Избирательная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:26, реферат

Краткое описание

Тема дипломной работы выбрана не случайно. Она является очень интересной и актуальной.
Интересно отметить, что особое распространение референдумы получили в ХХ столетии. Это было обусловлено ростом правовой и политической культуры, гражданской зрелости населения, демократизацией политических режимов, наличием технических возможностей (связь, средства массовой информации) для проведения подобных мероприятий

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Референдум Российской Федерации как одна из форм прямой демократии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.1. Понятие и виды референдума Российской федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1.2. Вопросы референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Инициатива и назначение референдума Российской Федерации . . . . . . . .
2.1. Инициатива проведения референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . .
2.2. Назначение референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Организационные требования к проведению референдума
Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Порядок подготовки к проведению референдума Российской Федерации . . . .
3.2. Голосование на референдуме Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Определение результатов и правовые последствия референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4.1. Определение итогов референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . . . .
4.2. Правовые последствия референдума Российской Федерации . . . . . . . . . . . . .
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

Референдум 1.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Подписные листы, пронумерованные  и сброшюрованные по соответствующему субъекту Российской Федерации, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными инициативной группы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого собирались подписи. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации проверяет соблюдение требований Федерального конституционного закона «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г. при сборе подписей, принимает по результатам проверки постановление и в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Копия постановления избирательной комиссии субъекта Российской Федерации направляется также инициативной группе.

Подписные листы с подписями  граждан Российской Федерации, проживающих  за пределами территории Российской Федерации, пронумерованные и сброшюрованные по каждому иностранному государству, удостоверяются соответствующим консульским  учреждением Российской Федерации и вместе с экземпляром итогового протокола инициативной группы предаются уполномоченным инициативной группы непосредственно в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации проверяет соответствие всех поступивших документов требованиям настоящего Федерального конституционного закона и в течение 15 дней со дня последнего поступления подписных листов направляет их со своим заключением Президенту Российской Федерации, одновременно информируя об этом палаты Федерального Собрания Российской Федерации и инициативную группу. Если же в результате проверки будет установлено, что число действительных  подписей не отвечает требованиям части 1 статьи 8 Федерального конституционного закона «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г., выносится постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отказе в проведении референдума Российской Федерации, копия указанного постановления направляется инициативной группе и данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении референдума Российской Федерации.

В случае, если избирательная комиссия Российской Федерации обнаружит  нарушения, связанные с оформлением  документов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

В соответствии с частью 3 статьи 135 Конституции Российской Федерации  Конституционное собрание вправе вынести  на референдум Российской Федерации проект новой Конституции Российской Федерации. Решение об этом принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания в соответствии с порядком, определенным Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании.

Решение Конституционного Собрания о  проведении референдума Российской Федерации по проекту новой Конституции  Российской Федерации направляется Президенту Российской Федерации, а  также для сведения в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

 

2.2. Назначение референдума  Российской Федерации

 

Назначение всероссийского референдума  осуществляется Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 84 Конституции Российской Федерации  и Федеральным конституционным  законом «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г.14

До принятия такого решения Президент  Российской Федерации в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним  материалов направляет их в Конституционный  Суд Российской Федерации с соответствующим запросом. Конституционный Суд Российской Федерации проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в течение месяца направляет Президенту Российской Федерации соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию.

Необходимо подчеркнуть, что в  случае признания Конституционным  Судом Российской Федерации соблюдения требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент Российской Федерации обязан назначить референдум Российской Федерации не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда Российской Федерации. В случае отрицательного решения Конституционного Суда Российской Федерации все процедуры предусмотренные Федеральным конституционным законом «О референдуме в Российской Федерации» от 10 октября 1995 г. прекращаются.

Президент Российской Федерации издает Указ о назначении референдума Российской Федерации, в котором определяет дату его проведения. Причем в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. с изм. от 30 марта 1999 г.15, референдум назначается только на календарный выходной день (ст.16). Не допускается назначение референдума на праздничный день. Решение о проведении референдума Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации должно быть официально опубликовано не менее чем за 60 дней до голосования , местного референдума – не менее чем за 45 дней до голосования.

Важно отметить, что проведение выборов  Президента Российской Федерации, федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов  местного самоуправления одновременно с проведением референдума Российской Федерации не допускается.

Решение о назначении референдума, а также о перенесении даты голосования (не более чем на 90 дней) публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через 6 дней со дня его принятия.

