Характеристики та функції масової комунікації

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность: значение массовой коммуникации имеет всевозрастающий характер на общемировом уровне.
Массовая коммуникация является мощным источником и средством распространения информации, но контекст этого распространения - противоречив и неоднозначен. С одной стороны, в условиях глобализации СМИ объединяют мир, с другой стороны, новые технологии, изменяя природу СМИ, разъединяют мир на отдельные сегменты соответственно индивидуальным и групповым интересам и предпочтениям.

Содержание

Введение
1. Определение массовой коммуникации
2. Характеристики массовой коммуникации
3. Функции массовой коммуникации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по ТК.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

5. При межличностной  коммуникации имеется возможность  непосредственной реакции адресата (обратная связь). В массовой коммуникации  реакция преимущественно «отложенная» (в некоторых случаях - прямая).

6. Характер  регулирования межличностной коммуникации - личный, индивидуальный, массовой - с  использованием систем правил  и контроля.

Уникальность  коммуникационного процесса связан с данными свойствами:

диахронность - коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени;

диатопность – коммуникативное свойство, позволяющее информационному сообщению преодолевать пространства;

мультиплицирование – коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;

симультанность – свойство коммуникационного процесса, позволяющее представлять адекватные сообщения множеству людей практически одновременно;

репликация – свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации.

Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия и на личность, и на социальную группу.

Воздействует  массовая коммуникация и на мнения людей по конкретным вопросам социальной жизни. Такого рода воздействие осуществляется следующим образом: некоторые индивиды, сознавая, что их мнение совпадает с мнением большинства, высказывают его, в то время как другие лица, имеющие отличную от общепринятой позицию, оставляют ее при себе. Этот процесс движется по спирали, в результате чего некоторые темы или позиции попадают в центр внимания населения, а другие отбрасываются на периферию общественного интереса. Такого рода «спираль умолчания», по-видимому, вызывается страхом изоляции. Согласие с общепринятым — не только способ быть на стороне «победившей стороны», но и попытка избежать изоляции от группы. Угроза критики — значимый фактор для «умалчивающих» людей (запускающих спираль умолчания). Массовая коммуникация играет важную роль в «спирали умолчания». С ее помощью люди узнают, какие мнения популярны в обществе, а какие — нет.

  Синтезируя  рассмотренные подходы, можно  описать процесс влияния массовой  коммуникации на индивидуальное  и групповое сознание следующим  образом: социальные институты  и СМИ, взаимодействуя с аудиторией, формируют у людей разнообразные потребности, интересы и влечения. Сформировавшись, данная мотивационная система начинает в свою очередь влиять на то, где, в какой области человек станет искать источники удовлетворения потребностей. Выбрав те или иные источники, человек может в дальнейшем оказаться в определенной зависимости от них. Например, пожилые люди в силу снижения возможностей передвижения, мало общаются, что повышает их зависимость от такого вида СМИ, как телевидение. Подростки могут становиться зависимыми от видеоиндустрии, поскольку увлечения такого рода соответствуют нормам данной социальной группы.

В первой главе  было дано определение массовой коммуникации и перечислены ее основные черты. Так, под массовой коммуникацией  понимается система институтов, посредствам которых специализированные группы, используя технологические устройства (прессу, радио, кино и т.д.), систематизированно производят и распространяют символические материалы (знания, духовные ценности, правовые нормы и т.п.) на численно большие, гетерогенные и рассредоточенные, следовательно, анонимные аудитории. Также рассмотрена массовая коммуникация как одно важнейших явлений совpеменного общества, котоpое оказывает влияние на экономику, политику и культуpу, охватывает междунаpодные, межгpупповые и межличностные отношения, а также на духовно-общественное развитие нации и народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Характеристики массовой коммуникации

 

Массовая коммуникация, прежде всего, характеризуется:

· наличием технических  средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью;

· социальной значимостью  информации, способствующей повышению  мотивированности массовой коммуникации;

· массовостью  аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно  продуманной ценностной ориентации;

· многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и вместе с тем нормативность массовой коммуникации.

Массовая коммуникация выполняет роль регулятора динамических процессов социальной психики; роль интегратора массовых настроений; канала циркуляции психоформирующей информации. Благодаря этому органы массовой коммуникации являются мощным средством воздействия и на личность, и на социальную группу.

Проблемой обратной связи в массовой коммуникации углубленно занимается социопсихология, для которой важно выяснение психологических условий, способствующих изменению общественного сознания, понимание связи между социально значимой реакцией получателя и собственно психической структурой его сознания.

Отечественный социолог Б. М. Фирсов в качестве характеристик массовой коммуникации выделяет знания, духовные ценности, моральные и правовые нормы. Известный голландский ученый, исследующий проблемы коммуникативистики выделяет семь характеристик массовой коммуникации:

  1. массовая коммуникация формируется в сложной формальной организационной структуре
  2. направлена на большие аудитории
  3. имеет публичный характер
  4. аудитории имеют социально-культурную неоднородность
  5. устанавливается одновременный контакт с большим количеством людей, удаленных друг от друга
  6. взаимоотношения между коммуникатором и коммуникантом в основном строятся на допущении о том, что коммуникант знает о социальном статусе коммуникатора
  7. коммуникация сплачивает аудиторию вокруг общих ценностей, политических взглядов, моделей потребления и др.

М. М. Назаров  выделил и исследовал следующие  особенности массовой коммуникации:

  • публичный характер и открытость;
  • ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи информации;
  • опосредованность контактов передающей и принимающей сторон;
  • асимметричность (несбалансированность) отношений передающей и принимающей сторон;
  • множество реципиентов;
  • влияние институциональных предписаний на отношения передающей и принимающей сторон.

