Краткая история естествознания: наука в эпоху Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 14:16, реферат

Краткое описание

Возможно, ни одна эпоха в истории человечества не оказалась столь богатой на открытия буквально во всех научных дисциплинах, столь блестящим прорывом как в точных, так и в гуманитарных науках. Некоторым исследователям (А.Фоменко и др.) кажется даже неправдоподобным такая неравномерность в развитии науки и техники, когда тысячелетие, предшествовавшее эпохе Возрождения, дала меньше великих имён, чем всего два столетия Ренессанса.
Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.

Содержание

Введение - 2
Общая характеристика эпохи - 3
Наука в эпоху Возрождения - 4
Учение об обществе и государстве - 6
Великие представители науки Возрождения – 19
Заключение - 23
Литература - 26

Вложенные файлы: 1 файл

Nauka v jepohu Vozrozhdeniya.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

 

Культура Возрождения неотделима от гуманистического мировоззрения, от новой философии. В эпоху Возрождения отдельные области науки и культуры ещё не полностью отдифференцировались, и многие философские идеи были сформулированы не философами-профессионалами (таких было немного), а художниками, поэтами, учёными. Всё усиливавшаяся оппозиция схоластике приводит к тому, что философия перестаёт быть «служанкой богословия». Ранее всего разрыв со средневековым мировоззрением проявился в области этики. Иногда (как, например, у Петрарки, родоначальника ренессансного гуманизма) он принимал форму возвращения к идеям позднего стоицизма, чаще — возрождения этики эпикуреизма (Лоренцо Валла, диалог «О наслаждении», 1431, и др.). Новый этап в развитии антисхоластической философии Возрождения был связан с ознакомлением гуманистов (прежде всего во Флоренции) с греческим языком и сочинениями греческих философов (в этом большую роль сыграли византийские учёные, особенно Георгий Гемист Плифон), что позволило гуманистам более полно и точно познакомиться с сочинениями Платона, Аристотеля и других античных философов. Особенно велико было влияние в эпоху Возрождения идей платонизма и неоплатонизма. Центром их возрождения стал кружок гуманистов во Флоренции (так называемая платоновская Академия, основанная в 1459), а одним из главных пропагандистов — Марсилио Фичино. Исходя из платоновской идеи о «серединном» положении человека (между телесно-материальным и божественно-неземным миром), итальянский гуманист Пико делла Мирандола в «Речи о достоинстве человека» (1487) развивал одну из основных идей гуманизма Возрождения: человек сам творит свою судьбу, он способен к безграничному совершенствованию своей природы. Философия Платона становилась в эпоху Возрождения идейным источником пантеизма, от неё отталкивалась философия Возрождения в борьбе со схоластикой и схоластизированным аристотелизмом. Главным центром антисхоластического аристотелизма в Италии 15—16 вв. был Падуанский университет. Представители этого направления, прежде всего итальянский философ П. Помпонацци, внесли крупный вклад в преодоление церковного учения о бессмертии души; защита ими теории «двойственной истины» способствовала высвобождению науки и философии от опеки религии.

 

  Одно из главных  завоеваний философской мысли  эпохи Возрождения — возникновение натурфилософии (т. е. философии природы), свободной от подчинения теологии. Расцвет натурфилософии Возрождения приходится на 16 в. в Италии и Германии (Парацельс, Кардано, Телезио, Патрици, Кампанелла, Бруно), но многие её идеи были выдвинуты уже в 15 в. Николаем Кузанским. Наиболее характерными особенностями натурфилософии эпохи Возрождения были: натуралистический пантеизм, в соответствии с которым законы, управляющие миром, истолковывались как внутренние закономерности природы, а бог из внешней сверхъестественной силы становился силой, имманентной природе, растворявшейся в ней; органистический взгляд на мир как на огромный (у Бруно — бесконечный) живой и изменяющийся организм, одушевлённый как в своём целом, так и в частях (гилозоизм); понимание человека («микрокосма») как части природы («макрокосма»); элементы диалектики, выразившиеся в понимании мира как единого целого и в учении о «совпадении противоположностей» (у Николая Кузанского и Дж. Бруно). Стремление дать цельную и универсальную картину мира наталкивалось у мыслителей Возрождения на недостаток реальных знаний, которые часто подменялись поэтическими аналогиями, антропоморфическими и мистическими догадками (учение о «мировой душе», «жизненной силе» и т. д.). Неуёмная любознательность побуждала мыслителей Возрождния обращаться к мистическому учению Каббалы, к магии и другим «тайным наукам», увлекаться астрологией, алхимией. В легенде о Фаусте, сложившейся в конце эпохи Возрождения, увековечен тогдашний тип полуучёного-полуфантаста, овеянного авантюрным духом времени. Смешение рациональных представлений с наивной фантастикой отличает мышление Возрождения от позднейшего, более систематического и научного по методу.

