История развития естествознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:26, реферат

Краткое описание

Естествознание появилось более 3000 лет назад. Тогда не было разделения на физику, биологию, географию. Науками занимались философы. С развитием торговли и мореплавания началось развитие географии, а с развитием техники - развитие физики, химии.
Природа, которая служит предметом естествознания, рассматривается не абстрактно, вне деятельности человека, а конкретно, как находящаяся под воздействием человека, т. к. её познание достигается в итоге не только теоретической, но и практической производственной деятельности людей. Е. как отражение природы в человеческом сознании совершенствуется в процессе её активного преобразования в интересах общества.

Содержание

Основные понятия.

Введение.

Глава 1. Предметы и цели естествознания.

Глава 2. История развития естествознания как науки.
2.1. Основные этапы развития естествознания.
2.2. Зарождение научного мышления в Древней Греции.
2.3. Особенности периода Новейшей революции в естествознании.
2.4. Современный период развития.
2.5. Общий ход развития.
2.6. Место естествознания в обществе.
2.7. Естествознание в Средние века.

Заключение

Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

История развития естествознания.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

 

Платон (427-347 гг. до нашей эры).

     Большую часть жизни провел в Афинах, где образовал школу-академию Физика Платона включает в себя и учения о человеке, как части природы.

Аристотель (384-322 гг. до нашей эры).

     Учение о материи и форме, принадлежащее Аристотелю, означало учение о двух началах каждой вещи. Ввел понятие материи, Форма у Аристотеля не объем предмета, а деятельное начало, заставляющее материю сделаться определенной вещью. Проблеме математики и физике посвящаются его произведения: «Метафизика», «Физика». Эти сочинения охватывают практически все области знания, Аристотелевское представление о мироздании определило развитие науки в течение двух последующих тысячелетий. Его научный авторитет был настолько высок, что превратился в тормоз для развития науки. Аристотель был великим собирателем и систематизатором знаний, накопленных во времена античности, основателем индуктивного метода и первым, который осознал необходимость систематического исчисления. Основал логику. Хотя Аристотель и принимал сферическую форму Земли, но у него была геоцентричная модель мироздания. Он достиг значительных успехов в биологии, определил способность к самообеспечению, росту и распаду, разделил зоологию на анатомию, общую физику и биологию.

Демокрит (460 г. до нашей эры).

     Крупный материалист, разработал атомическую теорию разделил бытие и небытие. Бытие разбито пустотой на частицы - неделимые атомы. Они отличаются между собой формой, движением, величиной и весом. Чувствительно воспринимаемые качества (цвета, запахи)- субъективны. Все в мире состоит из атомов и их движения. Движение - есть природа атомов. Характер движения меняется благодаря толчку, т.е. все подчинено роковой необходимости.

Две версии о мире:

 

  1. Атомы хаотично движутся во всех направлениях, сталкиваются, образуют вихри, а из них - Земля и Светило,
  2. Атомы сперва падали сверху вниз, тяжелые падали быстрее, от ударов образовались вихри и т.д.

     Атомизм явился завершающем механизмом во взгляде на синтез бытия и небытия. В средневековье как таковой науки не было.

Ф.Бэкон (1561- 1626 гг.)

    «Новый органон», « О достоинстве и преумножение наук» выдвинул философскую программу о развитии естествознания, создал новую методологию изучения природы. По мнению Бэкона при расширении доступных человеку областей материального мира, при открытии новых стран, морей и континентов, небесных тел, границы интеллектуального мира не могут оставаться такими же, как они были в древности. Он подчеркивал громадное значение открытия пороха, компаса, книгопечатания, но он поставил перед собой задачу поднять теоретический уровень науки до общего уровня потребностей своей эпохи. Наука, знание, основанное на опыте должны увеличить власть человека над природой и улучшить его жизнь.

    В 17 веке возникает механистическое, математическое направление философии. Основоположником является французский ученый Р. Декарт.

Р. Декарт (1596- 1650гг.)

     Его мировоззрение отразило характерные особенности французской буржуазной революции 17 века. Она выдвинула принципы и теории, направленные против устоев средневековья. Декарт вел борьбу со схоластикой и раздрабливал рациональные методы познания, согласно которым главная роль в научном исследовании отводи­лась разуму, выступающему в качестве оценки критериев исследований. Декарт разработал план общего дедуктивно- математического метода изучения всех вопросов естествознания.

