Социальная коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в анализе понятия, функций и особенностей развития коммуникации в России.
Данную цель мы попытаемся раскрыть с помощью постановки следующих задач:
- дать общую характеристику понятию социальных коммуникаций
- изучить процесс эволюции социальных коммуникаций

Содержание

Введение 3
1. История понятия социальной коммуникации 5
2. Эволюция социальной коммуникации 8
2.1. Этапы эволюции социальной коммуникаций 8
2.2. Современный этап развития коммуникаций 12
2.3. Эволюция социальной коммуникации на примере Приморского края 26
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Книжная информатика  стала снижать свою эффективность, образуется противоречие между потоками текущей литературы и индивидуальными читательскими возможностями. Сложилась ситуация, когда легче открыть новый факт или создать новую теорию, чем удостовериться в том, что они еще не были открыты или выведены (отсюда неоправданное дублирование научных и конструкторских работ, замедляющее темп научно-технического прогресса).

Таким образом, появилась  необходимость более совершенных  технических средств для снятия информационного кризиса. Книга  в настоящее время приобретает  электронную форму. Исчезновение книги  не прогнозируется. Необходимо сохранение книги как атрибута культуры. В крупнейшей библиотеке мира - библиотеке конгресса США хранится более 50 млн. книг, в их числе и библия Гутенберга. Так, богатейшее в мире собрание русских книг находится в Российской национальной библиотеке. Итак, обобщим изученный нами в этом пункте материал.

Первая социально-коммуникативная  революция – создание алфавитов. Устная коммуникация дополнилась письменной. Однако при этом обострилась проблема носителей и множителей информации.

Изобретение бумаги и печатного станка можно считать следующим этапом в развитии коммуникаций. Родиной этого изобретения стали Европа и Китай. В Европе началась “печатная революция”. С середины XIX века наблюдается быстрый рост книгопечатания, а также появление газет и журналов. Письменная коммуникация дополнилась печатной, однако осталось нерешенной проблема скорости передачи информации.

В середине XIX века появился телеграф, а в конце XIX века Д. Белл изобретает телефон, который позволил преодолеть трудности языка (использование азбуки Морзе в телеграфной связи).

В это же время параллельно с телеграфом рождается фотография, расширяющая возможности человека по передаче и восприятию массовой, визуальной, изобразительной информации. В конце века с рождением кино неподвижная фотография начинает двигаться, расширяя возможности людей по отражению реальности.

Изобретение А.С. Поповым радио в 1895 году и его продвижением на рынок Г. Маркони привело к коммуникации без проводов. Теперь информация могла передаваться на большие расстояния по воздуху как беспроводному каналу связи при наличии радиопередатчика и приемника. 20-30-е годы XX века стали “веком” радио, поселившимся рядом с человеком.

Следующий шаг человечества связан с рождением в начале XX века телевидения (дальновидения), сердцем которого явилась электронно-лучевая трубка В. Зворыкина. Телевидение привело кино в дома и квартиры людей, превратив телевизор в основной источник визуальной и вербальной информации.

Русский спутник 1957 года открыл космические возможности телевидению, радио, телефону для мгновенной передачи информации в любую точку земного пространства. Эта задача полностью будет решена после создания всемирной глобальной системы космических спутников связи.

Вторая половина XX века связана с прорывом в коммуникациях  – появлением PC и Интернета. Это позволило экономить время и силы на поиск и передачу разных объемов информации и доступ ко всем видам печатной, визуальной, музыкальной, радио и телеинформации.

Таким образом, мы подошли к завершительной, на данный исторический момент, стадии развития социальной коммуникации – Интернет-ресурсам.

2.2. Современный  этап развития коммуникаций

 

Новый безбумажный этап в развитии социальной коммуникации начался с возникновением Интернет. Бумага стала необходима только для воспроизводства визуальнооформленных документов. Роль систематизации, хранения, переработки информации, а также передачи ее на длительные расстояния взяла на себя техника.

Главное отличие электронного диалога от межличностной устной коммуникации, по мнению профессора А.В.Соколова, состоит не столько в опосредованности экраном, которая есть и в случае видеотелефона или промышленного телевидения, не говоря уж о кинематографе, сколько в факте общения не с человеком, а с электронной памятью. Диалог "человек - ЭВМ" - главное отличие электронной коммуникации от устной или документальной коммуникации, где имеет место прямой или опосредованный документом диалог "человек - человек".

