Культурная картина мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:52, реферат

Краткое описание

В данной работе рассматривается « культурная картина мира». Актуальность данной темы состоит в том, что картина мира является фундаментом в оценке жизни и понимания мира, отражает особенности мышления представителей той или иной культуры. Она представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов. Эти знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличить одну культуру от другой.

Содержание

1. Введение 3
2. Глава 1. Общие понятия о культурной картине мира 4
3. Глава 2. Временная и пространственная культурная картина мира 9
4. Глава 3: Различные подходы к пониманию и виды картины мира 10
5. Заключение 14
6. Библиогфический список 15

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.Культурная картина мира..docx

— 39.41 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И  ДИЗАЙНА»

______________________________________________________________

Кафедра: Философии и социальных наук

Дисциплина: Культурология

 

 

 

РЕФЕРАТ

Тема : Культурная картина мира

 

Выполнил(а):студент(ка) группы 1-ТЗ-45 «с», 1 курс

Специальность:262000.62

Коржова Анна Андреевна

Дата выполнения (9 декабря 2013 год)

Проверил:

Дата проверки :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

                                                       2013

Содержание

 

                                                                                                Стр.

1. Введение                                                                                                                     3

2. Глава 1. Общие понятия о культурной картине мира                                              4

3. Глава 2. Временная и  пространственная культурная картина  мира                       9   

4. Глава 3: Различные подходы к пониманию и виды картины мира                        10

5. Заключение                                                                                                                  14                                                                                                                               

6. Библиогфический список                                                                                           15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В данной работе рассматривается « культурная картина мира». Актуальность данной темы состоит в том, что картина мира является фундаментом в оценке жизни и понимания мира, отражает особенности  мышления представителей той или иной культуры. Она представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной культуры и культур других народов. Эти знания и представления придают культуре каждого народа самобытность, благодаря чему становится возможным отличить одну культуру от другой.

Исследование  данной темы поможет ответить на такие  вопросы  как: «Из чего складывается культурная картина мира?» , «где и как формируется культурная картина мира?», « как строиться культурная картина мира?», «где проявляеться и как существует культурная картина мира?». Соответственно задача данного исследования – нахождение ответов на поставленные выше вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общие понятия  о культурной картине

     В ходе развития человечества образовалось множество различных национальных культур, в каждой из которых отразилось своеобразное мировоззрение. Определённая нация или этическая группа по  - своему видит человека и его место в мире. Таким образом, культурной картиной мира называется совокупность специфических взглядов, понятий, воззрений, знаний о мироустройстве, отношение народа к явлениям реальности.

Культура в самом общем  виде представляет собой продукт  совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных  норм и правил удовлетворения групповых  и индивидуальных потребностей и  т.п. Ее возникновение обусловлено  тем, что при продолжительном  совместном проживании людей на одной  территории их коллективная хозяйственная  деятельность, оборона от нападений  формируют у них общее мировоззрение, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды и т.д. Однако при  этом каждая группа существует в своих  специфических условиях — климатических, географических, исторических и др. По этой причине становится невозможным  существование единой универсальной  культуры, объединяющей всех людей  на Земле. В исторической практике культура предстает как множество культур  разных эпох и регионов, а внутри них в виде культур отдельных  стран и народов, которые принято  называть локальными (или этническими) культурами. Одни локальные культуры похожи друг на друга в силу их генетического  родства и сходства условий их возникновения. Другие культуры различаются  настолько, насколько различаются  породившие их условия. Во всем многообразии локальных культур нет ни одной  «ничейной» культуры. Каждая отдельная  культура воплощает специфический  жизненный опыт какого-либо конкретного  народа или сообщества людей. Этот опыт придает культуре каждого народа неповторимые черты, определяет ее уникальность.

