Основы теории коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 19:20, реферат

Краткое описание

Коммуникация – явление универсальное, поэтому её проблемами занимаются многие науки – социально-гуманитарные, естественно-научные и технические. В последнее десятилетие в нашей стране стала обретать статус академической науки теория коммуникации, но пока у исследователей нет единого мнения относительно предмета и объекта новой науки.

Содержание

Введение 3
Вопросы с 1-30 4
Заключение 40
Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по коммуникации.docx

— 86.70 Кб (Скачать файл)

http://smi-vgpu.ucoz.ru/publ/vlijanie_smi/1-1-0-3

15.  коммуникативная личность

Коммуникативная личность –  это деятельный человек, обладающий коммуникативной компетенцией, умеющий  формировать индивидуальные коммуникативные  стратегии и тактики, обладающий когнитивными, семиотическими и мотивационными ориентирами. Коммуникативная личность – это содержание, центр и единство коммуникативных актов, направленных на другие коммуникативные личности. Коммуникативная личность неоднородна. Она может включать различные  роли. Определяющими параметрами  для коммуникативной личности являются три: мотивационный, когнитивный и функциональный. Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая определяется коммуникативной личностью в процессе коммуникативной деятельности (варьируются средства коммуникации и тактика). Когнитивный параметр коммуникативной личности включает в себя множество характеристик, связанных с познавательным опытом индивида, который формирует его внутренний мир; это знание коммуникативных кодов, умение осуществлять интроспекцию и ауторефлексию, т. е. самонаблюдение и самосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнёра – коммуниканта, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Успешность коммуникации, воздействие на собеседника в значительной мере зависит от когнитивных характеристик коммуникантов. Функциональный параметр включает: kоммуникативную компетентность-совокупность социальных, как по форме, так и по содержанию; умение владеть вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникации. Умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения. Построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.

http://kurs.ido.tpu.ru/courses/theory_comm_basics/tema4.html#2

16. аудитория и коммуникации

Соционика и психогеометрические характеристики личности. Факторы, влияющие на эффективность восприятия информации. Использование манипулятивных технологий в коммуникативном процессе. Ролевые и манипулятивные классификации. Любая коммуникативная деятельность предполагает не только знание характеристик коммуникатора, анализ содержания информации, но и анализ аудитории. Чтобы осуществить такой анализ, коммуникатору необходима психологическая компетентность. Знание психотипов позволяет определить стратегию коммуникативного процесса, прогнозировать действия. На эффективность восприятия информации аудиторией влияют культурный, образовательный, социальный уровни коммуниканта. Важными факторами успешной коммуникации служат знание аудитории, уважение к ней, умение общаться с ней на равных, т.е. равенство психологических позиций коммуникатора и коммуниканта. При изучении влияния на восприятие информации интеллектуального уровня аудитории выяснили, что для аудитории с высоким уровнем образования предпочтительнее двустороннее сообщение. Такое сообщение представляет собой текст, который кроме аргументов коммуникатора содержит аргументы противной стороны. Это объясняется тем, что такой аудитории необходимо сопоставлять взгляды и самостоятельно их оценивать. Для аудитории же с низким образовательным уровнем рекомендуется использовать одностороннее сообщение, содержащее только аргументы коммуникатора. Одностороннее сообщение эффективно так же, когда аудитория согласна с коммуникатором, когда она не подверглась воздействию аргументов противника. Целью специалиста по связям с общественностью является изменение ценностных установок и поведения коммуниканта. Под манипуляцией сознанием понимают действия коммуникатора, направленные на изменение психологических установок, ценностных ориентаций, поведения индивидов и целых аудиторий независимо от их желания. Среди причин манипуляции выделяют: конфликт человека с самим собой (А.Маслоу); недоверие по отношению к другим людям (Э.Фромм); ощущение абсолютной беспомощности (экзистенциализм); боязнь тесных межличностных контактов (Э.Берн); некритическое стремление получать одобрение всех и каждого; стремление к символическому овладению партнером по общению (З.Фрейд); реализацию компенсаторного стремления к власти (А.Адлер). Цель манипуляции – контроль над аудиторией, ее управляемость и послушность. Для достижения цели используются различные манипулятивные технологии: целенаправленное преобразование информации (умолчание, селекция, “передергивание”, искажение информации, переворачивание); сокрытие воздействия; мишени воздействия; роботизация. Данные технологии применяются в таких видах манипулятивного влияния, как: Манипуляция образами.    Конвенциональная манипуляция – опирается не на личные психологические установки, а на социальные схемы: правила, нормы, традиции, принятые в обществе, семье. Операционально-предметная манипуляция – основана на таких психических особенностях личности, как сила привычки, инерция, логика исполнения действия.  Манипуляция духовностью – манипуляция высшими уровнями психики (Манипулятивные методы воздействия широко используются в пропаганде. Пропаганда – распространение научных, политических, философских и других идей в целях их внедрения в общественное сознание и активизации массовой практической деятельности.

