Этнические процессы в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность работы обусловлена тем, что ни одна культура не существует изолированно. В процессе своей жизнедеятельности она вынуждена постоянно обращаться или к своему прошлому, или к опыту других культур. Сегодня невозможно найти этнические общности, которые не испытали бы на себе воздействие как со стороны культур других народов, так и более широкой общественной среды, существующей в отдельных регионах и в мире в целом. Это выразилось в бурном росте культурных обменов и прямых контактов между государственными институтами, социальными группами, общественными движениями и отдельными индивидами разных стран и культур

Содержание

Введение………………………………………………………………….3–6
1. Понятие этнических контактов и их результаты…………………...7
1.1. Понятие и факторы этнических контактов……………………..7-14
1.2. Формы этнических контактов…………………………………...15-27
1.3. Концепция культурного шока…………………………………...28-34
2. Теории этнокультурного взаимодействия…………………………...35
2.1. Культурное направление………………………………………...35-37
2.2. Структурное направление……………………………………......37-40
3. Этнические процессы в современном мире………………………….41-47
Заключение………………………………………………………………..48-49
Список используемой литературы……………………………………….50

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 76.40 Кб (Скачать файл)

Относительно традиционных норм поведения  в межэтнических отношениях принято  считать, что традиции чаще всего  определяют поведение людей в  быту, но в действительности они  просто очевиднее проявляются на этом уровне. Эндогамные браки преобладают  у всех народов не только вследствие возможности заключения однонациональных браков, но и благодаря установкам на такие браки. Однако традиционные нормы оказывают влияние и  на деловые, профессиональные отношения: они сказываются в выборе деловых  партнеров, проявляются в нормах общения в трудовых коллективах.

Сущность ситуационного фактора  заключается в том, что стечение обстоятельств в экономической, политической и социальной сферах влияет на восприятие окружающей обстановки, усиливая или ослабляя межэтническую  солидарность и этнокультурные контакты.

Среди факторов, влияющих на развитие этнических процессов, следует отметить различные ценностные ориентации и  установки, которые способны оказать  существенное влияние на взаимоотношение  этносов как непосредственно, так  и путем воздействия через  социально – экономический базис.

Влияет на развитие межэтнических  контактов и близость этносов  в языковом и культурно-бытовом, а также религиозном отношении. В частности представляется существенными  подчеркнуть, что хотя такая близость сильно облегчает начальные процессы ассимиляции, однако сравнительно слабо  сказывается на их завершающейся  стадии; украинцам, попавшим в русскую  среду, конечно, легче овладеть русским  языком, чем удмуртам, но это еще  не значит, что трансформация этнического  самосознания у украинцев произойдет значительно быстрее.

При  всем значении собственно этнических факторов для межэтнических контактов, разумеется, нельзя не учитывать и  социально-экономические параметры  взаимодействующих этносоциальных общностей, которые в конечном счёте  и предопределяют степень сходства (различия) общей направленности развития этих образований. И усвоение этносоциальным организмом «внешнего импульса»  во многом зависит от степени соответствия этих импульсов основным тенденциям его внутреннего развития.

Важное значение для взаимодействия этносов имеет наличие или  отсутствие у них государственности. Развитие межэтнических процессов  в классовых обществах во многом зависит от государственно-политического  единства взаимодействующих этносов  и экономических связей между  ними. Вместе с тем следует учитывать  влияние на эти процессы правовых и  идеологических факторов. Так, в  царской России политика угнетения  коренного населения окраинных  южных и восточных областей препятствовала развертыванию там процессов  национальной консолидации, а тенденции  в русификации «инородцев» и  насаждавшаяся идеология этнической и религиозной розни тормозили  межэтнические контакты, обостряли  национальные чувства. В Советском Союзе утверждение полного равноправия всех народов, широкая пропаганда идей интернационализма облегчали этнические контакты.2

Наконец, политические факторы межэтнических  отношений включают в себя принципы и формы государственного устройства, характер политического строя, тип  государственной национальной политики. Особенно важным в этом аспекте межэтнических  отношений является политика государства, проводимая по отношению к этническим «меньшинствам». В ней можно выделить два направления, которые непосредственно  сказываются на форме межэтнических  отношений: интегрирующую политику и политику культурного плюрализма. Последняя касается не только области  культуры, языка, образования. В широком  понимании это и представительство  различных этнических групп в  институтах власти, так называемое соучастие во власти.

Характер и эффективность межэтнических  отношений определяется частотой и  глубиной контактов, степенью равенства  прав, численным соотношением взаимодействующих  общностей, степенью языковых, психологических  и религиозных различий. Установлению этнических контактов способствует близость языков и культур взаимодействующих  этносов, их антропологическое или  конфессиональное единство.

