. Среди них развивающаяся тенденция  открытости общества, моральное, виртуальное  и фактическое стирание границ между  государствами, «прозрачность» границ в широком смысле.

На изменение современной  праздничной культуры заметное влияние  оказывает качественно новое  восприятие людьми окружающего мира, отличное от прежней реакции людей  на внешние раздражители. Это порождает  проявление новых эмоций, новые формы  проявления этих эмоций, что выражается в создании наряду с прежней системой культурных ценностей – элементов  новой культуры. А это в свою очередь порождает и новые  праздники, новые формы праздничных  действ.

На лицо взаимовлияние  праздничных культур всех народов  мира. Это проявляется в большом  и малом, например, в праздновании традиционно православными людьми некоторых католических праздников (католической Пасхи, Дня святого  Валентина и др.), в знакомстве с национальной праздничной кухней разных народов и т.д.

Проблему праздников как  явления российской культуры можно  рассматривать с различных позиций. В частности, многие праздники, имея под собой юридическую основу, утверждаются в культурной сфере  по инициативе органов управления Российской Федерации. В то же время часто  в качестве предпосылок к этой инициативе выступают нравственные потребности членов российского  общества. Примером тому служит причисление  к государственным праздникам Рождества, Пасхи, Масленица.

Само собой разумеется, эти и другие наблюдения, многократно  зафиксированные в научной литературе, ещё ничего не говорят о сущности праздников, не объясняют и не исчерпывают  всего того, что относится к  их социальной значимости, месту и  роли их в развитии культуры, а также  в жизни людей – общественной и личной, в прошлом и настоящем, при разных социальных системах, в  разных общественных слоях. Они лишь могут служить основанием для  постановки общих вопросов праздника  как социально-эстетического феномена. Одним из таких вопросов является само понятие праздника как такового.

Праздник есть антитеза будней с их трудом и заботами; это проявление особой, празднично-свободной жизни, отличной от жизни будничной, каждодневной. Таким образом, слово «праздник» означает определённый период времени (час, день или дни), когда не занимаются делами. Оно характеризует такое  свободное время, когда что-то отмечают, к примеру, определённое событие, которое  необходимо выделить из потока других событий. Последнее достигается  в праздничном обряде или ритуале, т.е. в определённом символическом  действии, которое художественно-выразительно обставлено, а к тому же всегда сопряжено  с чем-то необычайно радостным или  торжественным. Праздник нуждается  в особой душевной или психологической  настроенности, он же усиливает её, причём значение этой настроенности  сводится к тому, чтобы осуществить  в структуре сознания некие превращения, невозможные в обыденные, занятые  заботами дни. С давних пор и до нашего времени с понятием праздника  связывается не просто свободное  от работы время, не просто отдых, а  свободное время в значении важного  социально-культурного акта, созидающего  общечеловеческие ценности. Ими являются: положительная оценка свободы, праздничности, веселья и т.п., которые предстают  благодаря празднику не как исключительные состояния, а как равноправная и  существенная доля всего хода жизни.

Праздник, если определять его  не традиционно, есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно обозримых  границах места и времени и  посредством живого контакта людей, собравшихся по собственному желанию. Праздновать – значит свободно общаться и коллективно переживать идеальные  устремления, которые на время как  бы стали реальностью, а, следовательно, ощущать полноту жизни – индивидуальной и коллективной, пребывающей в  состоянии гармонии с собой и  окружающим социальным и природным  миром.

Существуют разные типы праздников, но все они в большей или  меньшей степени характеризуются  общими признаками, из которых главными являются добровольное согласие в отношении  принятия и выполнения правил праздничной  жизнедеятельности. В основе праздников лежит моделирование типов и  способов истинно человеческого  общения в сфере свободного времени.

Информация о работе Роль народных праздников в современной жизни