Космогония в Древнем Египте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 20:07, контрольная работа

Краткое описание

Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных. Хорошо организованная и могущественная жреческая каста создавала семейные группы различных божеств, многие из которых, вероятно, были первоначально местными богами. Бог-творец Птах (согласно мемфисской теологии) был, например, объединен в богиней войны Сехмет, а бог-целитель Имхотеп вошел в триаду отец-мать-сын.

Вложенные файлы: 1 файл

история религии.docx

— 48.03 Кб (Скачать файл)

 Названия созвездиям  даны в незапамятные времена.  Правда, у разных народов они  имели и другие названия, но  сам принцип зодиака сохранился, а смысловое содержание было  близко.

 

 

  1. Храмы Древнего Египта

 

 Египетские религиозные  храмы были не только местами  исполнения религиозного культа: они в такой же мере были  центрами социальной, интеллектуальной, культурной и экономической жизни.  В эпоху Среднего Царства и  в период царствования египетских  императоров храмы в качестве  главенствующей архитектурной формы  превзошли пирамиды. Большой храм  в Карнаке по занимаемой им территории превосходил любое из известных культовых зданий. Как и в пирамидах, абсолютная величина храмов воплощала несокрушимость, символически выражая бессмертие фараона, государства и, наконец, самой души.

 Жрецы составляли только  небольшую часть обширного персонала,  обслуживающего храм, включающего  охранников, писцов, певцов, служителей  жертвенников, уборщиков, чтецов, пророков  и музыкантов. В период расцвета  храмовой архитектуры, около 1500 г. до н. э. храмы обычно  окружались несколькими массивными  сооружениями, а вдоль широкой  аллеи, которая вела на их  территорию, стояли рядами сфинксы,  выполнявшие роль стражей. Все  могли входить в открытый двор, но только немногие жрецы высшего  ранга могли проникать во внутреннее  святилище, где в раке, хранящейся  в лодке, находилась статуя  бога. Ежедневные церемонии в  храмах включали в себя воскуривание жрецами благовоний на территории храма, затем пробуждение, умывание, умащивание благовониями и одевание статуи божества, жертвоприношение жареной пищи, затем повторное опечатывание святилища до следующей церемонии. Вдобавок к этим ежедневным храмовым церемониям во всем Египте регулярно проводились праздники и фестивали, посвященные различным божествам. Фестиваль часто устраивался в связи с завершением какого-либо сельскохозяйственного цикла. Статуя божества могла быть вынесена из святилища и торжественно пронесена по городу, а возможно, ей приходилось и наблюдать за празднеством. Иногда исполнялись пьесы, описывающие отдельные события из жизни божества.

 

  1. Могилы и похоронные обряды

 

Древние Египтяне верили, что  мертвым могут понадобиться такие  предметы, какими они пользовались при жизни, отчасти потому, что  люди, по их представлениям, состояли из тела и души, поэтому продолжение  жизни после смерти должно было касаться и тела. Это должно было означать, что тело следовало хорошо подготовить  для оживления и что для  него должны были быть приготовлены полезные и ценные вещи. Отсюда необходимость  мумифицирования и снабжение  могил всеми необходимыми вещами, способными сохранить тело в безопасности. Сохранение тела и обеспечение его  предметами первой необходимости соответствовали, таким образом, религиозным верованиям в то, что жизнь не кончается. (Некоторые  из древних могильных надписей убеждали умерших, что смерть в конце концов - всего лишь иллюзия: "Не умершим ты ушел; ты ушел живым".)

 Сначала тела сохранял  сухой климат пустыни, но постепенно  развивалась техника, которая  обеспечивала поразительно сложную  консервацию. Полное мумифицирование  органов и заполнение впадин  тканью, пропитанной нашатырем, специями  и маслом. Натрий, специи и масло  прикладывались также снаружи,  и тело заворачивалось в холст.  Внутренние органы сохранялись  с четырех кувшинах, как говорилось, охраняемых четырьмя сыновьями Гора. Сердце не вынималось, подобно другим органам, потому что оно было местопребыванием духовного начала; поэтому его клали на чашу весов с зале Суда, чтобы вынести приговор умершему. Но около 1500 года до н. э. полная мумификация стала доступна не только для членов семьи фараона, хотя она все еще оставалась недостижимой для низших классов.

 Первая пирамида, построенная  около 2700 года до н. э., была  ступенчатой пирамидой в Сахаре, предназначенной для царя Джосера - это самое древнее каменное сооружение, построенное человеком. Идея ступенчатой формы, вероятно, связана с подъемом к солнцу и к небесам. У фараонов обычно были самые большие могилы и пирамиды, потому что они обладали достаточной властью и богатством, чтобы их строить, и потому, что народ с достаточной готовностью расходовал такие силы во имя бога-царя. Трудно подсчитать объем трудов и средств, которые уходили на строительство пирамид. Греческий историк Геродот оценил, что для возведения единственной пирамиды Хуфу в Гизе 100000 рабочих работали 20 лет. Те, кто мог себе это позволить, делали вклады, чтобы оплатить убранство могилы и услуги жрецов, которые после следили бы за хорошим самочувствием духов умершего. Эти жрецы проводили постоянные церемонии в молельне склепа. Эти услуги, разумеется, не были доступны для бедных, но поскольку идея бессмертия демократизировалась, они надеялись на то же самое. Большинство бедняков подвергалось минимальной мумификации, и многие из них хоронились в ямах.

