Мимические невербальные компоненты коммуникации в деловом контексте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Коммуникация - в широком смысле - обмен информацией между участниками коммуникации посредством общей системы символов[10, с. 26].Выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. На долю общения посредством вербальной коммуникации приходится всего лишь 35% передаваемой информации. Остальные 65% составляют невербальные сообщения, то есть происходящие без использования слов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ КОММУНИКАЦИИ.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИМИЧЕСКИХ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ 6
1.1. СУЩНОСТЬ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ 6
1.2. СТРУКТУРА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ 8
1.3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИМИЧЕСКИХ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ 10
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 14
ГЛАВА 2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 15
2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ 15
2.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА. 18
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 21
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ МИМИЧЕСКИХ НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ В СТАТУСНО-МАРКИРОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ. 22
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3: 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 75.25 Кб (Скачать файл)

Зрачки ведут себя полностью независимо - расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. При дневном свете зрачки могут сужаться и расширяться в зависимости от того, как меняется отношение и настроение человека. Если человек возбужден или заинтересован чем-то, или пребывает в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в 4 раза по сравнению с нормальным состоянием. Сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.[13, c.55]

Также к универсальным средствам невербального общения относится улыбка. При встрече улыбка снимает напряженность первых минут и способствует более уверенному и спокойному общению. Она выражает радость встречи, говорит о дружелюбии и расположении. Улыбка сопровождает и слова приветствия.

Улыбка, как и все средства невербального общения, выражает множество оттенков переживаний: существует дружелюбная, ироничная, насмешливая, презрительная, заискивающая и другие виды улыбок. Даже одна и та же улыбка может нести в себе различные оттенки. Так, улыбка, при которой немного обнажается верхний ряд зубов, выражает большее дружеское расположение, нежели обычная улыбка. Такую открытую улыбку не следует использовать при проведении деловых переговоров, она может вызвать прямо противоположную реакцию и породить недоверие. Наконец, существует еще широкая улыбка, когда рот немного приоткрыт и обнажены оба ряда зубов. Она характерна для дружеской вечеринки, при шутках между друзьями, но никогда не используется при знакомстве.[14, с. 120].

Зачастуюулыбку ошибочно считают явным показателем симпатии. Улыбка может служить лишь признаком того, что партнеру от вас что-то нужно и он, таким образом, пытается понравиться [7, c. 106].

Важно заметить, что отсутствие улыбки отнюдь не является показателем антипатии – возможно, собеседник скрывает свои эмоции или просто сам по себе неулыбчивый человек [7, c. 106].

Сдвинутые брови можно классифицировать как реакцию неодобрения или потерю собеседником нити разговора. Сжатые челюсти свидетельствуют об уверенности и твердости, а зачастую и об агрессивном настрое. Напряженные ноздри и опущенные уголки губ свидетельствуют о неодобрении, словно человеку тяжело находиться рядом с вами и дышать одним воздухом[7, с. 108].

Таким образом, эффективность любых коммуникативных контактов определяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова, но и умением правильно интерпретировать его взгляд, мимику и жесты. Ведь даже если язык является самым эффективным и продуктивным инструментом человеческого общения, все же он не является единственным инструментом. Люди используют невербальное общение для того, чтобы полнее, точнее и понятнее выразить свои мысли, чувства, эмоции. Знание основных способов и приемов невербального поведения могут помочь человеку в установлении взаимоотношений с другим человеком, особенно в деловом контексте.

 

Выводы к Главе 1

Невербальная коммуникация это наиболее древняя форма общения людей. По средствам невербальной коммуникации передается большая часть информации, а именно скрытый подтекст, то, что не может быть выражено по средствам вербальной коммуникации.

Сегодня невербальная коммуникация стала неотъемлемой частью деловых отношений. Для достижения определенного результата участникам делового общения необходимо обладать информацией о средствах невербального общения и способах их использования. Существует множество средств невербальной коммуникации, однако в этой работе акцент сделан на мимические компоненты невербальной коммуникации.

Поскольку лицо является как бы своеобразным перекрестком, на котором проявляются невербальные особенности, мимические аспекты являются наиболее выразительными. Благодаря этому в процессе наблюдения мы можем улавливать мимические реакции, которые позволят нам определить скрытый контекст сообщений.

