Мировоззрение. Наука. Культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 11:01, контрольная работа

Краткое описание

Аксиома (греч. axíōma — удостоенное, принятое положение, от axióō — считаю достойным), положение некоторой данной теории, которое при дедуктивном построении этой теории не доказывается в ней, а принимается за исходное, отправное, лежащее в основе доказательств других предложений этой теории. Обычно в качестве А. выбирают такие предложения рассматриваемой теории, которые являются заведомо истинными или могут в рамках этой теории считаться истинными.

Содержание

Тема 1. Мировоззрение. Наука. Культура………………………….…..……...3
Тема 2. Содержание и основания современных учений в физике, космологии, синергетике…………………………………………………………….………….5
Тема 3. Эволюционные идеи в современной науке…………………….………8
Тема 4. Научная картина мира и проблемы естествознания…….….………..10
Тема 5. Исходные принципы естествознания………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ_Конькова_.docx

— 53.08 Кб (Скачать файл)

Содержание

Тема 1. Мировоззрение. Наука. Культура………………………….…..……...3

Тема 2. Содержание и основания современных учений в физике, космологии, синергетике…………………………………………………………….………….5

Тема 3. Эволюционные идеи в современной науке…………………….………8

Тема 4.  Научная картина мира и проблемы естествознания…….….………..10

Тема 5. Исходные принципы естествознания………………………………….28

Список литературы……………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 1. Мировоззрение. Наука. Культура.

 

1.Возможны ли  в научной теории допущения, которые  в её рамках не доказываются, а принимаются как постулаты? Приведите примеры.

 

Когда я прочитала этот вопрос первое что пришло ко мне на ум (не по данному тексту) так это аксиома.

Аксиома (греч. axíōma — удостоенное, принятое положение, от axióō — считаю достойным), положение некоторой данной теории, которое при дедуктивном построении этой теории не доказывается в ней, а принимается за исходное, отправное, лежащее в основе доказательств других предложений этой теории. Обычно в качестве А. выбирают такие предложения рассматриваемой теории, которые являются заведомо истинными или могут в рамках этой теории считаться истинными. Возникнув в Древней Греции, термин "А." впервые встречается у Аристотеля, а затем через труды последователей и комментаторов Евклида прочно входит в геометрию. В средние века господство аристотелевской философии обусловило его проникновение в другие области науки, а через неё и в обыденную жизнь. А. стали называть такое общее положение, которое, будучи совершенно очевидным, не нуждается в доказательстве. Природу этой очевидности видели, следуя взглядам, идущим ещё от Платона, в прирождённости человеку таких основных истин, как математическая А. Учение И. Канта об априорности последних, т. е. о том, что они предшествуют всякому опыту и не зависят от него, было кульминацией таких взглядов на А. Первым крупным ударом по взгляду на А. как на вечные и непреложные "априорные" истины явилось построение Н. И. Лобачевским неевклидовой геометрии.(1)

Следовательно, пример аксиомы может служить примером допущения в научной теории, которые не доказываются, а служат истинными исходными данными.

А теперь хотелось бы добавить к своему ответу то, что я почерпнула из заданного текста и сделать общий вывод.

В XX в. философы и историки науки обнаружили, что во всякой научной теории есть не до конца рационализируемое содержание, а именно такие допущения, которые в рамках теории не доказываются, а принимаются в качестве само собой разумеющихся предпосылок. К их числу относятся идеалы объяснения, доказательности и организации знания, которые из самой теории не выводятся, а определяют ее собою.

Истории были даже известны случаи, когда религиозное сознание влияло на формирование тех самых предпосылок научной теории, которые в рамках теории не доказываются, а принимаются в качестве самоочевидных.

Например ,  Декарт сформулировал положение, которое легло в основу новоевропейского естествознания как его ставшая впоследствии само собой разумеющейся предпосылка: отождествление естественного и искусственно сконструированного, природы и машины. А подлинным источником этой предпосылки оказался христианский догмат о творении мира Богом.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что за постулаты часто принимаются предшествующие знания и опыт на протяжении всей нашей истории. То есть, будь то наука или какое-либо религиозное учение основываются на уже достигнутых результатах, добавляя что-то новое.

 

 

 

2. В чем может  выражаться связь науки с культурой  эпохи?

Естественно, наука неразрывно связано и с развитием культуры в истории человечества. Даже существует такая наука: наука о культуре и закономерностях ее развития – культурология.

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие К. употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная К., социалистическая К., К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, художественная К., К. быта). В более узком смысле термин "К." относят только к сфере духовной жизни людей.(1)

Принято делить К. на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства — материального и духовного. Материальная К. охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.). Духовная К. охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию). (1)

Исходя из выше представленного определения можно сделать вывод о том, что культура любой эпохи полностью зависит от развития науки во всех сферах жизни. Духовная культура в первую очередь зависит от развития философской мысли. А есть еще такие науки как социология, политология, психология, этика и др., которые с развитием общества появились позднее.

В материальном смысле  - от развития науки в сфере математики, физики, биологии, химии и т.д.

 

3.Приведите примеры  того, как христианство помогало  преодолению мифов античного  мировоззрения.

 

Воздействие религиозного сознания на научное творчество имело большее значение для развития науки.

Например, под влиянием христианства произошли изменения в представлениях о важнейших основаниях античной и средневековой физики. В частности, античные ученые в своих трудах придерживались противопоставлению небесного и земного миров, надлунного и подлунного миров: надлунный был воплощением вечного порядка и неизменных движений, в подлунном царили непостоянство и изменчивость. Но согласно Христианскому догмату о Боговоплощении, Иисус Христос, одновременно являлся Сыном  Божьим, и сыном человеческим. Именно этим он разрушил основы античного представления о полной несовместимости божественного и человеческого, небесного и земного и встретил сильное сопротивление греческих языческих ученых. Например, Гелиоцентрическая система Коперника полностью противоречила господствовавшей на тот момент геоцентрической системе. И всё же модель мира Коперника была колоссальным шагом вперёд и сокрушительным ударом по архаичным авторитетам. Коперник начал то, что затем продолжили Кеплер, Галилей, Декарт, Ньютон и другие.

