Психология общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:21, реферат

Краткое описание

Общение представляет собой не только социальное, но и психологическое явление, оно тесно связано со структурой индивидуального сознания человека. Сам процесс общения невозможен без участия психологических механизмов порождения и восприятия речи.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Социально-психологическая природа общения……………………..4
2. Диалог как форма психологического воздействия……………….…7
3. Психологические барьеры в общении и пути их преодоления……14
4. Правила поощрения и порицания в общении……….……………... 24
5. Влияние цвета в общении………………………………………….…25
Заключение………………………………………………………………...…31
Список литературы…………………………………………………..………33

Вложенные файлы: 1 файл

Ком.тех.docx

— 68.31 Кб (Скачать файл)

       Интеллектуальные барьеры могут возникать и в результате различной скорости протекания интеллектуальных процессов у людей, вступающих в общение. Тугодумы часто воспринимаются как люди, недостаточно интеллектуально развитые. Мало у кого хватает терпения дождаться плодов их длительных размышлений, а ведь им просто не хватает времени, отмеренного природой, чтобы потрясти мир новыми идеями. Поэтому не стоит торопиться выносить однозначный приговор.

       Люди не только мыслят, но и говорят с разной скоростью. И если человек произносит более 2,5 слов в секунду, то собеседники перестают его понимать. Медленная, взвешенная речь “в час по чайной ложке” тоже вызывает раздражение.

      Бывает и так, что в интеллектуальных возможностях собеседника сомнений нет, но барьер возникает – это так называемый мотивационный барьер. Он появляется потому, что собеседнику не интересны высказанные соображения, которые не затрагивают его собственных потребностей, не вызывают мотива, побуждающего к пониманию.

         Но не только отсутствие мотивации – ее избыток также может препятствовать пониманию других людей. Повышение силы мотивации на первых порах приводит к росту эффективности деятельности, достижению точки максимального успеха, а дальнейшее возрастание уровня мотивации приводит к заметному спаду. Например, учащиеся, испытывающие чрезмерную ответственность перед родителями и педагогами, иногда даже при неплохих знаниях проваливаются на экзаменах. И если человек очень хочет быть понятым другими, он неизбежно начинает волноваться, его мысли путаются. Речь становится бессвязной, обрывочной, а в результате окружающие понимают только то, что выступление его неудачно.

         Наиболее болезненной проблемой мотивации взаимопонимания является потребительское отношение людей друг к другу. Когда интерес к вещам начинает преобладать над интересом к людям, сфера человеческих взаимоотношений неизбежно превращается в сферу услуг.

         Как это ни парадоксально, но моральные барьеры возникают и в тех случаях, когда мы имеем дело с человеком, абсолютно ни в чем не нарушившим нравственные нормы. Великий острослов Шамфор высказал такую мысль: “Слишком большие достоинства подчас делают человека непригодным для общества: на рынок не ходят с золотыми слитками – там нужна мелкая разменная монета, в особенности, мелочь”.

         Существует еще один барьер – эмоциональный. Чувства и эмоции людей всегда на стороне того, кто не жалеет сил и времени на реализацию целей, имеющих индивидуальный смысл и социальную ценность. Но что такое эмоции? И хороша или плоха высокая эмоциональность?

        Отрицательные эмоции. Американский писатель У. Олджер заметил, что “люди часто заполняют гневом пробелы в своем рассудке”. Неприятные эмоции ослабляют способность воспринимать и правильно оценивать даже самые веские и серьезные аргументы в пользу той или иной точки зрения. Но нельзя и принимать за чистую монету все, что сказано в эмоционально неуравновешенном состоянии. Постоянно страдающий человек кажется нам неприятным, а все, что с ним происходит – заслуженным.

         Положительные эмоции. Казалось бы, здесь все обстоит иначе. Но у человека, находящегося в состоянии радостного возбуждения, снижается критичность, и это может привести:

  1. к согласию с мнением, которое в обычных условиях неприемлемо;
  2. поддержке человека, не вполне ее заслуживающего. Даже возвышенные чувства могут стать источником серьезных ошибок во взаимопонимании (например, феномен “розовых очков” у влюбленных).

       Но положительные эмоции все-таки имеют плюсы, и значительные: повышается скорость мыслительных процессов, что способствует интеллектуальной активности; улучшаются коммуникативные возможности человека, делая его более приятным и желанным собеседником.

