Техника конструктивной критики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 19:33, реферат

Краткое описание

Никто не станет спорить, что конструктивная критика, да еще человека умного, способна дать немало полезного. Может быть, в некоторых вопросах мы действительно себя переоцениваете? Разумно исправить ситуацию, что только улучшит результат. Конструктивная критика способна вдохновить на новые идеи или свернуть бесперспективное. То есть сэкономить силы, ресурсы и время.

Содержание

Введение.......................................................................................................

Глава 1. Что такое критика?..................................................................

Глава 2. Техники конструктивной критики..............................

2.1.Компоненты конструктивной критики.....................................

2.2 Формы конструктивной критики..............................................

Глава 3. Правила конструктивной критики……… .............................

3.1 Основные этические нормы конструктивной критики……………

Заключение.........................................................................................

Список используемой литературы …...............

Вложенные файлы: 1 файл

конструктивная критика.docx

— 36.35 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение.......................................................................................................

 

Глава 1. Что такое критика?..................................................................

 

Глава 2. Техники конструктивной критики..............................

 

2.1.Компоненты конструктивной  критики.....................................

 

2.2 Формы конструктивной критики..............................................

 

Глава 3. Правила конструктивной критики……… .............................

 

3.1 Основные этические нормы конструктивной критики……………

 

Заключение.........................................................................................

 

Список используемой литературы …..................................

 

 

Введение

 

Каждый знает, что критика критике рознь. Например, конструктивная критика полезна. Даже если она бьет очень сильно, хоть плачь. Другая критика преследуют чисто эгоистические цели ее авторов. А чтобы не портить настроение и относится к такой критике правильно, нужно знать ее истинные причины.

Никто не станет спорить, что конструктивная критика, да еще человека умного, способна дать немало полезного. Может быть, в некоторых вопросах мы действительно себя переоцениваете? Разумно исправить ситуацию, что только улучшит результат. Конструктивная критика способна вдохновить на новые идеи или свернуть бесперспективное. То есть сэкономить силы, ресурсы и время.

 Прежде чем обижаться  на любую критику, вспомните замечательный  совет Карнеги: "Никто не станет  пинать дохлую собаку". Другими  словами, всякая критика – похвала. Потому что раз вас критикуют, пытаются задеть, значит, вы из  себя что-то представляете! В вас  видят конкурента, достойного соперника. С вами считаются! Разве это  плохо?

"Плохая" критика может  исходить от человека с заниженной  самооценкой. Ведь чтобы повысить  значимость, нужно в чем-то превзойти  соперника. Но на это требуются  силы или время. Более простой  способ – принизить оппонента, уменьшить его значимость. Потому  что "ломать – не строить"! И критиковать – один из  легких способов получить желаемое.

Например, вы написали картину, рассказ или стихотворение. А "доброжелатель" вам советует что-то поправить, убрать, переделать? Не стоит реагировать на его замечания. Потому что это опять-таки связано с пониженной энергетикой критикующего. Раскритиковать новое всегда легче, чем создать свое. Новое зыбко и хрупко, ему еще пробивать дорогу. А в распоряжении критикующего – опыт, традиции, сформированное общественное мнение. И процесс критики идет легче, потому что можно использовать массу чужого опыта. И фразы можно составить солидные, респектабельные. Другими словами, принижая вас, проще всего утвердиться. Стоит ли обижаться на такого "критикана"?

Еще один важный момент - то, что вы считаете критикой, может таковой вовсе не являться! Ваш оппонент просто высказывает свое мнение. Может быть, в грубоватой форме. Но ведь невозможно запретить иметь собственное мнение. Именно поэтому критика тут не причем.

Просто элементарная невоспитанность.

Другая причина, когда критика вызывает болезненную реакцию – чересчур большое значение, которое придается результатам проделанной работы. Когда окружающие видят эту "важность", некоторым обязательно хочется "зацепить" вас. Хотя бы для того, чтобы пошутить. Вас это злит, вы начинаете ждать нападок – и в итоге массу творческой энергии поглощает созданный "защитный барьер".