 

  Эпоха Возрождения  отмечена возникновением нового  взгляда на человеческое общество и его историю, на государство и право. Крупнейшие политические мыслители 16 в. (Н. Макиавелли, Ж. Боден) порвали с их феодально-теологической трактовкой как божественно-сверхъестественных установлений и стали рассматривать их как результат деятельности самих людей, поставили вопрос о закономерностях исторического развития, Боден подчёркивал влияние естественной среды на формирование общества, Макиавелли считал политическую борьбу и материальный интерес главной движущей силой общественной жизни. В эпоху Возрождения, когда в ряде европейских стран завершалось формирование национальных централизованных государств, проблемы государства, наилучшей формы государственного устройства, стали играть первостепенную роль в политических теориях. Поиски основ национального объединения, выступления против сепаратизма феодальной знати, засилья папства и католической церкви нашли отражение в произведениях Макиавелли (Италия), У. фон Гутгена (Германия), А. Моджевского (Польша). Во Франции в защиту королевского абсолютизма выступал Боден. Наконец, в эпоху Возрождения возникли первые произведения утопического социализма (Т. Мор в Англии, Т. Кампанелла в Италии), в которых получили своё выражение затаённые чаяния народных масс.

 

  Наиболее характерное  отношение гуманистов к религии — скептицизм (или индифферентизм). Большинство гуманистов предпочитало прямо не затрагивать основ христианской религии, не выступало с прямым опровержением церковных догм (некоторые из гуманистов занимали видные посты в иерархии католической церкви, а один из них — Энеа Сильвио Пикколомини стал даже папой римским под именем Пия II). Вместе с тем их светское мировоззрение, их натурфилософские и этические теории порывали с господствующей христианской религиозностью, с её верой в личного надприродного бога-творца. Среди части гуманистов получили распространение характерные для эпохи и смелые в условиях безраздельного господства католицизма идеи необходимости создания новой, синкретической «философской религии» — на основе соединения идей Каббалы, платонизма и христианства (Пико делла Мирандола, Марсилио Фичино, И. Рейхлин). Эразм Роттердамский, один из виднейших гуманистов эпохи Возрождения, подчёркивал моральную сущность христианства, сконцентрированную в Евангелиях, оставляя в тени или даже подвергая забвению его догматическое содержание, связанное с теологическим умозрением, миром «чудесного» и т. д. Оказав огромное влияние на своих современников, Эразм прокладывал дорогу деизму. Некоторые гуманисты дали образцы обличительной литературы, бичующей пороки и невежество католического духовенства, выступали против светской власти пап (Лоренцо Валла, например, принадлежит разоблачение подложности «Константинова дара»). Применение гуманистами (Рейхлином, Эразмом и др.) исторической критики к текстам Священного писания, их рационалистическая критика средневекового католического миросозерцания в известной мере подготовили Реформацию. Некоторые гуманисты, например Лефевр д'Этапль во Франции, Ф. Меланхтон в Германии, стали видными её деятелями. Однако для гуманистов более характерны идеи веротерпимости или критическое отношение к религии. Некоторые из них, например Б. Деперье, М. Сервет, подвергали резкой критике не только католичество, но и протестантизм (активную полемику с Лютером вёл и Эразм). Среди гуманистов было немало вольнодумцев (Помпонацци, Валла, Деперье); Э. Доле, Дж. Бруно, обвинённые в богохульстве, стали жертвами инквизиции; М. Сервет был сожжён на костре в протестантской Женеве. Ряд гуманистов (Помпонацци, Боден) выдвигал идеи естественного происхождения религии. В целом не столько непосредственные взгляды гуманистов на религию, сколько их светское мировоззрение способствовали тому, что к концу средних веков «духовная диктатура церкви была сломлена» (Энгельс Ф., там же, с. 346). В то же время многие гуманисты, будучи носителями раннебуржуазного мировоззрения, принимали как политическую необходимость «исторические» «положительные» религии в качестве духовной узды для народных масс. В этом они предвосхищали многих буржуазных философов 17 в., а также буржуазных просветителей 18 в.

 