       Но главное не уровень эмоциональности, а умение сопереживать – эмпатия – устойчивое свойство личности, способность переживания эмоциональных состояний другого человека как своих собственных. Это качество трудно воспитать, но так же трудно и разрушить. Часто у одного из близко общающихся людей это качество есть, а у другого – нет: один сочувствует, сопереживает, а другой благосклонно принимает, не считая нужным отвечать. Формула “не сошлись характерами” чаще всего означает, что достигнут предел понимания одним человеком непонимания его переживаний и интересов со стороны другого.

       Насчитывается не одна сотня личностных черт, которые могут определять нюансы характера человека и влиять на взаимопонимание между людьми, но многие из них взаимосвязаны. Поэтому выделяют группы факторов, характеризующих тот или иной тип личности, например, экстерналы и интерналы.

        Каждый из нас в отношениях с окружающими представляет не только свою неповторимую индивидуальность, но и те общие черты различных социальных групп, к которым принадлежит.

       Социальные группы – это общности людей, выделенные по одному или нескольким признакам. Эти признаки могут быть формальными, например рост, или существенными социальными: пол, возраст, социальное происхождение, классы, нации, народности, партии. У каждой из этих групп своя культура, свои психологические особенности. Социальные группы могут быть большими и малыми.

       Малые социальные группы – семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа и т. д. Находясь в малых группах, человек погружается в особую психологическую атмосферу, изменяющую во многих чертах и его собственную психологию. Присутствие других в большинстве случаев активизирует психическую активность человека, но ухудшает сложные интеллектуальные процессы. Вероятно поэтому, оставаясь в одиночестве, человек видит отличные выходы из тех ситуаций, в которых, с его точки зрения, он вел себя не лучшим образом.

        Сталкиваясь с групповым мнением, некоторые люди проявляют конформизм – некритичное принятие чужого мнения даже в том случае, если оно противоречит элементарному здравому смыслу. Но конформизм чаще всего встречается в диффузных, случайно собранных малых группах, чем в устойчивых коллективах людей.

       Большие социальные группы – это, например, мужчины и женщины. Необходимо учитывать особенности психологии, связанные с полом и возрастом. Существует множество мифов, которые на поверку оказываются далекими от реальности. В частности, “мужчины любят глазами, а женщины – ушами”, но еще Оскар Уайльд предупреждал, что “женщину никогда нельзя обезоружить комплиментом, а мужчину – всегда”. Женщины предпочитают комплименты по поводу внешних данных, а мужчины – интеллектуальных и профессиональных достижений. С большим удовольствием женщины общаются и продолжают общаться с партнерами, чьи внешние данные превосходят остальных. Женщине действительно присущ более глубокий интерес к нюансам человеческих взаимоотношений, стремление к эмоциональному общению.

     Барьеры общения – это препятствия на пути к пониманию.

Разное  восприятие

Даже одно событие люди видят  по-разному. Восприятие человека выборочно, поэтому передавая информацию, он фокусирует внимание на деталях, которые  считает важными. Их значение для собеседника может быть совершенно иным.

  • Не стоит сразу отвергать информацию как неинтересную и бесполезную, лучше проанализируйте ее, опираясь на свои представления.

Посредники

Проблема делового общения –  большое число посредников. Проходя  через секретарей, помощников, коллег и т.д., информация может «потеряться» или измениться до неузнаваемости (вспомним детскую игру «Глухой телефон»).

  • Для повышения эффективности общения число посредников стоит свести к минимуму.

Неумение слушать

Непонимание часто возникает из-за элементарной невнимательности собеседника.

  • Чтобы понять, слушайте! Чтобы быть понятым, формулируйте мысли так, чтобы партнеру по общению было интересно и легко слушать вас.

 

Выбор слов

Жаргон и специальные термины, обилие эмоционально окрашенных слов или, напротив, сухой, канцелярский стиль часто препятствуют пониманию.

  • Говорите с партнером на его языке.

Стиль общения и манера разговора

Разговор на повышенных тонах, эмоциональный барьер.

     Большая часть информации, произнесенная таким тоном, просто теряется. Собеседник воспринимает только негативный эмоциональный настрой и реагирует также.

