Мимические невербальные компоненты коммуникации в деловом контексте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Коммуникация - в широком смысле - обмен информацией между участниками коммуникации посредством общей системы символов[10, с. 26].Выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. На долю общения посредством вербальной коммуникации приходится всего лишь 35% передаваемой информации. Остальные 65% составляют невербальные сообщения, то есть происходящие без использования слов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ КОММУНИКАЦИИ.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИМИЧЕСКИХ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ 6
1.1. СУЩНОСТЬ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ 6
1.2. СТРУКТУРА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ 8
1.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИМИЧЕСКИХ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ 10
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 14
ГЛАВА 2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 15
2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 15
2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА. 18
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 21
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МИМИЧЕСКИХ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В СТАТУСНО-МАРКИРОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ. 22
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3: 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 75.25 Кб (Скачать файл)

Просмотренные видеозаписи делятся на три части: собеседование при приеме на работу, деловые переговоры и деловые встречи. Каждая из частей в свою очередь делится на группы. В части, которая включает процесс собеседования, выделяются три групп: проведение собеседования на английском языке и проведение собеседования на русском языке в риэлтерской компании «София». В части анализа деловых переговоров и деловых встреч  содержатся видео только на английском языке. Общая продолжительность видеозаписей проведения собеседования на английском языке – 35 минут, видеозаписей на русском языке – 27 минут и видеозаписей собеседования в компании «София» - 44 минуты 37 секунд. В общем,  длительность видео первой части составляет 106 минут 37 секунд.

Длительность видеозаписей деловых переговоров на английском языке составила 42 минуты 28 секунд. Длительность видеозаписей деловых бесед составила 186 минут.

По результатам просмотренных видеоматериалов мной было установлено 543 случая использования мимических компонентов в процессе невербальной коммуникации в ситуации равностатуного общения и ситуации статусного неравенства. 305 мимических невербальных компонентов было использовано в видео проведения собеседования, 110 мимических компонентов было использовано в видео проведения деловых переговоров и 128 мимических компонентов использовалось в видео проведения деловых бесед.

Для начала я хотела бы проанализировать ситуацию проведения собеседования при приеме на работу. Весь процесс собеседования можно условно разделить на этапы: знакомство и вступление в контакт, основной этап проведения собеседования, который включает ознакомление с анкетой и вопросы проводящего собеседование, озвучивание результата о пригодности претендента на должность и выход из контакта.

Первую группу анализа составили видео собеседования с носителями английского языка в компании, название которой не удалось становить. В собеседовании принимали участие 4 претендента(2 мужчин и 2 женщин). Общая продолжительность видеозаписей составила 90 минут. В ходе собеседований было выявлено 65 мимических компонентов. По результатам видео  можно выявить особенность использования мимических компонентов у представителей разных полов. Так мужчины реже используют мимические невербальные компоненты, всего было замечено 20 случаев использования мимических компонентов. Мимическое поведение женщин более разнообразно, женщины в процессе собеседования использовали мимические компоненты 45 раз.

В начале собеседования, на первом этапе знакомства претенденты используют одинаковые мимические компоненты.

 - Good morning, I welcome you in our company (полуулыбка, глаза слегка сужены)

-  Good morning, I am very pleased to be here (широкая улыбка, глаза сужены)

Во время обращения к ним проводящего собеседование они используют полуулыбку – 8 раз, некоторые из них используют широкую улыбку, обнажая зубы – 4 раза. Далее в процессе собеседования, во время ответов на вопросы они сконцентрированы и редко используют мимические компоненты (12 случаев использования), во время прослушивания вопросов у них застывшее лицо, которое характеризуется широко раскрытыми глазами и приподнятыми бровями, приоткрытым ртом с опущенными уголками губ.

В конце собеседования мимические компоненты и случаи их использования зависят от успешности либо не успешности собеседования для претендента на должность. Если претендент получил должность, он использовал  5 мимических компонентов в 20 случаях, если не получил – 4 мимических компонента в 14 случаях.

