Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:56, контрольная работа

Краткое описание

Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. Биосфера начала формироваться не позднее, чем 3,8 млрд. лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Она проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы, то есть населяет экосферу. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. В ней обитает более 3 000 000 видов растений, животных, грибов и бактерий.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 278.00 Кб (Скачать файл)

 Самое большое  влияние на мировоззрение Вернадского  оказал В.В. Докучаев, преподававший в университете минералогию и почвоведение. Под его руководством Вернадский участвовал в экспедициях по изучению почв и их обитателей, и одна из первых научных работ молодого ученого была посвящена землеройкам. В эти же годы по рекомендации Докучаева Вернадский начал заниматься минералогией и кристаллографией.

 Но эти  науки, по свидетельству одного из его друзей, не удовлетворяли всех научных интересов Вернадского. Он всегда был склонен к теоретическим обобщениям, стремился охарактеризовать явления или природные процессы всесторонне. Мысли Вернадского о природе научного познания, синтезе знаний, о тайнах Земли и жизни нашли свое отражение в его дневниках, которые позже были опубликованы.

 По окончании  Петербургского университета Вернадский  переехал в Москву и в 1855 г. стал хранителем Минералогического  кабинета Московского университета. Тогда же он женился на Наталье Егоровне Старицкой, которая была для него самым близким человеком на протяжении всей их долгой совместной жизни. В 1887 г. у них родился сын Георгий, будущий профессор русской истории в Йельском университете (США), а в 1898 г. - дочь Нина, будущий психиатр. В это же время Вернадский защитил сначала магистерскую, а затем и докторскую диссертации и стал профессором Московского университета.

 Но круг  его интересов по-прежнему не  ограничивается узкой специальностью, и к началу XX в. появляются первые статьи Вернадского по вопросам философии и истории науки. В 1911 г., протестуя против присутствия полиции в университете после студенческих волнений, Вернадский в числе многих профессоров Московского университета покидает его и переезжает в Петербург. Здесь он реорганизует Минералогический музей Академии наук, много внимания уделяет радиоактивным элементам и их роли в земной коре. По инициативе и под председательством Вернадского в 1915 г. была создана Комиссия по изучению естественных производительных сил России при Академии наук (КЕПС). Впоследствии из нее выделились самостоятельные научные институты: почвенный, географический, радиевый, керамический, оптический.

 В 1917 г.  у Вернадского обнаружили туберкулез, и он уехал на Украину. В Киеве он активно участвует в создании Украинской Академии наук и избирается ее президентом. Позже Вернадский стал инициатором создания ряда других академических учреждений страны.

 В 1921 г., после  возвращения в Москву, его избрали  директором Радиевого института. Он продолжал работать в области геохимии радиоактивных элементов, занимался геологической ролью живого вещества. Период с 1922 по 1926 г. Вернадский провел за границей, в основном во Франции, где читал лекции в Сорбонне. В это время были изданы его лекции по геохимии, статьи по минералогии, кристаллографии, геохимии, биогеохимии, химии моря, эволюции жизни. Возвратившись в 1926 г. в Россию, Вернадский опубликовал знаменитую монографию "Биосфера", где впервые сфера жизни, объемлющая все живые организмы от бактерий до человека, была рассмотрена как единое целое.

 С 1923 по 1936 г. были изданы отдельные тома  его "Истории минералов земной  коры", появились работы о природных  водах, круговороте веществ, проблеме  времени в науке. Когда в 1938-1939 гг. была преобразована структура Академии наук, Вернадский (ему было уже 75 лет!) официально вошел в состав академии сразу по трем отделениям: геолого-географических, химических и физико-математических наук, и одновременно участвовал в работе биологического отделения. Случай в истории отечественной академии беспрецедентный! В докладе, посвященном 80-летию Вернадского, академик Л.С. Берг сказал: "Владимир Иванович в своем лице как бы представляет всю академию".

 Начало второй  мировой войны Вернадский переживал очень сильно. Он был эвакуирован в Казахстан, где в 1943 г. умерла его жена, с которой он прожил 56 лет. Но и в это тяжелое время ученый продолжал работать: в 1944 г. вышла его основополагающая статья "Несколько слов о ноосфере", ставшая началом развития новой науки.

 В конце  1944 г., по возвращении в Москву, Вернадский перенес кровоизлияние  в мозг, а в январе 1945 г., на восемьдесят  втором году жизни, он скончался. 

