Космогония в Древнем Египте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 20:07, контрольная работа

Краткое описание

Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных. Хорошо организованная и могущественная жреческая каста создавала семейные группы различных божеств, многие из которых, вероятно, были первоначально местными богами. Бог-творец Птах (согласно мемфисской теологии) был, например, объединен в богиней войны Сехмет, а бог-целитель Имхотеп вошел в триаду отец-мать-сын.

Вложенные файлы: 1 файл

история религии.docx

— 48.03 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Примерно с 3000 г. до н. э.  официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно  воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных. Хорошо организованная и могущественная жреческая каста создавала семейные группы различных божеств, многие из которых, вероятно, были первоначально местными богами. Бог-творец Птах (согласно мемфисской теологии) был, например, объединен в богиней войны Сехмет, а бог-целитель Имхотеп вошел в триаду отец-мать-сын.

Египетская религия всегда привлекала пристальное внимание цивилизованных народов. Уже древние греки, соприкасавшиеся  с Египтом, проявляли к ней  интерес в своих трудах. Религии  Древнего Египта уделяется большое  место в произведениях "отца истории" Геродота, Диодора Сицилийского, Плутарха. Однако научное изучение египетской религии началось лишь после того, как в 1822 г. гениальный француз Франсуа Шампольон, "отец египтологии", сделал решающий шаг на пути дешифровки египетских иероглифов и тем самым раскрыл для науки новые, поистине необъятные сферы исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Космогония в Древнем Египте

 

Со времен Древнего Царства  известны три главные космогонические  школы, которые связаны с городами Гелиополь, Гермополь и Мемфис. Главной из них в египетской традиции стала гелиопольская школа, которая учила, что в начале времени был лишь хаотический праокеан Нун, таящий в себе возможность возникновения всего, что будет в мире. Из праокеана поднялся первичный холм, или гора, - сияющий "камень Бенбен" ("бен" по-египетски - "подниматься", "выныривать"). С ним связаны образы "космического яйца", из которого рождается мир, и солнечной птицы Феникс (по-египетски "Бену").

Феникс - творческая, созидательная  энергия солнечного бога. Другие его  главные ипостаси - это Атум и Хепри. Хепри, символом которого был скарабей, это восходящее утреннее солнце, Атум - солнце на закате (изображалось в виде усталого старца). Кроме того, Атум -бог вечности, "Все и ничто" (именно так истолковывается его имя). Он существовал, когда еще ничего, кроме хаоса, не было ( и будет существовать в том же праокеане после того, как мир завершит предназначенный ему путь). Атум содержит в себе также все сущее (вечность как бы включает в себя все то, что существует во времени.

Появление из извечного хаоса  великого, "создавшего самого себя" бога Атума было началом мироздания. Атум создал первую божественную пару - Бога Шу и богиню Тефнут; эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю, Тефнут - женское дополнение Шу. Геб - антропоморфный образ земли, или просто Земля, Нут - антропоморфная богиня неба, или просто Небо. Геб находится в горизонтальном положении; Нут, изогнувшись над ним и упираясь в него руками и ногами, представляет собой небосвод, который поддерживают над Гебом, над землей, бог Шу и богиня Тефнут. Иначе говоря, Шу и Тефнут, Геб и Нут - это обожествленные космические стихии. Специальных мест культа они не имели, храмы в их честь не воздвигались, но они сплошь и рядом упоминаются в религиозных текстах мифологического содержания. Лишь в Гелиополе им были отведены специальные места культа.

От Геба и Нут произошли две пары: Осирис и Исида, Сетх и Нефтида. Итак, Атум и его потомство составляют совокупность девяти божеств, гелиопольскую девятку, или эннеаду. Эта теогония, в достаточной степени абстрактная, обнаруживает следы теологического творчества гелиопольского жречества. Она была засвидетельствована уже в "Текстах пирамид" и оказала огромное влияние на теологическую мысль других крупных религиозных центров, таких, как Мемфис, Гермополь и Фивы. В глубокой древности, и это отражено в "Текстах пирамид", гелиопольская эннеада не представляла собой единой коллегии богов: бог Атум объединен с богом солнца Ра, и солнечное божество Ра-Атум противопоставлено хтоническому богу Осирису.

Ра-Атум, создавший мир как свет, противостоящий тьме, из века в век, изо дня в день ведет непрекращающуюся ожесточенную борьбу за свое существование, против хаоса, водной стихии, мрака и существ, их воплощающих. Идея этой борьбы пронизывает космогонические представления, начиная с "Текстов пирамид" и кончая очень поздними текстами (как, например, папирус Бремнер-Ринд). Согласно мифу, изложенному в папирусе Бремнер-Ринд, Ра в течение дня плывет по небу и к вечеру подплывает к западным горам Египта, в которых, по представлению египтян, находился подземный мир. Дневной путь Ра по небу окончен. Бог переходит из дневной ладьи манджет на ночную ладью месктет. На этой ладье в окружении свиты он погружается в подземный мир. Здесь, в царстве мрака, происходят ожесточенные схватки сил света и сил тьмы, из которых Ра и его свита неизменно выходят победителями. Проплыв по подземному миру и одолев всех врагов, Ра снова переходит на дневную ладью и появляется в полном блеске на восточном небосклоне - суточный цикл повторяется.