  В рамках нового  мировоззрения с 15 в. начала  развиваться и гуманистическая  историография (Леонардо Бруни,  Поджо Браччолини, Флавио Бьондо, Макиавелли, Ф. Гвиччардини и др. — в Италии, Я. Вимфелинг, Авентин,  Беат Ренан, Себастьян Франк — в Германии, Полидор Вергилий, У. Кемден — в Англии, Матвей из Янова — в Польше и др.). Важнейшими её достижениями были: секуляризация исторической мысли (история отрывается от богословия и становится светской отраслью знания) и начатое гуманистами систематическое применение исторической критики источников. Историки — в соответствии с новым взглядом на человеческое общество — стремятся обнаружить естественные причины исторических событий, отвергая их объяснение вмешательством «потусторонних сил» и ища их в сознательной деятельности выдающихся личностей — правителей, полководцев и т. д. Однако дальше такого прагматического взгляда на историю и попыток обнаружить рациональные мотивы, которыми руководствовались политические деятели, историки-гуманисты, за редким исключением (Макиавелли), не пошли. Критика исторических источников (связанная и с успехами филологии) становилась в руках гуманистов мощным оружием преодоления концепций и представлений, выработанных феодальной историографией. С обострением чувства национального самосознания, патриотизма связано появление работ, посвящённых истории родной страны, города. Освобождая историю от груза церковно-феодальных представлений, гуманисты отвергли богословскую периодизацию истории, обратили внимание на качественное различие между античностью и средними веками. Со времени Возрождения возникает (начиная с Ф. Бьондо) деление истории на древнюю, средневековую и новую. При этом для гуманистов было характерно — при восторженном преклонении перед античностью — резко отрицательное отношение к средневековью (здесь они выступают прямыми предшественниками историков эпохи Просвещения).

 

  Обострённый интерес  гуманистов к античности, критическое  отношение к средневековой и  церковной традиции, бурный процесс  становления национальных языков — всё это способствовало исключительному вниманию гуманистов к филологии. Почти все гуманисты были видными филологами, знание классической латыни и умение писать на ней считались необходимым атрибутом образованного гуманиста; высоко ценились красоты стиля (обычно в подражание древним образцам, особенно Цицерону), риторика. Гуманисты (особенно итальянские), пользуясь приёмами филологической критики, восстанавливали подлинные античные тексты, открывали правила синтаксиса, орфографии и метрики классической латыни. Наряду с «возрождением» классической латыни, пришедшей в сочинениях гуманистов на смену варварской латыни средневековья, гуманисты занялись изучением древнегреческого, древнееврейского и других древних языков. Крупнейшими филологами эпохи Возрождения были: Лоренцо Валла — самый блестящий знаток классической латыни в 15 в., Пико делла Мирандола и многие другие итальянские гуманисты; вне Италии — Гийом Бюде, крупнейший знаток греческого языка во Франции, основатель (1530) «Коллежа трех языков» (будущий Коллеж де Франс), И. Рейхлин — в Германии, Эразм Роттердамский и др.

 

  Характерные черты  гуманистического мировоззрения  эпохи Возрождения нашли отражение  и во взглядах гуманистов на  воспитание, а также в педагогической  практике лучших учебных заведений. Гуманисты (Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень) подвергли бичующей критике всю средневековую схоластическую систему образования и противопоставили ей воспитание, развивающее человека умственно и физически, приучающее к самостоятельному мышлению, формирующее высокие нравственные качества — в духе гуманистической морали. Они считали необходимым изучать в школах не только латынь, но и греческий язык, античную художественную литературу и мифологию, а также предметы, вооружающие нужными в практической жизни знаниями, умениями и навыками, — математику, историю, элементы природоведения. Возвращаясь к античному идеалу гармонически развитого человека, педагоги эпохи Возрождения заботились и о физическом развитии детей (отводя при этом большое место играм), выступали против телесных наказаний. Эти идеи содержались в сочинениях итальянских гуманистов П. Верджерио, Л. Бруни, М. Веджио, англичанина Р. Ашама, французских гуманистов Рабле, Монтеня, у Эразма Роттердамского и др. Дальше пошли в своих педагогических идеалах социалисты-утописты (Мор и Кампанелла), выдвинувшие идеи общественного воспитания и обучения, всеобщего обучения (на родном языке), равенства образования для мужчин и женщин, соединения обучения с трудом и др. Крупнейшим педагогом-практиком эпохи Возрождения был итальянский гуманист Витторино да Фельтре, попытавшийся осуществить педагогические гуманистические идеи в организованной им в 1424 школе, получившей название «Дом радости». Однако школа Витторино да Фельтре и некоторые другие были исключением (школы 15—16 вв. продолжали оставаться, как правило, типично средневековыми). К тому же и в самих гуманистических школах к 16 в. основным содержанием обучения всё более становились формалистическое изучение грамматики и подражание стилю Цицерона («цицеронианство»). В Германии гуманистические педагогические идеи были приспособлены в 16 в. к интересам протестантизма (реорганизация школьного и университетского образования Ф. Меланхтоном), стремление к распространению через школу реальных знаний чувствовалось здесь значительно слабее, чем в Италии и Франции. Педагогические идеи эпохи Возрождения оказали сильное влияние на последующее развитие теории и практики воспитания и обучения.

Великие представители науки эпохи  Возрождения

 

Коперник (Kopernik, Copernicus) Николай (19.2.1473, Торунь, — 24.5.1543, Фромборк), польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира.