 Трудно найти  более яркий пример насыщенности  научной жизни: Вернадским были написаны сотни фундаментальных работ в совершенно различных областях науки, в экспедициях и командировках он проехал тысячи километров (по всей Европе, Америке, Канаде, Уралу, Кавказу, Средней Азии, Сибири, Украине). А самое главное, что подчеркивал и сам ученый, - наука всегда воспринималась им как творческий акт: "Ученые - те же фантазеры и художники; они не вольны над своими идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему лежит их мысль, к чему влечет их чувство. У них идеи сменяются; появляются самые невозможные, часто сумасбродные; они роятся, кружатся, сливаются, переливаются. И среди таких идей они живут и для таких идей они работают".

Что такое ноосфера

 Когда в  1922-1923 гг. Вернадский читал лекции  в Сорбонне, излагая свои взгляды на биосферу, на роль живого вещества в жизни планеты и преобразующую деятельность человечества, его слушали двое французских ученых - Э.Леруа и Т. де Шарден.

 Вдохновленные  идеями Вернадского, они начали  собственные исследования в этой  области биогеохимии, и в 1927 г. Леруа в одной из работ ввел понятие "ноосферы" (от греч. noos - разум) как деятельности человека (разумного), влияющей на геологические процессы. В работе Леруа подчеркнул, что его взгляды разделяет Т. де Шарден. Вернадскому понравился новый термин, он стал употреблять его в своих биосферных исследованиях.

 Первое, что  отметил Вернадский, - это повсеместное  внедрение человека (с его преобразующей природу деятельностью) в биосферу: "В XX в. впервые в истории Земли человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, расселился по всей ее поверхности... Нет ни одного клочка земли, где бы человек не мог прожить, если бы это было ему нужно". Поэтому ноосфера может рассматриваться как новое явление на нашей планете. "Человек... становится могучей геологической силой, все растущей". Эта сила складывалась на протяжении веков, подчас незаметно для самого человека. К постепенным длительно формирующимся изменениям в положении человечества на планете добавились и перемены относительно резкие, связанные с небывалым подъемом развития науки и техники.

 Вернадский  приходит к выводу, что основа  и постепенных, и резких изменений  - человеческий разум: "Появление разума и наиболее точного его выявления - организации науки - есть первостепенный факт в истории планеты, может быть, по глубине изменений превышающий все нам известное, раньше выявлявшееся в биосфере". И далее: "...Созданные невесомые ценности - научная мысль и научное открытие - в дальнейшем меняют... ход процессов биосферы, окружающей нас природы".

 Следующий  логический шаг: разум и научная  мысль воздействуют на природу  посредством человеческого труда. Мощь человечества "связана не с его материей, но с его мозгом, с его разумом и направленным этим разумом его трудом".

Но у процесса развития человечества есть и другая сторона.

 Человек  неразрывно связан со средой, в которой он живет. "Человек  есть определенная функция биосферы  в определенном ее пространствеvвремени". Именно поэтому ноосфера не есть что-то искусственное, чуждое истории планеты. Ноосфера - это результат развития биосферы, "последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории". "Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история". "Это новая стадия в истории планеты, которая не позволяет пользоваться для сравнения, без поправок, историческим ее прошлым. Ибо эта стадия создает по существу новое в истории Земли, а не только в истории человечества". Итак, ноосфера - это современный этап развития биосферы, который сформировался в результате созидательной деятельности человечества, изменяющей и биосферу, и весь ход геологической истории планеты Земля.

 Наконец,  на стадии ноосферы человек  осознает, что он, будучи отдельной личностью, не отделим от всего человечества. "Человечество своей жизнью стало единым целым". Но человечество - плод развития биосферы, а биосфера - результат развития планеты. Отсюда - люди должны действовать в интересах всей планеты. "Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может - должен - мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте". И, быть может, самое главное (на наш взгляд): "В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление".

 Что же  касается времени окончательного  формирования этой стадии развития  планеты, то однозначного ответа ученый не дал. Он говорил и о приближении к ноосфере, и о том, что "ноосфера... состояние наших дней", а расцвет творческих возможностей человечества придется на поколение его внучки, т.е. современный нам период. Такое понимание, по-видимому, естественно, если учесть психологию людей эпохи начала научно-технической революции, их энтузиазм и творческий порыв, когда казалось, что человеку все подвластно. Следует также помнить, что статья "Несколько слов о ноосфере" написана в 1944 г. и ее оптимизм и вера в скорый прорыв в будущее во многом были обусловлены верой в близкую победу над фашизмом.

