Этнические процессы в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы обусловлена тем, что ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействие как со стороны культур других народов, так и более широкой общественной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом. Это выразилось в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными индивидами разных стран и культур

Содержание

Введение………………………………………………………………….3–6
1. Понятие этнических контактов и их результаты…………………...7
1.1. Понятие и факторы этнических контактов……………………..7-14
1.2. Формы этнических контактов…………………………………...15-27
1.3. Концепция культурного шока…………………………………...28-34
2. Теории этнокультурного взаимодействия…………………………...35
2.1. Культурное направление………………………………………...35-37
2.2. Структурное направление……………………………………......37-40
3. Этнические процессы в современном мире………………………….41-47
Заключение………………………………………………………………..48-49
Список используемой литературы……………………………………….50

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 76.40 Кб (Скачать файл)

   Этнические процессы в Африке. Состояние этнических процессов на африканском континенте сегодня можно характеризовать как противоречивое и запутанное. Это определяется исключительной сложностью этнического состава, контрастами экономической обстановки отдельных стран, очень низким уровнем развития этнообъединительных процессов. Этнологические наблюдения последних десятилетий убеждают, что этнические процессы развиваются в Африке зачастую противоречиво и даже в противоположных направлениях: с одной стороны, в направлении консолидации родственных этнических групп в более крупные этнические общности, с другой - в направлении межэтнической интеграции в масштабах отдельных стран, а в некоторых случаях и регионов, с третьей - в направлении дивергенции этнических территорий, разделенных государственными границами.

   В Африке в настоящее время сосуществуют все известные виды этнических общностей: от многомиллионных и крупных этносов до небольших (несколько сотен или десятков человек) племен бродячих собирателей и охотников, сохраняющих самые архаические формы социальных отношений. Многие народы находятся на разных ступенях культурного развития, на разных стадиях развития этнических общностей. Это особенно заметно в Тропической Африке. Этносоциальные процессы последних десятилетий стимулировали там бурный процесс формирования этнического сознания. Его следствием стало развитие процессов этнической консолидации, появление крупных общностей на основе близких по языку и культуре групп населения, а также интеграции, т.е. сплочение различных по языку и культуре народов данной страны, укрепление их самосознания.

    В результате объединительных и разделительных процессов на этнической карте Африки оформляются и укрепляются новые этнические общности. Их утверждение усиливается развитием связей между отдельными этническими группами и формированием нового языка на основе слияния языков взаимодействующих общностей. При этом возрастает культурная общность и распространяется общее название народа, под которым он известен соседям.

    Вместе с тем современные социальные и культурные процессы, миграция населения, урбанизация быстро меняют облик этнических общностей и групп, сохраняя лишь некоторые внешние черты, в частности этническое самосознание принадлежности к той или иной группе. Идет активный процесс этнического смешения в центрах межэтнической интеграции, где в районах со смешанным населением встречаются различные культуры и разные народы.

   Как мы уже отмечали, процессы этнического развития протекают не изолированно. Они тесно переплетаются с языковыми, расовыми и религиозными отношениями, осложняет их также политическая борьба, построенная зачастую по этническому или племенному принципу. Все это определяет и, очевидно, еще долго будет определять ход этнических процессов на африканском континенте, зачастую обостряя межэтнические отношения.

   Этнические процессы в Азии. Не меньшей сложностью и противоречивостью характеризуются этнические процессы в многонациональных государствах Азии. Здесь сегодня продолжают интенсивно развиваться процессы консолидации доминирующих этносов и ассимиляции с ними небольших этнических групп и меньшинств как коренного, так и пришлого (иммигрантского) происхождения. Однако отличительной чертой этнических процессов этого региона является устойчивое стремление крупных иммигрантских общностей сохранить свою этническую принадлежность (китайцы, тамилы). Те же этнические меньшинства, которые не являются иммигрантскими и сознательно не идут по пути ассимиляции, сегодня консолидируются и добиваются соответствующей их численности этнической автономии. В этом процессе принимают участие не только однородные этнические общности (белуджи Пакистана), но и объединенные общим межэтническим сознанием весьма разнородные и разноязычные группы.

