Основное содержание механистической картины мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 11:58, реферат

Краткое описание

Становление механистической картины мира справедливо связывают с именем Галилео Галилея, который установил законы движения свободно падающих тел и сформулировал механический принцип относительности. Но главная заслуга Галилея в том, что он впервые применил для исследования природы экспериментальный метод вместе с измерениями исследуемых величин и математической обработкой результатов измерений. Если эксперименты спорадически ставились и раньше, то математический их анализ впервые систематически стал применять именно он.

Вложенные файлы: 1 файл

ксе гриша.docx

— 52.37 Кб (Скачать файл)

Появившиеся в начале XX века теория относительности и квантовая механика окончательно доказали ограниченность области применения классической физики Ньютона — физики малых скоростей и больших, макроскопических масштабов. 

    Однако и теперь механика Ньютона продолжает с успехом служить для объяснения и описания явлений в очень широкой области современной науки и техники.

Наряду с математикой и механикой  третьей областью, где в полной мере проявился гений Ньютона, была оптика.

В 1666 году, работая над усовершенствованием  астрономических объективов, Ньютон открыл с помощью трехгранной  стеклянной призмы явление дисперсии  — различного преломления лучей  разного цвета и вычислил показатели преломления для семи основных цветов спектра. В процессе опытов с призмой  Ньютон открыл хроматическую аберрацию объективов. С этим открытием Ньютона связан любопытный научный парадокс, наглядно показывающий, насколько сложными, непредвиденными путями идёт порою развитие науки. Сделав ошибочно вывод, что хроматическая аберрация — принципиально неустранима (дефект линзовых объективов), Ньютон в поисках ахроматического объектива изобрёл оригинальной системы рефлектор — отражательный телескоп, где вместо линзы употребляется вогнутое сферическое зеркало, как известно, не обладающее хроматической аберрацией.

В 1675 году Ньютон открыл явление, получившее позже наименование «колец Ньютона». Он объяснил это явление периодически сменяющейся на пути луча способностью его к отражению и преломлению, дав при этом количественную оценку этой способности для различных монохроматических лучей. Это по существу было первым измерением величины, пропорциональной длине световой волны. Тогда же Ньютон наблюдал явление цветов тонких пластинок и один из первых (независимо от Гука) связал цвет с толщиной пластинки.

Вслед за Гримальди Ньютон наблюдал дифракцию света, однако, исходя из корпускулярной гипотезы света, объяснил её неверно.

Ньютон был близок к открытию поляризации света — он пытался  объяснить явление двойного лучепреломления, предполагая, что световые корпускулы обладают различными «сторонами».

Оптические открытия Ньютона были изложены им в большом труде «Оптика», первое издание которого вышло в 1704 году. Этот труд состоит из трёх книг. Первая посвящена вопросам отражения, преломления и дисперсии света; вторая — цветам тонких пластинок, естественной окраске тел и чрезвычайно сложному явлению цветов толстых пластинок; третья — дифракции света и некоторым неоконченным, неразрешенным проблемам (в виде знаменитых «вопросов» Ньютона, предложенных им для дальнейшего исследования).

Этот труд сыграл большую роль как  замечательный образец качественного и количественного эксперимента, виртуозным мастером которого был Ньютон.

Большое внимание Ньютон уделял вопросу  о природе света. На протяжении многих лет он вновь и вновь возвращался  к этому сложнейшему и загадочному вопросу: что такое свет? В            Исаак Ньютон.                                                      разные годы появляются    его работы: «Одна гипотеза, объясняющая свойства света, изложенные в нескольких моих статьях» (1675г., издана в 1757 г.); «Новая теория света и цветов» (1672 г.) и, наконец, первое, а затем и второе издания «Оптики» (написана в 1687 г., издана в 1704 и 1717 гг.).

В историю учения о природе света  Ньютон вошел как автор корпускулярной гипотезы. Впервые гипотезу о «телесности» света, согласно которой свет — это поток мельчайших световых частиц, Ньютон высказал в 1672 году, в связи с чем началась его длительная полемика с Гуком — сторонником волновой гипотезы.

Но взгляды Ньютона на природу  света сильно менялись. В 1675 году он пытается создать компромиссную, корпускулярно-волновую гипотезу света: наряду с существованием корпускул Ньютон допускает наличие эфира, в котором под действием световых частиц возникают и распространяются волны.

В дальнейшем, отвергнув гипотезу эфира, Ньютон возвращается к корпускулярной гипотезе (1704 г.), затем вновь (1717 г.) обсуждает возможности существования и волновых свойств света.

Как уже было сказано, склоняясь  более к корпускулярной гипотезе, Ньютон высказал мысль и о периодичности светового процесса. Этого положения — важнейшего в волновой теории света — не было даже в трудах Гюйгенса, Вместе с тем Ньютон, с крайней осторожностью относившийся ко всякого рода непроверенным или недостаточно обоснованным гипотезам, не высказывался окончательно ни за одну из существовавших гипотез света, так как не имел достаточных доказательств ни той, ни другой.  