 

Создание гелиоцентрической  системы мира явилось результатом  долголетнего труда К. Он начал с  попыток усовершенствовать геоцентрическую систему мира, изложенную в «Альмагесте» Птолемея. Многочисленные работы в этом направлении до Коперника сводились или к более точному определению элементов тех деферентов и эпициклов, посредством которых Птолемей представил движения небесных тел, или к добавлению новых эпициклов. Коперник, поняв зависимость между видимыми движениями планет и Солнца, хорошо известную ещё Птолемею, на этой основе построил гелиоцентрическую систему мира. Благодаря ей правильное объяснение получил ряд непонятных с точки зрения геоцентрической системы закономерностей движения планет. Таблицы, составленные Коперником, много точнее таблиц Птолемея, что имело большое значение для быстро развивавшегося тогда мореплавания. Широкое их использование способствовало распространению гелиоцентрической системы мира.

 

 Коперник развил  новые философские идеи лишь  в той мере, в какой это было  необходимо для очередных практических  нужд астрономии. Он сохранил  представление о конечной Вселенной,  ограниченной сферой неподвижных  звёзд, хотя в этом уже не было необходимости (существование и конечные размеры сферы неподвижных звёзд были лишь неизбежным следствием представления о неподвижности Земли). Коперник стремился прежде всего к тому, чтобы его сочинение было столь же полным руководством к решению всех астрономических задач, каким было «Великое математическое построение» Птолемея. Поэтому он сосредоточил внимание на усовершенствовании математических теорий Птолемея. Важное значение имеет вклад Коперника в развитие тригонометрии, как плоской, так и сферической; главы сочинения Коперника, посвященные тригонометрии, были изданы отдельно в 1542 его единственным учеником Г. И. Ретиком.

 

  Философское значение  гелиоцентрической системы состояло  в том, что Земля, считавшаяся  раньше центром мира, низводилась на положение одной из планет. Возникла новая идея — о единстве мира, о том, что «небо» и «земля» подчиняются одним и тем же законам. Революционный характер взглядов Коперника был понят католической церковью лишь после того, как Г. Галилей и др. развили философские следствия его учения. В 1616 декретом инквизиции книга Коперника была внесена «впредь до исправления» в «Индекс запрещенных книг» и оставалась под запретом до 1828.

Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (15.4.1452, Винчи, близ Флоренции, — 2.5.1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция)

 

Для Ллеонардо да Винчи  искусство и наука были связаны  неразрывно. Отдавая в «споре искусств»  пальму первенства живописи, Л. да В. понимал  её как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает посредством пропорций и перспективы все многообразные проявления разумного начала, царящего в природе.

 

Как учёный и инженер  Леонардо обогатил проницательными  наблюдениями почти все области  науки того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как подготовительные наброски к гигантской энциклопедии человеческих знаний. Скептически относясь к популярному в его эпоху идеалу учёного-эрудита, Леонардо был наиболее ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя её «раем математических наук» и видя в ней главный ключ к тайнам мироздания, он сделал попытки определить коэффициенты трения и скольжения, изучал сопротивление материалов, занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты (получавшие разработку в виде новаторских проектов каналов и ирригационных систем) помогли Леонардо правильно описать равновесие жидкости в сообщающихся сосудах. Страсть к моделированию приводила Леонардо к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху; таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих, землеройных и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полёта птиц конструкции летательных аппаратов и парашюта. Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных сред на окраску предметов, отражённые в его живописи, привели к утверждению в искусстве Высокого Возрождения принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для Леонардо с представлением об однородности Вселенной; он, подобно Николаю Кузанскому, был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю «точкой в мироздании». Изучая устройство человеческого глаза, Леонардо высказал правильные догадки о природе бинокулярного зрения. В анатомических исследованиях Леонардо, обобщая результаты вскрытий, в детализированных, тяготеющих к иллюзии стереометричности рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Идя от простой инвентаризации органов (в средневековой медицине) к изучению их функций, он рассматривал организм как образец «природной механики». Леонардо впервые описал ряд костей и нервов, высказал новаторские предположения об антагонизме мышц, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии. В опытах с удалением различных органов у животных Леонардо стремился ввести экспериментальный метод и в биологию. Он впервые стал рассматривать ботанику как самостоятельную биологическую дисциплину; выделяя и здесь прежде всего структурно-функциональные моменты, он дал описания листорасположения, гелиотропизма и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Говоря о природной необходимости, «законе минимального действия» и «разумном основании» природы, Леонардо последовательно исключал из своих натурфилософских теорий идею о боге (допуская её лишь в качестве понятия о «перводвигателе»), оспаривая, в частности при рассуждении об окаменелостях, находимых на вершинах гор, легенду о «всемирном потопе». Неутомимый учёный-экспериментатор и гениальный художник,

Информация о работе Краткая история естествознания: наука в эпоху Возрождения