Геном человека и окружающая среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 18:30, реферат

Краткое описание

В широком смысле слова понятие здоровье человека включает в себя не только отсутствие болезней и физических дефектов, а соответствует состоянию полного физического, душевного и социального благополучия.
Большое значение для здоровья людей играют окружающая среда, а также возможности медицины, здравоохранения, развитие физической культуры и спорта.
При изучении проблемы “экология и здоровье человека” используют объективные методы, которые включают в себя мониторинг окружающей среды, оценку удаленности жилья от вредных предприятий и транспортных потоков, статистические материалы с показателями здоровья популяций, смертности, рождаемости, продолжительности жизни, загрязнения окружающей среды.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат КСЕ готовый.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

Медики, каждый в своей весьма узкой области, пытаются бороться с болезнью. Стероидные препараты (гидрокортизоны, например), используемые при лечении инфекционных заболеваний и  при иммунодефицитных состояниях, приносят облегчение больным CXУ. С проявлениями депрессии помогают бороться разнообразные транквилизаторы и антидепрессанты. Успешно применяются и некоторые методы народной медицины, проверенные современной наукой (например, аромотерапия, цветотерапия и т. д.)

 Но окончательный ответ на  вопрос «какова природа СХУ и как с ней бороться?», возможно, дадут все же биохимики и химики-экологи. И предложенный ими способ лечения будет самым радикальным и эффективным – общее повышение качества жизни и особенно  окружающей среды.

 

 

КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК?

 

Начнем наш разговор о синдроме хронической усталости у детей и подростков вот с чего: хотелось бы, чтобы даже самые большие скептики задумались над тем, что обсуждаемая болезнь — не выдумка лентяев и симулянтов. Она давно существует (хотя термин “синдром хронической усталости ” появился совсем недавно) и требует к себе самого пристального внимания.

Медицине хорошо известно, что в развитии реакции  организма на воздействие стресса  ведущая роль принадлежит нервной, гормональной и иммунной системам, устойчивое функционирование которых и определяет сопротивляемость организма к психоэмоциональным и другим перегрузкам. А их разбалансированность служит причиной многих патологических состояний, которые принято называть болезнями дезадаптации. Одной из разновидностей таких болезней и является СХУ, возникающий чаще всего после перенесенного простудного заболевания и характеризующийся хронической не проходящей слабостью. У детей и подростков все нарастающая слабость может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет.

Наши десятилетние наблюдения свидетельствуют все же о том, что эта болезнь в большинстве случаев — результат наложения разных причин: ослабления иммунитета, генетической предрасположенности, стресса, активизации скрытых вирусов.

Известны случаи заболевания детей во время эпидемических вспышек СХУ. Например, в период вспышки СХУ на севере Исландии в 1950 г. среди 1200 заболевших было 194 ребенка, что составило 7% всех детей этого региона. Болезнь, как правило, атакует детей в возрасте от 10 до 19 лет, хотя немало случаев заболевания отмечено и среди детей младше 10 лет.

Последствия участившихся случаев этого заболевания уже  ставят перед медиками серьезные  вопросы. По мнению специалистов, с этим заболеванием (но не только с ним) связаны токсикозы и анемии беременных женщин, дефекты плаценты, родовые травмы, асфиксии новорожденных. Не без его участия у россиян с детства развивается недостаточность компенсаторно-приспособительных возможностей.

СХУ — это  не просто усталость (естественная реакция  организма на переутомление и сигнал о необходимости отдыха), а немотивированная, сильно выраженная общая усталость, мешающая жить и сопровождающаяся соматическими болезненными проявлениями.

Кок же начинается СХУ у детей? Специфические клинические  проявления синдрома у детей изучены еще недостаточно. У подростков СХУ возникает внезапно. Начало заболевания протекает по типу инфекционного. К слову, чаще всего (около 30%) СХУ развивается сразу после перенесенной инфекции.

У детей в  возрасте от 6 -12 лет необъяснимая усталость и другие симптомы болезни развиваются постепенно и незаметно в течение нескольких месяцев и даже лет. Несмотря на хронический характер течения болезни, у них практически не бывает случаев тяжелой, изнуряющей формы усталости. Детям этот диагноз вообще вряд ли можно поставить своевременно, так как клиническая картина заболевания не всегда соответствует основным признакам.

Симптомы СХУ  у детей те же, что у взрослых: прежде всего усталость, создающая  непреодолимые трудности при любом напряжении или упражнениях. Помимо усталости наиболее частыми жалобами у детей являются: головная боль, боли в горле, животе, мышцах и суставах, болезненность лимфоузлов, нарушения сна, ухудшение памяти, рассеянность. Могут быть: повышенная температура, ночное потоотделение, сыпь, головокружение, затрудненное мочеиспускание, светобоязнь, повышенная кожная чувствительность. Симптомы, как видите, сильно напоминают признаки вирусной инфекции.