 

Немецкий астроном И. Кеплер открыл три закона обращения планет вокруг солнца. Он утверждал, что каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Радиус-вектор планеты в равные промежутки времени описывает равные площади. Квадраты времен обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от Солнца. Солнце, занимая один из фокусов эллиптической орбиты планеты, является источником силы движущей планеты.

И. Ньютон(1643-1727гг.)

     Законы Кеплера получили своё объяснение в механике Ньютона, в частности, в законе всемирного тяготения, Ньютон является основателем классической физики. В его главном труде «Математические начала натуральной философии» сформулированы три основных закона классической механики:

1) инерции;

2) пропорциональности, приложенной  к ней силы и вызванного действием силы ускорения тела;

3) равенства действия  и противодействия.

     Период с 1700 года и до открытия плана Эйнштейна определяется как период классического естествознания. Эйнштейн написал свою работу «Теория относительности» в 1905 году, а «Общую теорию относительности» в 1914 году. До этого периода была ноонаука, т.е. были лишь отдельные открытия выдающихся личностей.

     Ньютон разработал динамику солнечной системы, чем заложил основы небесной механики. Математические начала Ньютона являются краеугольным камнем (отправной пункт) всех работ по механике и классическому естествознанию в течение двух веков. Ньютон открыл дисперсию света, исследовал дифракцию и интерференцию.

Н. Коперник (1473-1543гг.)

     Открыл закон о том, что Земля не является центром мира, а входит в одну из небесных систем. Земля вращается вокруг своей оси и Солнца вместе с другими планетами - спутниками. Это учение обозначило важную историческую веху в развитии естествознания, начала новой астрономии и научного познания мира. Оно было одним из самых сокрушительных ударов по системе средневекового мировоззрения. Сочинение Коперника об обращении небесных сфер находилось под запретом католической церкви с 1616-1828гг.

Дж. Бруно 

     Был на стороне Коперника. Высказал гениальную идею о существовании бескрайней Вселенной, бесчисленного множества систем, подобных нашей солнечной системе. Галилео Галилей (1564-1642 гг.). Огромное влияние на формирование нового видения мира оказали научные открытия Г. Галилея. Он подтвердил гелиоцентрическую теорию Коперника, провел первые наблюдения небесных светил в телескоп, открыл ряд новых звезд, спутников юпитера, фаз Венеры, гор на Луне, кольца Сатурна, пятна на Солнце. Это означало полный переворот представления людей о строении Вселенной. Г. Галилей написал труд «Звездный вестник», в котором он изложил результаты своих наблюдений. В 1616 году инквизиция его запретила.

     Выдающиеся открытия Н. Коперника, Г. Галилея, И. Ньютона, И. Кеплера, Р. Декарта, Р. Боля, Р. Гука, X. Гюйгенса и других явились огромным вкладом в еще складывающуюся науку. Энгельс назвал этот период для науки - Великой эпохой, которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености, Именно эти ученые этого периода произведи переворот в представлениях, взглядах на многие процессы и явления в природе и в мире. Им принадлежат открытия рада законов, они создали научные теории, применили новые методы исследования. Благодаря их трудам наука освободилась от схоластики, и возникло современное естествознание.

 

    1. Особенности периода Новейшей революции в естествознании.

 

     Стимулирующее воздействие на естествознание новых потребностей техники привело к тому, что в середине 90 годов 19 века началась "новейшая революция в естествознании", главным образом в физике ( открытия электромагнитных волн Г Герцем, коротковолнового электромагнитного излучения К.Рентгеном, радиоактивности А. Беккерелем, электрона Дж.Томсоном, светового давления П.Лебедевым, введение идеи кванта М.Планком, создание теории относительности А. Энштейном, радиоактивного распада Э.Резерфордом и Ф. Содди, изобретение радио А.С.Поповым), а также в химии, биологии (возникновение генетики на базе законов Г.Менделя). В 1913-1921 годах на основе представлений об атомном ядре, электронах и квантах Н.Бор создает модель атома, разработка которой ведется соответственно в периодической системе элементов Д.И.Менделеева. Это первый этап революции в физике и во всем естествознании, он сопровождается нарушением прежних, метафизических представлений о материи и ее строении, свойствах, формах движения и типах закономерности, о пространстве и времени, что объективно подтверждало диалектический материализм. Это привело к кризису физики и всего естествознания и вызвало основное противоречие естествознания данного периода. Реакционные поползновения были порождены самим прогрессом науки.