 

Характеристики  массовой коммуникации с точки зрения социологии

 

В социологии массовая коммуникация понимается как социально  обусловленное явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию  через содержание передаваемой информации. Для социологии коммуникации это  определение недостаточно, так как  в нем не учтен существенный фактор массовой коммуникации как процесса - механизм актуализации информации при помощи коммуникативных средств. Массовая коммуникация, рассматриваемая как один из видов общения, представляет собой социально обусловленное явление с основной функцией воздействия через смысловую и оценочную информацию. Рассматриваемая как вид речевой деятельности, массовая коммуникация является социально обусловленным процессом, в котором эта функция актуализируется при помощи различных коммуникативных средств и каналов.

Содержание массовой коммуникации оказывает большое влияние на аудиторию в самых разнообразных  формах. Это может быть обучение, убеждение, внушение и т.п.

Массовая аудитория как  компонент массовой коммуникации характеризуется  неоднородностью, рассредоточенностью (по территориальному признаку) и анонимностью. В социологии индивиды, образующие эту аудиторию, рассматриваются как личности, включенные в сеть реальных общественных отношений и связей. Именно при помощи массовой коммуникации эти личности могут установить и поддерживать отношения и связи не только внутри своей социальной группы, но и с более широкой социальной средой.

В одних случаях массовая коммуникация ориентирована на формирование общественного мнения или на его  изменение за счет аргументации в пользу или против индивидуальной деятельности (поступка, мнения и т.п.). В других случаях, массовая коммуникация ориентирована на формирование или на изменение деятельности (мнения, позиции) отдельной личности за счет аргументации в пользу или против коллективной деятельности. В тех и других случаях успех массовой коммуникации определяется знанием социальной мотивированности аудитории и способами передачи информации.

В массовой коммуникации различается степень социальной опосредованности. Телепередачи в прямом эфире (репортажи, интервью) являются непосредственно  направленными. Подготовленные и отредактированные  телепередачи социально опосредованы - существует социальная дистанция между отправителем и получателем информации, которая включает несколько этапов, связанных с профессиональной деятельностью многих людей - корректоров, редакторов, технических редакторов и др.

В социокоммуникации  доминирующим является коммуникативный аспект массовой коммуникации, а информационно-содержательный занимает подчиненное место. К социокоммуникативным проблемам относят следующие: обоснование сущности и функций массовой коммуникации, механизм обратной связи, роль социологических доминант в массовой коммуникации, моделирование массовой коммуникации, специфика прессы, радио и телевидения как средств массовой коммуникации.

Массовую коммуникацию стоит рассматривать в качестве социального явления, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через смысловую и оценочную информацию, которая передается по каналам СМК, но также и механизм актуализации информации при помощи различных коммуникативных средств.

Социальный  характер циркулирующей в обществе массовой информации обусловлен следующими факторами, определяющими ее сущность и специфику:

  • содержание (как данная информация отражает общественные процессы);
  • субъект использования и назначения (как данная массовая информация используется людьми в чьих-либо интересах);
  • специфика обращения (как данная информация добывается, фиксируется, обрабатывается и передается).

  Специфика  человеческого общения в условиях  массовой коммуникации находит  своё конкретное выражение и  в её функциях. Здесь особенно  велика роль социальных функций,  так как, именно, в массовой коммуникации, являющейся общением больших социальных групп, так ярко выражена социальная направленность. Содержание социальных функций массовой коммуникации определяется конкретными социально-психологическими условиями и зависит в первую очередь от интересов тех классов, тех социальных групп, которые владеют средствами массовой коммуникации. В основе социальных функций лежат потребности общества как целостной системы.

  Социальные  функции:

1. Распространение  знаний о действительности, информирование.

2. Социальный  контроль и управление.

3. Интеграция  общества и его саморегуляция.

4. Формирование  общественного мнения.

5. Идейно-воспитательная  функция.

6. Реализация  социальной активности членов  общества.

7. Распространение  культуры.

8. Развлечение.

Анализ функциональных целей массовых информационных процессов, осуществляемый с позиций марксистской социальной психологии, показывает, что  в конечном счете воздействие сводится к тому, чтобы побудить реципиентов к определенной деятельности, ориентированной относительно разделяемых данным обществом ценностей, к определенному поведению, осуществляемому в пределах выработанных обществом норм и во имя достижения классовых интересов.

С учетом приведенных  выше характеристик и основных функций  массовой коммуникации ее социальная сущность сводится к тому, что это - мощное средство воздействия на общество с целью оптимизации его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.

Таким образом, в социологии массовая коммуникация понимается как социально обусловленное  явление, основной функцией которого является воздействие на аудиторию через  содержание передаваемой информации. Массовая коммуникация, рассматриваемая как один из видов общения, представляет собой социально обусловленное явление с основной функцией воздействия через смысловую и оценочную информацию.

 

Характеристики  массовой коммуникации с точки зрения психологии

 

Психология  массовой коммуникации – новая, современная мета-наука, исследующая психологическим инструментарием массовые коммуникационные процессы, в которых субъектами выступают коммуникаторы (ведущие, авторы программ и т.д.) и реципиенты (массовый получатель информации речевого или текстового сообщения).

Для массовой коммуникации характерны сугубо психологические  процессы:

1. Интерес, подpажание, например, в соотношении условий  и образа жизни коммуникантов

2. Формирование  ценностей, неявно присутствующих  в масс-коммуникативных процессах,  котоpые, функционируя на личностном уровне, формируют массовое (общественное) сознание

3. Идентификация,  означающая эмоциональное и смысловое  отождествление потребностной сферы  человека в соответствии с  поступающей извне информацией

4. Восприятие, понимание,  переживание, запоминание, мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМК и т.д.

5. Убеждающее  воздействие аудитории коммуникантом  (СМК)

Информация о работе Характеристики та функції масової комунікації