Слухи, как фактор манипуляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 15:20, контрольная работа

Краткое описание

В жизни общества, и в разных социальных институтах ощутимое место занимает так называемая непроверенная устная информация, которая обычно называется слухами. Следует обратить внимание, что слухи являются сильнейшим манипулятором психическим сознанием масс. Эта «особенность» слухов активно используется в манипулятивных технологиях или в т.н. информационно-психологических войнах, когда необходимо в короткое время добиться внедрения в сознание масс каких-либо установок, необходимых манипуляторами.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая docx Теория.docx

— 40.52 Кб (Скачать файл)

Круговорот слухов,  как оказалось, способно в некоторых случаях снижать эмоциональное напряжение в большой группе ( по аналогии - «всем плохо»), а значит, эмоциональное напряжение само по себе служит дополнительным фактором возникновения слухов. В то же время невыносимой для людей может стать эмоционально обедненная, длительно лишенная значимых событий обстановка, при которой потребность во впечатлениях реализуется за счет круговорота слухов.

 «Нелепые слухи» - стоят особняком во всех типологиях. Они могут быть и желательными, и пугающими, и даже агрессивными, однако главное в них - очевидная нелепость описываемого. Слухи такого рода часто появляются самопроизвольно, как результат путаницы, свойственной обыденному сознанию.

 

 

 

3 Слух как фактор манипуляции

 

В случае манипулятивного воздействия на психику масс с целью манипуляций, т.е. обмана,  можно  заметить, что слухи бывают спонтанные и намеренные. В первом случае слухи начинаются сами, без намеренного распускания их со стороны имеющих какой-либо интерес манипуляторов. Во втором, слухи инициируются намеренно, и служат достижению каких-либо целей со стороны заинтересованных лиц. Слухи можно отнести к стихийным процессам передачи информации. Когда люди сталкиваются с чем-то, чему они не могут найти объяснения со стороны официальных источников — они сами  (главным образом бессознательно)  домысливают «историю вопроса»,  причем, зачастую, все также бессознательно, искажая факты (точнее — отсутствие их) в ключе   необходимом для них. Другими словами , содержательная часть слухов в равной мере сначала домысливается (и в этом случае часто выдается желаемое за действительное, тот есть о наличии произошедшего или намечаемого судится, исходя из субъективных оценок самого индивида, из его прогноза развития ситуации),  а после искажается — при межличностных контактах  (т.е. каждый из получателей слухов - при дальнейших коммуникациях что-то убирает, чем-то дополняет тот или иной слух - уже , опять же, в зависимости от собственного восприятия действительности). Кроме того, в способности распространения слухов играет роль вариант доступности (влияющий на быстроту). При этом на быстроту распространения слухов влияет и попадание в фактор ожидания других индивидов подобного (как в слухах) развития сценария отношений. Слухи символизируют собой не только настроения народа,  но и его желания отреагировать на то или иное обстоятельство в русле такого развития сюжета, какое хотели бы видеть люди (зачастую в ущерб истинности событий; подменяя подобную истинность собственным взглядом на развитие того или иного сюжета слуха). Причем важно заметить, что слухи могут быть как правдивые, так и ложные, а то и исключительно ложные. Причем уже понятно, что отделить одно от другого способно время . Можно выделить слухи «локальные», отмеченные внутри относительно небольшой социальной группы, которой может быть население деревни или городка, коллектив предприятия или учебного заведения, зрители кинотеатра или стадиона, пассажиры поезда или теплохода. Следующие «региональные»  слухи (ценности и цели населения области или группы областей, республики, географического регион). Отмечен факт ограничения распространения слухов региональными рамками по принципу религиозности, этнического расселения, занятия определенными промыслами, подверженности общей опасности в стихийном бедствии. Наконец, следует выделить  «национальные» и «межнациональные». Придя в какую-то страну с «помощью» зарубежного радиоголоса, слух циркулирует в национальных рамках, утратив любые межнациональные черты.

Слухи являются методами психологической войны. Причем, исходя из того, что с помощью слухов можно изменять общественное мнение, формируя его в нужном манипуляторам ключе (если мы говорим о намеренном распространении слухов), слухи являются достаточно грозным оружием. Любая форма воздействия на массы, любой способ применения подобного воздействия, зачастую весьма эффективен, потому как происходит воздействие не на одного индивида, а сразу на группы индивидов, на массы. В этом случае достигается всеохватываемость аудитории. Причем каждый из индивидов является в таком случае потенциальным «разносчиком» слухов. А значит информация, передаваемая посредством слухов, способна увеличиваться в геометрической прогрессии, что становится весьма существенным фактором эффективности слухов.

 

4.Слух как удовлетворение  потребностей

Слухи также являются способом удовлетворения различных потребностей индивида и масс. Мы знаем, что психика индивида устроена таким образом, что он смотрит на реальный мир в некой маске, или вымышленном образе, которые надевает на себя, и проецирует в последующем посредством этого образа некое собственное искаженное представление на окружающий мир, частично в какой-то мере подменяя реальный мир - мир вымышленным. Отличие здорового человека от психотика заключается лишь в том, что первый всегда может возвратиться назад, а психотик не может, так как он живет в этом мире иллюзорной действительности, и при этом нисколько не считает, что такой мир вымышленный.