Своеобразие культуры может  проявляться в самых разных сторонах человеческой жизнедеятельности —  в удовлетворении биологических, материальных или духовных потребностей, в естественных привычках поведения, типах одежды и жилищ, видах орудий труда, способах трудовых операций и т.д. Так, по наблюдениям этнографов. Народы, живущие в сходных географических условиях и по соседству друг с другом, часто строят дома по-разному. Русские северяне традиционно ставят дома к улице горном, а русские южане располагают свои жилища вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы много вековживут на Кавказе по соседству. Однако первые строят каменные одноэтажные дома, вторые — двух- этажные, а третьи — деревянные. Раньше одна лишь тюбетейка узбека позволяла определить, из какой местности происходит ее владелец, а одежда русской крестьянки XIX в. Точно указывала, в какой губернии она родилась.

Своеобразие любой локальной  или этнической культуры получает свое завершение в культурной картине  мира, которая является выражением того, что в различных культурах  люди воспринимают, чувствуют и переживают мир по-своему и тем самым создают  свой неповторимый образ мира, особое представление о мире. По своему содержанию культурная картина мира представляет собой совокупность рациональных знаний и представлений о ценностях, нормах, нравах, менталитете собственной  культуры и культурах других народов, включает в себя неосознанные значения, личностные смыслы, переживания и  оценки. Культурная картина мира не является синкретической целостностью, а складывается из частных картин — научной, эстетической, религиозной, художественной, этической, правовой и  др.

Важнейшими компонентами культурной картины мира являются пространство и время, а также движение, изменение, свойство, качество, количество, причина, следствие, случайность, закономерность-онтологические категории культуры. Эти категории тесно связаны с социальными категориями, такими, как труд, собственность, власть, государство, свобода, справедливость и др.

Они вплетены в структуру  языка, на котором люди разговаривают, охватывают все культурное пространство, образуя в совокупности своего рода «сетку координат», через которую  носители той или иной культуры воспринимают окружающий мир и создают свои «национальные образы мира». На их основе складывается свойственная данной культурементальность — общее умонастроение, склад ума людей, принадлежащих одной культуре. Ментальность включает в себя как осознанные моменты, так и неосознанные, поэтому понятия «ментальность» и культурная «картина мира» можно рассматривать как синонимы.

Ментальность всегда отражает специфические особенности конкретной культуры, иными словами, она всегда культурно зависима, ее содержание целиком определяется культурой  данного народа. Это исторически  обусловленный феномен, поэтому  ментальность, являясь в целом  устойчивой и консервативной, все  же меняется, хотя и очень медленно. Ментальность формируется у каждого  человека в детстве, в процессе инкультурации, и входит в структуру индивидуальной психики, укореняясь в бессознательном. Можно утверждать, что менталитет народа — это одновременно и ментальность отдельною человека. Поэтому ментальность личности определяется типом общества, особенностями этнической и национальной культуры, а также тех субкультур, в которые входит этот человек.

 Из чего складывается  культурная картина мира?

Фундамент каждой культуры составляют пласты, которые связаны, прежде всего, с первоначальным ощущениями нации – архетипами, мифологией, образной системой, способом восприятия хронотопа и т.д. То есть при узком  понимании в культурную картину  входят эти самые «ненаучные»  знания, которые нельзя полноценно рассмотреть с точки зрения рациональности. При широком понимании в культурную картину мира включается так же и  научные знания.

Где и как формируется  культурная картина мира?

Культурная картина мира формируется в двух слоях жизнедеятельности: практический и рефлектирующий слой. Практический(трудовой и т.д.) – слой, на котором непосредственно осуществляется жизненный процесс. Рефлектирующий (интеллектуальны, эмициональный и .т д.) – слой, на котором человек проводит самоанализ, утверждаясь в мире. При этом в состав культурной кртины мира входят те жизненные смыслы (моральные понятия, ценности, символы и т.д.), которые являются фундаментом культуры человека.

Как строится культурная картина  мира?

