Понятие естествознания как науки. Методы исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:54, контрольная работа

Краткое описание

Понятие естествознания как науки.
Методы исследования.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа е.docx

— 26.95 Кб (Скачать файл)

 

Московский институт права

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по предмету

Концепция современного естествознания

 

 

на тему:

Понятие естествознания как науки.

Методы исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Крылова Г.А.

Проверил:   Евченко А.Ф.

 

Москва 2013

Содержание:

  1. Понятие естествознания как науки.
  2. Методы исследования.

 

1.Понятие естествознания  как науки.

 

Рассматривая отношения  между наукой и естествознанием, мы должны, прежде всего, точно определить, что подразумевается под этими  двумя понятиями. Поэтому – не вдаваясь в детальные анализы  и рассуждения, которые отвлекли бы нас от цели, – рассмотрим некоторые  характерные черты науки и  естествознания.

 Наука - это специфическая  деятельность людей, главной целью  которой является получение знаний  о реальности.

 Согласно Большой советской  энциклопедии наука, это сфера  человеческой деятельности, функцией  которой является выработка и  теоретической систематизация объективных  знаний о действительности; одна  из форм общественного сознания. В ходе исторического развития  наука превращается в производительную  силу общества и важнейший  социальный институт.

 Формы познания окружающей  действительности значительно разнятся  по своим характеристикам, однако  существовали всегда и везде.  История показывает, что с самого  начала своего существования  человечество пыталось понять  и осознать как устроен и существует наш мир.

 В современной истории  и философии науки в настоящее  время большее признание получает  та точка зрения, согласно которой  наука как своеобразная форма  познания начала развиваться  относительно самостоятельно в  эпоху становления капиталистического  способа производства (XVI-XVII вв.), эпоху  Нового времени. Однако античная  культура за очень короткий  исторический срок создала замечательные  математические теории (Евклид), космологические  модели (Аристарх Самосский), сформулировала  ценные идеи целого ряда будущих  наук — физики, биологии и т.д.  Классическая наука начинается  с 1687 года со знаменитого труда  И. Ньютона «Математические начала  натуральной философии», когда появляется  принцип экспериментальности и доказательности научного знания. Следующие этапы развития науки – неклассический и постнеклассический задают новые параметры знания, которое может именоваться научным.

 В современной методологии  выделяют различные критерии  научности. К ним относят, такие,  как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и др. В других формах познания указанные критерии проявляются в разной мере, но не являются определяющими.

Итак, наука это совокупная цельная система знаний об объективных  законах развития мира. В зависимости  от изучения той или иной формы  материи, стороны действительности, наука разделяется на множество отраслей знания.

 По предмету и методу  познания можно выделить науки  о природе — естествознание  и обществе — обществознание (гуманитарные, социальные науки), о  познании, мышлении (логика, гносеология  и др.), отдельную группу составляют  технические науки.

 

 По своей удаленности  от практики науки можно разделить  на два крупных типа: фундаментальные,  где нет прямой ориентации  на практику, и прикладные —  непосредственное применение результатов  научного познания для решения  производственных и социально-практических  проблем. 

 Как форма познания  и социальный институт наука  сама себя изучает с помощью  комплекса дисциплин, в который  входят история и логика науки,  психология научного творчества, социология научного знания и  науки, науковедение, история и философия науки.

 Таким образом, мы  видим, что с разделением наук  выделяется и интересующая нас  в данной работе дисциплина  естествознания.

 В настоящее  время под естествознанием понимается обозначение традиционной совокупности наук о природе, ориентированной на исследование пространственно-временной структуры природных объектов, закономерностей их бытия и развития Естествознание одна из трёх основных областей научного знания о природе, обществе и мышлении. Само слово естествознание представляет собой сочетание двух слов – естество (природа) и знание. То есть под естествознанием прежде всего понимают точное знание обо всем что действительно есть в природе. Естествознание это система наук о природе, или естественных наук, взятых в их взаимной связи, как целое. При этом под совокупностью наук понимают не просто сумму разрозненных наук, а единый комплекс тесно взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга естественных наук. Именно в этом смысле естествознание рассматривается как единая система наук о природе, занимающихся систематическим экспериментальным исследованием природы. Оно раскрывает специфические закономерности, объясняя мир с точки зрения единства и взаимосвязи его общих свойств. Естествознание является теоретической основой техники и медицины, научным фундаментом философского материализма.

 Основными дисциплинами  естествознания считаются физика, химия и биология. Предметом естествознания  является познание различных  форм движения материи, устройство  и организация всего, что есть  во Вселенной - это проблемы  естествознания. Подход изучения  наук в своей совокупности  позволяет вскрыть скрытые связи,  которые создают органическое  единство всех физических, биологических  и химических явлений, и в  результате гораздо глубже понять  и освоить эти науки.

 Естествознание наряду  с науками об обществе и  о мышлении является важнейшей  составляющей человеческого знания. Естествознание - теоретическая основа техники и технологии промышленного и сельскохозяйственного производства, медицины. Становление естествознания было связано с использованием экспериментального метода исследования явлений природы, осуществлением многих географических открытий, представивших исследователям обширный материал по явлениям живой и неживой природы различных стран и континентов. Собирание и систематизация фактов механического, физического, химического и биологического характера послужило основой для зарождения соответствующих естественных наук.

 Для классической философской  традиции характерно сближение  естествознания с гуманитарным  познанием, рассмотрение их в  едином ряду целостного постижения  единого мира (идеи Гердера об  изучении развития живой и  неживой природы и человеческой  истории как этапов эволюции  единого мирового организма; классификация  форм движения материи — механической, физической, химической, биологической  и социальной — как основа  классификации наук у Энгельса, и др.).