Сродни гелиопольской гермопольская космогоническая школа. Древний Гермополь расположен в Среднем Египте. Современное арабское название Эль-Ашмунейн происходит от коптского Шмун, восходящего к египетскому Хмун - "восемь", что обозначает восьмерку местных богов, или огдоаду. Греки называли этот город Гермополем, так как отождествляли главного бога города - бога Тота - со своим Гермесом. От древнего Гермополя ничего не осталось.

Религиозная система Гермополя известна в основном по текстам позднего времени, в значительной мере происходящим не из самого Гермополя, а из других религиозных центров. Прежде всего следует отметить, что между огдоадой Гермополя и богом Тотом нет такой органической и тесной связи, как между Ра и его эннеадой. Знаменательно, что название "Восемь" город получил в честь восьмерки богов, состоящей из четырех пар божеств, в число которых бог Тот не входил. Эти четыре пары (каждая состояла из бога и богини), вне всякого сомнения, не были исконными богами ни самого Гермополя, ни близлежащих мест; они - результат теологической спекуляции жречества. Этими четырьмя парами божеств были представлены стихии, из которых возник организованный мир: Нун и Наунет - первобытный океан, Хух и Хаухет - бесконечность пространства, Кук и Каукет - мрак, Амон и Амаунет - невидимое. Вряд ли следует подчеркивать в высокой степени абстрактный характер этих божеств. Можно даже сказать, что эти четыре пары божеств были в большей мере символами, обозначавшими четыре начала, чем божествами, их олицетворявшими. Изображались боги с головами лягушек, а богини - с головами змей. Следует подчеркнуть, что Нун и Наунет - символы первобытного океана входят и в цикл мемфисских божеств, а Нун фигурирует как первобытный океан и в гелиопольском учении о создании богов и мира. Невозможно сказать, кто у кого заимствовал имена божеств и что за ними скрывалось. По причине скудости источников, неопределенности содержащейся в них информации трудно сказать, каковы были взаимоотношения между огдоадой и Тотом. Не ясен ни самый процесс теогонии и космогонии, ни роль, какую в этом процессе играла огдоада. По поздним данным, из Фив огдоада, завершив процесс творения, удалилась на холм Джеме (современное Мединет Абу). Здесь умерли и погребены все ее члены.

Имя бога Тота встречается уже в "Текстах пирамид" и в других религиозных текстах более позднего времени. Из-за отсутствия информации в источниках до сих пор не представляется возможным установить, когда, почему и как бог Тот стал верховным богом в Гермополе, возглавлявшим огдоаду. Видимо, это произошло довольно поздно. Бог Тот был весьма популярной фигурой египетского пантеона на территории всего Египта во все времена. По характеристике Б. Тураева, он был у египтян "идеалом высшей премудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением идеи откровения" и олицетворением ума.

Мемфис был расположен на западном берегу Нила, в верховье Дельты. В эпоху Древнего царства  Мемфис был резиденцией фараонов и на протяжении всей истории Египта оставался одним из самых крупных  городов и влиятельным центром  религиозной мысли. Главным богом  Мемфиса был бог Пта(Птах), один из важнейших в египетской религии. О происхождении Пта ничего не известно. Можно предполагать, что это было местное божество того пункта, в котором позднее был основан Мемфис или божество какой-то населенной местности по соседству с Мемфисом. Следует отметить интересное явление: в "Текстах пирамид" Пта упоминается очень редко, вскользь. В мастаба времен Древнего царства Пта также упомянут изредка, мимоходом, несмотря на то что в это время он был главным богом царской резиденции, т. е. Мемфиса. Малочисленны упоминания о Пта и в последующую эпоху, в "Текстах саркофагов". Зато в текстах времени Нового царства бог Пта упоминается очень часто. И это вполне объяснимо. В "Текстах пирамид", как и в других текстах времен Древнего царства, ведущую роль играет гелиопольский бог Ра и его эннеада - древние религиозные традиции Гелиополя, естественно, доминировали над воззрениями Мемфиса, еще не успевшими стабилизироваться и стать достаточно популярными в стране. Вполне понятно также, что богословское мышление столицы (т. е. Мемфиса), оформившееся в особую систему, должно было отстаивать свое право на существование в борьбе с гелиопольскими взглядами. Эта цель была достигнута, по-видимому, только в эпоху Нового царства. Одним из важнейших божеств Мемфиса наряду с Пта был хтонический бог Татенен, имя которого означает "поднимающаяся земля". Божества были сопоставлены и слиты в одно - Пта-Татенен. Иконография Пта и Татенена различна, что свидетельствует, видимо, о том, что это разные боги. Но синкретический бог Пта-Татенен в Новом царстве является, несомненно, уже одним божеством, изображаемым в короне с перьями и с изогнутой бородой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Боги Древнего Египта

