Этапы развития естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 22:54, лекция

Краткое описание

В общем ходе развития естествознания выделяют следующие периоды развития: 1) подготовительный, который подразделяется на два этапа; 2)период механического и метафизического естествознания; 3) период новейшей революции в естествознании (включает два этапа);4) современный период развития естествознания.
1)Более ранние периоды естественнонаучных знаний можно рассматривать как зачаточные или подготовительные.

Вложенные файлы: 1 файл

Этапы развития естествознания.docx

— 42.31 Кб (Скачать файл)

Этапы развития естествознания

В общем ходе развития естествознания выделяют следующие периоды развития: 1) подготовительный, который подразделяется на два этапа;  2)период механического и метафизического естествознания; 3) период новейшей революции в естествознании (включает два этапа);4) современный период развития естествознания.

1)Более ранние периоды  естественнонаучных знаний можно  рассматривать как зачаточные  или подготовительные. Принято выделять  два подготовительных этапа. 
Первый подготовительный этап - натурфилософский - характерен для древности. Дифференциация наук впервые наметилась в конце этого периода (александрийская наука). Второй подготовительный этап характеризуется господством схоластики и теологии в Западной Европе и отдельными открытиями у арабоязычных народов.

2) Этот период, начавшийся с возникновения систематической экспериментальной науки в эпоху возрождения, соответствует времени становления и утверждения капиталистических отношений в Западной Европе . Особенно выделяется Е. начала 17 века ( формирование механического Е. - Галилео-Галилей) и конца 17 начала 18 века - завершение этого процесса (И. Ньютон). Господствующим методом мышления стала метафизика. В этот период особенно актуальным стало изучения механического движения и поиска его законов. Крушение метафизического взгляда на природу было подготовлено в 17-18 веках следующими открытиями: в математике был разработан анализ бесконечно малых величин (Ньютон, Лейбниц), создана аналитическая геометрия (Р.Декарт), появилась космогоническая гипотеза Канта-Лапласа, атомно-кинетическое учение Ломоносова, в биологии сформировалась идея развития К.Вольфа. В конце 18 века промышленность вступает в фазу крупного машинного производства, этот этап называют техническим промышленным переворотом. Энергетической базой промышленности становится паровой двигатель, а преимущественное развитие механики перестает удовлетворять потребностям производства.

3) В середине 90 годов 19 века началась "новейшая революция в естествознании", главным образом в физике ( открытия электромагнитных волн Г Герцем, коротковолнового электромагнитного излучения К.Рентгеном, радиоактивности А. Беккерелем, электрона Дж.Томсоном, светового давления П.Лебедевым, введение идеи кванта М.Планком, создание теории относительности А. Энштейном, радиоактивного распада Э.Резерфордом и Ф. Содди, изобретение радио А.С.Поповым), а также в химии, биологии (возникновение генетики на базе законов Г.Менделя). В 1913-1921 годах на основе представлений об атомном ядре, электронах и квантах Н.Бор создает модель атома, разработка которой ведется соответственно в периодической системе элементов Д.И.Менделеева. Это первый этап революции в физике и во всем естествознании, он сопровождается нарушением прежних, метафизических представлений о материи и ее строении, свойствах, формах движения и типах закономерности, о пространстве и времени, что объективно подтверждало диалектический материализм. Второй этап революции в естествознании начался в середине 20 годов 20 века в связи с созданием квантовой механики и сочетанием ее с теорией относительности в общую квантово-релятивистскую концепцию. Происходит дальнейшее бурное развитие естествознания и в связи с этим продолжается коренная ломка старых понятий, главным образом тех, которые связаны со старой классической картиной мира. Энергетической базой промышленности в начале 20 века становятся все больше электричество, химическая энергия, а затем и атомная энергия.

4) Началом современного периода в естествознании было открытие деления ядра и первое овладение ядерной энергией(1939). С естествознанием 1940-1945 гг. связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики. Полное развитие он получил в середине 20 века. Его особенностью является то, что наряду с физикой теперь лидирует целая группа отраслей естествознания: биология (особенно генетика и молекулярная биология), химия (особенно макрохимия и химия полимеров), а также науки, смежные с естествознанием - космонавтика, кибернетика. Если в начале ХХ века физика развивалась самостоятельно, то с середины ХХ века революция в Е. органически слилась с революцией в технике, приведя к НТР. Без фундаментальных наук современная техника сегодня развиваться не может.

 

                                                             Естествознание и философия                                                                                                                                                                                             Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившая единство разума и нравственности, вместе с тем прочно связывала философию с наукой.

Цели естествознания:  находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления, раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ  природы. Философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов. Философию объединяет с наукой также и стремление к теоретической форме построения знания, к логической доказательности своих выводов.

В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки - само слово "философия" означает "наука". Эта наука была направлена на все, что вообще было способно или казалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, философия, при дифференцированном состоянии отдельных наук, становилась 
отчасти органом, соединяющим результаты деятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводником нравственной и религиозной жизни. Лишь в 17-18 веках сформировалось естествознание, выделилось в отдельную составляющую познания. Отличием философского знания от других является то, что философия - единственная из наук объясняет  что такое бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.