 

 

 

Однако это вовсе не значит, как  это ошибочно считали многие физики после Ньютона, что великий ученый вовсе не признавал гипотез. Анализ работ Ньютона показывает, что  его знаменитое изречение «hypotheses non fingo» («не выдумываю гипотез») скорее отражает отрицательное отношение Ньютона к гипотезам, не имеющим под собой твердой фактической основы, а не к гипотезам вообще. «Ньютонианцы» превратили эту формулировку в абсолютный запрет всяких гипотез, что могло лишь принести вред науке. Ньютон фактически был автором многих замечательных физических гипотез. Ему принадлежит, в частности, исключительно глубокая атомистическая гипотеза о строении вещества, к которой он пришел в результате своих многолетних оптических и химических исследований. Одним из первых Ньютон высказал мысль о механической природе теплоты.

Сам Ньютон не придавал своим открытиям  значения всеобъемлющих, все объясняющих законов. Считая процесс познания бесконечным, он говорил незадолго до своей смерти: «Не знаю, чем я могу казаться миру, но сам себе я кажусь только мальчиком, играющим на берегу моря, развлекающимся тем, что от поры до времени отыскиваю камешек, более цветистый, чем обыкновенно, или красивую ракушку, в то время как великий океан истины расстилается передо мной неисследованным».

 

 

5.  Основные черты МКМ  

Коротко перечислим основные черты механистической картины мира.

 

- Все материальные тела состоят  из молекул, находящихся в непрерывном  и хаотическом механическом движении. Материя – вещество, состоящее  из неделимых частиц.

 

- Пространство – пустое вместилище  тел. Всё пространство заполняет  невидимая невесомая «жидкость» - эфир. Время – простая длительность  процессов. Время абсолютно.

 

- Всё движение происходит на  основе законов механики Ньютона,  все наблюдаемые явления и  превращения сводятся к механическим  перемещениям и столкновениям  атомов и молекул. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

К совершенству стремились в XVII-XIX веках именно частные науки, которые только-только начинали обретать статус самостоятельности и науки. Это был период прорыва их к  новым горизонтам истин.

Классическая механика выработала иные представления о мире, материи, пространстве и времени, движении и  развитии, отмеченные от прежних и  создала новые категории мышления — вещь, свойство, отношение, элемент, часть, целое, причина, следствие, система  — сквозь призму которых сама стала  смотреть на мир, описывать и объяснять  его.

Новые представления об устройстве мира привели к созданию и Новой  Картины мира — механистической, в основе которой лежали представления  о вселенной как замкнутой  системе, уподобляемой механическим часам, которые состоят из незаменимых, подчиненных друг другу элементов, ход которых строго подчиняется  законам классической механики. Законам механики подчиняются все и вся, входящие в состав вселенной, а, следовательно, законам этим приписываются универсальность. Как и в механических часах, в которых ход одного элемента строго подчинен ходу другого, так и во вселенной, согласно механистической картине мира, все процессы и явления строго причинно связаны между собой нет места случайности и все предопределено.

В механистической картине  мира задаются мировоззренческие ориентации и методологические принципы познания. Механицизм, детерминизм, редукционизм образуют систему принципов, регулирующих исследовательскую деятельность человека. Открывая законы, описывающие природные явления и процессы, человек противопоставляет себя природе, возвышает себя до уровня хозяина природы. Так человек ставит свою деятельность на научную основу, ибо он, исходя из механистической картины мира, уверился в возможность с помощью научного мышления выявить универсальные законы функционирования мира. Эта деятельность оформляется в рационалистическую. Безусловно, предполагается, что такая деятельность целиком должна основываться на целевых установках, принципах, нормах, методах познания объекта. Поступки (научные) и действия исследователя, основанные на предписаниях методического характера, обретают черты устойчивого образа деятельности. В рассматриваемый период исследовательская деятельность в астрономии, механике, физике была достаточно рационализирована, а сами эти науки занимали лидирующее место в естествознании.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература.

1. http://www.ottosteinach.ru/index.php/dlya-shkolnikov-ucheba/286-referat-isaak-nyuton

2. Григорьян А.Т., Фрадлин Б.Н., Сотников В.С. Аксиоматика классической механики // Исследования... М., 2007. С. 5-37.

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. - Новосибирск, 2007.

4. Дынин Б.С. Логика развитий представлений о науке у физиков XIX в. (1800-1870) // Проблемы развития науки в трудах естествоиспытателей XIX века. М., 2007. С. 29-49.

5. Разумовский О.С. Проблемы взаимосвязи ньютоновской аксиоматики с экстремальными принципами // Ньютон и философские проблемы физики XX века. М., 2007. С. 35-52.

6. Концепции современного естествознания. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д, 2007.

7.  Гриненко Г.В. История философии. – М., 2005.

 

 


Информация о работе Основное содержание механистической картины мира