Пассионарная теория этногенеза в концепции Л.Н Гумилева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 15:46, реферат

Краткое описание

Цель моей работы – изучить учение Л.Н. Гумилева о пассионарности.

Для реализации поставленной цели я предполагаю решить следующие задачи:

1. узнать краткую биография Л.Н. Гумилева и его основные работы;

2. определить понятие «пассионарности»;

3. глубоко изучить теорию пассионарности Л.Н. Гумилева.

Содержание

Введение

1. Биография Льва Николаевича Гумилева

2. Основные работы Л.Н. Гумилева

3. Понятие пассионарности

4. Теория о пассионарности Л.Н. Гумилева

5. Критика пассионарной теории этногенеза

Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Пассионарная теория этногенеза в концепции Гумилева .docx

— 57.85 Кб (Скачать файл)

Однако  пассионарность имеет обратный вектор, ибо заставляет людей жертвовать собой и своим потомством, которое  либо не рождается, либо находится в  полном пренебрежении ради иллюзорных вожделений: честолюбия, тщеславия, гордости, алчности, ревности и прочих страстей. Следовательно, мы можем рассматривать  пассионарность как антиинстинкт, или  инстинкт с обратным знаком.

Кроме того, пассионарность имеет еще одно качество, которое чрезвычайно важно. Она заразительна.

Этим  качеством в огромной степени  обладал А.В. Суворов. Когда Павел I бросил русскую армию в Италию против стойких французских армий, которыми командовали лучшие французские  генералы (Макдональд, Моро, Жубер), Суворов  одержал три блестящие победы при помощи небольшого русского корпуса  и вспомогательных австрийских  дивизий. Причем одержали победы именно русские части, хотя австрийцев никто  в то время не мог обвинить ни в трусости, ни в слабой боеспособности, это ведь были такие же славяне: хорваты, словаки, чехи, и они воевать могли. Но решающими ударами, которыми были опрокинуты французские гренадеры, руководил Суворов, и сделаны они были русскими. Он вдохнул в своих солдат волю к победе, как говорят обычно, а на нашем языке пассионарность, которая была у него самого.

Каждый  живой организм обладает энергетическим полем, теперь мы уже можем сопоставить  его с описанием особенностей этноса и, следовательно, назвать этническим полем, создаваемым биохимической  энергией живого вещества.

Л.Н. Гумилев  рекомендует принять эту энергетическую модель, модель силового поля, и применить  ее к проблеме этноса, тогда этнос  можно представить себе в качестве системы колебаний определенного  этнического поля. А если это так, тогда мы можем сказать, в чем  же различие этносов между собой. Очевидно, в частоте колебаний  поля, т. е. в особом характере ритмов разных этнических групп. И когда  мы чувствуем своего, это значит, что ритмы попадают в унисон или  строятся в гармонию; когда в унисон ритмы не попадают, мы чувствуем, что  это чужой, не свой человек.

Эта гипотеза на современном уровне наших знаний удовлетворительно объясняет все  наблюдаемые этнические коллизии. Даже если она будет заменена какой-либо другой, дело не изменится. Наша задача - описание феномена, а интерпретация  его причин может в будущем  варьировать, что не будет влиять на полученные нами результаты.

Также существуют уровни пассионарности. И  есть 2 квалификации – базовая и  расширенная, по Л.Н. Гумилеву.

Базовая классификация.

1 - Пассионарность  выше нормы («пассионарность»  в узком смысле) проявляется в  поведении как предприимчивость, готовность нести жертвы ради  идеала, желание и способность  изменять мир, в частности,  свой ландшафт. Высокая пассионарность  есть рецессивный признак.

2 - Пассионарность  на уровне нормы (гармоничность)  означает, что её носитель будет  пребывать в равновесии с окружающей  средой.

3 - Пассионарность  ниже нормы (субпассионарность)  означает склонность к лени, пассивности,  паразитизму и предательству.