    Второй этап революции в естествознании начался в середине 20 годов

20 века в связи с  созданием квантовой механики  и сочетанием ее с теорией  относительности в общую квантово-релятивистскую концепцию. Происходит дальнейшее бурное развитие естествознания и в связи с этим продолжается коренная ломка старых понятий, главным образом тех, которые связаны со старой классической картиной мира. В первой четверти 20 века проявляются попытки вытеснения из естествознания материализма с помощью неопозитивизма. Это ведет к углублению противоречий естествознания.

     Этот период по времени совпал со вступлением капитализма в стадию империализма. В 20 веке опережающими темпами развивается физика (атомная энергия, радиолокация, радиоэлектроника, автоматика и кибернетика, квантовая электроника - лазеры и т.д). Физика как ведущая отрасль всего естествознания играет роль стимулятора и трамплина по отношению к другим отраслям естествознания.

    В свое время изобретение электронного микроскопа и введение метода меченых атомов вызвало переворот во всей биологии, физиологии, биохимии. Физические методы определили успехи химии, геологии, астрономии, способствовали в значительной мере развитию науки о космосе и о владении космосом. Главной задачей химии становится синтез полимеров, особенно играющих роль стратегического сырья (каучук, искусственное волокно), получение синтетического топлива, легких сплавов и заменителей металлов для авиации и космонавтики. Энергетической базой промышленности в начале 20 века становятся все больше электричество, химическая энергия, а затем и атомная энергия.

 

    1. Современный период развития.

 

     Началом  данного периода в естествознании  было открытие деления ядра и первое овладение ядерной энергией(1939). С естествознанием 1940-1945 гг. связано зарождение электронно-вычислительных машин и кибернетики. Полное развитие он получил в середине 20 века. Его особенностью является то, что наряду с физикой теперь лидирует целая группа отраслей естествознания: биология (особенно генетика и молекулярная биология), химия (особенно макрохимия и химия полимеров), а также науки, смежные с естествознанием - космонавтика, кибернетика. Если в начале ХХ века физика развивалась самостоятельно, то с середины ХХ века революция в естествознании органически слилась с революцией в технике, приведя к НТР. Без фундаментальных наук современная техника сегодня развиваться не может.

    1. Общий ход развития.

 

     Общий ход  развития естествознания включает основные ступени познания природы. По Энгельсу - общий ход познания природы, как и всякого познания вообще, проходит следующие основные ступени:

1. Непосредственное созерцание  природы как нерасчлененного  целого (охватывается верно общая  картина, но совершенно не ясны частности, такой взгляд был присущ древнегреческой натурфилософии);

2. Анализ природы, расчленение  ее на части, выделение и  изучение отдельных вещей и  явлений, поиски отдельных причин  и следствий (анатомирование живых  организмов, выделение составных частей сложных химических элементов), но за частностями исчезает общая картина - универсальная связь явлений;

3. Воссоздание целостной  картины на основе уже созданных  частностей, т.е. на основе фактического  соединения анализа с синтезом. Маркс охарактеризовал ход познания, как идущий от исходного представления о конкретном предмете, как нерасчлененном целом, к его анализу при помощи абстрактного мышления и далее - от результатов его анализа, от полученных таким образом абстрактных представлений к мысленному воссозданию предмета в его исходной целостности и конкретности. Общий ход развития естествознания ложится в основу его периодизации.

 

    1. Место естествознания в обществе.

 

     Место естествознания  в жизни и развитии общества  вытекает из его связей с другими социальными явлениями и институтами, прежде всего с техникой, через нее - с производством, производительными силами вообще и с философией, а через нее - с борьбой классов в области идеологии. При всей внутренней целостности вытекающей из единства как самой природы, так и теоретического взгляда на нее, естествознание представляет весьма сложное явление, обладающее различными сторонами и связями, нередко противоречивыми. Естествознание не входит ни в базис, ни в идеологическую надстройку общества, хотя в своей наиболее общей части, где формируется картина мира, оно связано с этой надстройкой.

Связь естествознания через технику  с производством, а через философию  с идеологией, довольно полно выражает его наиболее существенные социальные связи.

    В современную эпоху естествознание опережает технику в своем развитии, так как его объектами все чаще становятся совершенно новые, неизвестные ранее вещества и силы природы, а потому, прежде чем может встать вопрос об их техническом применении требуется "фронтальное" их изучение со стороны естествознания. Тем не менее техника с ее потребностями остается движущей силой развития естествознания.

Информация о работе История развития естествознания