Развитие естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:14, контрольная работа

Краткое описание

Концепция современного естествознания – новый предмет в системе высшего образования. Насколько же нужно знать современную науку человеку, который скорее всего, никогда сам не будет работать в ней?

Ответом на этот вопрос могут служить строчки из введения к новому учебнику по «Концепции современного естествознания»: «В наши дни ни один человек не может считаться образованным, если он не проявляет интереса к естественным наукам…

Содержание

Введение 3

1. Основные этапы развития естествознания 4

1.1. Древнегреческий период 4

1.2. Эллинистический период 6

1.3. Древнеримский период античной натурфилософии 8

1.4. Вклад Арабского мира в развитие естествознания 8

1.5. Естествознание в средневековой Европе 10

1.6. Этап, называемый «научной революцией» 10

Заключение 13

Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

реф по естествозн ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.docx

— 36.71 Кб (Скачать файл)

      Аль-Хорезми значительно улучшил таблицы движения планет и усовершенствовал астролябию — прибор для определения положения небесных светил. Бируни со всей решительностью утверждал, что Земля имеет шарообразную форму, и значительно уточнил длину ее окружности. Он также допускал вращение Земли вокруг Солнца. Омар Хайям утверждал, что Вселенная существует вечно  бесконечном пространстве.

1.5. Естествознание в  средневековой Европе

      В то же самое время в Европе читали, главным образом, Библию, предавались  рыцарским турнирам, войнам, походам. Была распространена куртуазная литература, посвященная прекрасным дамам и рыцарской любви. Только единицы имели склонность к философии и серьезной литературе времен античности.

      Однако  естествознание развивалось и в  средневековой Европе, причем его  развитие шло по самым разным путям. Особо необходимо упомянуть поиски алхимиков и влияние университетов, которые были чисто европейским порождением. Огромное число открытий в алхимии было сделано косвенно. Недостижимая цель (философский камень, человеческое бессмертие) требовала конкретных шагов, и, благодаря глубоким знаниям и скрупулезности в исследованиях, алхимики открыли новые законы, вещества, химические элементы.

      С XIII в. в Европе начинают появляться университеты. Самыми первыми были университеты в Болонье и Париже. Благодаря университетам возникло сословие ученых и преподавателей христианской религии, которое можно считать фундаментом сословия интеллектуалов. 

1.6. Этап, называемый  «научной революцией»

      Периодом  «научной революции» иногда называют время между 1543 и 1687 гг.

      Первая  дата соответствует публикации Н. Коперником работы «Об обращениях небесных сфер»; вторая — И. Ньютоном «Математические начала натуральной философии».

      Все началось с астрономической революции Коперника, Тихо Браге, Кеплера, Галилея, которая разрушила космологию Аристотеля — Птолемея, просуществовавшую около полутора тысяч лет.

  • Коперник поместил в центр мира не Землю, а Солнце;
  • Тихо Браге — идейный противник Коперника — движущей силой, приводящей планеты в движение, считал магнетическую силу Солнца, идею материального круга (сферы) заменил современной идеей орбиты, ввел в практику наблюдение планет во время их движения по небу;
  • Кеплер, ученик Браге, осуществил наиболее полную обработку результатов наблюдений своего учителя: вместо круговых орбит ввел эллиптические он количественно описал характер движения планет по этим орбитам;
  • Галилей показал ошибочность различения физики земной и физики небесной, доказывая, что Луна имеет ту же природу, что и Земля, и формируя принцип инерции. Обосновал автономию научного мышления и две новые отрасли науки: статику и динамику. Он «подвел фундамент» под выдающиеся обобщения Ньютона, которые мы рассмотрим далее.
  • Данный ряд ученых завершает Ньютон, который в своей теории гравитации объединил физику Галилея и физику Кеплера.

      В течение этого периода изменился  не только образ мира. Изменились и представления о человеке, о науке, об ученом, о научном поиске и научных институтах, об отношениях между наукой и обществом, между наукой и философией, между научным знанием и религиозной верой. Выделим во всем этом следующие основные моменты.

      1. Земля, по Копернику, — не  центр Вселенной, созданной Богом,  а небесное тело, как и другие. Но если Земля — обычное  небесное тело, то не может  ли быть так, что люди обитают  и на других планетах?

      2. Наука становится не привилегией  отдельного мага или просвещенного астролога, не комментарием к мыслям авторитета (Аристотеля), который все сказал. Теперь наука — исследование и раскрытие мира природы, ее основу теперь составляет эксперимент. Появилась необходимость в специальном строгом языке.

      3. Наиболее характерная черта возникшей  науки — ее метод. Он допускает  общественный контроль, и именно  поэтому наука становится социальной.

      4. Начиная с Галилея наука намерена исследовать не что, а как, не субстанцию, а функцию5.

      Научная революция порождает современного ученого-экспериментатора, сила которого — в эксперименте, становящемся все более и более точным, строгим благодаря новым измерительным приборам. Новое знание опирается на союз теории и практики, который часто получает развитие в кооперации ученых, с одной стороны, и техников и мастеров высшего разряда (инженеров, художников, гидравликов, архитекторов и т.д.) — с другой.

      Возникновение нового метода исследования – научного эксперимента оказало огромное влияние  на дальнейшее развитие науки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Заключение

     Итак, историческое развитие человечества постоянно  сопровождалось развитием науки.

     Ученые, внесшие свой вклад в развитие науки, были яркими личностями - они  сочетали в себе профессиональные качества в своей области с высокой культурой духа. Новые теории строились на основе не только строгого разума, но и высокой степени интуиции.

     С тех пор прошло уже много времени.  Современная наука быстро прогрессирует и научные открытия совершаются на наших глазах.  Современное естествознание представляет собой сложную, разветвленную систему множества наук. Ведущими науками XX в. по праву можно считать физику, биологию, науки о космосе, прикладную математику (неразрывно связанную с вычислительной техникой и компьютеризацией), кибернетику, синергетику.

     Но  не только последние научные данные можно считать современными, а  все те, которые входят в толщу  современной науки, образуя ее краеугольные камни, поскольку наука не состоит  из отдельных, мало связанных между  собой теорий, а представляет собой  во многом единое целое, состоящее из разновременных по своему происхождению  частей.    
 
 
 

 

Список литературы 
 

  1. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  2. Пуанкаре А. О науке. – М., 1983.
  3. Горелов А.А. Концепция современного естествознания. - М.: ЦЕНТР, 2000.
  4. Данилова B.C., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. — М.: Аспект Пресс, 2000.
  5. Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975.
  6. Селье Г. От мечты к открытию. – М., 1987.
  7. Кокин А.В. Концепции современного естествознания. – М.: «ПРИОР», 1998.
  8. Мотылева Л.С. и др. Концепции современного естествознания. — Спб.: Союз, 2000.
  9. Концепции современного естествознания /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

Информация о работе Развитие естествознания