Этические проблемы политического консалтинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 15:49, реферат

Краткое описание

Актуальность темы:
Соблюдение этических принципов является важным аспектом, рассматриваемым в рамках политического консалтинга. Основными этическими проблемами политического консалтинга являются:
• выбор способов, с помощью которых станет возможным осуществление политических целей;
• степень объективности предложений политических технологов, адресуемых политикам, которых они должны консультировать;
• методы конкурентной борьбы среди политических консалтинговых агентств;
• степень соответствия взглядов политических технологов интересам политиков, на стороне которых они действуют;
• определение грани в применении методов, воздействующих на сознание и подсознание людей.

Вложенные файлы: 1 файл

этич. пробл.docx

— 51.43 Кб (Скачать файл)

                                               Введение

     Актуальность  темы:

     Соблюдение  этических принципов является важным аспектом, рассматриваемым в рамках политического консалтинга. Основными этическими проблемами политического консалтинга являются:

  • выбор способов, с помощью которых станет возможным осуществление политических целей;
  • степень объективности предложений политических технологов, адресуемых политикам, которых они должны консультировать;
  • методы конкурентной борьбы среди политических консалтинговых агентств;
  • степень соответствия взглядов политических технологов интересам политиков, на стороне которых они действуют;
  • определение грани в применении методов, воздействующих на сознание и подсознание людей.

    Что касается выбора методов осуществления  тех или иных политических целей  и задач, то они должны соответствовать  установленным в обществе моральным  принципам, что не всегда соблюдается  на практике. Данная проблема приобретает  особую актуальность, когда речь идет о борьбе за власть, политической конкуренции, закреплении на достигнутом политическом уровне и т.п.

    Соблюдение  этических принципов должно быть неотъемлемой частью работы политических технологов, которые на практике ради финансовых выгод могут дать политику неподходящую консультацию по решению  тех или иных задач.

    Конкуренция между консалтинговыми агентствами  также должна осуществляться честно. Нарушение этических принципов  происходит в том случае, когда  такие агентства распространяют негативную информацию о своих конкурентах, применяя методы борьбы, противоречащие принятым в обществе установкам.

    Психологическое влияние, манипулирование людьми очень  часто применяются для поддержания  авторитета того или иного политика, в ходе предвыборной пропаганды и  т.д. Скрытому влиянию подвержены практически  все люди, и использование психологических  приемов в политическом менеджменте  дает результаты, поэтому подобные приемы широко распространены. Однако такое воздействие предполагает давление на человека, что противоречит этике и морали.

    Сложность вопроса о соблюдении этических  принципов в политической среде  состоит в том, что эти принципы являются уважаемыми в обществе, но при их нарушении можно избежать каких-либо санкций. Но, несмотря на отсутствие четко закрепленных правил по соблюдению этических принципов и установленных санкций за их нарушение, нормы морали охраняются обществом, и любое пренебрежение может иметь пагубные последствия, прежде всего отторжение с его стороны, что негативно повлияет на политическую карьеру нарушителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Политический консалтинг: эстетические проблемы данного  феномена и хартии.

1.1 Основные позиции  политического консалтинга.

     Политическое  консультирование представляет собой  сферу деятельности специалистов, работающих в интересах политиков, предоставляющих  необходимую им информацию, способствующую выработке тех или иных политических решений, стратегий деятельности политиков  для достижения стоящих перед  ними целей. Иными словами это можно определить и как оказание политическими консультантами услуг политическим деятелям.

     Политическое  консультирование основано на использовании  определенных методик, подходов, выбор  и содержание которых зависят  от конкретной политической ситуации. Результатом политического консультирования является предоставленная услуга, которая  может заключаться в анализе  вариантов возможных действий в  сложившейся политической ситуации, определении наиболее рациональных, выгодных вариантов, разработке стратегии  дальнейшей политической деятельности, в определении структуры управления и т.д.

     Особенно  значимую роль политическое консультирование играет для регулирования отношений  на высших уровнях политического  пространства. В этом случае значимость принимаемых политических решений, победы и поражения в политической конкурентной борьбе имеют значительные масштабы, эти процессы способны оказывать  влияние на жизнь городов, регионов, страны в целом.