 Внутри могил находились  рисунки и барельефы сцен загробной  жизни, обычно изображающие чествование  умершего знатными особами или  то, как о нем заботятся слуги,  или то, как он объезжает свои  многочисленные земли и владения. Эти изображения служили нескольким  целям. Создавая необходимое эстетическое  обрамление, они одновременно были  своеобразными магическими "дублерами"  для умершего. Если бы жрецам не удалось исполнить погребальный обряд до конца, все, что могло пригодиться, в отношении слуг, еды, предметов обихода, социального статуса, было изображено для нужд умершего. Более того, чтобы положение умершего в загробной жизни было более значимым, его потомки должны были с большей готовностью приглядывать за могилой и поминать умершего. Бессмертию, как форме вечной памяти среди родственников и друзей, придавалось особое значение.

 Кроме различных вариантов  бессмертия, представленных в захоронениях, существовали особые египетские  праздники, проводившиеся в больших  семьях с чествованием статуй  предков. Во время Фестиваля  долины Фив семьи открывали  могилы и приносили еду своим  предкам. Семьи, не желающие предоставить умершим решать свои проблемы в одиночестве, часто следили за исполнением ритуальных обрядов у могил. Поощрялось получение семьями доступа к умершему по особым случаям или в перерывах между праздниками, поскольку считалось, что их потомки также будут приглядывать за их могилами. Ограбление или разрушение могилы воспринималось как сокрушительный удар, так как вследствие его умерший лишался поддержки в загробной жизни и памяти живущих. Такой дух мог в конце концов заколдовать кладбище или какого-нибудь человека, а мог попросту исчезнуть и навсегда утратить существование.

 Еще более важной, чем  могила или физическая сохранность,  была забота о душе, которая  обеспечивалась точным соблюдением  всего погребального ритуала.  Если он проводился с нарушениями,  это могло отразиться на вечном  состоянии умершего. Главной процедурой этой похоронной церемонии было открывание рта умершего и прикосновение к нему с помощью заостренного плотницкого топорика. В это время Ба (душа) выходит через рот, и считалось, что это должно возродить все телесные способности для новой жизни. Верили также, что в ином мире это будет способствовать соединению Ба и Ка.

 Другая часть погребальной  церемонии была связана с почитанием  Осириса. Имя Осириса могло  быть присоединено к имени  умершего или умерший мог быть  изображен с чертами Осириса  в надежде, что это дает ему  некоторые преимущества на предстоящем  суде.

 

  1. Фараон и народ

 

 Сначала только фараоны  и члены их семей считались  достойными вечной жизни. Поскольку  считалось, что царь имеет божественное  происхождение, вполне естественным  было верование в то, что после  смерти своего человеческого  тела он вернется в свой  настоящий дом - к богам. Но  в этом заключается и более  широкий смысл. Бог-царь был  связующей нитью между небом  и землей, и его власть была  основой и стабильности общества  и существующего природного порядка.  В определенном смысле ему  необходимо было быть вечным, потому что он выступал как  гарант неизменного солнечного  света, плодородия земли и всего  того, что несло империи процветание.  Постепенно фараон стал отождествляться  с деятельностью всех важнейших  богов. Если Ра, солнечный бог,  обеспечивал регулярное появление  и действие солнца день за  днем, то фараон должен был  быть богом растительности и  отвечал за регулярные циклы  посева, роста, умирания и возрождения. 

 Чем дальше развивалась  эта теология, тем больше возвышался  фараон от просто божественного  правителя до воплощения жизненной  силы, стоящей за постоянным обновлением  жизни. Со временем, когда установилась  связь между Осирисом и фараоном, значение всего погребального  обряда изменилось и демократизировалось.  Осирис, бог растительности, превратился  в бога мертвых и стал воплощать  цикл смертей и повторных рождений, свойственный всем людям, а  не только царю. Царь стал не  столько привилегированным носителем  бессмертия, сколько самим его  принципом. Он превратился в  универсальную модель процесса, который теоретически был доступен  каждому. 