Интернет - особый вид электронной коммуникации. Одни авторы считают, что его сущность вытекает из функций, присущих Сети, а именно:

- Интернет - глобальный  коммуникационный канал, обеспечивающий  во всемирном масштабе передачу  мультимедийных сообщений (коммуникационно-пространственная функция);

- Интернет - общедоступное  хранилище информации, всемирная  библиотека, архив, информационное  агентство (коммуникационно-временная  функция);

- Интернет - вспомогательное  средство социализации и самореализации  личности и социальной группы путем общения с заинтересованными партнерами, всепланетный клуб деловых и досуговых партнеров.

С учетом этих особенностей А.В. Соколов предлагает следующее  определение: Интернет - глобальная социально-коммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетворения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий. [10, с.50] Среду Интернет рассматривают и как совокупность технических, функциональных, информационных, социальных, экономических, юридических компонентов, обеспечивающих его существование, функционирование и деятельность.

Анализ Сети как многофункциональной  системы позволяет ученым выделять в ней следующие важнейшие  элементы:

- информационные ресурсы  в виде: 1) web-страниц, представляющих собой адресованные (имеющие однозначный адрес) машиночитаемые документы, содержащие текст, графическую информацию, в том числе - многоцветные изображения, и ссылки на другие документы, как-то связанные с данным; система ссылок образует гипертекст, облегчающий информационный поиск; 2) сайтов - совокупность страниц, принадлежащих частному лицу или организации и размещенных на каком-либо сервере; сайты (от англ. site - участок) имеют свои адреса; на одном сервере может размещаться несколько сайтов; 3) каталогов и файлов - средств организации информационных ресурсов;

- информационно-поисковые  языки словарного и классификационного  типа, служащие для поиска информации  по ключевым словам и индексам  иерархических классификаций (русскоязычные поисковые системы Рамблер, Апорт, Яндекс, Ау; англоязычные - Altavista, Infoseek и др.);

- логические операции, используемые при поиске с  помощью операторов И, ИЛИ,  НЕ; а также расширение поисковой  зоны путем отбрасывания окончаний  и суффиксов слов;

- технические средства реализации в виде серверов с размещенными на них сайтами и страницами и средствами проводной и радиосвязи, образующими узлы и глобальную структуру сети;

- программное обеспечение, включающее  протоколы, регламентирующие обмен  информацией между компьютерами (интерфейс), систему адресов компьютеров, сайтов, документов, страниц, гипертекстовые языки для описания содержания документов, специальные программы для движения в Сети (браузеры, или навигаторы) и др.

Применительно к Сети электронная  коммуникация представляется некоторым авторам сложной комбинацией дискурсов: передача личной почты (бытовой дискурс), официальный обмен и запрос информации (деловой дискурс), обсуждение научных вопросов в группах новостей или конференций (научный дискурс), рекламные баннеры и сайты (рекламный дискурс) и т. д. К примеру:

    • асинхронная конференц-связь (conferencing):
    • электронная почта (e-mail),
    • Интернет форумы (Internet forum или message board) или электронная доска (BB, bulletin board),
    • группы новостей (newsgroups),
    • списки рассылки (mailing-lists);
    • синхронная конференц-связь:
    • быстрые сообщения (IM, Instant Messaging),
    • чаты (chat rooms),
    • видео конференции (video conferencing),
    • голосовые конференции (voice conferencing),
    • разделение данных (data conferencing или whiteboard),
    • разделение приложений (application sharing),
    • разделение рабочего стола (desktop sharing).

Письменная коммуникация теряет часть смыслоразличительных средств, присущих устной коммуникации - в первую очередь, интонацию, мимику и жесты.  При этом сжатый, экономящий усилия и время отправителя виртуальный жанр не способствует детализации описания, присущей традиционной письменной речи - что могло бы хотя бы отчасти компенсировать отсутствие паравербальных средств. Поэтому роль компенсаторных механизмов (способствующих пониманию и экономии усилий получателя) выполняют «смайлики» - графические символы, получающиеся в текстовом режиме и кириллицы, и латиницы на обычной клавиатуре:

:-) - знак улыбки;

:-( - выражение неодобрения  или печали;

;-) - означает подмигивание;

8-( - изумление в сочетании  с печалью;

:*) - означает поцелуй

:-0 - означает крик.

