Культурная картина мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:52, реферат

Краткое описание

В данной работе рассматривается « культурная картина мира». Актуальность данной темы состоит в том, что картина мира является фундаментом в оценке жизни и понимания мира, отражает особенности мышления представителей той или иной культуры. Она представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов. Эти знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличить одну культуру от другой.

Содержание

1. Введение 3
2. Глава 1. Общие понятия о культурной картине мира 4
3. Глава 2. Временная и пространственная культурная картина мира 9
4. Глава 3: Различные подходы к пониманию и виды картины мира 10
5. Заключение 14
6. Библиогфический список 15

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.Культурная картина мира..docx

— 39.41 Кб (Скачать файл)

Французский философ П. Рикёр считал, что человеческое бытие – полифонично. Человек стремиться не только познавать предметный мир, но и «понимать совокупность, устремляться» к понимании всего мироустройства. В мир рационализованных очевидностей Рикёр включает также способы познания бытия: уровни прогресса, многомысленности, надежды.

В XX веке появились более фундаментальные исследования в области

культурологи, которые  и  определили современное понятие  культурной

картины мира с содержательно  – тематической точкой зрения как  единство очевидных тематических ( артефактов) и  не тематических содержаний и личного восприятия мира ( личного  опыта, оценки, переживаний  и т.д)

В связи с эти можно  выделить картины мира, которые сводятся к единообразной матрице:

- эстетическую

-научную

-религиозную

-этическую

-правовую

-философскую и множество других

Однако перед построением  этих картин человеку необходимо сформировать другую картину, наполненную интуитивным смыслом и значениями, которые различными способами передают универсальность мира.

Исходя из того, как понимают картину мира социологи, психологи, психоаналитики, её следует определить как систему образов (и связей между ними) — наглядных представлений  о мире и месте человека в нём, сведений о взаимоотношениях человека с действительностью (человека с  природой, человека с обществом, человека с другим человеком) и самим собой. Составляющие картину мира образы являются не только (и не столько) зрительными, но и слуховыми, осязательными и  обонятельными; образы и сведения чаще всего имеют эмоциональную окраску; порождаемые этой своеобразной конфигурацией  образов и сведений жизненные  позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации и духовные ориентиры; любые существенные изменения картины  мира влекут за собой перемены в  системе указанных элементов.

В соответствии с этими особенностями картина мира:

- целиком определяет специфический  способ восприятия и интерпретации событий и явлений;

- представляет собой основу, фундамент мировосприятия, опираясь  на который человек действует  в мире;

- имеет исторически обусловленный  характер, что предполагает постоянные  изменения картины мира всех её субъектов.

     Субъектом или носителем картины мира является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности.

 

Картина мира — сложно структурированная  целостность, включающая три главных  компонента — мировоззрение, мировосприятие и мироощущение.

Мировосприятие (то есть чувственно-образная часть) — это совокупность наглядных  образов культуры, человека, его  места в мире, взаимоотношений  с миром и другими людьми и  т. п.

Мировоззрение — концептуальная часть, представленная общими категориями  пространства, времени, движения и т. п. Основные крупные элементы — каркас картины мира — представляют собой  набор исходных принципов или  представлений, фундаментальных допущений  о мире или тех его частях, которые  касаются ситуации.

Мироощущение представляет собой особый склад мышления, систему  своих категорий или особое соотношение понятий.

Обычно переход от одной  стадии общественного развития к  другой сопровождается резким изменением или ломкой общественной картины  мира, утверждением новых эталонов мирообъяснения. Новое мировоззрение формирует новое мировосприятие и мироощущение в конечном счёте — новую картину мира. Прогресс — развитие человека и человечества — это последовательное изменение и усложнение индивидуальных и групповых картин мира.

Таким образом, из картины  мира вытекает всё остальное —  и ценности, и иерархия, и парадигмы  научного познания, и допустимые способы  человеческих действий.

     Каждая культура  индивидуальна. Она формировалась  в определённых условиях –  климатических, эстетических, языковых, исторических. Некоторые культуры  развивались обособлено, но большинство вступили в контакт между собой. В XX веке под влиянием процессов, единых для всего человечества, с развитием современных средств, связи и возможностью оперативного обмена информацией процесс сближения культур достиг своего пика. Этот процесс получил название глобализация.

Развитие межкультурных  связей  приводит не только к взаимопроникновению  и взаимообогащению культур, но и  к их некоторой унификации. Это  отражается в быту, и в когнитивной сфере. Яркий тому пример – компьютеризация, приводящая к тому, что люди, работающие с компьютером, обретают схожую логику мышления и единые поведенческие нормы, хотя и принадлежат разным культурам.

 Культурная картина  мира как инструмент описания и понимания истории культуры.

Российский академик, член РАН России, А.Я. Флиер призвал  относиться к понятию «культурной картины мира как очень условному термину, почти как к метафоре. Поскольку данное понятие претендует на целостную объединённую  характеристику всей системы и миропредставлений, и религиозных верований, и рациональных и мифологических взглядов, поскольку её научная доказуемая репрезентативность становиться «сомнительной». Мы не можем реконструировать прошлое наших и чужих культур полностью, мы делаем это на основании данных археологи, фольклора и т.д.

Важно понимать, что в  большинстве случаев под культурной картиной мира понимают описание элитарной  субкультуры того или иного общества. Однако мы не можем аналитически моделировать историю культуры, в частности  и её структурно-смысловой и образной конфигурации. Это является задачей  исторической культурологи, а картина мира здесь как раз и является «инструментальной моделью».

 

 

 

 

Заключение

 

Понятие культуры имеет достаточно длительную историю, в течение которой  его содержание постепенно расширялось  и видоизменялось, и по сей день существует множество определений  этого понятия, иногда пересекающихся и дополняющих друг друга, а иногда и противоречащих одно другому. Если же не углубляться в частности, то можно сказать, что "в исследовании культуры сложилось два подхода, которые можно назвать философским  и социологическим. Первый рассматривает  культуру как целостное образование, уникальное и неповторимое по своему содержанию, развивающееся по своим  внутренним законам и абсолютно  автономное от конкретного общества. Главное внимание при таком анализе  уделяется вопросу самоорганизации  культуры. Социологический подход к  культуре заключается в рассмотрении её с точки зрения функционирования в эмпирически данной системе  общественных отношений и отвлекается  от всего, что не укладывается в эту  систему.

      С самого раннего детства – будь то детство человека или детство человечества – мы придумываем себе истории, пытаясь узнать мир и обжиться в нём, сделать его понятным и уютным. Так мы создаём себе сначала картинку своего маленького мира, потом – картинку мира большого; смотрим, слушаем и фантазируем, склеивая кусочки собственного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Багдасарьян Н.Г. Культурология. Для студентов технических вузов. – М., 2007. Серия «Учебник для вузов».

2. Кравченко, А. И. Культурология:  учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Gaudeamus, 2008.

3. Моисеева, Н. А. Культурология.  История мировой культуры / Н.  А. Моисеева. – СПб.: Питер, 2007.

4. Культурология. История  мировой культуры. Учебное пособие  для студентов вузов по дисциплине  «Культурология». – М., Высшее  профессиональное образование; Культура  и искусство, 2007.

5. Юнг, К. Г. Человек и его символы. – М.: 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Культурная картина мира