Профессор. А.Н. Караяни обращает внимание на основные потребности человека, которые удовлетворяются посредством слухов. Это утилитарные потребности, потребности в престиже, в познании и эмотивные потребности.

 «Утилитарные  потребности связаны с достижением  людьми или социальными группами определенных целей», - отмечает профессор Караяни. Под такие цели могут подпадать, например, формирование у людей определенных мнений , настроений,  побуждение их к конкретному выбору, поведению и  т. д.  Караяни обращает внимание, что механизмом реализации подобной потребности может служить как агрессия (когда человек сознательно распускает слухи с целью причинить боль другому), так и забота о другом индивиде (например, предупредить их о надвигающейся опасности, и т.п.)

 Потребность  в престиже, по мнению проф. Караяни, удовлетворяется в том случае, когда владение эксклюзивной, полученной раньше других информацией повышает престиж человека. «Сообщая другому сведения, составляющие содержание слуха, — пишет проф. Караяни, — человек поднимает себя в своих глаза. У окружающих создается впечатление о некой «принятости», «вхожести» носителя эксклюзивной информации в референтные группы, формируется мнение о нем как о человеке осведомленном. В данном случае слух рассматривается в качестве товара».

Сила внушения берет перевес над убеждением и воле. Но в отличие от последних внушение есть сила слепая, лишенная тех нравственных начал, которыми руководятся воля и сознание долга. Вот почему путем внушения народные массы могут быть направляемы как к великим историческим подвигам, так и к самым жестоким и даже безнравственным поступкам. Поэтому-то и организованные толпы, как известно, нередко проявляют свою деятельность далеко несоответственно тем целям, во имя которых они сформировались. «В своем собственном сознании такой индивид ассоциирует себя с иерархическими ценностями, и растет в собственных глазах. Удивление, испуг, восхищение, которые рассказчик может прочесть в глазах слушателя, служат ему дополнительной наградой, и он обязательно рассказывает тот же сюжет нескольким лицам. При воспроизведении слуха в ходе групповых разговоров иногда возникает  своеобразное соперничество, побуждающее каждого участника такой беседы стремиться к первенству, которое достигается преподнесением более захватывающего сюжета, чем рассказанный только что, или добавлением важных деталей, опущенных предыдущим  рассказчиком. Это стремление к временному руководству вниманием присутствующих объясняет тенденцию к украшению сюжета колоритными деталями и к пренебрежению фактической стороной дела. Цель того, кто воспроизводит слух, не столько распространение информации,  сколько форсирование эмоциональной установки по отношению к тому, что является предметом информации, а также к самому себе».

 

Заключение

 

Таким образом, под слухами понимаются такие процессы межличностного общения, при которых содержание становится известным огромной аудитории. Выявление  эмоциональной характеристики слуха, определение границ его распространения  , позволяют вынести суждение о важных в обществе настроениях и мнениях, об информационной обстановке и путях ее улучшения, если она плоха. Сам факт появления слуха – говорит о том, что интерес людей к важной (по их представлениям) проблеме остался не удовлетворенным через СМИ.  Слух, как таковой, является межличностной (реже - публичной), но не массовой коммуникацией. Тот факт, что каналы печати, радио и телевидения порой становятся источниками слухов или отражают в своей продукции ложь, помогая, таким образом, их дальнейшему распространению, не меняет главного - обязательности меры межличностного общения. Непосредственное восприятие клиентом сообщений СМИ , не относится к круговороту слухов. Циркуляция слухов представляет собой факт, в котором проявляются системные социально-информационные, социально-психологические и общепсихологические закономерности. Изучение этих закономерностей создает предпосылки для намеренного использования слухов в целях манипулирования общественным мнением, настроениями и поведением людей.

Итак, результатом воздействия слухов является формирование мнения, а также снижение или, увеличение уровня тревоги, понимания ситуации в окружающей обстановке. Воздействие слухов наблюдается в виде поддержания групповых или классовых границ: члены определенной социальной группы с помощью слухов подчеркивают различия между «своими» и «чужими», формируя, таким образом, групповую похожесть.

 

Список используемой литературы

 

  1. Бехтерев В. М. Гипноз, внушение, телепатия. М. 1994.
  2. Караяни А.И. Слухи как средство информационно-психологического противодействия. Психологический журнал, Том 24, № 6, 2003 г.
  3. Конецкая В.П., Социология коммуникации. - М., 2006.
  4. Леонтьев А.А., Психология общения, М., 1997.
  5. Почепцов Г.Г. , Как успешно управлять общественным мнением, М., 1998.
  6. Почепцов Г.Г., Теория коммуникации, М., 1998.
  7. Шарков Ф.И. Теория коммуникаций. М., 2004.
  8. Шибутани Г. Социальная психология. М., 1969.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Слухи, как фактор манипуляции