Понятие естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 13:57, доклад

Краткое описание

Под содержанием науки следует понимать ее определение, включая цели, идеологический базис (или, может быть, более узко - парадигму) науки, т.е. комплекс принятых идеи, взглядов на то, что такое наука, каковы её цели, способы построения и развития, и т. п. В этот же круг идей необходимо, по-видимому, включить и проблемы научной этики - системы принятых, но юридически не обязательных правил, регулирующих взаимоотношения людей в сфере научной деятельности. Научной этике в критических, исторических и философских трудах уделяется обычно мало внимания, хотя она, в силу важного места, занимаемого наукой в современном обществе, является существенной частью взаимоотношения людей

Вложенные файлы: 1 файл

естествознание.docx

— 21.94 Кб (Скачать файл)

Понятие науки

Под содержанием науки  следует понимать ее определение, включая  цели, идеологический базис (или, может  быть, более узко - парадигму) науки, т.е. комплекс принятых идеи, взглядов на то, что такое наука, каковы её цели, способы построения и развития, и т. п. В этот же круг идей необходимо, по-видимому, включить и проблемы научной  этики - системы принятых, но юридически не обязательных правил, регулирующих взаимоотношения людей в сфере научной деятельности. Научной этике в критических, исторических и философских трудах уделяется обычно мало внимания, хотя она, в силу важного места, занимаемого наукой в современном обществе, является существенной частью взаимоотношения людей. Мы уделим этому вопросу более глубокое внимание, поскольку в развитии современной науки наблюдаются довольно грубые нарушения этических норм, сказывающиеся на темпах её развития. Всякая идеология является, по существу, оформлением опытных данных о взаимодействии людей с природой и между собой. Мы привыкли относиться к постулированным и уже апробированным правилам или законам, как к окончательной истине, забывая о том, что установление истины сопровождается многочисленными заблуждениями. Проверка идеологических принципов опытным путём в силу ряда причин затруднена. Поэтому до сих пор не удалось прийти к однозначному решению этих вопросов, а это сказывается, в свою очередь, и на развитии самих наук.

Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка  и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению  нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение  отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений  действительности, составляющих предмет  ее изучения, на основе открываемых  ею законов. Система наук условно  делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире в  связи с потребностями общественной практики, начала складываться с 16...17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом.

 

Гуманитарные и естественные науки

Зарождение современной  науки обычно относят к временам Древней Греции (см. статью "Микенцы"). Многие современные гуманитарные и естественные науки находят свои корни именно в работах философов Эллады. В европейской университетской науке эти корни дали новые всходы в эпоху Возрождения. На ранних этапах развития науки большинство ученых были сведущи практически во всех областях знания. Однако этот энциклопедизм утрачивался по мере накопления неудержимо растущего числа фактов, теорий, гипотез, экспериментальных подходов. Науки все более дифференцировались, а ученые, подавляемые растущим объемом информации, становились все более узкими специалистами. Еще в прошлом веке А. К. Толстой устами Козьмы Пруткова заявил: «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя».

Постепенно науки все  более резко делились на гуманитарные и естественные, причем даже естественники, например физики и биологи, часто  переставали понимать друг друга. Все  больше ценились наиболее узкие специалисты, которые знали все в какой-то одной, очень конкретной области  науки, даже если во всех остальных  они были просто невежественны. Научный  снобизм таких ученых-естественников породил даже популярную шутку: «Науки делятся на естественные, неестественные — гуманитарные и противоестественные — философию». Крайнее расхождение наук, неспособность и «гордое» нежелание ученых разных специальностей, за исключением наиболее широко образованных, разобраться в основах не только смежных, но и более или менее «отдаленных» направлений знания, отразилось в нарастании специализации техники. Это до какого-то этапа поддерживалось экономикой, ведь обычно предельно узко специализированная машина, устройство обеспечивает наибольшую производительность труда. Но и в сложившихся к концу прошлого века традиционных естественных науках накапливались проблемы, требовавшие обращения к другим областям знания. Одна за другой стали возникать новые, «пограничные» науки — физическая химия и химическая физика, биохимия и биофизика, геофизика и биогеохимия и т. д. Вместе с тем постепенно накапливались данные о неблагоприятных последствиях для жизни людей неизбежного при узкой специализации непонимания важности взаимосвязи всех воздействий.

Получение дешевой гидроэнергии приносило колоссальные убытки земледелию, выводя из оборота большие площади  плодороднейших пойменных земель; наиболее экономичные способы заготовки  древесины — сплошные рубки, трелевка мощными тракторами — почти необратимо уничтожали леса, дешевая транспортировка  леса по воде, особенно молевой сплав, сделали многие реки безжизненными, избыточное орошение приводило к  засолению и фактическому уничтожению  почв. Примеры таких «побед над  природой», совершаемых еще и  сегодня, можно продолжать почти  бесконечно.

Жизнь потребовала новых  энциклопедистов — специалистов широкого профиля, так называемых «системщиков», поневоле недостаточно детально знающих  отдельные производства и их теоретические  основы, но способных понять взаимодействие самых разных сил, как природных, так и созданных человеком. Осознание  угрозы экологического кризиса только обострило объективную потребность  в таких ученых-энциклопедистах  «нового образца». Поскольку основным объектом забот науки и техники  всегда был и остается человек, стала  необходимой новая интеграция естественных и гуманитарных наук.