Классификация Л.Н. Гумилева.

1 - Высший  — шестой уровень, жертвенный, человек без колебаний готов  пожертвовать собственной жизнью. Примерами таких личностей являются  Жанна Д'Арк, протопоп Аввакум,  Александр Македонский.

2 - Несколько  ниже лежит пятый уровень —  стремление к идеалу победы  — человек вполне готов рисковать  жизнью ради достижения полного  превосходства, но идти на верную  смерть неспособен. Это патриарх  Никон, Петр I.

3 - То  же самое, но в меньшем масштабе, проявляется на четвёртом уровне  — стремление к идеалу успеха. Примеры — Леонардо да Винчи,  А.С. Грибоедов, С.Ю. Витте. Это

4 - Четвёртый  уровень — переходный.

5 - Ниже  идут уровни, наиболее характерные  для фазы надлома — стремление  к идеалу знания и красоты  и ниже (то, что Л.Н. Гумилёв  называл «пассионарность слабая, но действенная»). Тут за примерами  далеко ходить не надо —  это все крупные учёные, художники,  писатели, музыканты, и т. д  – третий уровень.

6 - Для  выхода из фазы надлома характерен  второй уровень — поиск удачи  с риском для жизни. Это искатель  счастья, ловец фортуны, колониальный  солдат, отчаянный путешественник, ещё способный рискнуть жизнью.

7 - Со  снижением пассионарности на  смену им приходят другие —  пассионарии, стремящиеся к благоустройству  без риска для жизни. Большинство  современных западных и российских  миллиардеров относятся к этому  типу – первый уровень.

8 - Ещё  ниже стоит обыватель — тихий  человек, полностью приспособленный  к окружающему ландшафту. Это  нулевой уровень. Количественно  он преобладает почти во всех  фазах этногенеза, но лишь в  инерцию и гомеостаз является  определяющим в поведении этноса.

При дальнейшем снижении пассионарности приходят люди с отрицательными её значениями —  субпассионарии. Они бывают двух уровней: −1-го и −2-го. Если первые ещё способны на какие-то действия, приспособление к ландшафту, то вторые не могут даже этого. Постепенно с их взаимоистреблением и давлением внешних причин происходит гибель этноса.

Л.Н. Гумилёв  неоднократно обращал внимание на то, что пассионарность никак не взаимосвязана  со способностями личности, силой  воли и т. д. Может быть умный обыватель  и довольно глупый «учёный», волевой  субпассионарий и безвольный «жертвенник», равно, как и наоборот; это всё  не исключает и не предполагает друг друга. Также пассионарность не определяет такой важной части психотипа, как  темперамента: она лишь, по-видимому, создаёт норму реакции для  этого признака, а конкретное проявление определяется внешними условиями.

гумилев этнос пассионарность этногенез

4.  Теория о пассионарности Л.Н. Гумилева

Пассионарная  теория этногенеза — гипотеза Льва Гумилева, описывающая исторический процесс как взаимодействие развивающихся  этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами.

Этногенез (от греч. «этос» - «племя, народ» и «генезис» - «происхождение»), этническая история  — процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов. Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может  происходить включение в сложившийся  этнос других ассимилируемых (ассимиляция - потеря одной частью социума (или  целым этносом) своих отличительных  черт и замена заимствованными у  другой части (другого этноса)) им групп, дробление и выделение новых  этнических групп.

Гипотеза  Гумилева определяет и описывает  понятия этноса (точнее, несколько  видов этнических систем), вводит понятие  пассионарности, описывает типичные процессы этногенеза и взаимодействия этносов.

Этнические  системы.

Этнические  системы являются одновременно:

·  биологически обусловленными сообществами людей, подобным львиным прайдам (семейная стая львов или приматов) или муравейникам;

·  формой приспособления людей к ландшафту;

·  взаимно комплиментарными группами людей, осознающих своё единство и противопоставляющих себя другим этническим системам;

·  группами людей со сходным стереотипом поведения;

·  группами людей, имеющих общее происхождение и синхронную историю;

·  устойчивыми эволюционирующими системами;

·  иерархическими структурами.

