Основы теории коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:20, реферат

Краткое описание

Коммуникация – явление универсальное, поэтому её проблемами занимаются многие науки – социально-гуманитарные, естественно-научные и технические. В последнее десятилетие в нашей стране стала обретать статус академической науки теория коммуникации, но пока у исследователей нет единого мнения относительно предмета и объекта новой науки.

Содержание

Введение 3
Вопросы с 1-30 4
Заключение 40
Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по коммуникации.docx

— 86.70 Кб (Скачать файл)

22.  коммуникативные революции (изобретение письменности, появление печатного станка, электронные масс-медиа)

Возникновение человеческой речи приблизительно 40 тыс. лет назад в коммуникативистике нередко называют «первая коммуникативная революция». Язык стал основным средством общения и передачи информации. Этот процесс совершенствовался по мере изобретения различных технических средств связи — письма, печати, газет, телефона, телеграфа, радио, телевидения, но ни одно из них не умаляет ведущей роли языка как основного истинно человеческого средства общения. Письменность. Возникновение письменности, положившее начало переходу от словесной культуры к письменной, датируется приблизительно 3-м тысячелетием до н.э. Непосредственными предшественниками современного письма стали пиктографическое (рисуночное) и иероглифическое письмо. Подлинной революцией в письменности стало изобретение фонетического письма, в котором особым символом обозначался каждый отдельный звук. Оно связало устную речь и письмо. Фонетическое письмо упростилось до набора из нескольких десятков букв современного алфавита. Классический греческий алфавит, включающий 24 буквы, с небольшими изменениями сохранился до настоящего времени. Он был заимствован Византией. Письменный язык в отличие от устного фиксировался на материальном носителе — пергаменте, бумаге и т.д. Его коммуникативные возможности исключительны: с помощью письменности люди получили возможность накапливать, хранить и передавать знания не только от человека к человеку, но и от поколения к поколению. Письменность позволяет возвращаться в глубь истории, знакомиться с классическим литературным и философским наследием прошлого, «общаться» с далекими предками. Письмо решило проблему объема и точности передаваемой информации. С возникновением письменности человечеству пришлось решать еще одну важную проблему — проблему поверхностей, пригодных для письма. Значительный прорыв совершили египтяне, изобретшие папирусную бумагу для письма. Книгопечатание. Третья коммуникативная революция связана с изобретением печатного станка. Книгопечатание обусловило переход от устной (преимущественно) культуры к книжной и значительно увеличило размах коммуникаций. Книга, отпечатанная типографским способом, стала достоянием широкого круга читателей. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, изобрел ли Гутенберг свой станок самостоятельно или заимствовал у китайцев. Новый способ распространился очень быстро и ознаменовал начало «эры Гутенберга». Россия вступила в «эру Гутенберга» через сто лет, при Иване Грозном. Промышленное производство книг повлекло за собой значительные социокультурные последствия. Во-первых, быстрый рост научной и образовательной сферы общества и увеличение доли грамотного населения; книга стала с самого начала «невежества темность прогоняти» (С. Полоцкий), будучи средством не только религиозного, но и светского просвещения. Во-вторых, развитие книгопечатания сказалось на развитии библиотечного дела. В-третьих, оно привело к возникновению целой отрасли производства — бумажной промышленности. Развитие полиграфии и бумажной промышленности обусловило появление и быстрый рост журнально-газетной индустрии. Так возник мощный канал массовой коммуникации — пресса, воздействие которой на массовое сознание по праву снискало ей титул «четвертой власти». Пресса начинает успешно конкурировать с книжным производством. Электронная коммуникация. Четвертая коммуникативная революция связана с возникновением и развитием электронных средств коммуникации. Возникновение и развитие электронной коммуникации решало ряд проблем, связанных с передачей и получением сообщений, благодаря колоссально возросшим скорости и объема передаваемой на большие расстояния информации. Начало было положено созданием техники телеграфии. В нашей стране изобретателем электромагнитного телеграфа считается русский ученый П.Л. Шиллинг (1786-1837). В 1832 г. он создал первый пригодный для практики электромагнитный телеграфный аппарат и продемонстрировал первую телеграфную передачу. Более совершенную версию телеграфа (релейный телеграфный аппарат) предложил С.Ф. Морзе. Изобретателем телефона был А.Г. Белл. Несколько месяцев спустя первая в мире общественная телефонная линия начала функционировать в Лондоне. В России первые городские телефонные станции начали действовать в 1882 г. в Петербурге, Москве, Одессе и Риге. К концу XIX в. телефонная связь распространилась по всему миру. К 1901 г. Маркони удалось значительно увеличить дальность радиосвязи — он послал первое радиосообщение через Атлантический океан, используя для этого подвешенную к воздушному змею принимающую антенну длиной свыше 100 м. Началась эра радиосвязи на большие расстояния. В 1925 г. в Лондоне Дж.Л. Берд осуществил беспроводную передачу изображения человека из одной комнаты в другую. В 1940 г. появились первые пробные цветные телевизионные программы — это было начало цветного телевидения. Постепенно начали формироваться межнациональные телевизионные связи. Так, в 1959 г. телесети 12 европейских стран объединились в сеть Евровидения. Создание телекоммуникационных спутников позволило телевещанию стать поистине всемирным явлением. Первый искусственный спутник был запущен в 1957 г. в Советском Союзе, а к концу 1980-х гг. на земной орбите вращались уже около 3500 спутников. В последние 20 лет конкуренцию спутникам составила волоконно-оптическая связь. Волоконно-оптический кабель более надежен с точки зрения обеспечения устойчивости и безопасности передачи. Связь по нему осуществляется быстрее, слышимость значительно лучше, а затраты на его производство во много раз меньше, чем на производство медного кабеля. В декабре 1988 г. вступил в действие первый телефонный кабель с использованием волоконной оптики, проложенный через Атлантический океан. Этот кабель позволял вести телефонные разговоры одновременно 40 тыс. абонентам, что в 3 раза превышало объем трех существующих медных кабелей и спутниковой связи. Огромное значение для развития коммуникаций имело быстрое развитие компьютерной техники. Таким образом, спутники, волоконная оптика и современные компьютерные технологии создали фундамент принципиально новой системы коммуникационных связей. Она приобрела поистине глобальные масштабы. Новые системы коммуникаций позволяют передавать со скоростью света любую информацию в любой форме — звуком, текстом, цифрами или изображением — любому человеку, находящемуся в любой точке планеты. Современные технологии связи, хранения и обработки информации в своей совокупности создают такое интегральное качество, которое без преувеличения можно назвать информационным обществом, ближайшим выражением которого стала всемирная коммуникационная сеть Интернет.