Вся экология, от развития которой  в значительной мере будет зависеть будущее человечества, по сути своей  стала наукой интегративной. Она  сочетает основные подходы биологии, биогеохимии, климатологии, географии, истории, экономики, множества других естественных и гуманитарных наук. Конечно, современному энциклопедисту приходится часто прибегать к  помощи специалистов и самому оперировать  не столько всем арсеналом фактов и теорий множества наук (это превышает  возможности человека), сколько знать  их основные законы и эмпирические обобщения. Но без таких экспертов  уже нельзя принимать ни одного решения, реализация которого связана с каким-либо воздействием на природную среду.

Культура как совокупность норм, знаний, традиций, теснейшим образом  связана с религией как одной  из основных ее форм. Культура разных этносов  в их историческом существовании  формировалась в значительной степени  под влиянием постепенно складывавшихся устойчивых взаимодействий этносов  со вмещающими ландшафтами, природной средой жизни людей. Современная цивилизация, в значительной мере сформировавшаяся под влиянием европейской и воспринявшая ее основные черты, в качестве приоритетных ценностей рассматривает неограниченное экономическое, прежде всего, материальное развитие, единственным источником которого остается все возрастающее использование возобновимых и невозобновимых природных ресурсов. Этот путь, очевидно, ведет к неизбежному ужесточению экологического кризиса, который и возник как одна из многих сторон кризиса современной потребительской цивилизации. По-видимому, только преодоление цивилизационного кризиса сделает возможным действительное решение всего комплекса глобальных проблем, составляющих в их взаимосвязи угрозу экологического кризиса.

Этническая история убеждает в возможности смены основных ценностей, и осознание неизбежности этого создает перспективу перехода в качестве наиболее приоритетных ценностей  человечества к неограниченному  духовному и научному развитию и  совершенствованию, к необходимости  сохранения природной среды во всем ее многообразии. В таком переосмыслении идеалов и целей жизни главную  роль смогут, по-видимому, сыграть религия, наука, образование.

 

 

Месте науки в системе  культуры и ее структура

В историческом процессе определенный уровень развития общества и человека, его познавательные и творческие способности, а также его воздействие и взаимоотношение с окружающей природой определяется состоянием их культуры. В переводе с латинского культура (culture.) означает возделывание, воспитание, образование, развитие. В широком смысле слова культура — это все, что в отличие от данного природой создано человеком. Наука является одной из отраслей или разделов культуры (рис. 1.1). Если в древности важное место в системе культуры занимала мистика, в античности — мифология, в Средневековье — религия, то можно утверждать, что в современном обществе доминирует влияние науки.

Наука отличается от других форм общественного сознания и культуры следующим:

- от мифологии тем,  что стремится не к объяснению  мира в целом, а формулирует  законы развития природы. Миф  возникает на разных этапах  истории развития человечества, как повествование, сказание, фантастические  образы которого (боги, легендарные  герои, события и т. п.) были  попыткой обобщить и объяснить  различные явления природы и  общества. Достаточно вспомнить мифических богов и героев у древних греков, чтобы представить содержание мифологии (Зевс — громовержец, Посейдон — бог морей, Афина — покровительница наук, Афродита — богиня любви и т. д.);

-от мистики тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию. Мистика же возникла как элемент тайных образов религиозных обществ Древнего Востока и Запада. Главное в этих образах — это общение человека с богом или каким-либо другим таинственным существом. Подобное общение, согласно мистике, достигается якобы через озарение, экстаз, откровение и т. д.;

-от религии тем, что разум и опора на чувствительную реальность в науке имеет большее значение, чем вера. В науке преобладает разум, но в ней также имеет место вера в познавательные возможности разума, и интуиция, особенно при формировании гипотез. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке — на эмпирическую реальность, в религии — преимущественно на внечувственное (вера). В отличие от научного мировоззрения, религиозное мировоззрение выражается в общении с "божеством", со сверхъестественным при помощи молитв, таинств, святынь, символов. Оно основано на молитвенном и жертвенном отношении к сверхъестественному, признание которого всегда скрыто в глубинах мировых религий;

-от философии тем, что ее выводы допускают эмпирическую проверку;

-от искусства отличается своей рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий. Искусство представляет собой одну из форм общественного сознания, которая отражает действительность в художественных образах;

-от идеологии тем, что ее истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества;

-от техники тем, что наука нацелена не на использование полученных знаний, а на само познание мира.

Наука — это сфера человеческой деятельности, представляющая собой  рациональный способ познания мира, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются знания о действительности, основанные на эмпирической проверке и математическом доказательстве.

 Как многофункциональное  явление наука представляет собой: 1) отрасль культуры; 2) способ познания  мира; 3) определенную систему организованности (академии, университеты, вузы, институты,  лаборатории, научные общества  и издания).

 Существует определенная  внутренняя структура и классификация  современных наук (рис. 1.2).

Фундаментальными считаются  естественные, гуманитарные и математические науки, а прикладными являются технические, медицинские, сельскохозяйственные, социологические  и другие науки.

 Задачей фундаментальных  наук является познание законов,  управляющих взаимодействием базисных  структур природы. Фундаментальные  научные исследования определяют  перспективы развития науки.

Непосредственной целью  прикладных наук является применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Так, современный этап научно-технического прогресса связан с развитием  авангардных исследований прикладных наук: микроэлектроники, робототехники, информатики, биотехнологии, генетики и др. Эти направления, сохраняя свою прикладную направленность, приобретают  фундаментальный характер.

 Результатами научных  исследований являются теории, законы, модели, гипотезы, эмпирические обобщения.  Все эти понятия, каждое из  которых имеет свое определенное  значение, можно объединить одним  словом "концепции". Понятие "концепция" (определенный способ трактовки  какого-либо предмета, явления, процесса) происходит от латинского conceptio— понимание, система. Концепция, во-первых, — это система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов. Во-вторых, — это единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т. д.

 


Информация о работе Понятие естествознания