В неклассической философии  вопрос о специфике естествознания остро ставится в связи с осмыслением  специфики гуманитарного познания, эксплицируясь в философии Дильтея в рамках дистанцирования им «наук о природе» и «наук о духе». В рамках Баденской школы неокантианства вопрос о специфике естествознания также рассматривался в связи с осмыслением специфики гуманитарного и естественнонаучного видов познания. В своей исторической динамике естествознание выдвигает вперед ту или иную свою область в качестве лидирующей и оказывающей влияние на другие науки и на все естествознание в целом.

Развитие знаний - это  исторический процесс, когда существующие системы знаний постоянно перекраиваются, перестраиваются, одни разделы исключаются, а вписываются другие, часто заимствованные из далеких отраслей знания. В своем  историческом развитии наука опирается  на прошлые достижения, иногда меняя  их содержание почти до неузнаваемости. Еще одной характерной чертой развития естествознания является сложное сочетание процессов дифференциации и интеграции научного знания

На современном этапе, естествознание становится все ближе  к человеку, распространяя свои методы на экономику, гуманитарную сферу знаний и даже на искусство. Представления  о единстве человека и природы, о  коэволюции начали складываться в прошлом веке в России и получили название русского космизма. Его представители (П. Флоренский, В. Соловьев, В. Вернадский) полагали, что мысль и сознание являются такой же принадлежностью природы как и все, что существует в ней.

 Все это приводит  к повышению роли естествознания  в жизни общества и возрастанию  внимания со стороны общества  к нему. Возрастает и интерес  исследователей к анализу мировоззренческих,  методологических и социальных  аспектов современного естествознания. В своей совокупности они составляют  предмет дисциплины философских  вопросов естествознания.

Закономерности естествознания — те, которые присущи всякой науке, но с учётом специфики изучаемого им предмета.

 а) обусловленность  практикой ;

 б) относительная самостоятельность, которая проявляется в том, что практическое решение возникающих задач может быть осуществлено лишь по достижении, в соответствии с собственной логикой, определенных ступеней самого процесса познания природы, который совершается от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности;

 в) преемственность  в развитии идей и принципов  естествознания, теорий и понятий,  методов и приёмов исследования, неразрывность всего познания  природы; 

 г) постепенность развития  естествознание при чередовании  периодов относительно спокойного, эволюционного развития и резкой  революционной ломки теоретических  основ естествознания, всей системы  понятий и принципов естествознания, всей естественнонаучной картины  мира. При этом содержание прежних  знаний о природе получает  дальнейшее развитие и обобщение,  преодолевается прежняя универсализация,  абсолютизация законов и принципов,  носящих в действительности лишь  ограниченный, относительный характер;

 д) взаимодействие наук, взаимосвязанность всех отраслей естествознания, когда один предмет изучается одновременно многими науками (их методами), а метод одной науки применяется к изучению предметов др. наук;

 е) противоречивость  развития естествознания, доходящая  до раскола на казалось бы несовместимые между собой концепции, причём на смену борющимся между собой односторонним концепциям в порядке разрешения их конфликта приходит принципиально новая концепция, охватывающая предмет в целом, диалектически;

 ж) повторяемость идей, концепций, представлений с постоянными  возвратами к пройденному (в  т. ч. исходному пункту научного  развития), но на более высокой  ступени этого развития; отсюда  сравнение развития науки с  «кругом кругов», с движением  по спирали.

 Необходимым условием  развития естествознания является  свобода критики, беспрепятственное  обсуждение любых спорных неясных  вопросов естествознания, открытое  столкновение мнений с целью  выяснения истины, путём свободных  дискуссий, способствующих творческому  решению возникающих проблем.

 Таким образом, мы  видим, что понятия науки и  естествознания оказываются тесно  связанными между собой. Естествознание  важная часть науки, сочетающая  в себе фундаментальные науки  и прикладные науки в части  исследования и взаимосвязи этих  наук в области целостного  постижения природы. Исторически  естествознание выделяется из  всего комплекса науки чуть  раньше, чем отдельные дисциплины, в эпоху Возрождения, и руководствуется  в своем развитии принципами  и методами научного познания. Науку и естествознание объединяет  мировоззренческая функция естествознания; она направлена на выработку естественнонаучной картины мира, исключающей возможность реакционно-идеалистических и религиозных взглядов на природу и производственно-практическая сторона, в которой естествознание проявляет себя как непосредственная производительная сила общества. Природа есть сложная система, сложный организм, где все связано со всем. По выражению современного философа К. Ясперса, «существуют отдельные науки, а не наука вообще как наука о действительном, однако каждая из них входит в мир беспредельный, но все-таки единый в калейдоскопе связей». Научный метод независимо от конкретных приемов и способов исследования в разных научных дисциплинах отражает единство всех форм знаний об окружающем мире. Разница между этими понятиями заключается в том, что наука более широкое понятие, в настоящее время рассматривающая совокупность знаний о мире, тогда как естествознание занимается исключительно знаниями о природе, выделенными в отдельную категорию еще Риккертом.

 

2. Методы естествознания

 

 В естествознании можно выделить стороны:

1) эмпирическую 

Эмпирическая сторона  предполагает функции: собирательную (установление фактов, их регистрацию, их накопление), описательную (изложение  фактов, их первичную систематизацию).

2) теоретическую 

Информация о работе Понятие естествознания как науки. Методы исследования