http://its-journalist.ru/Articles/razvitie_tehnicheskih_sredstv_kommunikacii_chast._9.html

 

23. возможности воздействия на аудиторию через коммуникационные системы радио, кино и телевидения

Процесс коммуникации осуществляется не только на межличностном уровне, но и на уровне воздействия на массы, то есть массовая коммуникация. Действие СМИ заключается в систематическом  распространении политической информации среди различных по численности, рассредоточенных аудиторий с целью  утверждения духовных ценностей  данного общества или его правящих групп, оказания идеологического, культурного и политического воздействия на получателей информации. Вследствие научно-технической революции СМИ вошли буквально в каждый дом, оказывают практически постоянное воздействие на членов любого сообщества. Отличительные черты СМИ – наличие специальных технических приборов, аппаратуры; публичность, т.е. неограниченный, обычно, надперсональный круг ее потребителей и пользователей; целенаправленный и, как правило, однонаправленный: от СМИ к потребителю, всегда контролируемый ими поток информации, даже при возможности обратной связи; различный, непостоянный характер их аудитории во времени и пространстве; разделенное взаимодействие коммуникационных партнеров. Средства массовой информации служат для сбора, распространения информации; формирования общественного мнения; легитимности политических структур; выступают важным атрибутом оппозиционной политической деятельности; служат источником стабильности или нестабильности общества.