В то же время силы можно и нужно потратить более эффективно. Ведь никто не идеален. У всех что-то получается лучше, а что-то хуже. И чем защищать от критики то, что может, и в самом деле вышло "не очень",– со стороны и вправду виднее! – лучше сосредоточить усилия на том, что получается лучше всего. А это конструктивная идея! Поскольку в итоге вы получите гордость и радость от хорошо выполненного дела.

 Именно поэтому так важно понимать причины бесполезной, "зряшной" критики. А конструктивная критика авторитетного для вас человека – вот единственное, что должно обращать внимание.

 

Глава 1. Что такое критика?

 

Толковый словарь русского языка С. Ожегова даёт следующее определение слова КРИТИКА:

  1. Обсуждение, разбор чего-либо с целью оценить достоинства, обнаружить и выправить недостатки.
  2. (разг.) Отрицательное суждение о чём-либо.
  3. Исследование, научная проверка правильности и подлинности чего-либо.
  4. Особый литературный жанр, посвящённый разбору литературных, музыкальных, театральных и других художественных произведений.

Нас же в первую очередь интересует критика как оценка, суждение о чём-либо, указание на недостатки.

 Люди критикуют  друг друга по разным причинам, но всегда для того, чтобы получить тот результат, который они планируют. Например:

  1. Учитель всегда оценивает действия и знания ученика и критикует его, когда результат не соответствует ожиданиям. 
  2. Начальник всегда оценивает эффективность своего подчинённого, если что-то не так, он критикует его.
  3. Родители всегда оценивают своих детей в рамках принятой в семье морали, и если поступок ребёнка не соответствует их требованиям, они критикуют его, а проще говоря, ругают.
  4. Супруги оценивают поступки партнера и при несхожести взглядов на проблему предъявляют взаимные претензии, критикуют друг друга.

Критика способствует личностному развитию, когда её воспринимают  - это метод устранения недостатков в отношениях и работе. Почему мы порой злимся на критику в наш адрес, недолюбливаем людей, которые позволяют себе покритиковать нас? А почему иногда наоборот: мы абсолютно не обижаемся и даже благодарны за критику? Критика – возможность выразить свое недовольство, сказать о том, что нам не нравится в другом человеке. Или критика – обвинение кого-то в том, что не нравится тому, кто критикует. Критикуя, мы декларируем свое желание улучшить ситуацию. Отчего же тогда ухудшаются отношения? Связано это с тем, что наши сознательные цели (улучшить ситуацию) не совпадают с подсознательными целями. А теперь подробнее. Сознательные цели – то, что вы думаете (например: сказав это, я сделаю наши отношения лучше!). Подсознательные цели – то, что мы реально хотим.

Эти подсознательные цели не ведут к улучшению ситуации, потому что ухудшают любые отношения, да и результаты нас не радуют.  Поэтому, когда вы критикуете и не получаете результат, то задайте себе вопрос: ”может быть я преследую эти цели?” Если вы действительно хотите улучшить ситуацию, то ваши слова, подсознательные цели и чувства будут другими. Не зря существует понятие “конструктивная критика”. И ей можно научиться пользоваться, практикуясь каждый день, как на тренажере. Для этого необходима осознанность: Чего я хочу больше? Вы хотите обидеть, унизить кого-то, защититься или что-то доказать себе? Или улучшить ситуацию? Чтобы вы не выбрали – это не хорошо и не плохо. Это просто влияет на вашу жизнь и дает абсолютно противоположные результаты. Хочешь мстить? Значит мсти. Этим ты будешь наполнять свою жизнь, и жить в этом. И не все, кто сейчас рядом с тобой, останутся. Кому-то это подходит, а кто-то выберет что-то другое, и будет строить другую жизнь. Возможность улучшить любую ситуацию подразумевает уважительное отношение к себе и другому. И в этом стоит практиковаться. Это, безусловно, даст результаты. Например, человек не хочет с тобой общаться; уважая себя и его, ты не будешь с ним общаться. Ты можешь предоставить ему это право. Критика сужает пространство, взгляд на жизнь, уменьшает внутреннюю энергию. А для улучшения ситуации нужно допустить, что и другой человек видит ситуацию правильно, или что все происходит так, как лучше. 
Глава 2. Техники конструктивной критики

 

При конструктивной критике  оценка замечаемых  поступков не задевает самолюбия адресата, мотивирует его к исправлению.