   Кроме того, вполне очевидно, что сегодня наметился процесс формирования этнического самосознания в среде тех этнических групп, где он практически отсутствовал (хиндоязычное население Индии). Все большее распространение языка пилипино и английского языка, интенсивные внутренние миграции создали благоприятные условия для консолидации большинства этнических групп Филиппин в один этнос. Однако этническая обособленность мусульманских народностей юга Филиппин при этом значительно усиливается.

   Даже в такой высокоразвитой азиатской стране, как Япония, где японцы составляют 99% населения, можно наблюдать процесс этнической консолидации, который выражается в стирании этнокультурных различий между собственно японцами и рюкюсцами, ослабление кастовой сегрегации «японских неприкасаемых». Однако коренное айнское и иммигрантское корейское население даже при переходе на японский язык сохраняет свою этническую принадлежность и усиливает свои этнозащитные действия.

   В то же время рыночная экономика и индустриализация большинства стран Азии существенно меняют этническую карту азиатских стран. Она становится более однообразной в тех областях, где бурно развиваются процессы модернизации, и сохраняет свое разнообразие на окраинах, в труднодоступных и экономически малоперспективных территориях, где и сегодня проживают этнические группы, еще не достигшие в своем развитии уровня народностей.

   Этнические процессы в США. Этнические процессы в США развиваются в современной истории по пути консолидации и ассимиляции ускоренными темпами. Это обусловлено неуклонно растущей мобильностью всего американского общества, солидной имущественной и профессиональной базой новых иммигрантов, обеспечивающей им более быстрое включение в американскую культуру. Наблюдения и исследования свидетельствуют, что в общей демографической структуре США опережающими темпами растут этнокультурная роль испаноязычного населения и удельный вес выходцев из Юго-Восточной Азии и их потомков. В этих процессах можно наблюдать противоположные тенденции: 1)повышается престиж этнических ценностей каждой группы; 2) отчетливо наблюдается культурное своеобразие социально-ассимилированных групп (китайцев, японцев, армян); 3) при относительно большом количестве межэтнических браков, профессиональном успехе, языковой ассимиляции остается стабильным этническое самосознание. В целом же у иммигрантов наблюдается высокая степень социальной адаптации при устойчивости основных элементов их этнических культур. Как правило, сохранение их этнической принадлежности происходит без утраты общеамериканского сознания.

   Этнические процессы в Западной Европе. Этнические процессы в странах Западной Европы отличаются большей простотой, чем в других частях нашей планеты. В этих странах продолжаются процессы внутриэтнической консолидации, выражающиеся в дальнейшем стирании локальных диалектов и этнографических вариантов. Вместе с тем интенсивно развиваются процессы интернационализации каждой этнической культуры, распространяется английский язык как средство международного общения. В странах, где имеются коренные этнические меньшинства, эти процессы дополняются процессом ассимиляции таких меньшинств. При этом этническая ассимиляция в каждой стране идет своим путем, определяясь преимущественно историческим опытом и традициями.

    Влияние иммиграционных потоков на этнические процессы в западноевропейских странах также неоднозначно. Иммигранты из европейских стран, как правило, довольно активно ассимилируются с основной этнической средой через принятие гражданства и смешанные браки. Внеевропейские иммигранты, отличающиеся от местного населения по расовой принадлежности, языковым, культурным и религиозным признакам, ассимилируются с большим трудом. Однако, несмотря на эти трудности, численность внеевропейских иммигрантских этнических групп растет довольно быстрыми темпами и перекрывает по этому показателю прирост населения титульных этносов. Тем самым иммигрантские этнические группы становятся устойчивыми этническими меньшинствами соответствующих стран.