     Политическое  консультирование чаще всего связано  с выработкой стратегий политической деятельности, с формированием имиджа политиков, с выработкой возможных  вариантов управленческих решений  и определением методов, с помощью  которых возможно достижение победы в политической конкурентной борьбе.

     Подразделение политического консультирования на виды осуществляется в зависимости  от выбранного критерия. В качестве таких критериев могут выступать  степень трудоемкости работы политического  консультанта, функциональная принадлежность консультационных услуг и формы  их реализации.

    По  степени трудоемкости различают:

  1. справочные консультации, которые заключаются в информировании политических деятелей по поводу интересующих их вопросов, в предоставлении материалов справочного характера относительно тех или иных проблем и вопросов;
  2. исследовательскую работу, предполагающую выработку стратегий, вариантов управленческих решений, путей для достижения целей;
  3. учебно-исследовательскую работу, подразумевающую выработку стратегии деятельности политических сил, обучение соответствию необходимым параметрам.

    По  функциональной принадлежности различают  маркетинговый подход, действия в  рамках менеджмента и т.п.

    Услуги  политического консультирования подразделяются на внешние и внутренние. Внешние связаны с прогнозированием политической ситуации, с ее оценкой, определением тенденций и т.д. Внутренние заключаются в оказании помощи по выработке управленческих решений, по повышению авторитета политика, по разработке стратегий политической деятельности и т.п. Так, консультирование относительно внешних, факторов направлено на оценку перспектив, на анализ данной политической ситуации и роли определенных политических сил. Консультирование относительно внутренних факторов направлено на выработку рекомендаций по их изменению.

    К специальным технологиям политического  консультирования можно отнести  совокупность приёмов и действий, повышающих эффективность действий политических субъектов (партий, лидеров  и заинтересованных групп) в конкурентной среде. При этом наиболее распространённым типом политического консультирования, приносящим львиную долю дохода, является консультирование электоральное.

    Именно  в период избирательных кампаний политики чаще всего обращаются за помощью к профессионалам, которые  предлагают политикам совокупность электоральных технологий. Исследователи  современного американского политического  консультирования выделяют целый ряд  разнообразных технологий, совпадающих  со специализациями профессиональных политических консультантов. К числу  наиболее эффективных технологий в  США принято относить:

•  стратегический менеджмент (management or strategic advice);

•  реклама в СМИ (media or campaign advertising);

•  социологические исследования ( polling);

•  организация прямых рассылок ( direct mail );

•  изучение конкурентов (opposition research);

•  обеспечение финансирования кампании ( campaign finance or fundraising );

•  полевые работы ( field operations ). 1

     Современная российская ситуация, конечно же, во многих отношениях радикально отличается от североамериканской. Отсюда и необходимость в иных типологиях технологических аспектов политического консультирования. Так, например, финансирование кампании относится к сфере скрытой от постороннего глаза и относящейся к исключительной компетенции клиента (которым может являться как сам кандидат, так и его спонсор, например корпорация). Впрочем, и в США десятидолларовые пожертвования рядовых избирателей также, как правило, не покрывают сколько-нибудь существенной доли необходимых затрат . В любом случае, трудно представить себе ситуацию, при которой российский политконсультант берётся решать финансовые проблемы клиента, чтобы найти деньги на оплату собственных услуг.

     Представление о наиболее распространённых в отечественной  практике политконсалтинговых технологиях может дать стандартная структура избирательного штаба в достаточно крупной избирательной кампании платежеспособного кандидата на региональных выборах. В непосредственном подчинении руководителя кампании (ответственного за стратегический менеджмент) обычно находятся следующие подразделения:

     •  отдел креатива, в котором разрабатываются агитационные материалы, а также материалы для СМИ;

     •  аналитический отдел, собирающий и обрабатывающий информацию о ходе кампании;

     •  социологический отдел, поставляющий руководству и кандидату свежие рейтинги;

     •  юридический отдел, отвечающий за подготовку официальной документации и отношения с избирательной комиссией;

     •  отдел «полевых работ», обеспечивающий распространение агитационной продукции и массовые мероприятия, включая, к примеру, кампанию «от двери к двери»;

     •  общественная приёмная, отвечающая за контакты с инициативными гражданами.