Автор дипломной работы считает также необходимым рассмотреть вопрос о порядке реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и местного референдума.

Каждый избиратель или группа избирателей, имеющие право на участие в  соответствующем референдуме, а равно общественное объединение могут образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек для проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек для проведения местного референдума. Инициатором проведения референдума может также выступить избирательное объединение, зарегистрированное в органе юстиции того уровня, на котором предлагается провести референдум, или более высокого уровня. В этом случае руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.

Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. В случае, если постоянно действующая избирательная комиссия того уровня, на котором предлагается провести референдум, отсутствует, функции комиссии референдума до ее сформирования временно выполняет орган местного самоуправления данного уровня.

В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должны содержаться  вопрос (вопросы) либо текст законопроекта, проекта иного нормативного правового акта, предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на референдум, и должны быть указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории предлагаемого референдума. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.

В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой  по проведению референдума для вынесения  на голосование, не отвечает указанным  в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. с изм. от 30 марта 1999 г. требованиям, соответствующая избирательная комиссия (комиссия референдума), в которую направлена инициатива проведения референдума, может согласовать с инициативной группой по проведению референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению референдума. Следует обратить внимание, что формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.

Соответствующая избирательная комиссия (комиссия референдума), а при ее отсутствии орган местного самоуправления, установив соответствие ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и праве на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. с изм. от 30 марта 1999 г., закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и извещает об этом законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации при выдвижении инициативы референдума субъекта Российской Федерации, представительный орган местного самоуправления при выдвижении инициативы местного референдума, а также сообщает об этом в средства массовой информации.

При отсутствии избирательной комиссии (комиссии референдума) соответствующего уровня представительный орган местного самоуправления, зарегистрировавший инициативную группу по проведению референдума, в течение 7 дней со дня регистрации инициативной группы формирует (образует) соответствующую комиссию референдума в порядке, определенном статьей 23 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и праве на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. с изм. от 30 марта 1999 г.

В случае отказа в регистрации инициативной группе по проведению референдума выдается решение соответствующего органа, в  котором указываются основания отказа. Основанием отказа в регистрации инициативной группы по проведению референдума может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции, устава, законов субъекта Российской Федерации, устав муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа по проведению референдума вправе организовать сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума. При этом учитываются лишь подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Регистрационное свидетельство, форма которого утверждается избирательной комиссией субъекта Российской Федерации и которое выдается инициативной группе по проведению референдума, действительно в течении срока, установленного федеральным конституционным законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.

Подписи граждан в поддержку  инициативы проведения референдума  собираются инициативной группой по проведению референдума в порядке  и количестве, определяемых федеральным  конституционным законом, федеральным  законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. Необходимо отметить, что максимальное количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума, не может превышать 2 процента от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме , на референдуме субъекта Российской Федерации и 5 процентов от числа граждан, имеющих право на участие в референдуме, на местном референдуме. Число граждан, имеющих право на участие в референдуме, определяется на основании данных регистрации участников референдума по состоянию на 1 января или 1 июля соответствующего года.

Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выносимого на референдум. В случае вынесения на референдум законопроекта, проекта нормативного правого акта органа местного самоуправления лицо, собирающее подписи, должно представлять текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию. Подписи могут собираться среди участников референдума на всей территории предполагаемого референдума. Установление квот для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, муниципального образования не допускается.

Установленный федеральным конституционным  законом, федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования период сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума должен составлять не менее 30 дней на референдуме субъекта Российской Федерации, не менее 20 дней на местном референдуме.

После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока  действия регистрационного свидетельства  инициативная группа по проведению референдума  подсчитывает общее количество собранных  подписей избирателей, о чем составляется итоговый протокол инициативной группы. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы по проведению референдума передаются уполномоченными представителями инициативной группы в избирательную комиссию (комиссию референдума), выдавшую регистрационное свидетельство.

Избирательная комиссия (комиссия референдума) проверяет соблюдение требований федерального конституционного закона, федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования при сборе подписей, в том числе проверяет достоверность собранных подписей в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и праве на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. с изм. от 30 марта 1999 г.16 и принимает по результатам проверки постановление (п.3 ст.32). В случае обнаружения нарушения указанных требований избирательная комиссия (комиссия референдума) выносит постановление об отказе в проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе по проведению референдума. Члены данной инициативной группы не могут в течении двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума.

Информация о работе Избирательная система