Отдельно стоит выделить видео проведения собеседования в риэлтерской компании «София». В данной компании открыта должность риэлтора. На данную должность претендуют разные люди разных профессий. В качестве претендентов выступили 4 мужчин и 6 женщин. Проводил собеседование глава компании Роман. Во время собеседования Роман задавал вопросы о предыдущем опыте работы, о том, как претенденты узнали про должность, а также рассказывал о том, что представляет собой должность риэлтора и обсуждал финансовые вопросы. Каждый из претендентов  вел себя по-разному, но в их мимическом поведении можно выделить схожие мимические компоненты. Общее количество употреблений мимических компонентов, которое было установлено – 147 раз. 

В ходе собеседования можно было наблюдать различия использования мимических компонентов у мужчин и женщин, а также различное использование мимических компонентов в ситуации статусного неравенства. Всего было просмотрено 9 видеозаписей, общая длительность которых составляет 56 минут 24 секунды.

В результате просмотра всех собеседований мной было выявлено наиболее частотное употребление следующих мимических компонентов:

    • легкая полуулыбка, не обнажая зубы – женщины – 20 раз, мужчины – 7 раз;
    • сведение бровей к переносице – женщины – 8 раз, мужчины – 8 раз;
    • расширение ноздрей – женщины – 6 раз, мужчины – 6 раз;
    • поджатие губ – женщины – 16 раз, мужчины – 10 раз.

Особенностью всех  просмотренных видео собеседований является то, что, не зависимо от пола претендента, каждый из них использует такой мимический компонент, как поджатие губ(26 раз).

- Сейчас, Тимур, я хочу  задать вам вопрос о заработной  плате (поднятие бровей)

- Я вас внимательно  слушаю (поджатие губ, сведение бровей  к переносице)

(обращение к девушке)

- Вы можете назвать  сумму будущей заработной платы  в нашей компании? (поднятие бровей)

- Ммм…(поджатие губ, расширение  ноздрей) Вы знаете это сложный  вопрос.

Также по результатам просмотренных видеоматериалов можно сделать вывод о том, что мужчины используют меньше мимических компонентов, чем женщины (мужчины – 8 компонентов, женщины – 10).

Таблица «Использование мимических НВК у представителей разных полов».

                                Пол

НВК

Мужчины

Женщины

Поджатие губ

10

16

Облизывание губ

3

5

Улыбка, обнажив зубы

-

13

Округление глаз

2

8

Легкая полуулыбка, не показывая зубов

7

20

Сведение бровей к переносице

8

8

Расширение ноздрей

6

6

Поднятие бровей вверх

4

9

Сужение глаз

-

5


 

 

Таким образом, общее число использования мимических невербальных компонентов у мужчин – 40 раз, у женщин – 90 раз.

По результатам просмотренных видео мной были замечены схожие мимические состояния у претендентов, не зависимо то пола.

Таблица 1: «Мимическое поведение претендентов на должность»

      Этап

 

 

 

 

НВК

В начале собеседования, при первом знакомстве

Когда проводящий собеседование начинает разговор на отвлеченную тему

Переход вновь к теме собеседования

Когда задают вопрос о предполагаемом размере заработной платы

Положение рта

Рот приоткрыт

Рот открыт

Рот закрыт

Рот закрыт

Губы

Уголки губ приподняты

Уголки губ приподняты

Уголки губ опущены

Губы напряжены и сомкнуты

Форма глаз

Глаза широко раскрыты

Глаза широко открыты

Глаза широко открыты

Глаза слегка сужены

Положение бровей

Внутренние уголки бровей  подняты вверх

Брови приподняты

Брови сведены к переносице

Брови сведены к переносице

Лоб

Горизонтальные складки на лбу

Горизонтальные складки на лбу

Вертикальные складки на лбу

Вертикальные складки на лбу


 

 

Во время собеседований претендентам на должность задавали одинаковые вопросы, однако при ответе на них у претендентов в разной степени проявлялись одинаковые мимические компоненты.

Проводящий собеседование на должность, Роман, активно использовал следующие мимические компоненты в различных ситуациях:

    • Затяжное моргание – 4 раза во время рассказа о специфике работы.
    • Сведение бровей к переносице – 7 раз, после заданного вопроса о предполагаемой заработной плате.
    • Легкая полуулыбка, уголки губ слегка приподнимаются – 20 раз, во время знакомства с претендентом и во время  рассказа претендента об опыте работы.
    • Поджатие губ – 13 раз во время  рассказа претендента об опыте работы.
    • Поднятие бровей вверх – 14 раз, во время рассказа о специфике работы.

