Концепции возрожденного естественного права XX столетия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 21:20, контрольная работа

Краткое описание

Как известно, в XIX и в первой половине XX столетия в философии права, как и в реальной практической жизни, господствовали принципы доктрины правового позитивизма. В предыдущем параграфе подчеркивалось, что юридический позитивизм считал право установлением государства, зависимым от государственной власти и подчиненным ей. В таком толковании утверждение каких-либо вечных и неотъемлемых принципов и прав лишалось смысла, иначе говоря, снималась доктрина философского, или естественного права. Все, что не является законом, юридической нормой, в таком понимании теряет уважение.

Вложенные файлы: 1 файл

концепция возражденного естественного права.docx

— 35.45 Кб (Скачать файл)

щается к понятию природы вещей. В его толковании природа ве-

щей — это движущая сила преобразования юридических инсти-

тутов под воздействием изменчивой социальной жизни. В таком

понимании право является следствием и инструментом измене-

ний социальной действительности.

Рудольф Штаммлер (1856—1938) считал право наиболее

важной формой организованной извне социальной жизни людей

и подчеркивал первичный характер права по отношению к госу-

дарству. По Штаммлеру, понятие права невозможно вывести из

общественно-исторического опыта, оно выступает в качестве ап-

риорной категории, независимой от социальной действительно-

сти, развитие которой должно осуществляться путем частичных

изменений права. Конечной целью этих изменений, идеалом

«правильного права» должно быть создание «общества свободно

желающих людей».

Развернутые представления о праве на основе идей Канта

Р. Штаммлер излагает в работах «Хозяйство и право с точки зре-

ния материалистического понимания истории», «Учение о пра-

вильном праве», «Теория юриспруденции». В частности, говоря

о марксизме как вульгарном экономизме, Р. Штаммлер подчер-

кивал, что право имеет первичный характер по отношению к эко-

номике, во всяком случае в логическом плане.

Теория Р. Штаммлера о праве основана на допущении того,

что существуют чисто формальные категории. Он стремится вы-

вести конкретные правовые положения из сугубо формальных

принципов. С помощью понятия права и ряда других априорных

категорий социальная реальность воспринимается как организо-

ванная целостность, выделяющая право.

Р. Штаммлер полагает также, что юридические науки возни-

кают, утверждаются и вступают в действие независимо от госу-

дарственной организации. Нельзя одобрить взгляды, доказывал

Штаммлер, рассматривающие право как социальное правило, за

которым стоит сила. Подобное отождествление права и фактиче-

ской силы является неверным. Не каждое социальное предписа-

ние власти имеет юридический характер, а лишь часть из них.

Разделяя право на справедливое и несправедливое, Штаммлер

подчеркивает, что нет правовых положений, которые раз и на-

всегда были бы только справедливыми или исключительно не-

справедливыми в каждой отдельно взятой ситуации. Ибо нет ни-

каких правовых положений, включающих в свое условное содер-

жание безусловный фактор. Только праву в целом по существу

принадлежит внутреннее желание достичь объективно справед-

ливой целостности социальной жизни, ему внутренне сродни

движение к социальному идеалу, к такому обществу, где люди

свободно желают.

Р. Штаммлер на неокантианской основе разработал идею

«естественного права с меняющимся содержанием», оказавшую

огромную роль на развитие естественно-правовой мысли XX сто-

летия. Прежде всего в систему своих правовых взглядов Штамм-

лер вводит принцип развития, воплощением которого и является

категория естественного права с меняющимся содержанием. Сам

процесс развития Штаммлер мыслит как смену исторических

пунктов в движении представлений человечества об объективно

справедливой целостности общественной жизни, когда люди

лучше понимают то, «что является справедливым». Штаммлер

ставит задачу отыскать общезначимый формальный метод, с по-

мощью которого меняющийся материал исторически обусловлен-ных правовых установлений возможно было бы обработать, упо-

рядочить и определить наличие в нем свойства «объективного».

То, что понимают как естественное право, считает Штаммлер,

владеет действительностью иного плана, чем позитивное право:

первое как масштаб, второе как принудительная норма. Таким

образом, «естественное право с меняющимся содержанием» яв-

ляется не системой норм, действительных в определенной исто-

рической ситуации, а формальным метафизическим началом,

олицетворяющим справедливость как критерий оценки и исправ-

ления права в законе.

