Образы человека в религиях мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 17:20, реферат

Краткое описание

Я выбрала для своего реферата тему «Образы человека в религиях мира», т.к. на данном этапе мне очень интересно изучение данного вопроса. Какое же место каждый из нас должен занимать в этом мире? Как нам следует жить? В чём же смысл жизни? В наш век, который отличается удивительной быстротечностью времени, «дефицитом» нравственности, переизбытком совершенно ненужной информации порой так сложно найти «точки отсчёта», ведь сегодняшний человек, как мне кажется, просто забывает о самом важном в постоянной гонке за сомнительными материальными и нематериальными благами, которые должны сделать его богаче, но лишь только растрачивают и опустошают. Сегодня происходит смещение всех понятий, что предполагаетналичие ещё большей пытливости и настойчивости от нас в поисках ответов на вечные вопросы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Понятие религии и её функции………………………………………………………..5
Мировые и национальные религии…………………………………………………..
Буддизм.Образ человека в буддизме
Ислам.Образ человека в исламе
Христианство.Образ человека в христианстве
Даосизм.Образ человека в даосизме
Заключение
Список источников

Вложенные файлы: 1 файл

реферат без имени.docx

— 59.30 Кб (Скачать файл)

Все живое и неживое, вся  природа и боги, которые ею управляют, и  сам человек - лишь обманчивая видимость, иллюзия. Бесконечная и вечная вселенная на самом деле представляет собой совокупность мельчайших частичек - дхарм, которые находятся в постоянном возбужденном движении. Ненадолго слипаясь в случайные сгустки, они образуют все формы живой и неживой, божественной и человеческой природы. То, что в видимом мире представляется прекращением существования, смертью, есть не что иное, как распад этого конкретного сочетания дхарм, которые тут же принимают участие в новых сообществах, образуя новые тела и души.

Но если дхармы составляли ранее живое существо, то их следующее  сочетание уже не случайно - эти  частички оказываются заряжены той  энергией, которую они получили в  предыдущем образе и поэтому в  следующий раз они слипаются  между собой уже совершенно определенным образом. Эту зависимость нового существа от деятельности предыдущего  буддисты называют кармой, а череду неисчислимых превращений всего живого они называют сансарой.

От рождения до смерти жизнь человека наполнена неудовлетворением и страданиями. Высшее благо для него, его заветная цель - прекратить жить, оборвать цепь перерождений, покинуть мир страданий - сансару. Самоубийство здесь - бесполезно и бессмысленно. Нужно уничтожить саму глубинную причину продолжения жизни - желание жить. Человеку для этого нужно прожить так, чтобы успокоить, “утишить” свои дхармы, изжить все свои страсти, желания, чтобы дхармы не “подзаряжались” от них новой энергией, чтобы этой энергии (кармы) не хватило на новое рождение. Тот, кому это удалось, становится буддой (Совершенным, Просветленным) и впадает в блаженное небытие - нирванну.

У буддийского мира нет  ни начала, ни конца, в него не заложено изначально какого бы то ни было смысла, цели. Человек со своей тяжкой и  почти неосуществимой задачей там  один в холодной, неодушевленной вселенной.

Жизненными правилами  для миллионов буддистов становились  пассивная созерцательность, отказ  от таких действий, которые выходят  за рамки повседневного автоматизма  и требуют активных целенаправленных усилий, минимальные потребности  и равнодушие к материальным благам, мягкость и бесконфликтность в общении, ненанесение вреда окружающему  миру, внутреннее равновесие и сосредоточенность.

Учение Шакья-Муни породило бесчисленное множество толкований, течений, сект. Эта внутренняя свобода  внутри буддизма, отсутствие жесткого канона помогала приспосабливать учение к особенностям различных народов. Буддисты терпимо относились к их традиционным верованиям (боги их не слишком  интересовали), их мироощущение и проповедь  могли мирно уживаться почти  с любыми традиционными (“языческими”) верованиями. Поэтому господствующей, государственной религией он стал далеко не во всех странах, на народы которых  он оказал, по сути, огромное психологическое  влияние.

К концу II тысячелетия буддийское мироощущение в той или иной степени  характерно для населения Японии, Китая, почти всех стран южной  Азии, Монголии, Тибета; в России буддизм  исповедуют калмыки, буряты, тувинцы. С  возникновением единого информационного  пространства в сегодняшнем мире буддийские идеи, которым уже скоро  две с половиной тысячи лет, все  шире распространяются во многих развитых странах (Европа, Северная Америка).

 

 

 

 

 

Ислам. Образ человека в исламе.

Исла́м   —  монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В арабском языке слово «ислам» — отглагольное существительное, образованное от глагола, который означает «быть благополучным», «спасаться», «сохраняться», «быть свободным». В шариатской терминологии ислам — это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, Его приказам и запретам, отстранение от многобожия.

