Техника конструктивной критики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 19:33, реферат

Краткое описание

Никто не станет спорить, что конструктивная критика, да еще человека умного, способна дать немало полезного. Может быть, в некоторых вопросах мы действительно себя переоцениваете? Разумно исправить ситуацию, что только улучшит результат. Конструктивная критика способна вдохновить на новые идеи или свернуть бесперспективное. То есть сэкономить силы, ресурсы и время.

Содержание

Введение.......................................................................................................

Глава 1. Что такое критика?..................................................................

Глава 2. Техники конструктивной критики..............................

2.1.Компоненты конструктивной критики.....................................

2.2 Формы конструктивной критики..............................................

Глава 3. Правила конструктивной критики……… .............................

3.1 Основные этические нормы конструктивной критики……………

Заключение.........................................................................................

Список используемой литературы …...............

Вложенные файлы: 1 файл

конструктивная критика.docx

— 36.35 Кб (Скачать файл)

Критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на таком уровне».

Все эти формы хороши при условии, что подчиненный уважает своего начальника и ценит его мнение о себе. Желая выглядеть в глазах руководителя достойно, работник приложит все усилия, чтобы исправить положение. Особенно, если критика была щадящей.

Когда же подчиненный относится к начальнику не очень доброжелательно, лучше сочетать негативные оценки с позитивными.

 

Глава 3. Привила конструктивной критики

 

Хвалить легко — гораздо труднее сделать корректное, деловое, не обидное замечание. Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие возможные варианты несложных критических оценок:

1. Прежде всего  изъять из критики обвинительное  «жало», сместить акцент на конструктивные  предложения.

2. Замечания целесообразно  делать наедине, чтобы не задеть  самолюбия критикуемого.

3. Стремиться искренне  и серьезно понять точку зрения  партнера; обсудить аргументы «за»  и «против»; проявить сочувствие  к его мыслям и желаниям.

4. Проявить уважение  к мнению партнера, не отвергая  его сразу и резко, даже если  оно вам кажется абсурдным. Дайте  возможность высказаться до конца  и старайтесь не доказывать, а  выяснять факты.

5. Вести разговор  в доброжелательном, твердом и  спокойном тоне.

6. Если хотите  указать человеку на его ошибку, начинайте с похвалы и искреннего  признания его достоинств.

 7. Обращая внимание людей на их ошибки, старайтесь делать это в косвенной форме. Например, вспомните похожий случай.

 8. Используйте критику-«рикошет»: критику поступков абстрактного (вымышленного) лица.

 9. Выдвигать свое мнение, (несогласие, критику) нужно в порядке обсуждения, не навязывая его.

10. Не употребляйте  неоправданных приемов усиления  аргументации.

11. Представляйте  психологические паузы людям, находящимся  в состоянии ссоры.

12. Свою ошибку, неверный  шаг признайте быстро, решительно  и чистосердечно.

 13. Вместе с критикой желательна аргументированная самокритика.

14. Сделайте так, чтобы недостаток выглядел легко  исправимым.

15. Говорите только  о деле, не переходите на личность: критикуйте поступки, а не человека. Дайте ему возможность «спасти  лицо».

 3.1 Основные этические нормы конструктивной критики

Конструктивная критика — указывающие на недостатки в действиях кого-либо высказывания, основанные на соблюдении этических норм.

 В процессе профессиональной деятельности многие сотрудники сталкиваются с необходимостью, а в ряде случаев и с желанием высказать критические замечания в адрес своих сослуживцев, участников деловой беседы, партнеров по переговорам и т. д. Роль руководителя какого-либо подразделения неизбежно связана с задачей критической оценки деятельности, поступков, поведения своих подчиненных. В необходимости критического разбора работы сотрудников состоит одна из специфических функций руководителя любого ранга. Если он в силу каких-либо причин отказывается от ее выполнения, то это может стать прямым путем к снижению исполнительности и дисциплины во вверенном ему подразделении. Вряд ли существует какой-либо коллектив, деятельность которого настолько безупречна, что не нуждается в критических замечаниях со стороны руководителя.

 С другой стороны, человеческая психика устроена таким образом, что практически любая критика в наш адрес воспринимается достаточно болезненно. Выполнение руководителем функций критического разбора деятельности и поведения сотрудников является зачастую источником обид, взаимных упреков, обострения отношений. Иногда одним из критериев отнесения руководителя к разряду так называемых «трудных» может быть именно выполнение критической оценки.