Человек всегда строит картину  мира исходя из того, что для него значит мир. При этом значения не всегда осознаются  и поддаются волевому изменению. Так как культура –  это не только трудовые отношения  между людьми, это нечто иное. Стоящее как бы «над миром» и объединяющее людей именно по этому «надмирному» признаку.

Создавая предмет человек невольно закладывает в него не только «пользу», но и свой опыт, способности, особенности бытия. Кроме того он придаёт объектам предметного мира особое место в мироустройстве. Именно таким образом все предметы и обретают значение. Они имеют ценность ( значит, и место в культурной картине мира) не просто как абстрактные объекты, но и как объекты, выполняющие определённую функцию в миропорядке, способствующие структуризации мира и целостности практики. 
     Где проявляется и как существует культурная картина мира? Исторические картины мира.

Всё что делают люди на протяжении всей своей жизни, постоянно преобре тает для них символическое значение. Обычные часто повторяющиеся действия, - трапеза, обмен приветствиями, заключение брака, смерть – приобретают форму ритуалов, обрядов, обрастают сотнями норм и предписаний, регламентирующих порядок всех темпоральных и пространственных сторон человеческой деятельности. Всё это ложиться в последствии в основу культурной картины мира, закрепляется в языке. А язык, как известно, прямыми образом воздействует на психику, формируется мировосприятие и подкрепляя картину мира образной системой, усложняя и развивая её.

Культурная картина мира наследуется каждым поколением, служа одновременно и основой для человеческого поведения и хранителем ментальности народа. Вместе с развитием картины мира, включая в себя со временем большее количество культурных слоёв, понятий, развивается и представление о культурной картине мира.

Таким образом,

- Античная картина мира  включала в себя  систему мироустройство, в котором ведущую роль выполняли многочисленные боги и герои.

- В средние века культурная картина мира включала в себя парадигму христианского мировоззрения: мир создан Богом, Земля – центр мира, ангелы и черти, Рай и Ад реальны и прочее.

- В новое время в  картину мира включались научные  представления, что связано с  усилением позиций естественных  наук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Временная и пространственная культурная картина мира

« Узловым» представлениями  в культурной картине мира можно  считать «время» и «пространство», ведь именно они являются первыми  абстрактно создаваемыми категориями.  Для немца пространство связано  с понятием «пусто», а для француза  пространство – растягивание. Декарт вслед за Платоном считал пространство заполненным полностью – это идеальная культурная картина мира. Для Ньютоновской физики пространство – « полное», абсолютное, геометризованное. Это отвечает культурной картине мира Нового времени как «бездушной и механической.

Восприятие времени так  же наложило свой отпечаток на языки  мира.

Термин tempus («время»)

Произошёл от латинского

 tendo – «натягивать».

То есть в латинском  языке время тянуться, оно вечно. Для немцев же время – определённый отрезок, а вечность – это то , сто тянется, то, что бесконечно. Все эти ощущения хронотопа в разных языковых культур, развивались в языке, наложили свой отпечаток и на научную картину мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3: Различные подходы  к пониманию и виды картины  мира.

Человек воспринимает окружающий мир с точки зрения структурированности, т. е. соотносит предметы и их функции со своим жизненным опытом и находит им место в определённой системе взаимоотношений предметов. Таким образом, он формирует предметный мир, который в последствии, складывается с предметным миром других людей, расширяется и включает в свою сферу незнакомые ранее предметы и понятия и транфрмируется в свободную культурную картину мира, в которую Э. Гуссель именовал «жизненным миром». Предметы в него включаются не сами по себе, а в единстве с их значением, поэтому в рамках жизненного мира они разумны и логичны.

Инструменталистский подход у понятию культурной картины мира подразумевает включение в жизненный мир сугубо рационализованных очевидностей, то есть того, существование чего не подвергается сомнению по причине возможности непосредственно это ощутить (потрогать, понюхать и т.д.). Но такой подход, по- первых, очень узок, АО –вторых, лишает предметы и их значение индивидуальности, стирая различия между картинами мира отдельных людей.

Информация о работе Культурная картина мира