 Подобно всем другим  религиям, религия Древнего Египта  демонстрировала несообразности  и противоречия. Можно сделать  вывод, что по крайней мере у некоторых египтян сложилась полностью спиритуализированное представление о загробной жизни, для которого мумифицирование, могилы и погребальные обряды не составляли необходимости. Хотя существовали спиритуалистические идеи, в большинстве своем традиции и ритуалы оставались неизменными. Это рождало некоторые верования, не всегда совместимые друг с другом. С одной стороны, была идея, согласно которой ты в буквальном смысле "можешь все взять с собой". С другой, существовало представление, что есть иной, нематериальный мир, куда направляется умерший. Как говорил Уильям Дж. Марнейн, "орбита потустороннего мира мертвых не рассматривалась как барьер, препятствующий обитанию в могилах или участию в празднествах живых". Существует несколько возможных объяснений этого явления. Исполнение многочисленных функций, в особенности в сфере погребальных обрядов, было предоставлено жрецам. Возможно, большинство людей тогда, как и ныне, не размышляли постоянно о семейных верованиях. Возможно, они сознавали эти несообразности, но не хотели отказываться от традиционных обычаев "на месте", поскольку все равно вынуждены были их исполнять.

 

 

  1. Представления о человеке в Древнем Египте

 

По представлениям древних  египтян человек состоял из нескольких субстанций. Египтологи называют от шести  до десяти составов человеческого существа. Вот важнейшие из них:

1. Ба - так называлось воображаемое  существо, представляющее собой  душу человека и душу бога. Иногда ба являлось синонимом слова "бог" и одновременно слова "душа". Вначале считалось, что ба есть только у богов и фараонов. Однако позже ба появилось и у простых людей. Ба представлялось, как нечто существующее только после смерти человека и изображалось, как птица с человеческой головой. Ба и тело умершего человека были связаны тесными узами, и ба участвовало в оживлении мумии умершего. После смерти человека ба могло находиться в гробнице, а могло и покидать ее, подниматься на небо, однако в конце все же возвращаться к телу. Боги тоже имели свои души (ба), а бог Ра - даже целых семь.

2. Ка - приблизительно можно  определить как жизненную силу, как ту сущность, которой обладают  боги и люди, и которая служит  символом различия между одушевленными  и неодушевленными предметами. В  гробницах ставили специально  пустые саркофаги для того, чтобы  ка нашла там убежище. Иногда  слово ка переводят как "двойник"  души. Оно также могло покидать  умершего и устремляться в загробный мир, а затем возвращаться в гробницу. Боги имели по несколько ка. У бога Ра, например, 14 ка. Естественно и фараон - живой бог - обладал несколькими ка.

3. Ах - слово, которое можно  примерно перевести как "дух". Ах также являлся составной частью души человека, но что он представлял из себя неизвестно. Изображался ах в виде хохластого ибиса.

4. Шу - это слово можно  перевести как "тень". Шу  считалось одним из проявлений  человеческой сущности. Это тень  человека, его скрытая темная  сторона. 

5. Сердце являлось важной  составной частью человеческой  души. Оно считалось вместилищем  человеческого сознания, как бы  самостоятельным существом внутри  человека. На загробном суде оно  могло свидетельствовать о плохих  поступках человека. Поэтому при  погребении над сердцем произносились  специальные заклинания для того, чтобы сердце не могло свидетельствовать  против своего хозяина. Амулетом  сердца был скарабей.

6. Сах - так называлось тело умершего человека после мумификации. Оно рассматривалось как воплощение личности, прошедшей через ряд освещающих ее обрядов. Это слово можно перевести как "мумия" или точнее "священные останки".

 

 

  1. Книга Мертвых и эзотерика человека

 

Согласно представлениям египтян, человек состоял из телесной плоти, души (ба), двойника (ка), персонифицированной воли, имени, тени и светлого духа. Основными из них были ка и ба. Ка - это безгрешный двойник человека, вместилище чувств, проводник духа. Ему требовалось и особое поклонение после смерти тела, которое достигалось, в первую очередь, мумификацией. Начертанные на стенах и папирусах гробниц магические тексты позволяли ка выходить за пределы гробниц, а приношения еды и питья позволяли ему вести материальную жизнь. Ка передвигается в места на место подобно светящемуся призраку, общаясь с богами и людьми. Ба представляет собой душу человека, ментальное Я, и заключает в себе высшие и светлые идеи и ценности. Противоположностью ба является аб, вмещающий в себя низменные страсти и идеи. Ба может покидать гробницу когда угодно. Дух (атму или саху) - это часть человека, позволяющая ему вернуть себе божественное состояние, некогда утраченное им. Это неизменная часть человека, которая остается при всех его многочисленных космических и земных странствованиях. Дело в том, что после смерти человек благодаря многим составляющим может одновременно отождествляться с солнцем, быть в гробнице, сиять в виде звезды на небе и т. д. Умерший мог якобы принимать облик различных животных и ипостасей бога Ра. Думаю, нет смысла более подробно исследовать этот вопрос, погружаясь все глубже в черную философию. Отметим лишь несколько важных деталей в контексте Библии.

Информация о работе Космогония в Древнем Египте