http://dvo.sut.ru/libr/sotciolo/volod/n5.htm

 

17. обеспечение информационного обмена в коммуникативных системах

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Во-вторых, характер обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса. В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. В теории коммуникации выделяют: а) аксиальный коммуникативный процесс (от лат. axis — ось), когда сигналы направлены единичным приемникам информации, т.е. отдельным людям; б) ретиальный коммуникативный процесс (от лат. rete — сеть), когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов. Поскольку в этом случае отправление сигналов группе заставляет членов группы осознать свою принадлежность к этой группе, постольку в случае ретиальной коммуникации происходит тоже не просто передача информации, но и социальная ориентация участников коммуникативного процесса. Психологически крайне важно выяснить, при каких обстоятельствах тот или иной канал информации может быть блокирован этим фильтром, а также выявить средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действия фильтров. Совокупность этих средств называется фасцинацией. Примером фасцинации может быть музыкальное сопровождение речи, пространственное или цветовое сопровождение ее. Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/20322/20343/

18. теоретические подходы в понимании вопроса эффективности коммуникаций

Изучение массовой коммуникации проводилось в" трех аспектах - теоретическом, прагматическом и экспериментально-прикладном. Имеющиеся теории построены главным образом на функциональном подходе к пониманию сущности массовой коммуникации, различие заключается в обосновании доминирующей функции и последствий ее актуализации. Три группы: 1) функция политического контроля, 2) функция опосредованного духовного контроля, 3) культурологическая функция. Особняком стоит теория "информационного общества. В первой группе теорий выделяются две подгруппы. В первой подгруппе доминирующим фактором является материально-экономический, во второй - идеологический. К первой подгруппе относится теория массового общества и варианты теории, основывающиеся на классическом марксистском понимании СМИ Теория массового общества исходит из положения о взаимодействии авторитетных и властных институтов общества, в результате чего СМИ оказываются интегрированными в эти институты и, как следствие, поддерживают политико-экономический курс властных структур. Эта теория особо подчеркивает роль СМИ в формировании общественного мнения. Политико-экономическая теория, в которой наиболее последовательно используются постулаты марксизма, на первое место выдвигает роль экономических факторов, определяющих функции СМИ. Критическая теория представляет собой неомарксистский подход к анализу социальных процессов в обществе. Ко второй подгруппе относятся теория "гегемонии" и теория массовой коммуникации, построенная на основе марксистской методологии. Теория гегемонии СМИ носит условное название, в котором слово "гегемония" интерпретируется как господствующая идеология. Наиболее существенные исследования социального аспекта массовой коммуникации были проведены под руководством Б А. Грушина - изучалось влияние СМИ на формирование массового сознания и общественного мнения. Во второй группе наиболее значительным являются теории, разработанные на основе методологии структурного функционализма. СМИ рассматриваются как самоорганизующаяся и самоконтролируемая подсистема, функционирующая в пределах установленных политических правил. Для теорий третьей группы характерен социокулътурологический подход к пониманию массовой коммуникации и роли СМИ. Линию критического анализа СМИ, дегуманизирующих культуру, поддерживал немецкий социолог Г. Знценсбергер. Он рассматривал СМИ как репрессивный механизм, который осуществляет централизацию и бюрократический контроль, что усугубляет пассивность аудитории. Культурологическая теория массовой коммуникации как нового этапа социального общения представлена исследованиями канадского социолога и публициста Х. МакЛюэна и французского социолога А. Моля. МакЛюэн разработал типологию исторически развивающихся систем культуры (устная, письменная, аудиовизуальная), основанную на различных средствах общения. Изучение коммуникативных средств он считал главной задачей для понимания их взаимодействия с человеком. Интересен его вывод о том, что на протяжении человеческой истории соотношение органов чувств. Абсолютизация и даже фетишизация СМИ в современном обществе базируются на заведомо негативной оценке массовой аудитории и индивидов в плане их познавательных интересов и игнорирования того факта, что та же технология сделала получателя информации достаточно автономным, не зависящим от источника массовой информации. Рассмотренные теории массовой коммуникации при всей их вариативности главным образом ориентированы на роль СМИ. В плане прогнозирования одни предсказывают усиление дифференциации власти над СМИ, упадок культурного уровня общества, так как культурологическая функция никем не контролируется, и ослабление интеграции общества, поскольку общество будет привязано к своим локальным интересам. Другие, напротив, подчеркивают преимущество СМИ в условиях свободного выбора информации, так как в этих условиях можно избежать централизованного давления СМИ, а интеграция, хотя и сузится, в новых условиях будет более глубокой и устойчивой.