     Специализация и опыт решения стандартных проблем  рождают десятки тысяч микротехнологий, от выбора лучших мест для расклейки плакатов, до формирования коалиций общественных организаций и навязывания местным СМИ наиболее благоприятной для кандидата «повестки дня» кампании. Соответственно, количество профессиональных ролей в политическом консалтинге может увеличиваться едва ли не до бесконечности. Любопытную классификацию отечественных «политических консультантов и пиарщиков» предлагают, к примеру, екатеринбургские специалисты. Они встречали в мире российских политтехнологий представителей целых пятнадцати профессионально-психологических типов, включая весьма экзотические, как, например, «лохотронщик» или «дорогой курьер», торгующих своими связями в мире СМИ, высокой политики и шоу-бизнеса.2

     2.2. Этические проблемы

     Являются  ли этические проблемы политического менеджмента сугубо российскими? На мой взгляд - нет, они существуют в любом обществе, так как возникают в силу целого ряда особенностей этой профессиональной деятельности. Назовем главные из них. 
 
        Первая этическая проблема :
 

     Это проблема выбора средств достижения поставленных целей, проблема соотнесения выбранных форм политической борьбы с существующими в обществе нормами морали. В широком контексте – это вечная тема соотношения политики и морали. В связи с тем, что политические технологи помогают людям прийти к власти, удержать власть, закрепиться в выбранной нише политического пространства, одержать победу над другими претендентами на почетное место в политической иерархии,  то неизбежно в этой острой конкурентной борьбе они вынуждены для обеспечения победы действовать на грани фола. Когда идет ожесточенная борьба за власть, ставки в которой очень высоки, то всегда есть искушение подставить подножку конкуренту. Преодолеть это искушение не просто. Особенно если есть надежда, что предпринимаемые маневры могут пройти незамеченными или просто сойдут с рук, за их применение не будут применены какие-либо санкции. 
 
         Как правило, для пресечения аморальных способов ведения политической борьбы в обществе принимаются определенные меры прежде всего создается правовой механизм регулирования взаимодействия конкурирующих политических актеров. В нашей стране осознание необходимости создания такого механизма появилось только тогда, когда очевидной стала угроза проникновения во властные структуры криминальных элементов. В преддверии выборов в Государственную Думу в 1999 г., например, произошла активизация деятельности Центральной избирательной комиссии, которая предприняла определенные шаги не только в области ужесточения контроля за соблюдением участниками электорального процесса действующего законодательства, но и в области создания новых нормативных актов, регламентирующих порядок ведения предвыборной агитации. 
 
         Однако не менее важным является формирование в массовом сознании соответствующих ценностных ориентаций, убеждений и представлений. В нашем обществе долгое время доминировало мнение, что цель оправдывает средства, что главное – это справедливая, благородная цель, во имя которой можно использовать и не вполне моральные средства, т.е. ущемлять и нарушать права тех, чья деятельность расценивается как направленная на блокирование этой справедливой цели. Как только появились альтернативные выборы, этот принцип получил свое новое выражение – в предвыборной борьбе хороши все средства, если провозглашаемые кандидатом и его командой цели соответствуют политическим идеалам той или иной группы населения. Осуждению подвергались только действия политического соперника. Таким образом, общество оказалось не готовым к неприятию аморальных способов ведения политической борьбы не только потому, что сами нормы этой борьбы оказались нечеткими, неоднозначными, но и потому, что политические пристрастия мешали подходить ко всем участникам политического процесса с едиными требованиями.

 
 
Вторая этическая проблема:        
 

     Проблема взаимодействия политических технологов с политиками, которых они консультируют. Естественным стремлением любого профессионала является желание получить за свой труд высокое вознаграждение. К сожалению, это стремление может нередко выражаться в том, что технолог будет сознательно предлагать заказчику "затратные" технологии. Например, может быть предложено провести масштабную рекламную кампанию, требующую значительных финансовых ресурсов, кандидату, чьи шансы на победу в предвыборной борьбе волне могут быть реализованы и без такой акции. Но главное даже не в этом.  
 