Радио и телевидение имеют  общие черты, которые отличают их от газет и журналов. Во-первых, это  – оперативность, возможность информировать  людей с места события. В данном случае они выступают не только как  прямые каналы передачи происходящего, но и как комментаторы, причем комментарий  часто сопровождает ход события. Во-вторых, радио- и телетрансляции передают с документальной точностью  эмоции участников происходящего, создают  эффект присутствия, что придает  им максимальную убедительность. В-третьих, они несут информацию и знания даже тем людям, которые в силу различных причин “оторваны” от общественной жизни и не могут выписывать ни газеты, ни журналы (данная способность  определяется специалистами как  вездесущность). Основная часть сходства радио и телевидения заключается  в доставке сигнала электронными средствами одновременно в миллионы точек (в первом случае сигнал несет  информацию только о звуке, во втором – о звуке и изображении) и  в общности аудитории. Оба канала имеют возможность прямого обращения  практически к неограниченной аудитории.

Специфические особенности  радио и телевидения как средств  массовой коммуникации активно используются для воздействия на широкую аудиторию. Теле- и радиосообщения требуют значительно меньшего напряжения и усилий для понимания и восприятия информации, чем при чтении. Воздействие “живой” речи и “живого” изображения усиливают эффект внушения. В этой связи, безусловно, велика роль дикторов и ведущих политических телепрограмм. Во-первых, 90% политической информации к нам поступает через зрение. Во-вторых, большинство телеканалов контролируется государством (или крупными собственниками) и передачи обычно явно отражают их точку зрения. В-третьих, сообщение диктора, ведущего может выглядеть объективным в том смысле, что оно не содержит выражения одобрения или неодобрения, но его вокальные дополнения, интонация и многозначительные паузы, а также выражение лица часто имеют значительный эффект.

Иными словами, СМИ обеспечивают расширенную форму человеческой коммуникации.

24. массовые коммуникации в системе общественных связей и отношений

Коммуникативная сфера "связи  с общественностью" не сводится к  традиционному, узкому пониманию PR,а PRедполагает активное взаимодействие общественных и уPRавленческих структур различного типа (государственных и частных) в областях, связанных с познавательной деятельностью людей, с наивысшими социальными ценностями общества, оPRеделяющими его духовное развитие и технологический PRогресс, в частности, области экологии, этики, науки, культуры и др. В рамках данной коммуникативной сферы устанавливаются не только взаимовыгодные связи, но и гармоничные общественные отношения, конечной целью которых является социальная интеграция общества и социальные изменение на благо общества.

В целом PR представляет собой  динамическую и гибкую систему управления общественностью в самых разнообразных  областях человеческой деятельности - в бизнесе, политике, образовании, медицине, благотворительности, развлечениях, спорте и др. Нетрудно понять, почему среди  разнообразных функций PR почетное место  отводится коммуникации. Подсчитано, что шло 80% рабочего времени руководитель тратит на различные формы общения  и что львиную долю времени  занимает устная коммуникация, так  как она лежит в основе межличностного общения, которое наиболее эффективно для решения задач менеджмента. Это объясняется тем, что при  межличностном общении устраняются  пространственные и временные барьеры, налицо - обратная связь, партнер (аудитория) хорошо известен. И самое главное, есть возможность использовать целый  комплекс коммуникативных средств - вербальных и невербальных, сделать  правильную ориентацию на логические или эмоциональные аргументы. Имеются специальные рекомендации для речевого поведение в конфликтных ситуациях, для проведения деловых бесед. Большое значение в управлении придается использованию таких форм двусторонней коммуникации, как внутренние периодические издания - газеты, журналы, брошюры, плакаты, поскольку средства массовой информации так или иначе связаны с авторитетными политическими и экономическими структурами.

