Психология человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:18, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – выяснить основные особенности психологических знаний, с разновидностями и методами психологии, дать понятие о психологии человека с точки зрения естествознания

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Психическая деятельность человека………………………………………..4
1.1. Сознание человека…………………………………………………………...7
1.2. Функции сознания человека………………………………………………..9
2. Структура сознания человека………………………………………………..10
2.1. Память, эмоции, воля, мышление, интеллект, способности…………...11
Заключение………………………………………………………………………...18
Литература…………………………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ КОНТРОЛЬНАЯ Документ Microsoft Office Word.docx

— 47.04 Кб (Скачать файл)

Память  — это способность мозга запоминать, хранить и воспроизводить

полученную информацию о прошедших ранее событиях, явлениях и фактах.

Различают три  вида памяти: мгновенную, длящуюся несколько  секунд,

кратковременную (до двух-трех дней) и долговременную (до конца жизни человека).

В основе памяти лежит циркуляция нервных импульсов  по замкнутым нейронным цепям, которые вызывают в них различные структурные изменения, возникающие на основе электрохимических процессов возбуждения. Кроме того, различают зрительный, слуховой, осязательный виды памяти, в зависимости от того, какой из анализаторов играет в этом процессе главную роль.

На основе интеллекта, способности к ощущениям и  памяти формируются

чувственные и  понятийные образы, которые и составляют содержание когнитивной сферы.

Огромную роль в структуре сознания играют эмоции - все положительные и

отрицательные реакции человека на воздействие  внешних и внутренних

раздражителей, имеющие выраженную субъективную окраску  и охватывающие все виды чувств (тревога, боль, удовольствие, радость и др.). Эмоциональная сфера сознания представляет собой сферу потребностей, интересов и целей. Элементами эмоциональной сферы выступают: аффекты, элементарные эмоции, связанные с сенсорными реакциями, и чувства.

Эмоция  - это отражение ситуации в форме психического переживания и

оценочного отношения  к ней. Эмоциональная сфера сознания также участвует в познавательном процессе, повышая или снижая его эффективность. Эмоции неразрывно связаны с потребностями и всегда их сопровождают. Сознание указывает пути, средства, методы и формы реализации потребностей. Воле принадлежит функция управления человеческой деятельностью. Сознание намечает цель деятельности, а воля реализует ее достижение. В 18-19 веках существовало представление об эмоциях, с одной стороны, как о следствиях лишь интеллектуальной деятельности, а с другой, - как о воспринимаемых сознанием органических (телесных) изменениях. Впоследствии эмоции стали рассматриваться с функциональной точки зрения, как реакция на возникшую ситуацию, к которой человек не может приспособиться или приспосабливается, преодолевая при этом существенные затруднения.

    Сейчас общепризнанно, что появлению эмоций предшествует эмоциональная

ситуация. Она  возникает при избыточной мотивации  по отношению к реальным

приспособительным возможностям индивида и зависит  от отношения между

мотивацией и  возможностями субъекта.

    Эмоция часто возникает потому, что субъект не может или не умеет дать

адекватный ответ  на создавшуюся ситуацию. Некоторые  ученые выделяют три

группы эмоциональных  ситуаций: новизна, необычность и  внезапность.

Многие ученые сходятся на том, что эмоции неразрывно связаны с потребностями. Эмоции рассматриваются как сложный комплекс психофизиологических сдвигов, обусловленных возникновением, а также

удовлетворением или неудовлетворением какой-либо потребности живого

организма. При  наличии соответствующей потребности  непосредственным толчком к возникновению эмоционального состояния являются внешние и внутренние раздражители.

Эмоции выступают  в роли регуляторов человеческого  общения, влияя на выбор

параметров общения  и определяя его способы и  средства. По своей сути эмоции — это обобщенные чувственные реакции на разнообразные по характеру сигналы, влекущие за собой изменения в физиологическом состоянии организма. По признаку доставленного удовольствия или неудовольствия все эмоции можно поделить на три группы:

- положительные  эмоции - радость, блаженство, любовь, симпатия. Они

содействуют упрочению  полезных навыков и действий;

- отрицательные  эмоции - горе, презрение, ненависть,  стыд, зависть, раскаяние,

ревность, разочарование, испуг, тревога. Они помогают уклониться от влияния

неблагоприятных факторов;

- нейтральные  переживания - спокойное созерцание, удивление, любопытство,

безразличие, равнодушие.

Разные виды эмоций сопровождаются различными физиологическими

изменениями в  организме и соответствующими психическими проявлениями.

Например, при  печали, смущении, испуге понижается тонус  скелетной мускулатуры. Печаль характеризуется спазмом сосудов, испуг - расслаблением гладкой мускулатуры. Гнев, радость, нетерпение, напротив, сопровождаются повышением тонуса скелетной мускулатуры, при радости расширяются сосуды, при гневе расстраивается координация движений, увеличивается содержание сахара в крови.

Таким образом, эмоции могут быть разделены на две  группы:

1) стенические - тонизирующие, возбуждающие (радость, злость, гнев). Считается, что эти эмоции готовят организм к активности, мобилизуют его творческие возможности;

2) астенические - тормозящие, расслабляющие человека (тоска,

тревога, благодушие). Эти эмоции препятствуют осуществлению

целенаправленной  сознательной деятельности.