 Идеи Вернадского  были подхвачены учеными различных  научных дисциплин. Академик А.Е. Ферсман обращал основное внимание на промышленную геологическую деятельность современной цивилизации, дав ей название техногенез. Сфера, в которой происходит техногенез, получила название техносферы.

 Тейяр де  Шарден, бывший священнослужителем, а в миру - ученым-геологом и  палеонтологом, в своих работах сочетал христианское мировоззрение с научными обобщениями. Духовное объединение человечества - вот движущая сила ноосферы. Но ноосфера не завершение, а лишь ступень в развитии планеты. Любовь к Богу и порожденная ею любовь к людям и всему сущему приведут к новому этапу эволюции ноосферы, когда совершится ее вхождение в мир Божественного совершенства. Эту фазу мировой эволюции Т. де Шарден называл "точкой Омега".

 Как мы  отметили в начале статьи, в  настоящее время не выработано  единое понимание сущности и  будущего ноосферы. Многие ученые считают ноосферу скорее эпохой определенных, приближенных к гармоничным, отношений между человеческим обществом и Природой, чем собственно сферой, то есть пространством планеты, в котором активно живет человек, влияя на планетарные геологические и биогеохимические процессы. В таком понимании трудно говорить о вступлении в стадию ноосферы: ведь еще так много неразумного делает человек! Но вот о ее приближении говорить необходимо и еще более необходимо трудиться во имя этого, т.к., скорее всего, третьего не дано: либо человечество вступит в этап ноосферы, либо цивилизация просто погибнет.

 Разумеется, удовлетворительный ответ на  вопрос о том, что и как  надо делать для ускорения перехода к стадии ноосферы, дать невозможно. Человечество ежедневно вступает в миллионы разнообразнейших взаимоотношений с природой, и чтобы внести гармонию во все, нужны миллионы различных мер. Но попытаемся объединить их в несколько групп.

 Первая группа  мер связана с предотвращением  загрязнения окружающей среды.  Бороться с последствиями попадания токсичных веществ в биосферу неизмеримо труднее и дороже, чем его предотвратить. Речь идет о мерах по разумному планированию хозяйственной деятельности, в том числе на основе интенсификации производств, а не экстенсивного развития. Например, целесообразно разрабатывать технологии получения больших урожаев на ограниченных площадях, вместо того чтобы осваивать новые земли. Необходимо создавать производства с низким водо- и энергопотреблением, а также предусматривать меры по предотвращению возможных хозяйственных аварий. Как верно написал много лет назад президент США Бенджамин Франклин: "Унция предупреждения стоит фунта лечения".

 Вторая группа  включает в себя конкретные  меры по очистке уже загрязненных  сбросов и стоков, утилизации  отходов производств, перспективные меры по сокращению отходов за счет перехода к производству более долговечной продукции, удобной для повторного использования. Решения перечисленных задач в основном находятся в технической области - это разработки новых ресурсосберегающих технологий, усовершенствование переработки и вторичного использования отходов, строительство очистных сооружений, обеспечение надежности промышленных установок и т.д. Эти задачи хотя и сложны, но понятны по постановке и исполнению. Но при этом на первое место выходит проблема определения степени загрязнения природы и негативных последствий влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду.

 Решение  этой проблемы связано с разработкой  и осуществлением третьей группы  мер, объединяемых общим словом - мониторинг. Мониторинг - это система наблюдений, оценки и прогноза состояния природной среды по большому набору связанных между собой факторов или параметров слежения. Мониторинг включает в себя наблюдение за источниками и факторами антропогенных воздействий, а также за изменениями, вызываемыми этими воздействиями в окружающей среде. При наблюдениях за ландшафтом в целом и за отдельными его компонентами определяются химические, физические, биологические и общие (интегральные) показатели, как качественные, так и количественные. Задача мониторинга - выявить критические ситуации, наиболее опасные факторы воздействия и самые чувствительные к ним компоненты природных комплексов.

 Основной  принцип мониторинга - непрерывность  слежения. Эффективность мониторинга определяется рациональным выбором и достаточной плотностью контрольных пунктов наблюдения, а также эффективной организацией автоматического получения, обработки первичных данных и выдачи информации. Задачи, которые призван решать мониторинг, могут быть различной степени сложности и широты охвата. Соответственно этому обычно выделяют три уровня, или три ступени, мониторинга.

Информация о работе Контрольная работа по "Концепции современного естествознания"