25. национальный характер и его отражение в процессе коммуникации

Национальный характер и  его отражение в процессе коммуникации

В современном мире, где  с приходом новых коммуникационных технологий появилось множество  возможностей общения людей разных национальностей, не стоит забывать, что в разных культурах существуют различные нормы общения и  поведения. Национальный характер - это  совокупность наиболее устойчивых, характерных  для данной национальной общности особенностей восприятия окружающего мира и форм реакций на него. Национальный характер представляет собой, прежде всего, определенную совокупность эмоционально-чувственных проявлении, выражаясь в первую очередь в эмоциях, чувствах и настроениях - в предсознательных, во многом ирро-циональных способах эмоционально-чувственного освоения мира, а также в скорости и интенсивности реакций на происходящие события.

Наиболее отчетливо национальный характер проявляется в национальном темпераменте - например, отличающем скандинавские  народы от, например, латиноамериканских. Зажигательность бразильских карнавалов никогда не спутаешь с неторопливостью северной жизни: различия очевидны в темпе речи, динамике движений и жестов, всех психических проявлений.

Понятие национального характера  по своему происхождению поначалу не было теоретико-аналитическим. Первоначально, оно было, прежде всего, описательным. Впервые его стали употреблять  путешественники, а вслед за ними географы и этнографы для обозначения  специфических особенностей образа дсизни и поведения разных наций и народов. При этом разные авторы в своих описаниях часто имели в виду совершенно различные и подчас просто несопоставимые вещи. Поэтому синтетическая, обобщенная трактовка национального характера невозможна - она носит заведомо комбинаторный и оттого недостаточно целостный характер. В рамках политической психологии наиболее адекватной все-таки является аналитическая трактовка.

В аналитическом контексте  принято считать, что национальный характер - составной элемент и, одновременно, основа ("платформа", "базовый  уровень") психического склада нации  в целом, и национальной психологии как таковой. Сложная, взаимосвязанная  и взаимообусловленная совокупность в основном эмоциональных (национальный характер) и более рациональных (национальное сознание) элементов как раз и  представляет собой "психический  склад нации" - ту самую "духовно-поведенческую  специфичность", которая и делает представителей одной национально-этнической группы непохожими на представителей других таких групп. Психический  склад нации - основа всей национально-этнической психологии, уже как совокупности этого "склада" и определяемого  им поведения.

В истоках национального  характера лежат прежде всего устойчивые психофизиологические и биологические особенности функционирования человеческих организмов, включая в качестве основных такие факторы, как реактивность центральной нервной системы и скорость протекания нервных процессов. В свою очередь, эти факторы связаны, по своему происхождению, с физическими (прежде всего, климатическими) условиями среды обитания той или иной национально-этнической группы. Общий, единый национальный характер является следствием, псхическим отражением той общности физической территории, со всеми ее особенностями, на которой проживает данная группа. Соответственно, например жаркий экваториальный климат порождает совершенно иные психофизиологические и биологические особенности, а вслед за ними и национальные характеры, чем холодный северный климат.

26. коммуникации в государственных и общественных структурах

Государственная коммуникация является регулирующим и координирующим механизмом во взаимоотношениях государства  и общества, обеспечивая стабильность и эффективность функционирования общественного организма в целом. Государственная коммуникация призвана выполнять следующий ряд функций:

- консервативную, направленную  на сохранение статус-кво государственной  системы, способствующей стабильному  существованию социального организма;

- координирующую, призванную  обеспечивать координацию властных  воздействий субъекта управления  в соответствии с параметрами  объекта управления, и их возможными  изменениями;

- интегрирующую, связанную  с осуществлением такой государственной  политики, которая бы учитывала  интересы всех элементов общественной  системы, способствовала выработке  и принятию согласованных управленческих  решений;

- мобилизационную, направленную  на обеспечение легитимности  существующего общественного порядка,  получение поддержки и одобрения  общества по поводу принимаемых  управленческих решений;

- социализирующую, связанную  с усвоением в процессе информационного  обмена социально-политических норм, ценностей и традиций государства,  повышением уровня политической  компетентности граждан.

Все эти функции имеют  неодинаковое значение в различные  периоды существования того или  иного государства. Для современной  России важнейшей, является функция  снижения социальной напряженности, которая  призвана обеспечить дальнейшее движение в области демократических преобразований.

Информация о работе Основы теории коммуникации