Методы научного познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:25, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы раскрыть понятие научного метода, методологии как научной дисциплины и описать типы методов, их характеристику и взаимосвязь, основные методы теоретического и эмпирического познания.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Методология как научная дисциплина…………………………………4
Понятие метода, основные типы методов, их характеристика и взаимосвязь………………………………………………………………6
Эмпирический и теоретический методы научного познания………………………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

КСЕ контрольная.doc

— 70.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что каждая наука использует различные методы, которые  зависят от характера решаемых в ней задач. Методология в этом широком смысле образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации.

Своеобразие научных методов состоит в том, что они относительно независимы от типа проблем, но зато зависимы от уровня и глубины научного исследования, что проявляется, прежде всего в их роли в научно-исследовательских процессах. Иными словами, в каждом научно-исследовательском процессе меняется сочетание методов и их структура.

Выделяют 5 методов  научного познания, которые принято подразделять по степени их общности, т. е. по широте применимости в процессе научного исследования: 

  1. Всеобщие методы;
  2. Общенаучные методы;
  3. Дисциплинарные методы;
  4. Методы междисциплинарного исследования;
  5. Частнонаучные методы.

Благодаря смене  сочетания методов и их структуры возникают особые формы (стороны) научного познания, важнейших из которых являются эмпирическая и теоретическая. Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Их разрыв, или преимущественное развитие одной за счет другой, закрывает путь к правильному познанию природы, теория становится беспредметной, опыт  слепым.

Эмпирическое  исследование, выявляя с помощью  наблюдений и экспериментов новые  данные, стимулирует теоретическое  познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т. п.

Любой метод  сам по себе еще не предопределяет успеха в познании той или иной материальной действительности. Важно  еще умение правильно применять научные методы в процессе познания.

 

 

 

 

 

Список  литературы.

1. Концепции современного естествознания. Под ред. Лавриненко В.Н. и Ратникова В.П. М., 2008.

2. Философия и методология науки. М., 1996.

3. Алексеев В.П. и др. Философия. М., 1998.

4. Кочергин А.Н. Методы и формы научного познания. М., 1990.

5. Петров Ю.А. Теория познания. М., 1988.

 

 

~ ~


Информация о работе Методы научного познания