Таким образом, наиболее частотный вид использования мимических компонентов проводящим собеседования являются легкая полуулыбка(20), поджатие губ(13), которое сопровождается сужением глаз(8 раз) и поднятие бровей вверх(14).

В конце проведения собеседования, проводящие собеседование  подводят итоги и говорят о том, подходит ли данный претендент на должность.  Перед проводящим собеседование стоит важная задача отобрать наиболее подходящего кандидата на должность, поэтому он сконцентрирован и в конце собеседования использует меньше мимических компонентов, чем в начале собеседования и в середине (в начале – 14 случаев, в середине – 33 случая в конце – 9 случаев). 

Проведение собеседования при приеме на работу является первым важным шагом в профессиональном становлении человека. Успешное прохождение собеседования зависит во многом от невербальных средств общения. У претендентов можно выделить общие тенденции использования мимических компонентов. Наиболее характерными мимическими компонентами являются широко раскрытые глаза(20 раз), приподнятые внутренние уголки бровей(44 раза) и легкая полуулыбка(43 раза). У проводящего собеседование во время проведения собеседования наиболее употребительные мимические компоненты: легкая полуулыбка(23 раза), сведение бровей к переносице(15 раз) поднятие бровей вверх(19 раз). Нужно отметить, что коммуникация, как и мимическое поведение у участников собеседования обусловлена наличием статусного неравенства между проводящим собеседование и претендентом на должность.

Далее я хотела бы проанализировать мимическое поведение участников деловых переговоров. Посредством деловых переговоров реализуется стремление одного человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками переговоров.

Для анализа я взяла видео проведения деловых переговоров в 3 разных компаниях, название которых не удалось установить. Цели переговоров каждой из компании были разны,  стиль проведения переговоров в компаниях также был разным. Состав участников переговоров также был различный. В процессе анализа были установлены разные случаи использования мимических компонентов. Также следует отметить, что коммуникация во всех просмотренных видеоматериалах осуществлялась в условиях равного статуса.

Общая длительность видео составила 73 минуты 55 секунд. В результате просмотра видеоматериалов было установлено использование 6 мимических компонентов и  110 случаев их использования.

На двух видеозаписях коммуникация осуществлялась на английском языке, а на третьей видеозаписи звучала русская речь.

Безусловно, исход любых деловых переговоров зависит от первого впечатления. Начало переговоров подразумевает встречу и вступление в контакт. Тип контакта «сверху», «снизу», «наравне», дружелюбно, нейтрально, агрессивно устанавливается в начале переговоров и зависит от того  как вошел человек, какова его поза, интонация первых фраз, взаимное расположение в пространстве и конечно же мимика. В начале деловых переговоров было замечено использование таких мимических компонентов как: полуулыбка – 18 раз, сужение глаз – 14 раз.

Коммуникация в видео осуществлялась между всеми участниками. Наиболее часто употреблялись следующие мимические компоненты:

    • Поднятие бровей – 20 раз
    • Сведение бровей к переносице – 17 раз
    • Легкая полуулыбка – 18 раз
    • Облизывание губ – 19 раз
    • Расширение ноздрей – 10 раз
    • Поджатие губ – 26 раз

Эти мимические компоненты использовались на разных этапах проведения собеседования. Наиболее частотный случай употребления был облизывание губ. Участники переговоров использовали его, когда предоставлялось слово одному из них сообщить данные(3 раза). Когда участнику задавался вопрос и, перед тем как ответить на него, он облизывал губы. (5 раз)

По окончании основного этапа переговоров следует последний этап. Последним этапом в деловых переговорах является фиксация договоренности и выход из контакта. Выход из контакта осуществляется вначале по средствам невербальных компонентов — изменяется поза, человек отводит глаза, показывая тем самым завершенность беседы. На мимическое поведение в этой фазе влияет много факторов. Один из них это затяжной процесс переговоров и как следствие этого усталость. У некоторых участников на видео можно наблюдать натянутую улыбку(6 раз), сужение глаз (13 раз).

Информация о работе Мимические невербальные компоненты коммуникации в деловом контексте