   В последней главе  мы рассмотрели этнические процессы  в современном мире и выделили  основные особенности этих процессов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

   Итак, в данной работе  была раскрыта тема этнических  контактов. Результаты межэтнического  взаимодействия для разных этносов,  участвующих в нем, различны. Межэтнические  контакты могут завершится как  простым количественным изменением  в культуре этноса, так и глубокими  структурными превращениями. Также  результаты этнокультурного взаимодействия  зависят от уровня развития  культуры каждого этноса. Как правило, чем выше уровень культуры того или иного этноса, тем более благоприятные для него результаты приносят взаимодействия с другой культурой. Что касается культурного шока, это сложное и болезненное для человека психологическое состояние. В результате преодоления культурного шока формируется новая картина мира, основанная на принятии и понимании культурного многообразия, возникает устойчивость, терпимость к новому и необычному. Рассмотренные нами концепции не могут дать исчерпывающего описания этнических контактов. Совершенно очевидно, что только комплексное рассмотрение каждой конкретной проблемы, анализ всех ее аспектов могут привести к положительным результатам. Этническая картина мира сохраняет свое многообразие несмотря на всю сложность, противоречивость и неоднозначность этнических взаимодействий.

   Проблема межэтнических коммуникаций является сегодня чрезвычайно важной и для России, поскольку на ее территории проживают представители более 120 этносов и этнических групп. Этническая картина России отличается крайней неоднородностью. Так, численность нескольких коренных этносов (татары, чуваши, башкиры, мордва) превышает 1 млн человек в каждом. В то же время численность всех 26 народов Севера чуть более 180 тыс. 30 этнических групп (173 тыс. человек) - народы, не имеющие в мире своей государственности (цыгане, ассирийцы, уйгуры, курды и т.п.). При этом только в 5 из 21 республики титульное население превышает 50% населения данной республики (Чувашия, Коми, Тува, Северная Осетия, Чечня). В целом во всех вместе взятых республиках «коренной этнос» составляет всего 32% населения, а в автономных округах - 10,5%. Все эти данные приобретают особый смысл на фоне того факта, что русские составляют более 80% всего населения страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Садохин, А.П. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. Заведений/А.П Садохин, Т.Г Грушевицкая. – Москва: Издательский центр «Академия»;Высшая школа, 2000. – 304с. 

2. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов/Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин, В.Д. Попков. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 352 с.

3. Овчинников, В. Корни дуба/В. Овчинников.- 1979. – 96с.

4. Стельмах, В.Г. Тропою слез и надежд/В.Г. Стельмах, В.А. Тишков, С.В. Чешко//Книга о современных индейцах США и Канады. – Москва, 1990. – 15-17с.

5. Садохин, А.П. Этнология:  учебное пособие/А.П. Садохин.  – 3-е издн, перераб. и доп.  – Москва: Альфа-М:ИНФРА-М, 2012. – 352 с.

6. Ермолаев, В. Толковый словарь понятий и терминов этногенеза/В. Ермолаев. - 1989 г.

7. Этнические процессы в современном мире. – Москва, 1997.  – 215с.

8. Лукьянова, А. Н. Позитивные  и негативные последствия международной  миграции в условиях глобализации/А.  Н. Лукьянова//Региональная экономика:  теория и практика. – 2008. - №9. –  с.19-22.

1 Ермолаев, В. Толковый словарь понятий и терминов этногенеза/В. Ермолаев. - 1989 г.

2 Этнические процессы в современном мире. – Москва, 1997.  –с.21-22.

3 Стельмах, В.Г. Тропою слез и надежд/В.Г. Стельмах, В.А. Тишков, С.В. Чешко//Книга о современных индейцах США и Канады. – Москва, 1990. – 15-17с.

4 Овчинников, В. Корни дуба/В. Овчинников.- 1979. – 56-57с.

5 Садохин, А.П. Этнология: учебное пособие/А.П. Садохин. – 3-е издн, перераб. и доп. – Москва: Альфа-М:ИНФРА-М, 2012. – 261-262с.

6 Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов/Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин, В.Д. Попков. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 215-225 с.

7 Садохин, А.П. Этнология: Учебник для студ. высш. учеб. Заведений/А.П Садохин, Т.Г Грушевицкая. – Москва: Издательский центр «Академия»;Высшая школа, 2000. – 252-254с. 


Информация о работе Этнические процессы в современном мире