Неокантианские идеи нашли свое распространение и в Рос-

сийской империи. Тут среди философов этого направления выде-

лим прежде всего имя главы «возрожденного естественного пра-

ва» Павла Новгородцева (1866-1924). Он создал свою ориги-

нальную естественно-правовую философию, изложив ее в работе

«Вступление к философии права». У П. Новгородцева разумное

начало в личности является автономным моральным началом.

Разум — единственный источник идеи должного, морального за-

кона, являющегося фактом чистого сознания, достоверного само-

го для себя, независимого от исторической необходимости. Мо-

ральная идея как идеал всегда императивна (общезначима),

существует исключительно в сознании личности и имеет абсо-

лютную ценностность. Приложенная к сфере социальных отно-

шений, она приобретает форму естественного права, неизменной

идеальной нормы с меняющимся содержанием. В этом случае ес-

тественное право получает значение философского взгляда, с по-

зиций которого рассматриваются социальные идеалы. По мне-

нию П. Новгородцева, абсолютная основа естественного права

раскрывается в моральной идее личности, выступающей идеалом

и целью самой себя и с этой позиции оценивающей политико-

правовую реальность. Автономная моральная личность является

основой общественного устройства, ее общественно-правовой

идеал служит средством и критерием в установлении правопо-

рядка и политических институтов.

Таким образом, естественно-правовая проблема для П. Нов-

городцева существует прежде всего как моральная проблема,

сущность которой состоит в установлении моральных истоков,

образующих идеальные пути развития.

В заключение следует сказать, что философско-правовые

идеи неокантианцев существенно способствовали развитию пра-

вовой мысли XX столетия. Их заслугой прежде всего является

то, что они отстояли идею самостоятельной реальности права в

полемике как с позитивизмом, так и с другими концепциями,

принижающими философское осмысление права.

Существенный вклад в развитие естественно-философской

мысли в XX столетии сделала неогегельянская философия пра-

ва. О новом прочтении Гегеля заявил в 1910 году В. Виндель-

банд в своем докладе «Возрождение гегельянства». Идеи Гегеля

о свободной воле человека как «права самого в себе», о разумно-

сти законов, отвечающих природе человека, понятию человека,

свободе, о субстанции права как самообусловленной человече-

ской во te явились источником многих новаторских течений за-

падноевропейской правовой мысли начала прошлого века. В це-

лом же неогегельянская мысль, главным образом, исходила из

определения идеи нрава как свободы. Гегель писал: «Философ-

ская наука о праве имеет своим предметом идею права — поня-

тие права и его воплощение... Идея права есть свобода... Право

является наличным бытием свободной воли... Система права яв-

ляется царством реализованной свободы»

1

. Так, немецкий фило-

соф и правовед М. Мюллер осуществил попытку рассмотреть

историю права и общества в целом как «историю свободы», опи-

раясь в своем познавательно-методологическом плане на эклек-

тическое объединение объективного идеализма и экзистенциа-

лизма: развитие права — это результат исторического самораз-

вития свободы, выявляющейся в процессе уяснения человеком

своей сущности.

Современные последователи Гегеля, как и их учитель, стре-

мятся доказать, как представления, развивающиеся в сознании

людей, образуют историю, общество, право. Обусловленное же

историческим саморазвитием свободы право стремится создать

свободное общее человеческое существование, законодательство

и общественный строй в целом.

Некоторые неогегельянцы, прежде всего Э. Шпрангер, при-

бегают к интерпретации философии духа в попытках объяснить

историческое развитие права. По Шпрангеру, естественное пра-

во — это образ справедливого права, содержащегося в правосоз-

нании и возникшего в результате диалектического развития духа.

Неогегельянство истолковывает идею права в традициях пан-

1

 Гегель Г.-В.Ф. Философия  права. - М., 1990. - С. 59.логизма и утверждает: если нет разумного права, есть  правовой

разум, который должен быть воплощен в позитивном праве.

Неогегельянскую теорию права разрабатывали Ф. Розенцвейг,

Ю. Биндер, Ф. Блашке, Г. Геллер, Л. Циглер, И. Пленге и др.

В частности, плодотворно и тщательно исследовал правовые

идеи Г. Гегеля итальянский мыслитель Б. Кроче (1866—1952).

Он назвал свою правовую концепцию «религией свободы». По

его утверждению, свобода — высший закон человеческой исто-

рии и бытия. Но если у Гегеля речь идет о разумных формах объ-

ективации свободы в историческом процессе, то Б. Кроче акцен-

тировал внимание на принципиальной невозможности опреде-

лить характер свободы. Идею свободы, не обусловленной

какими бы то ни было фактическими факторами, Б. Кроче ис-

пользовал для обоснования формальной, юридической свободы

и невозможности фактической свободы. По мнению Кроче, лишь

«меньшинство, которое правит» (политический класс), знает,

чего оно хочет.