После того, как идеи Книги распространялись в Средиземноморье, они проникли и на восток. Под их обаяние попали и аравийские племена пустынных кочевников. На этой “закваске” здесь поднялась религия, которой оказалась суждена долгая жизнь и огромное влияние на все мировые дела.

Ее основатель - торговец, караванщик Мухаммед был неграмотен, но обладал всеми качествами пророка, духовного вождя. Он начал свою проповедь  в сорок лет, поразившись бывшему  ему видению: архангел читал ему отрывки из божественного свитка, в котором начертан был истинный Закон. Видения эти повторялись, Мухаммед воспроизводил священные тексты перед грамотными друзьями, которые записывали их. Собранные вместе, эти отрывки составили Коран. Объединение арабских племен под знаменем ислама было результатом не только проповеднического дара пророка, но и его незаурядных талантов политика и военачальника.

Мухаммед не считал, что  он создает совершенно новое верование. Он чтил библейских патриархов, Моисея, израильских пророков, Иисуса, но считал, что Бог их устами доносил до людей  лишь отдельные кусочки Закона (которые  к тому же дошли через века в  искаженном виде). Ему же божественное Откровение было открыто наиболее полно  и в своем изначальном виде.

В основных своих чертах устройство мира в исламе и его  движение очень похожи на иудейские  и христианские представления о  вселенной и ее судьбе: этот мир  рождался в божественном Творении и должен кончится Страшным судом; человек должен прожить свой век на земле, выполняя Божью волю; следование вышним требованиям приводит каждого отдельного человека в рай, а нарушение их - в ад. Но, несмотря на эту внешнюю похожесть, образ и роль человека в исламе, его предназначение существенно отличается от образа человека в других “народов Книги” - иудея и, тем более, христианина.

Мусульманин отвечает перед Богом не за грехи всего  народа в целом (как в иудаизме), а только за свои собственные. Он находится  под гораздо более жестким  контролем свыше: по сравнению с  христианином у мусульманина гораздо  меньше свободы воли, он ограничен  в выборе - как поступить в том  или ином случае, ибо считается, что  его поступки просчитываются и предопределяются Аллахом заранее.

Единый Бог ислама доступнее  для понимания простого человека: Он - господин, а человек - раб Его воли. Аллах - повелевает, а не ставит человека всякий раз перед трудным нравственным выбором. Евангелия определяют общие принципы жизни христианина, предоставляя ему самому определять, что есть добро или зло в каждом конкретном случае. В тексте же Корана, по убеждению мусульманина, даны полные и исчерпывающие ответы на все случаи прошлой, нынешней и будущей жизни (“извлечь” их оттуда - обязанность богословов, знатоков Корана).

Требования Аллаха к земному  поведению человека строги, но просты, подробно расписаны и вполне выполнимы.  Мусульманин может быть уверен в будущем райском блаженстве, если: как можно чаще будет произносить главную формулу веры (“Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед посланник Аллаха”); пять раз в день будет молиться, точно соблюдая все ритуальные позы и движения; поститься в определенные периоды; выплачивать небольшой, но обязательный налог в пользу бедных; совершить паломничество в Мекку и исполнить там определенную череду ритуалов; не есть свинину и мясо животных, убитых “не по правилам”; не пить вина и т. д. Многочисленные ритуалы и запреты играют в исламе огромную роль, ежедневно и ежечасно напоминая мусульманину о его неразрывной связи с Аллахом.

Христианин часто противостоит обществу и государству, в котором  он живет - земные обычаи и законы не могут совпадать с нравственным законом Евангелия. Мусульмане же в своей стране живут в очень цельном мире, в душевном комфорте. Для них не может быть ситуации, когда государство требует от них одно, а нравственный закон веры предписывает им нечто другое, - ведь абсолютно все законы государства напрямую выведены из текста Корана, а каждый спорный жизненный случай изучается и решается не выборными законодателями, а учеными богословами.

Ислам заботится прежде всего  об устройстве земной жизни человека и общества в соответствии с предписаниями  Корана. Он обращен к человеку, он делает для него мир мусульманской  общины справедливым, удобным и понятным. Даже райское блаженство здесь очень  привлекательно именно по земным меркам: много воды, вполне плотские любовные утехи с прекрасными девами-гуриями, запрещенное в земной жизни вино...

Особенностью ислама является его отношение в окружающему  мусульманскую общину миру “неверных”. Он делится на две части: “область мирного договора” - страны, подчинившиеся  мусульманам, где “неверные” платят специальные налоги и находятся  под покровительством ислама, и “область войны” - страны, неподчинившиеся мусульманам, с которыми ведется вечная война (отсутствие военных действий считается  лишь временным затишьем). Мусульманин, убитый в ходе официально объявленной  священной войны с “неверными”, попадает в рай автоматически, какие бы грехи за ним ни числились. Эти принципы, с одной стороны, делают мусульман непримиримыми и самоотверженными воинами, а с другой, - способствовали их веротерпимости и обеспечивали религиозный мир на завоеванных территориях.