http://society.polbu.ru/konetskaya_commsociology/ch35_all.html

19.  особенности коммуникативного процесса в массовом обществе

Массовая коммуникация прежде всего характеризуется: наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированностью; социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации; массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации; многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность и, вместе с тем, нормативность массовой коммуникации. Главным условием, определяющим массовую коммуникацию, является специфика аудитории и коммуникатора. Уникальность коммуникационного процесса в обществе связана с его следующими свойствами: диахронность — коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени; диатопность — коммуникативное свойство, позволяющее информационным сообщениям преодолевать пространство; мультиплицирование — коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием; симультанность — свойство коммуникационного процесса, позволяющее представлять адекватные сообщения множеству людей практически одновременно; репликация — свойство, реализующее регулирующее воздействие массовой коммуникации. Различные подходы к пониманию структуры массовой коммуникации и ее функционированию отражены в моделях — обобщенных схемах, представляющих в описательной и/или графической формах основные компоненты массовой коммуникации и их связи.

20. социальные коммуникации в информационном обществе

Информатизация общества – организованный социально-экономический  и научно-технический процесс  создания оптимальных условий для  удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов

В современной науке социальная коммуникация изучается под разными  углами зрения; подход к ней зависит  от принадлежности ученого к определенной научной традиции, школе или некоторому направлению. Соответствующие понимания  коммуникации можно условно разделить  на три группы. Это понимания, сформированные на 1) социальной, 2) языковой и 3) собственно коммуникативной основе. Понятие  «социальная коммуникация» охватывает все эти три истолкования. Первый подход ориентирован на изучение коммуникативных  средств ради их применения (реализации социальных функций коммуникации); второй подход связан с проблемами межличностной коммуникации; третий - с проблемами воздействия массовой коммуникации на развитие общественных отношений.

Основными компонентами социальной коммуникации являются:

1) субъекты коммуникационного  процесса - отправитель и получатель  сообщения (коммуникатор и реципиент);

2) средства коммуникации - код, используемый для передачи  информации в знаковой форме  (слова, картинки, ноты и т. д.), а также каналы, по которым  передается сообщение от коммутатора  к реципиенту (письмо, телефон, радио,  телеграф и т.д.);

3) предмет коммуникации (какое-то  явление, событие и т.п.) и отражающее  его сообщение (статья, радиопередача,  телевизионный сюжет и т.д.);

4) эффект коммуникации - последствия  коммуникации, выраженные в изменении  внутреннего состояния субъектов  коммуникационного процесса, в их  взаимоотношениях или в их  действиях

 

21. биологические, социальные, этнические и психологические факторы коммуникации

Биологические факторы коммуникации- это те факторы, которые используются в основном в разделе этологии(наука о поведении животных в естественной среде обитания), при исследовании сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых. Так как изначально человек общался при помощи жестов и звуков, то необходимо рассматривать этот фактор, чтобы изучить происхождение коммуникативных процессов у разных культур. Так же к биологическим факторам можно отнести различия по иерархии.

Социальные факторы-   это факторы, относящиеся к коммуникативной деятельность людей в социальной среде, формирующее социальные отношения, обусловленные социальными нормами и оценками. Социальная коммуникация — это взаимодействие людей, обусловленная целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в обществе, в данном социуме.

Этничские Факторы – к этим факторам относятся категории, специфические для различных этнических групп. По различию этнических факторов выделяются присущие народу признаки культуры, включающие особенности материального производства, человеческого воспроизводства и быта (демографическая структура, структура семьи, общественные структуры и др.), духовного воспроизводства (мировоззрение, методы социализации детей и подростков, верования, культурные традиции, социально-правовые и морально-этические нормы), коммуникации (особенности общения индивидов, наиболее характерные методы общения и др.).

Психологические факторы- это те факторы, изучением которых занимается психология(это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека)).То есть к псхилогическим факторам относятся восприятие человека чего-либо, его эмоциональное состояние, уровень его развития, характер, темперамент и прочее.

Информация о работе Основы теории коммуникации