 

   Великий пантеон  богов в разных формах почитали  везде. Эннеада - изначальная девятка богов. Атум символизирует первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник из первобытного хаоса - Нуна вместе с первозданным холмом. Сам себя оплодотворив, родил, выплюнув изо рта богов-близнецов воздух Шу и влагу Тефнут. Появление детей у Атума влечет появление двойственности. Тефнут и Шу породили Геба - бога Земли и Нут - богиню неба, после чего Шу их разделил. Это особенность египетской мифологии, в других мифологических системах Земля имеет женское начало, а небо - мужское. Прежде чем Шу разъединил своих детей, у них родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет. Каждый бог эннеады держит в правой руке символ жизни - анх, а в левой - символ власти уас. Причем мужские фигуры находятся в движении слева направо.

 Обычно египтяне придавали  наибольшее значение богам, связанным  с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно "умирало" каждый вечер, странствовало под землей и "заново рождалось" каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью. Это создавало свод жизненных правил для масс и дополнительную возможность угождать богу-солнцу в интересах государства и своих собственных. Эта религия не была индивидуалистически ориентированной; кроме царской семьи, никто не мог надеяться на загробную жизнь и мало кто верил, что Ра способен обратить внимание или оказать услугу обычному человеку.

Странные обычаи древних  народов, связанные с поклонением  разным животным, многочисленные ритуалы, посвященные им, заставляют задуматься о причинах их возникновения. Как  бы ни был силен лев - царь зверей, человек всегда может победить его. И если не в единоборстве, то благодаря  другим своим качествам, каких нет  у зверей. А мощь быка бессильна  перед выдержкой, хладнокровием  и ловкостью тореадора. Почему же тогда повелители древней Ассирии, Крита, древнего Египта считали за честь  запечатлеть себя в скульптуре сфинкса  с телом льва, быка? Или включить в число своих титулов такое  имя, как "могучий бык"?

 Древние народы поклонялись  животным не за их силу. Ведь  среди них были и совсем  безобидные и слабые, как ягненок  или рыбы. Они видели в них  образ или символ очень важных  небесных явлений. Поскольку вся  жизнь человека целиком зависела  от Солнца, то и причину такого  отношения людей к животным  надо искать не на земле,  а на небе. Культ Солнца был  самым распространенным на Земле.  За его движением по небесной  сфере тщательно следили сведущие  в таких делах жрецы и заранее  оповещали народ о наступлении  очередных солнечных циклов. От  них зависела жизнь людей, начало  посевных работ, время сбора  урожая и многое другое.

 К числу самых древних  астрономических знаний относятся  знания о кажущемся при наблюдении  с Земли годовом движении Солнца  на фоне созвездий. Этот эффект  имеет большое значение для  астрономов. Путь, по которому Солнце  как бы перемещается по небу, получил название эклиптики. Эклиптика  проходит по двенадцати так  называемым зодиакальным созвездиям, или просто зодиаку. В каждом из двенадцати созвездий Солнце ежегодно пребывает в течение месяца: январь - в Козероге, февраль - в Водолее, март - в Рыбах, апрель - в Овне, май - в Тельце, июнь - в Близнецах, июль - в Раке, август - во Льве, сентябрь - в Деве, октябрь - в Весах, ноябрь - в Скорпионе и декабрь - в Стрельце. Но так было в эпоху Рыб, которая началась примерно две тысячи лет назад и закончилась в XX веке. Теперь Земля вступила в эпоху Водолея, которая также будет длиться около двух тысячелетий. В течение этого периода Солнце ежегодно будет пребывать в каждом из двенадцати созвездий уже в другом порядке: январь - в Стрельце, февраль - в Козероге, март - в Водолее, апрель - в Рыбах… и так далее. В названиях созвездий и скрывается тайна возникновения культов и ритуалов, связанных с поклонением животным. А точнее - существам, которые дали название созвездиям зодиака. Среди них мы различаем сухопутных (Телец, Овен, Лев) и водных животных (Рыбы, Рак), насекомого Скорпиона, людей Водолея, Деву и Близнецов и даже сфинксов: Стрельца в виде кентавра, человеколошади, и Козерога, у которого передняя часть козлиная, а задняя похожа на рыбий хвост. И только одно созвездие зодиака не имеет отношения к живым существам - Весы. Они везде весы. Даже на небе. Это знак космического равновесия.

Информация о работе Космогония в Древнем Египте