Деструктивная критика – это разрушающие действия.  Суть деструктивной критики заключается в  демонстрации критикующим своего превосходства,  возможно, своей власти над тем, на кого его критика направлена.

В зависимости от различных обстоятельств,  критика проявляется по-разному. Рассмотрим, как проявляется критика на примере неплохого, в общем-то, работника Иванова, который вдруг допустил в своём отчёте ошибку, приведшую к неверному результату. Так, критика начальника в его адрес может быть следующая:

  • Конструктивная по форме и по содержанию. Иванов, будьте, пожалуйста, более внимательны – в вашем отчёте ошибка, придется всё переделать.
  • Конструктивная по содержанию, но деструктивная по форме. Иванов, вы невнимательный бездельник – сделали ошибку в своем отчете.Переделывайте всё!
  • Конструктивная по форме, но деструктивная по содержанию. Иванов, будьте, пожалуйста, более внимательны – часто ошибаетесь. Придется всё переделать.
  • Деструктивная и по форме, и по содержанию. Иванов, вы бездельник – постоянно ляпаете ошибки. Переделывайте всё!

На этом примере видно, что от критики может быть как польза, так и вред, поэтому очень важно учитывать эти факты. Можно критиковать обоснованно, но важно, как это делается, обижают ли при этом чувства другого человека или наоборот, ему дают поддержку и знания, как стать лучше.

Вывод напрашивается сам собой: вовремя выслушать конструктивную критику, принять меры и избавиться от выявленных недостатков поможет в будущем избежать неприятной и непродуктивной деструктивной критики!

 2.1 Компоненты конструктивной критики

Конструктивная критика включает в себя 3 компонента:

  1. Возможность быть искренним и честно сказать другому человеку, что нам не нравится. 
  2. Улучшить отношение с этим человеком, так как мы предполагаем, что он нас слышит, уважает, готов сотрудничать (у него просто может быть другой взгляд или он чего-то не понимает). 
  3. Получение желаемого результата.

Если Вы решили покритиковать, заметили за собой, что вы уже критикуете или начинаете, важно остановиться, найти внутреннюю точку уважения себя и другого и использовать 3 компонента конструктивной критики (см. выше).

Конструктивная критика предполагает внутреннюю открытость, возможность договориться по-другому.

 Сначала будет не сразу получаться. Напомню, что процесс личностного изменения, появления новых привычек происходит постепенно.

 Навык конструктивно критиковать приходит с практикой. Благодаря этому навыку снимается напряжение в отношениях, и они становятся более открытыми и искренними.

 2.2 Формы конструктивной критики

Очень легко похвалить подчиненного. Гораздо труднее сделать ему корректное, деловое, не обидное замечание. Вот некоторые возможные варианты критических оценок.

Подбадривающая критика: «Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас — не получилось»;

Критика-упрек: «Ну, что же вы? Я на вас так рассчитывал(а)!»;

Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше»;

Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, я, допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне от моего начальника!»;

Критика-похвала: «Работа сделана хорошо. Но только не для этого случая»;

Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии»;

Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких наших товарищей, как...»;

Критика-сопереживание: «Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано...»;

Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»;

Критика-удивление: «Как?! Неужели вы не сделали эту работу?! Не ожидал(а)...»;

Критика-ирония: «Делали, делали и... сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»;

Критика-упрек: «Эх, вы! Я был о вас гораздо более высокого мнения»;

Критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо...»;

Критика-смягчение: «Что же сделали так неаккуратно? И не вовремя?!»;

Критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуйтесь»;

Критика-предупреждение: «Если вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!»;

Критика-требование: «Работу вам придется переделать!»;

Критка-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения»;

Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что собираетесь теперь предпринять?»;

Информация о работе Техника конструктивной критики