Тем самым христианство так сильно повлияло на изменение старой античной картины мира.

4.Что может  быть общего в научной этике  и рациональном христианском  мировоззрении?

 

Христианское Богословие рассматривало себя как религиозное учение, соответствии с которым разум рассматривался как высшая из человеческих способностей. А разум как известно используется в науке для того чтобы постичь истину.

В истории существовал период, который называют патристическим периодом  - период объединения философской и теологической мысли.

Патристика (от греч. patér, лат. pater — отец), термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей 2—8 вв. (так называемых отцов церкви).

В патристический период в спорах между другими духовными течениями отцы церкви опирались, помимо Священного Писания, на наиболее близкие христианству философские учения, черпали свою аргументацию там, где философская мысль достигла высокой интеллектуальной культуры.

 

5.В чем проявляются  принципиальные различия науки  и христианства?

 

Можно выделить два основных принципиальных различия науки и христианства.

1. Христианство основывается  в большинстве на вере, а наука  на конкретных доказательствах  и фактах.

2. Цель христианства - прославлять Бога, приводя к Нему людей, цель же науки -  получение истины.

 

6.Какие принципы  мировоззрения пересматривались  в ходе научной революции16-17 в.в.?

 

В 16-17 вв. пересматривались следующие принципы мировоззрения:

1.  Разделение и противопоставление всего сущего на естественное (природное) и искусственное (созданное человеком).. Наука физика, согласно древним, рассматривает сущность вещей, их свойства и движения, как они существуют сами по себе. Механика же — это искусство, создающее инструменты для таких действий, которые не могут быть произведены природой. Механика — не часть физики, а искусство построения машин: она представляет собой не познание того, что есть в природе, а изготовление того, чего в природе нет.

2.  Разделение  между  небесным и земным, надлунным  и подлунным мирами: надлунный  был воплощением вечного порядка  и неизменных движений, в подлунном царили непостоянство и изменчивость.

3. Не менее жестко различались  между собой две области знания  — математика и физика. Предметом  математики были идеальные конструкции (идеальные объекты) и она находила  себе применение прежде всего в астрономии, имевшей дело с наиболее приближенным к идеальному небесным миром.

 

 

7.Чем было вызвано  сравнение природы с образом  «мировых часов»?

 

Данное сравнение вызвано тем, что средневековье принимало античное разделение естественного и. искусственного. Но Христианство меняло представления о мире, разрушая это деление. И для того чтобы доказать неразрывность естественного и искусственного, ученый того времени - Аристотель сравнил мир, то есть естественную природу, с механизмом – машиной. Начало движения природы и покоя — не в ней самой, а в Творце. И какая разница между машинами, сделанными руками мастеров, и различными телами, созданными одной природой. «…все искусственные предметы вместе с тем предметы естественные. Так, например, часам не менее естественно показывать время с помощью тех или иных колесиков ... , чем дереву ... приносить известные плоды".

 

8. Что может  быть общего в интерпретации  достижений современной науки  и принципов христианской этики?

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2. Содержание и основания современной физики, математики, космологии.

 

 

1.Каковы основы теоретической  системы И.Ньютона?

 

 

2. В чем заключается  физический смысл исходных принципов  специальной теории относительности?

3.Каким образом стало  возможным выразить связь инерциальных  систем относительно явлений  природы и системы физических  уравнений?

4.Какие изменения в  исходных понятиях физической  теории произошли с переходом  к теории относительности?

5.Какое открытие М.Планка положило начало квантовой физике?

6.Какое открытие Л.Бройля стало основой квантовой физики?

7..Какое открытие В. Гейзенберга  стало принципом квантовой теории?

8.В чем проявлялась  трудность обьединения (синтеза) теории относительности?

9.Каковы мировоззренческие  выводы следуют под влиянием  идей теории относительности  и квантовой теории?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 3.

Поясните, что такое акцентуации характера? Акцентуированные характеры? Приведите примеры.

Акцентуация характера - это крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии.

Акцентуация характера в примерах героев и персонажей мультфильмов.

  • Истероид - Карлсон, Тигра. Хвастлив. Я самый лучший, у меня все самое лучшее- Хочет выделиться всегда, художник по жизни, творит яркую картину мира.Всегда должен быть в центре внимания, если не может обратить на себя внимание обижается, или закатывает истерику.Трусоват, но легко затевает драки, и разборки, легко меняет друзей.
  • Эпилептоид – Матроскин. Знающий жизнь, реалист, всегда прав, по его мнению, и часто прав оказывается на самом деле. Он единственный хороший. Общителен, бережлив, но любит азартные игры. В любви и отношениях собственник, ревнив. Всегда знает как правильно, и как лучше. Разумен, справедлив, но не терпит у других собственного мнения, резко отличающегося от его. [3]

 

 

 

 

Задание 4.

Продолжите следующее высказывание и поясните его.

Задатки многозначны: один и тот же задаток может развивать разные способности.

Задатки - врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.

Задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. При одних и тех же задатках (скажем, художественных, в широком смысле), при одних условиях разовьются способности поэтического свойства, а при других – изобразительного, а еще при третьих – музыкального. А может, и то, и другое, и третье сразу (как это случилось у Пушкина, Грибоедова, Маяковского….). [8]

Информация о работе Мировоззрение. Наука. Культура