Межэтнические контакты не всегда приносят положительные результаты для взаимодействующих  этносов. Из отечественной истории  известен тот факт: русские землепроходцы прошли до Чукотки почти без сопротивления, проникли через Алеутские острова в Америку, договорились с алеутами, затем с эскимосами, но, встретившись с индейцами, натолкнулись на жестокое сопротивление, контакта с ними землепроходцам установить так и не удалось. Этот случай был аналогичным случаю с англосаксами, которые также безуспешно контактировали с индейцами. Но если русские отступили назад, в более благоприятные для себя места, то англосаксы просто уничтожили физически большую часть индейцев.

Этнические контакты приводят обычно к межэтническим бракам, заимствованиям языка другого народа, элементов  культуры и другим видам этнических процессов. Контакт может ограничиваться одним простым количественным изменением в культуре этноса, но может привести и к глубоким структурным сдвигам в ней. В зависимости от результатов принято выделять четыре варианта межэтнических контактов:

1) прибавление - простое количественное изменение в культуре этноса, который сталкиваясь с другой культурой, осваивает некоторые ее достижения. Таким было воздействие индейской Америки на Европу, обогатившее ее новыми видами культурных растений и навыков.

2) усложнение - качественное изменение  культуры этноса под влиянием  более зрелой культуры.  Примером может служить воздействие китайской культуры на японскую и корейскую, последние принято считать дочерними по отношению к китайской культуре

3) убавление - потеря собственных  навыков в результате столкновения  с более развитой культурой. Это количественное изменение характерно для многих бесписьменных народов и часто оказывается началом деградации культуры (потеря айнами навыков изготовления керамической посуды из-за импорта готовой продукции).

4) обеднение (эрозия) - деструкция  культуры  под воздействием извне, происходящая в силу отсутствия достаточно устойчивой и развитой собственной культуры. (постепенное исчезновение айнской культуры под влиянием японской с конца XIX века,  а культура американских индейцев сохранилась лишь в резервациях).

1.2. Формы этнических контактов

Чем выше уровень культуры этноса, тем благоприятнее для нее  оказывается знакомство с другой культурой. Здесь обычно действует  селективный механизм, отбирающий только полезное и определяющий глубину  проникновения одной культуры в  другую. По данному показателю (масштабам, глубине проникновения) межэтнические  коммуникации делятся на два основных типа: ассимиляцию и интеграцию. В целом протекающие при взаимодействии на этническом уровне этнические процессы могут привести к разным формам как объединения этносов и их культур (ассимиляция, интеграция), так и их разделения (апартеид, геноцид, сегрегация и дискриминация).

Начальная стадия взаимодействия народов  обычно именуется «начальным соприкосновением», которое может быть связано с  установлением торговых или иных отношений и означать лишь ознакомление представителей одного народа с культурой  и бытом другого народа. Для  обозначения первой стадии действительного  контакта применяются термины «аккомодация»  и «адаптация», означающие приспособление групп людей к жизни новой, инонациональной среде, а отчасти и приспособление к ним этой среды с целью взаимного сосуществования и взаимодействия в экономической и социальной сфере. Это общение сопровождается принятием второго языка и установленных норм поведения, но не затрагивает еще основ культуры и быта и системы ценностей адаптирующейся группы. Этническая адаптация может реализовываться активно и пассивно. Активная форма этнической адаптации выражается в целенаправленном воздействии на окружающую среду с целью ее изменить. В этом случае активность направлена обычно на те нормы и ценности, формы взаимодействия, которые данная этническая группа должна освоить. Пассивная форма этнической адаптации, напротив, не стремится к такому воздействию или изменению. В обоих случаях показателем процесса этнической адаптации является степень психологической удовлетворенности новой этнической средой и её наиболее важными элементами. Обычно этническая адаптация требует длительного времени, но процесс происходит быстрее у народов, близких в хозяйственном, языковом и культурном отношениях.  

Этническая ассимиляция

Этническую ассимиляцию в полной мере можно отнести к категории  этнотрансформационных процессов, поскольку она представляет собой  процесс полного или частичного поглощения одним этносом другого, обычно слабого более сильным. На практике этот процесс выражается в усвоение слабом этносом языка, культуры, обычаев, традиций более сильного этноса, в результате чего происходит изменение самосознания слабого этноса и утрата им своей этнической принадлежности. Чаще всего это происходит путем завоевания, последующих смешанных браков и целенаправленного «растворения» подчиненного этноса этносом господствующим. В ходе этого процесса одна этническая общность постепенно адаптируется к обычаям, ценностям, образу жизни, а часто и к языку доминирующего этноса. Итогом ассимиляции становится утрата исконных этнических свойств, изменение этнической идентичности, самосознания людей.