Этнические  системы, в общем случае, не являются следующими единствами:

·  языковыми;

·  религиозными;

·  культурными;

·  юридическими;

хотя  и могут ими быть.

Различаются следующие виды этнических систем, в порядке снижения уровня этнической иерархии:

·  суперэтнос: самая крупная этническая система; состоит из этносов. Общий для всего суперэтноса стереотип поведения является мировосприятием его членов и определяет их отношения к фундаментальным вопросам жизни. Примеры: российский, европейский, римский, мусульманский суперэтносы;

·  этнос: этническая система более низкого порядка, обычно в обиходе называемая народом. Члены этноса объединены общим стереотипом поведения, имеющим определённую связь с ландшафтом (месторазвитием этноса), и, как правило, включающим религию, язык, политическое и экономическое устройство. Этот стереотип поведения обычно называется национальным характером. Пример: русские;

·  субэтнос;

·  конвиксия - группа людей с одинаковым бытом, живущих в одном месте, существующая в течение нескольких поколений;

·  консорция - объединение небольшой группы людей для достижения единой цели, обладающих единой исторической судьбой.

Этническая  система является результатом эволюции этнической единицы более низкого  порядка или деградации системы  более высокого; она содержится в  системе более высокого уровня и  включает в себя системы более  низкого.

Этнические  системы более высокого порядка  обычно существуют дольше, чем системы  более низкого.

Этнические  формы.

1) Химера - этническая форма и продукт  контакта несовместимых (имеющих  отрицательную комплиментарность)  этносов, принадлежащих к различным  суперэтническим системам. В её  среде расцветают антисистемные  идеологии.

2) Ксения - сочетание, при котором один  этнос – «гость», вкрапление  в теле другого, - живёт изолированно, не нарушая этнической системы  «хозяина». Например, в Российской  империи - колонии поволжских  немцев, присутствие ксений безвредно  для вмещающего этноса.

3) Симбиоз  - сочетание этносов, при котором  каждый занимает свою экологическую  нишу, свой ландшафт, полностью сохраняя  свое национальное своеобразие.  При симбиозе этносы взаимодействуют  и обогащают друг друга. Он - наиболее оптимальная форма  контакта, повышающая жизненные  возможности каждого из народов.

4) Этническая  антисистема - системная целостность  людей с негативным мироощущением,  которое представляет собой специфическое  отношение к материальному миру, выражающееся в стремлении к  упрощению систем, то есть к  уменьшению плотности системных  связей.

Очень важное понятие в теории пассионарности Л.Н. Гумелева – «пассионарные толчки».

Пассионарный  толчок — в пассионарной теории этногенеза микромутация, вызывающая появление пассионарного признака в популяции и приводящая к  возникновению новых этнических систем в затронутых ею регионах. Он наблюдается на поверхности Земли  в виде полос шириной порядка 200—400 км и длиной примерно 0,5 окружности планеты, пролегающих под различными углами к меридиану и широте.

Анализируя  различные предположения о происхождении  пассионарных толчков, Л.Н. Гумилев  склонялся к гипотезе о том, что  толчки имеют космическое происхождение (излучение из космоса), так как  никакими земными причинами не удается  объяснить их линейную форму и  огромную протяженность на поверхности  Земли. Есть внешние космические  причины – это, например, взрывы на Солнце, а есть внутренние причины  – это энергия центральной  части Земного шара, расплавленная  магма. Также Л.Н. Гумилев говорит  о наличии климатических циклов.

Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и  способной к расширению популяции  с отличным от окружающих стереотипом  поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий:

Информация о работе Пассионарная теория этногенеза в концепции Л.Н Гумилева