  • Поэтому, даже если вы раздражены, постарайтесь говорить максимально спокойно.

Утверждение вместо обсуждения.

«Есть два мнения – одно мое, другое ошибочное», – не лучшая установка, если хотите быть поняты.

  • Слушайте собеседника, пытайтесь найти точки соприкосновения, общее в ваших суждениях, и опирайтесь на это. Если человек один раз в разговоре сказал «да», убедить его будет легче.

Приказы и советы.

Когда у вас просят совета, дайте  его, если считаете нужным. Однако это  единственный случай, когда стоит  советовать, в большинстве же случаев  советов и приказов стоит избегать. Они звучат как утверждение своего превосходства над собеседником и невольно вызывают ответную негативную реакцию: «Кто-то ты такой, чтобы мне  приказывать/советовать? Какое твое дело?»

Превозношение своих заслуг.

Допустим, что вы хорошо разбираетесь в вопросе и много сделали  в области обсуждения. Но совершенно необязательно сообщать собеседнику  об этом. Он сам сможет сделать выводы о вашей компетенции в процессе общения. Если вы так хороши, попытайтесь  донести информацию до собеседника так, чтобы именно ему это было понятно и интересно, учитывая его знания и точку зрения.

 Обобщения, глобальные выводы из отдельных случаев.

Даже если собеседник действительно  виноват перед вами, не стоит утверждать, что он – постоянная причина всех ваших бед. Обобщения часто наделяют человека качествами, которыми он не обладает.

Ирония, язвительность.

Юмор хорош только тогда, когда  шутки доставляют удовольствие обоим  партнерам.

 

Пути преодоления  социально-психологических барьеров:

  • использование средств психологической саморегуляции или социально-психологической культуры;
  • знание, понимание себя, другого;
  • распознавание барьеров;
  • создание оптимального социально-психологического климата в группе и коллективе;
  • чувство юмора;
  • интонирование речи, возможности невербальных проявлений;
  • социально-психологический тренинг.

   Барьеры общения – отражение наших внутренних проблем. Поэтому для эффективного общения нужно не только знать, как преодолеть барьер, но и понять причину его возникновения, чтобы ситуация не повторялась.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРАВИЛА ПООЩРЕНИЯ И ПОРИЦАНИЯ В ОБЩЕНИИ

 

 

Метод поощрения. 

        В практической деятельности всегда приходится оценивать деятельность людей. Для этого используют методы поощрения и порицания. Педагогически правильно примененное поощрение положительно сказывается на поведении человека, оно способствует сплочению коллектива.

       Поощрение – неотъемлемый элемент системы воспитания. Оно выступает в разных формах: от одобрительного взгляда и искреннего пожатия руки до премии и награды.

       Каждый труженик хочет, чтобы его труд был оценен по достоинству. Если он вложил в трудовой процесс много своих физических сил и упорства, то ожидает за это положительной оценки. Отсюда – необходимость метода поощрения. В поощрении отражается положительная оценка деятельности труженика. Такая оценка становится стимулом поведения. Однако таковым поощрение становится лишь при соблюдении ряда педагогических требований:

  1. тот, кто поощряется, должен четко понимать, за что он поощряется; коллектив, в котором работает поощряемый, должен представлять, в чем состоят его заслуги;
  2. нельзя превращать поощрение в «плату» за работу, за соблюдение обычных норм поведения;
  3. поощрение должно быть своевременным, его нельзя откладывать «на завтра»;
  4. поощрение должно быть гласным.

 

 

Метод порицания. 

Порицание – это реакция на нежелательную деятельность и поведение. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю. Основными формами порицания взрослых выступают неодобрительный отзыв о работе и перевод на работу, где бы работник мог проявить себя.

       При вынесении порицания рекомендуется соблюдать ряд педагогических требований:

  1. порицание должно выноситься только за конкретную деятельность, проступок;
  2. при определении меры порицания следует принимать во воспитание специфику совершенного нежелательного действия и характер человека, то есть осуществлять индивидуальный подход к людям;
  3. нельзя порицать людей в состоянии раздражения;
  4. порицание должно быть своевременным и обязательно приводиться в исполнение;
  5. за поступок одного человека нельзя порицать весь коллектив.

Информация о работе Психология общения