Защищая формальные, юридические права личности, Б. Кро-

че полагал, что свобода без субъекта — это пустое слово и абст-

ракция, если не определяется свобода личности. Подобную на-

правленность имело и положение о том, что не государство выше

морали, а наоборот, мораль возвышается над государством.

К философии права Гегеля обращались не только его последо-

ватели. Так, например, итальянский философ права Ф. Джентиле

использовал идею Г. Гегеля о государстве как моральной ценности

для непосредственного оправдания фашистского государства как

высшей моральности и свободы. Именно к этому свелось его обра-

щение к понятию государства Гегеля, когда он выступил на II кон-

грессе неогегельянцев в Берлине в 1931 году.

В целом в правовой концепции Ф. Джентиле ведущая роль

принадлежит иррационализму и мистицизму, критике разума с

позиций волюнтаристского «актуализма», «чистого акта», со-

звучному фашистскому «активизму». Свою интерпретацию духа

как «чистого акта» Ф. Джентиле использовал для атаки на идею

правопорядка и режима законности, для оправдания волюнтари-

стского беззакония.

Благодатную почву нашли идеи Г. Гегеля о праве в конце

XIX — начале XX столетия  в Российской империи. Здесь дела-

лись попытки применить бытие идей к условиям: эмпирической

действительности. Вместе с тем, исследуя исторический процесс

развития права на каждой его стадии, последователи Гегеля в Рос-

сии рассматривали один из моментов реализации разумной идеи

права, лежащей в основе их теоретических суждений.

Постоянно ориентировался на главные философско-методо-

логические положения Гегеля, в частности, Борис Чичерин

(1828 — 1904). Опираясь на понимание  свободы человеческой

личности как основного принципа общественного развития, бла-

годаря чему человек только и может реализовывать свои устрем-

ления к абсолютному, Чичерин полагал, что условия для этого

принципа создает лишь последовательная либеральная програм-

ма. Применительно к России она требует свободы от крепостни-

чества, свободы совести, общественной мысли, книгопечатания,

преподавания, публичности и гласности всех действий прави-

тельства, судопроизводства. Идеалом государственного устрой-

ства Чичерин мыслил конституционную монархию. Вместе с тем

Чичерин настаивал, чтобы границы свободы каждого были четко

определены и охранялись законом. В исполнении этого — глав-

ная задача права.

Следует признать, что после Второй мировой войны неоге-

гельянство, прежде всего немецкое и итальянское, ориентировав-

шееся на оправдание нацистского и фашистского режимов, в це-

лом сошло с исторической арены. Послевоенное гегельянство

ставило своей задачей очищение творческого наследия Г. Гегеля.

В первые годы развития советского государства один из иссле-

дователей философии права К. Миланов отмечал, что именно

марксисты должны доказать, что Гегель, несмотря на свой идеа-

лизм, значительно ближе к нам, советским теоретикам, чем к дру-

гим представителям разношерстных течений общественной мыс-

ли. Это родство многие советские философы и правоведы выводи-

ли прежде всего из учения Гегеля о диалектическом методе.

Многие идеи, разработанные современными философами

права Европы, получили поддержку и обогатились новыми под-

ходами к праву в Соединенных Штатах Америки. Здесь право-

вая проблематика имела явно антипозитивистскую направлен-

ность. Определим специфику естественно-правовой мысли анг-

ло-американской философии права.

Англо-американская философско-правовая мысль представ-

лена довольно широким кругом известных имен. Это Г. Витч,

Г. Грийенз, Дж. Байль, Р. Маклинери, Р. Хиттингер, В. Мэй,

Дж. Финнис, Дж. Роулз, Л.-Л. Фуллер, Р. Дворкин и др. В ча-стности, английские философы права большое внимание уделя-

ют проблеме связи человеческой природы и морально-правовых

суждений. Одни из них настаивают на том, что попытки выво-

дить смысл моральных и правовых суждений из фактов челове-

ческой природы бесплодны, другие, наоборот, подчеркивают

правомерность признания природы человека исходным пунктом

выведения моральных и правовых норм.

В североамериканской философско-правовой мысли исследо-

вания ведутся по более широкому кругу проблем, включающему

Информация о работе Концепции возрожденного естественного права XX столетия