Обобщая взгляды на электронную  коммуникацию, некоторые исследователи составляют её «типологическую» модель, описывая этот феномен, исходя из следующих параметров:

- по признаку масштабности (массовая, групповая и внутриличностная);

- по признаку времени (краткая  и неограниченная во времени,  синхронная и асинхронная);

- по форме (письменная и устная);

- по каналу передачи (актуальная, виртуальная);

- по способу контакта (всегда  опосредованная).

Роль коммуникации в  обществе обозначена тем, что без  нее общество представляло бы собой  скопление индивидов: в отсутствии социального взаимодействия индивиды не могут представлять собой общество как целостный организм, части которого влияют друг на друга и находятся в соподчинении, чего невозможно достичь, если индивиды не будут находиться в состоянии коммуникации. Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия - связи, не зависящие от отдельных личностей, но опосредствующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона - сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных ожиданиях соответствующего поведения. Механизм социального взаимодействия включает: те или иные действия индивидов; изменения во внешнем мире, вызываемые этими действиями; влияние таких изменений на индивидов; реакция индивидов, их формирований на действия внешних по отношению к ним субъектов.

Сегодня ученые находят в коммуникационном процессе несколько аспектов: от информационного  обмена в технологически организованных системах до экзистенциональной коммуникации (обнаружения "Я" в другом). В источниках и текстах, относящихся к периоду Древнего мира, описываются способы решения проблем государственного устройства, политики и этики с помощью вербальной письменной коммуникации.

Главное препятствие на пути развития системы коммуникации для развивающихся стран - массовая неграмотность населения многих стран мира, а также особенности коммуникационной техники, ее высокая стоимость, сложность эксплуатации и т.п. Однако даже в рамках имеющихся возможностей СМК могли бы использоваться более справедливым и эффективным образом, если проводить адекватную национальную и международную политику в сфере коммуникации.

Таким образом, одной из важнейших глобальных тенденций в мире является социальная интеграция массовых информационных и коммуникационных процессов в обществе. Такая интеграция служит основой для осуществления конкретных групповых контактов, сливает воздействие всех СМК в единый интегрирующий поток. Интеграция СМК осуществляется не только прямым влиянием на широкую массу потребителей массово-коммуникационной продукции, но и воздействием на более узкие группы людей и отдельных индивидов. На основе социологических исследований выявляется общность не только цели обеих форм воздействия, но и их содержательных компонентов.

Говоря о практическом применении социальной коммуникации на современном этапе, нельзя не отметить ее роль в рекламной структуре. Так, рекламная коммуникация служит рекламисту основной информативной базой для  руководства в условиях развития рыночных отношений и укрепления экономических связей в процессе создания конкретного рекламного продукта.

Реклама используется для информирования общества о новшествах, призванных обеспечить жизнь человека более  комфортной и удобной, что связано с созданием новых товаров и услуг. Она может применяться для решения практических задач увеличения прибыли фирм и для реализации определенных стратегических маркетинговых целей производителей. Реклама оказывает опосредованное влияние на формирование мнений на поведение людей, общественного сознания. Опосредованный характер влияния рекламы проявляется как через межличностное общение, воспроизводящее рекламные идеи в более доверительной форме обмена личным опытом, так и через массовые представления (нормы, традиции, стереотипы), принятые в обществе.

Реклама воздействует на человека с  древних времен. Но свое предметное преимущество - многотиражность, способность  одновременно воздействовать на большие  рассредоточенные аудитории, т.е. выступать  как массовое влияние, - она смогла реализовать с возникновением рынка производителей, рынка информационных средств - носителей рекламы и рынка потребителей рекламируемых товаров и услуг.

Реклама является особой формой коммуникации. Процесс коммуникации реализует  наиболее общие задачи, такие например, как информировать о событиях и фактах общественной жизни, развивать контакты между людьми, управлять процессом общения. Помимо этого, реклама решает и свои частные задачи: создает заданные образы, убеждает потребителя в необходимости и возможности приобрести тот или иной товар, формирует у него желание купить рекламируемый товар, ненавязчиво и эффективно.

Информация о работе Социальная коммуникация