Взаимосвязь философии с естествознанием заключена в самих предметах их познания: методом познания естественных наук являются специфические законы природы; предметом познания диалектического материализма являются всеобщие законы природы, общества мышления. 
Философия влияет на естественнонаучное знание уже в силу того, что любая человеческая деятельность носит целенаправленный характер, проявляющийся в теоретической и практической деятельности. 
А значит, философские представления оказывают воздействие не только на мировоззренческие выводы из достижений частных наук, но и на специфические теории и экспериментальную часть науки. Исходя из цели познания, отбираются факты, а это значит, что на экспериментальной стадии научных исследований сказывается влияние общефилософских представлений.

Философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, но есть и существенные различия. Поэтому философию нельзя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее научность.  
Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в те моменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутствует. 
Методологические различия в естественнонаучной и философской постановке вопросов 
Анализ оснований естественнонаучных теорий требует рассмотрения теории как логической системы, состоящей из исходных терминов и предложений теории, связанных логическими законами и правилами, здравым смыслом. 
Каждая из естественных наук имеет различного рода проблемы: собственные, логические, методологические, философские и другие.Теория должна состоять только из истинных предположений. Противоречия должны быть запрещены. Поэтому методологический принцип непротиворечивости имеет в качестве своего основания философский принцип. Требование непротиворечивости, в свою очередь, определяет выбор той или иной логики в качестве логического основания теории. Значит, философское основание теории определяет ее логическое основание. 
Естественные науки в наибольшей мере участвуют в разработке научной картины мира, определяющей содержание миропонимания в структуре мировоззрения. Эта картина представляет собой совокупность важнейших достижений науки, принципов, законов и следствий. Она включает в себя наиболее фундаментальные знания о мире, проверенные и подтвержденные практикой.

Философские категории, принципы и законы – неотъемлемая часть естествознания, дающая мощный толчок к дальнейшему развитию.

 

                                                                 Естествознание и религия

В течение тысячелетий существования человеческих цивилизаций знания о мире, ремесла и вера не разделялись. Выделение умственного труда первоначально осуществлялось в системе религии. Теоретическое сознание также формировалось в рамках религиозного мировоззрения. Проникновение в природу числа мыслилось как специфический путь постижения сущности мира. Чтобы стать объектом теоретического сознания, число первоначально должно было сакрализоваться, превратиться в объект почитания.

Формирующееся естествознание постепенно создавало понятийные системы, образуя свой теоретический мир, отличающийся от того, который разворачивался перед обыденным сознанием.

Естествознание вырабатывало набор особых критериев, призванных отделить ее от других форм духовной деятельности. Пока формирующееся естествознание, его понятия и идеи носили сакрализованный характер, т.е. были наделены священным религиозным содержанием, оснований для конфликтов между религией и естествознанием не возникало, поскольку знания о природе вписывались в религиозную картину мира. Эти конфликты стали проявляться тогда, когда большинство религий полностью сакрализовали картину мира, а естествознание, вырабатывая свои методы познания, стало подвергать сомнению элементы этого миропонимания.

В 1600 г. за пропаганду гелиоцентрической системы и идеи о множестве обитаемых миров был сожжен в Риме Дж. Бруно. Г. Галилея заточили в тюрьму и вынудили публично отречься от поддержки гелиоцентрической системы. Теологам было сложно согласовать библейскую идею творения Богом Вселенной для человека, который оказался не в ее центре, а на одной из планет Солнечной системы, расположенной на краю Галактики.

Гелиоцентрическая система укоренялась в сознании естествоиспытателей, и теология вынуждена была смириться с этим. Сформулированная во второй половине XVIII в. гипотеза И. Канта и П.С. Лапласа о возникновении Солнца и планет из вращающегося раскаленного газового облака, уже не вызывала резкой реакции церкви в изменившейся культурной атмосфере, хотя и отвергалась ею.

В середине XIX в. новый конфликт между религией и естествознанием возник в связи с появлением теории Ч. Дарвина. Обобщив обширный фактический материал, он доказал, что виды растений и животных не постоянны, а изменчивы, и пришел к выводу, что способность организмов приспосабливаться, целесообразность их строения и поведения есть результат процесса естественного отбора. Теория Дарвина вступала в противоречие с идеей божественной целесообразности живой природы, подводила к выводу о естественном возникновении жизни на Земле. Эти и другие открытия создавали картину природного мира, в которой разные формы движения при всех их отличиях оказались взаимосвязанными и объясняемыми на основе своих собственных, присущих природе самого предмета законов.

В конце XIX в. началась революция в естествознании, ознаменовавшаяся открытием рентгеновских лучей, радиоактивности, электрона. В 1920-х гг. создана теория строения атомов и молекул, открыты и изучены свойства элементарных частиц. На основе этих достижений во второй половине XX в. стало возможным практическое использование атомной энергии, эксперименты в области термоядерного синтеза. Был открыт микромир, в котором действуют неизвестные ранее явления в объектах с необычными свойствами, выявлены многообразие и изменчивость космической среды - мегамира. Развитие генетики позволило добиться успехов в изучении механизма наследственности. Она привела к созданию синтетической теории эволюции как продукта синтеза классического дарвинизма с современной молекулярной генетикой. Более того, эволюционизм вышел за пределы биологии.  
Естественно-научные открытия и основанный на них научно-технический прогресс оказали заметное воздействие на интерпретацию фундаментальных принципов различных типов и видов мировоззрений. В конечном счете, это послужило одним из факторов процесса секуляризации, т.е. освобождения от религиозного влияния многих сфер жизнедеятельности общества и личности.


Информация о работе Этапы развития естествознания