И тот и другой тип эмоций может быть как положительным, так и отрица-тельным. Все зависит от того, как они воспринимаются самим человеком, его сознанием. Таким образом, эмоциональное возбуждение мобилизует все имеющиеся резервы организма. В этом состоянии начинают более тонко работать интеллектуальная сфера и память. В кровь поступает значительное количество адреналина, усиливается работа сердца, повышается артериальное давление, растет газообмен, расширяются бронхи, увеличивается интенсивность окислительных и энергетических процессов в организме. Резко изменяется характер деятельности скелетных мышц, т.е. они могут включаться в работу одновременно, а не поочередно.

    Все эти факты позволяют сделать вывод, что эмоции сформировались в процессе эволюции как механизм приспособления к постоянно изменяющейся внешней среде обитания.

В зависимости  от того, с какими потребностями  человека связаны эмоции, их

можно разделить  на две группы:

1) низшие эмоции — голод, жажда и т.д., возникающие в связи с биологическими потребностями человека, его стремлением, выжить, благодаря которым человек способен быстро оценить характер воздействия и адекватно отреагировать на него;

2) высшие эмоции — это социальные, или интеллектуальные эмоции, возникающие в процессе познания личностью окружающей действительности. Они подразделяются на этические и эстетические эмоции.

Этические эмоции представляют собой регуляторы поведения человека в обществе — стыд, вина, долг, ответственность, солидарность, патриотизм, дружба. Эстетические эмоции основываются на способности человека воспринимать красоту и гармонию окружающего мира. Они представляют собой оценку каких-то предметов или событий как возвышенных, прекрасных или безобразных, трагических или комических.

По силе проявления и напряженности чувств эмоции также  можно разделить

на три группы:

1) настроение - неяркое,  относительно устойчивое эмоциональное  состояние.

По существу оно является основным эмоциональным  состоянием человека. На

создание настроения влияют самые разные факторы: погода, самочувствие,

воспоминания, прочитанное  письмо или книга, разговор с продавцом  и т.д.;

2) страсть - сильное  и глубокое эмоциональное состояние,  сохраняющееся

достаточно долго. Как правило, она подчиняет себе основную направленность мыслей и поступков человека. Обычно страсть возникает при появлении каких-то желаний, удовлетворение которых становится очень важным для человека, поэтому все его мысли и поступки подчиняются страсти;

3) аффекты - кратковременные,  предельно яркие вспышки, эмоциональные

возбуждения высшей степени (восторг, гнев, ярость, ужас). В  это время человек не способен прислушиваться к голосу разума и действует только под влиянием эмоций.

Эмоция  - это реакция в виде субъективно окрашенного переживания индивида, отражающая значимость для него воздействующего раздражителя или

результата собственного действия (удовлетворение или неудовлетворения).

Эмоциональность как свойство человека упоминалась  еще Гиппократом, когда он говорил о холерическом типе темперамента. Эмоциональность является одной из важнейших характеристик человека и оказывает влияние практически на все аспекты его деятельности.

Чувства отличаются от эмоций тем, что человек может  переживать их только

по отношению  к кому-нибудь или чему-нибудь, тогда  как эмоции могут рождаться самостоятельно.

Волевая сфера сознания представлена мотивами, интересами и потребностями в

единстве со способностью достигать цели. Главный элемент этой сферы - воля, т.е. способность человека к достижению поставленных целей.

Итак, сознание представляет собой чрезвычайно  сложное психическое явление.

В нем выделяют процессы внимания, восприятия и переработки  информации,

процессы запоминания  и актуализации информации, мышление, а также творческие процессы создания новой информации. В результате этих процессов в сознании накапливаются опыт и знания, формируется отношение к окружающему миру и к себе, осознаются свои возможности. С помощью органов чувств мы воспринимаем окружающий мир и формируем представление о нем, а с помощью мышления раскрываем сущность изучаемых

объектов. Мышление представляет собой активное отражение  объективного мира в понятиях, суждениях, моделях, теориях, концепциях, в результате чего

дополнительно к миру реальному возникает идеальный  мир, являющийся отражением реального мира в нашем сознании. Мышление дополняет чувственное восприятие выделением общего и существенного, тем, что недоступно для непосредственного

восприятия органами чувств.

Мышление - это непрерывный диалог между сознанием и бессознательным.

Бессознательное подсказывает сознанию различные варианты поведения и

деятельности, направленные на решение актуальных для человека проблем. Если в бессознательном нет вариантов решения или отсутствует нужная информация, то этот постоянно идущий диалог нарушается. В результате мы испытываем чувство беспокойства и тревоги, перерастающее в страх. Так формируется стресс как ответ организма на информационные или эмоциональные перегрузки. Основной формой мышления является мысль, которая может существовать в самых разных обликах - в виде понятия или образа. Но большинство мыслей состоит из сочетания образов, слов и понятий. Отделить их друг от друга бывает невозможно.

Эмоции, мышление, память и внимание в своей совокупности составляют

интеллект (от лат. intellectus - понимание, рассудок) человека, т.е. способность мыслить и рационально познавать действительность. Способности играют важную роль в жизни, поведении и деятельности человека. Это такие индивидуальные особенности, которые проявляются только на практике, определяют успехи человека в том или ином виде деятельности и служат

тем самым одним  из существенных признаков индивидуальных различий людей.

Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся

субъективными условиями успешного осуществления  определённого рода

деятельности. Способности  не сводятся к имеющимся у индивида знаниям,

умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине  и прочности

овладения способами  и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В отечественной психологии наибольший вклад в эксперимента-льные исследования способностей внес Б.М. Теплов.

Способности можно  квалифицировать по уровню развития (способность -

Информация о работе Психология человека