Многие специалисты, даже не находясь формально в ранге руководителя, должны выполнять ряд организационных, контрольных функций, связанных с необходимостью критического разбора выполняемых другими сотрудниками задач. Кроме того, в процессе совместной работы, совещаний, переговоров у одной стороны возникают претензии к другой стороне, к внешнему окружению. Причем критика может быть вызвана как объективной, так и субъективной необходимостью. Объективная необходимость определяется отклонениями от формальных, организационно регламентированных процессов профессиональной деятельности, несоблюдением со стороны исполнителя каких-либо инструктивных предписаний. Если подобная взаимосвязь действий и регламентов не просматривается, то в этом случае можно говорить о субъективной необходимости критики. Другими словами, она определяется личностным восприятием руководителя (или другого критикующего лица) той или иной производственной ситуации. Субъективная критика может быть вызвана несоблюдением кем-либо этических норм и правил поведения.

 Зачастую критика становится самоцелью, при этом человек не задумывается над ее результатами и позитивным влиянием на сложившуюся ситуацию. В данном случае критика служит средством снятия нервного напряжения, причем критикующей стороной не учитывается, каким образом это сказывается на критикуемом.

 Вышесказанное указывает на то, что критика является достаточно сложным, ответственным элементом делового общения, часто приводящим к противоречивым последствиям.

Сталкиваясь с объективной или субъективной необходимостью критических замечаний в чей-то адрес, следует проявлять максимальную осторожность и корректность. На основе опыта человеческого общения выработаны определенные правила, несоблюдение которых сводит на нет усилия, направленные на критический разбор ситуации. Игнорирование, а чаще незнание правил критики приводит к тому, что у критикуемой стороны возникает «защитный барьер», обида, чувство ущемленного достоинства. В результате даже полезная, объективная критика не воспринимается конструктивно.

Вероятно, соблюдение этических норм и правил критики вряд ли способно полностью устранить ее негативное воздействие на психическое самочувствие и настроение критикуемой стороны. Однако выполнение этих норм и правил может свести к минимуму остроту рассматриваемой проблемы, сохранить нормальные взаимоотношения между сотрудниками. Правила критики направлены на повышение ее конструктивности и восприимчивости.

Центральный принцип конструктивного и делового восприятия критики — отказ от навязчивого психологического стереотипа, заставляющего нас считать все то, что мы делаем, нормальным и не нуждающимся в совершенствовании. Следует рассматривать как наиболее ценную критику ту, которая направлена на обозначение несовершенства вещей, казавшихся приемлемыми. Всегда можно делать ту или иную работу лучше — постарайтесь принять эту точку зрения с позиции критикующей стороны. При этом критикующий вас человек высказывает свое отношение к вашим действиям открыто, а не у вас за спиной. Таким образом, критика позволяет выяснить отношение критикующего к другой стороне, к той проблеме, которая является предметом оценки.  
Заключение

 

Критика способствует личностному развитию, когда её воспринимают - это метод устранения недостатков в отношениях и работе.

Конструктивная критика способна вдохновить на новые идеи или свернуть бесперспективное. То есть сэкономить силы, ресурсы и время.

Хвалить легко — гораздо труднее сделать корректное, деловое, не обидное замечание.

Навык конструктивно критиковать приходит с практикой. Благодаря этому навыку снимается напряжение в отношениях, и они становятся более открытыми и искренними.

Конструктивная критика — указывающие на недостатки в действиях кого-либо высказывания, основанные на соблюдении этических норм.

Критика является достаточно сложным, ответственным элементом делового общения, часто приводящим к противоречивым последствиям. Центральный принцип конструктивного и делового восприятия критики — отказ от навязчивого психологического стереотипа, заставляющего нас считать все то, что мы делаем, нормальным и не нуждающимся в совершенствовании.

Вероятно, соблюдение этических норм и правил критики вряд ли способно полностью устранить ее негативное воздействие на психическое самочувствие и настроение критикуемой стороны. Однако выполнение этих норм и правил может свести к минимуму остроту рассматриваемой проблемы, сохранить нормальные взаимоотношения между сотрудниками. Правила критики направлены на повышение ее конструктивности и восприимчивости.

В заключении хотелось бы пожелать всем воспринимать любую критику с благодарностью (как бы это ни казалось трудным и неестественным), ведь критикующий вас человек тратит свое время и усилия на прояснение ситуации. 
Список используемой литературы

 

1. Если Вы - руководитель... Элементы психологии менеджмента  в повседневной работе - М:, «Дело», 2006. - 352с.

2. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е  изд. Учебник - М:, «Фирма Гардарика», 2008.- 461 с.

3. Психология управления: курс лекций /Л.Каверченко, Г.М.Залесов;

4. Психология менеджмента. М.Х.Мескон, М. Альберг, Ф.Хедоури: М. «Дело», 2007.

5. Технология успеха. В.Ксенчук, М.К. Кленова, М:, «Дело» 2005.


Информация о работе Техника конструктивной критики