Вот пример. Индейцы и политика интернационализма. В 1871 г. Конгресс издал закон о лишении индийских племен права считаться независимыми нациями, отношения с которыми регулировались на договорной основе. Новый их статус определялся как подопечные Соединенных Штатов, в отношении которых конгресс был вправе издавать любые законы, регулирующие их жизнь и имущество. Подобный статус окончательно развязал федеральному правительству руки для проведения в отношении индейцев крайне жестокого курса, получившего название политики патернализма. Основная цель этой политики заключалась в «цивилизации диких индейцев», т.е. в « в окончательном и бесповоротном решении индейского вопроса путем быстрого включения коренных жителей в экономическую и политическую жизнь государства». Иными словами, суть патернализма заключалась в насильственном интегрировании индейцев в социально-экономическую структуру США, в «подгонке» их традиционной культуры доминировавший евро-американский стандарт. Создание резервации стало лишь начальным шагом на пути приобщения коренного населения к «благам» американской цивилизации. Завершив индийские войны, федеральное правительство приступило к ликвидации остатков независимости своих подопечных путем уничтожения традиционной формы их социальной организации – племени. С целью поставить этот институт под контроль административных органов конгресс в 1885 г. Принял закон, по которому отменялся один из важнейших компонентов племенной автономии – отправление правосудия на территории резервации.

   Ассимиляция может проводиться разными путями: непосредственным, прямым и равноправным включением индивидов в общество, что влечет за собой формальное равенство в юридических, политических, экономических и других общественных институтах независимо от расовых, культурных, языковых или конфессиональных различий (универсалистская инкорпорация); включением индивидов в общество на неравноправной основе, в результате чего возникает подчиненная, недоминирующая общность, которая может превосходить по численности доминирующие группы, но формально являться меньшинством (дифференциальная инкорпорация). При этом возможны:

  • односторонняя ассимиляция, когда культура меньшинства иод давлением внешних обстоятельств полностью вытесняется доминирующей культурой;
  • культурное смешение, когда элементы культур большинства и меньшинства смешиваются, образуя довольно устойчивые комбинации;
  • полная ассимиляция — весьма редкое явление.

   Процессы этнической  ассимиляции стали развиваться  в основном со становлением  раннеклассового общества, по мере  разложение родоплеменных связей  и замены их территориально  – соседскими и государственно  – политическими. Процессы этнической  ассимиляции несколько усилились  в раннем средневековье; они  несомненно играли видную роль  в  исчезновении с исторической  арены многих этнических образований,  таких как аланы, гунны, вестготы  и др., которые после военных  поражений или по другим причинам  распадались на части, и эти  части поглощались окружающими  народами. Многие германские народы (или группы племён), переселившиеся  на Апеннинский полуостров, например  лангобарды, прекратили свое существование,  растворившись среди италийского  населения. Весьма широко процессы  ассимиляции развернулись в позднефеодальную  и особенно – в капиталистическую  эпоху, когда многие народы  в этническом отношении уже  достаточно сформировались, а входящие  в них люди приобрели четкое  национальное самосознание. Некоторые  исследователи, в частности М.  Херсковиц, считают, что ассимиляция  предполагает неравноправное положение  той группы, которая передает  культуру, и группы, воспринимающей  её. Обращая внимание на психологические  аспекты ассимиляции, отдельные  исследователи прямо подчеркивают, что под ассимиляцией следует  понимать не грубое внедрение  языка или материальной культуры, а главным образом изменение  самосознания ассимилируемого, с  одной стороны, и сознания его  окружающих – с другой.

   В процессе этнической ассимиляции принято выделять два ее типа: полную и частичную. Суть первой заключается в том, что этническая группа, пребывающая в иноэтнической среде, в силу различных исторических обстоятельств полностью отказывается от своей культуры и стремится усвоить необходимые для жизни ценности чужой культуры в целом. Этот процесс протекает более эффективно при наличии «доброй воли» контактирующих сторон.

   Частичная ассимиляция состоит в том, что индивид или этническая группа жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды лишь частично, отказываясь от какой-либо одной из сфер своей жизнедеятельности. Например, на работе представители соответствующей этнической группы руководствуются нормами и требованиями чужеродной среды, а в семье, на досуге - нормами своей традиционной этнокультуры. Таким образом, чаще всего ассимилируются эмигранты, разделяя свою жизнь на две половины.

Информация о работе Этнические процессы в современном мире