         Политическое консультирование требует установления между политиком и консультантом доверительных отношений. Нельзя заниматься конструированием имиджа политика и продвижением этого имиджа, не зная подробностей биографии, особенностей психологии личности кандидата. В этой связи возникает проблема ответственности технологов за неразглашение полученной информации. Эта проблема встает особенно остро в связи с тем, что в избирательных технологиях распространенным приемом является дискредитация политического конкурента, и получение конфиденциальной информации вполне может быть использовано недобросовестным технологом во вред определенному кандидату. 
 
Третья этическая проблема :

      

     Это проблема конкуренции на рынке политических консалтинговых услуг. Мы уже говорили о тенденции появления в политике все новых и новых консалтинговых агентств, индивидуальных консультантов, что ведет к обострению между ними конкурентной борьбы. Старожилы ревностно смотрят на новичков, обвиняют их в низком профессионализме и в демпинговых ценах на свои услуги. Например, в преддверии выборов в Государственную Думу в 1999 г. на страницах газет, в СМИ появились материалы, осуждающие «дилетантско-рваческие», «жмейкерские» походы отдельных политических консультантов.  
 
        С другой стороны, каждая консалтинговая фирма старалась продемонстрировать свой профессионализм, высокие нравственные нормы, которыми она руководствуется, желая оградить кандидатов и избирателей от «грязных технологий». В этих своеобразных рекламных акциях присутствовал прозрачный намек: «Только мы - профессионалы, только мы и наши партнеры честны, не доверяйтесь больше никому!» Для доказательства собственной важности использовались нередко «дутые» рейтинги и результаты опросов с внушительными процентами и диаграммами, говорилось об исключительной осведомленности и почти неограниченных возможностях отдельных политических консалтинговых фирм. Фактически за этой саморекламой, за взаимными упреками, которыми обменивались политические консультанты, стояла проблема закрепления на рынке консалтинговых услуг, выживания в условиях обострившейся конкурентной борьбы за новых клиентов, нанесения завуалированного, но весомого ущерба конкурентам. 
 
        Конкуренция без правил неизбежно ведет к хаосу, к легализации принципа, что в борьбе с конкурентами все средства хороши. Такая ситуация на рынке консалтинговых услуг может серьезно сказаться на профессиональном будущем политического консультирования. Прежде всего потому, что подрывает доверие к людям, работающим в этой области. В массовом сознании они все начинают восприниматься как скрытые манипуляторы, «черные пиарщики», обманщики и демагоги, для которых не существуют нормы морали и нравственные принципы.3 
 
        Для того, чтобы преодолеть эту угрожающую ситуацию, способную вывести рынок политических консалтинговых услуг с поля моральной и правовой регуляции, в последнее время в России были предприняты попытки выработать цивилизованные правила поведения участников этого рынка. В частности, проводятся совместные конференции, выставки, целью которых является не только презентация различных агенств, но и определение цен на услуги, норм конкурентного взаимодействия.  
 
       В преддверии выборов в Государственную Думу 1999 г. 100 руководителей PR-агенств, исследовательских и консалтинговых структур и индивидуальных консультантов подписали хартию «Политические консультанты за честные выборы». Эта Хартия должна была положить начало созданию нормативного поля, регулирующего поведение участников рынка политического консультирования. Она содержит ряд моральных требований и нравственных принципов, которыми должен руководствоваться политический консультант: 
 
1. Способствовать проведению свободных, честных и справедливых выборов на основе принципов открытости и уважения ко всем участникам избирательного процесса. 
 
2. Препятствовать попыткам ограничения прав и свобод, которые являются необходимым условием развития демократических основ российского общества и жизнедеятельности нашего профессионального сообщества. 
 
3. Содействовать осуществлению гражданами Российской Федерации своих избирательных прав, гарантируемых Конституцией, действующим законодательством и нормами международного права.

Информация о работе Этические проблемы политического консалтинга