При подозрении на СХУ у ребенка стоит обратить внимание, что в период острого начала болезни могут наблюдаться неврологические симптомы: нарушение равновесия, болезненность лимфоузлов, болезненные ощущения в левом подреберье, боль в горле, светобоязнь, болезненные мышечные точки. Некоторые дети начинают страдать от повышенной сонливости и готовы спать и днем, и ночью; другие, наоборот, вечером подолгу не могут заснуть, часто просыпаются по ночам, а утром их трудно разбудить. Сон не приносит ребенку ощущения отдыха и бодрости.

Среди прочих симптомов  у детей с СХУ имеются признаки депрессии (60-80%). Однако остается открытым главный вопрос — причиной или следствием СХУ является депрессия у детей? Во время эпидемических вспышек, подобных СХУ, эмоциональные нарушения у детей были самыми характерными признаками: заболевшие дети становятся нервозными, плаксивыми, эмоционально нестабильными, раздражительными, навязчивыми.

Трудности диагностики  СХУ у маленьких. Характерные для взрослых пациентов жалобы на усталость и снижение работоспособности на 50% редко могут быть получены от ребенка. Труднее всего диагностировать усталость и выявить степень снижения физической активности у детей младше 10 лет. В этой возрастной группе нелегко однозначно установить и основные причины депрессивных проявлений, болезненности органов и различных систем организма — слишком высокая частота инфекционных респираторных заболеваний (сопровождающихся лихорадкой, фарингитом и т. п.) делают объективные критерии не вполне надежными.

Провести диагностику  СХУ отдельно от других заболеваний весьма сложно. Известен случай, когда диагноз СХУ ошибочно был поставлен ребенку с язвенным колитом. Прогрессирующая слабость может быть следствием заболевания, не связанного с СХУ, а симптомы, характерные для СХУ, встречаются у других заболеваний, также приводящих к общей усталости. Утомляемость очень часто сопровождает анемию, хронические заболевания сердца и легких, но усталость, возникшая у ребенка при СХУ, не проходит после отдыха и значительно усиливается даже после легких физических упражнений. Родителям надо знать, что диагноз СХУ может быть поставлен ребенку только после исключения ряда заболеваний, в том числе ювенильной формы ревматоидного артрита, системной красной волчанки, гипотериоза, опухоли мозга, воспалительных заболеваний кишечника, ВИЧ-инфекции.

Как уже говорилось, у детей, заболевших СХУ, возможно развитие эмоциональных расстройств, поэтому необходимо обращать внимание на климат в семье и социальную среду ребенка. Особенно в подростковом возрасте семейные неурядицы и стрессы могут способствовать развитию хронической слабости.

Возможные последствия  СХУ, перенесенного в детстве. Каждое хроническое заболевание ребенка отражается на его физическом и психическом развитии.

Неспособность самостоятельно побороть свою усталость, избавиться от других симптомов, увеличить активность и вернуться к нормальному образу жизни и учебе часто приводят к развитию различных комплексов личности ребенка, глубокого чувства неуверенности в себе и своих силах. Дети с СХУ, как правило, встречаются с проблемой изоляции от школьного коллектива в связи со снижением физической активности и быстрой утомляемостью. Очень важно в этот момент оказать ребенку не только медицинскую, но и психологическую помощь, а также поддержку и полное понимание со стороны врачей, членов семьи и друзей. И более всего следует опасаться появления у ребенка суицидальных настроений.

Лечебный курс включает проведение специфической медикаментозной терапии, воспитательной и психосоциальной поддержки. И это — компетенция врачей-педиатров, психоневрологов, иммунологов, а иногда может потребоваться консультация ревматолога. В большинстве случаев прогноз излечения СХУ у детей и подростков благоприятный,

И самое главное: с СХУ можно справиться, только объединяя усилия ученых (медиков, экологов) и повышая общий образовательный уровень, так как успех тут зависит не только от умения врачей, но и в немалой степени от подготовленности родителей.

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Шишлова А. Компьютерные боли // Наука и жизнь.-2000.-№3.-С.50-54
  2. Елдышева Ю.Н. Рацион на завтра //Экология и жизнь.- 2003.-№1.-С.69-73
  3. Машинский А. Л., Нечитайло Г. С. Гармонизация растений и человека // Экология и промышленность России.- 2002.-№1.- С.42-45
  4. Давыдова С. Л., Давыдова И. В. Хроническая усталость в экологическом интерьере // Экология и жизнь.- 2001.- №2.- С.76-78
  5. Арцимович Н. Г. Капризный ребенок? // Экология и жизнь. - 2001.- №2.- С.78-80
  6. Стволинская Н.С. Окружающая среда против человека //Биология для школьников,  2002.- № 2.- С.. 12-18
  7. Савин А. Электромагнитная среда нашего обитания //Наука и жизнь» .2002.№6.-С.34-35
  8. Гуляева А. Вредны ли пищевые добавки? // Красное знамя.-2000.-6 сент.-С.3
  9. Степанова М. И. Децибеллы вреда // Биология для школьников.-2002.-№2.-С.39-41

 

 

 


Информация о работе Геном человека и окружающая среда