Истинный мусульманин  обладает многими качествами, такими как правда в речи, поклонение Аллаху, милосердие, помощь нуждающимся людям  и много других. Еще одним важным качеством истинного мусульманина должно быть стремление никогда никому не завидовать. 

Он никогда не чувствует  зависть к вещам, которыми обладает другой человек. Он благодарен Аллаху за все то, что Аллах дал ему. Зависть не только вредна для здоровья человека, но и является большим грехом согласно исламу. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: "Спаси себя от зависти, потому что зависть уничтожает добродетель, как огонь уничтожает дерево». Есть много других хадисов, которые объясняют, как вредна зависть для человека.

Зависть – действенное  орудие в руках Иблиса. Зависть  является одной из основных причин бед человека в обоих мирах. Ведь не зря Имам Садык говорил: «Неверие имеет три корня: алчность, высокомерие  и зависть».

Сердце истинного мусульманина всегда свободно от ненависти, зависти  и злости. Когда мусульманин видит у любого человека, имеющего то, что нет у него, он радуется за этого человека. Очень часто люди завидуют, потому что другие, имеют больше богатства чем они. Такие люди должны думать, что Аллах дал больше богатства этому человеку, и они не имеют права завидовать, вместо этого они должны благодарить Аллаха за все, что Аллах дал им. 

Сердце мусульманина должно быть полно любви к ближнему. Должно противиться ненависти, зависти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Христианство. Образ  человека в христианстве.

 Христианство — религиозное учение о Едином Боге, которое также как иудаизм и ислам относятся к авраамическим религиям. Это самая многочисленная мировая религия. Христианство появилось в I веке в Палестине иудейского мира. В эпоху Нерона христианство дошло до определенных провинций Римской империи.

Сегодня христианами называют себя более двух миллиардов человек. Основы этого самого влиятельного сегодня  в мире вероучения были созданы более  трех тысяч лет тому назад на Ближнем  Востоке небольшим полукочевым  народом - евреями.

Ветхий  Завет.     Каждый народ, племя, род считал своими покровителями своих богов, которых было несколько. Между богами были, как правило, сложные взаимоотношения, которые люди могли использовать в своих интересах. Вселенная в этих религиях возникала стихийно из первозданного Хаоса, из которого вместе с миром рождались и боги-покровители. Она имела начало, но окончательного завершения ее не предусматривалось, а потому существование мира не могло иметь конечной цели, а существование человека - смысла.

У евреев впервые возникло осознание того, что есть только один Бог. Это означало, что и нравственные законы, различение добра и зла  едины для всех народов. Бог сотворил Вселенную по своему замыслу с  какой-то определенной целью. Время  ее существования конечно. Частью этой временной Вселенной стало человечество. В каждом человеке есть отсвет вечной божественной сущности. Но его желания, мысли, поступки, весь ход его жизни  во многом зависят от него самого - личность автономна от своего Творца, она  имеет и свою собственную волю, способна к самостоятельному выбору. Человечеству в истории и судьбе мира отведена важная роль - конец его  связан со Страшным судом, где будет  окончательно оценена земная жизнь  каждого человека. Замысел Творца человек познать не в силах, но Бог дает ему нравственные ориентиры, руководствуясь которыми человек способствует осуществлению Его общего замысла.

С течением времени, со сменами  поколений образ единого Творца в человеческой памяти искажается и  дробится, забываются его наставления  в земной жизни. Чтобы память о  Нем и Его требования постоянно  присутствовали в человечестве, Он заключил договор (Завет) с человеком, чья жизнь наиболее соответствовала  замыслу Творца - с Авраамом: его  умножившееся потомство стало народом, через который, на примере которого Бог стал говорить со всем человечеством. “Избранный” таким образом еврейский  народ попал не только под покровительство  и опеку Творца, но и под Его  непосредственный и очень жесткий, часто беспощадный контроль. История  этого народа, описанная им самим  в Библии, - непрерывная череда поощрений и наказаний свыше, размышляя над которыми можно понять суть требований Творца к человеческому роду в целом.

Требования Творца чрезмерны - соблюсти их под силу лишь немногим, а для всего многочисленного  народа это практически невозможно. Очевидные политические выгоды, практические людские интересы, неистребимые слабости человеческие противоречили нравственному  закону веры. Более того, даже праведная  жизнь не гарантировала верующему  земного благополучия. Принцип языческой  сделки (я Тебе - жертвоприношения и  покорность, а Ты мне - земное процветание) здесь не срабатывал - человек в  своих взаимоотношениях с Богом  никак не мог постичь чего-то очень  важного. Эти противоречия веками держали  народ Израиля в постоянном духовном дискомфорте и напряжении, наполняли  жизнь постоянным поиском: как в  любых ситуациях соответствовать  неисповедимому идеалу.

Информация о работе Образы человека в религиях мира