 

 

 

Глава 2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

    1. Определение понятия делового общения

 

Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели[2, с.56].

Деловое общение - это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических отношений. Деловое общение –это общение с целью партнёрства между руководителями и подчинёнными, между коллегами, оно создаёт условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела [10, с. 114]. Таким образом, главной целью делового общения является организация плодотворного сотрудничества, а также создание оптимальных условий для успешного решения задач, стоящих перед организацией и её отдельными сотрудниками.

Однако, помимо общей цели, в деловом общении также можно выделить и личные цели, в той или иной степени реализуемые непосредственным участниками общения: стремление к личной безопасности в процессе социальной деятельности; стремление к повышению своего жизненного уровня, улучшению своего материального положения; стремление к власти, то есть стремление расширить круг имеющихся полномочий, продвигаться только вверх по служебной лестнице, стремление повысить свой престиж, что часто сочетается со стремлением укрепить престиж занимаемой должности и самой организации.

Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция)[2, с. 59].

Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

Специфика делового общения заключается в том, что столкновение, взаимодействие экономических интересов и социальное регулирование осуществляются в правовых рамках. Чаще всего люди вступают в деловые отношения, чтобы юридически оформить взаимодействия в той или иной сфере. Идеальным результатом взаимодействия и правового оформления отношений становятся партнерские отношения, построенные на основах взаимного уважения и доверия [7, с. 67].

Другой специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчиненность установленным правилам и ограничениям [7, с. 68].

Эти правила определяются типом делового общения, его формой, степенью официальности и теми конкретными целями и задачами, которые стоят перед собеседниками. Эти правила определяются национальными культурными традициями и общественными нормами поведения. Они фиксируются, оформляются в виде протокола (делового, дипломатического), существуют в виде общепринятых норм социального поведения, в виде этикетных требований, ограничений временной рамки общения.

Важная особенность делового общения - это строгое соблюдение его участниками ролевого амплуа. В процессе взаимодействия деловому человеку в разных ситуациях приходится быть и начальником, и подчиненным, и коллегой, и партнером, и участником какого-либо мероприятия и т.п. Необходимо учитывать это и вести себя в соответствии с требованиями, предъявленными конкретной обстановкой и принятой ролью. Соблюдение ролевого амплуа в деловом общении упорядочивает, стабилизирует рабочий процесс и тем самым обеспечивает его эффективность [7, с. 71].

К особенностям делового общения относится и повышенная ответственность участников за его результат. Ведь успешное деловое взаимодействие во многом определяется выбранной стратегией и тактикой общения, т.е. умением правильно сформулировать цели разговора, определить интересы партнеров, выстроить обоснование собственной позиции и т.д[7, с. 74].

По способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение. Устные виды делового общения, в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.

К монологическим видам относятся:

Приветственная речь;

Торговая речь (реклама);

Информационная речь;

Доклад (на заседании, собрании).

Диалогические виды:

Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.

Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.

Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.

Дискуссия;

Совещание (собрание);

Пресс-конференция.

Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог [13, с. 55].

Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения. Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность[13, с. 78].

    1. Определение понятия социального статуса.

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем[4, с. 289].

Социальный статус человека является одним из основных параметров коммуникации. Он проявляется  в постулатах общения и речевых актах, сферах общения и речевых жанрах, способах воздействия и характеристиках модуса высказывания, а также прагматических значениях языковых единиц. Динамика статусных отношений между говорящим и адресатом представляет особую линию общения, которая накладывается на линию развития темы [4, с. 290]. Из этого следует, что социальный статус влияет на ход и развитие темы делового общения.

Социальный статус человека является одним из оснований воздействия говорящего (адресанта) на слушающего (адресата). Социальные отношения между партнерами по общению проявляются через различные параметры коммуникации: степень спонтанности речи, тематическая фиксированность, речевые жанры, этикетная скованность, логическая стройность и др.

Социальный статус человека представляет собой семантическую категорию, планом содержания которой является отношение неравенства между участниками общения, а планом выражения - система лингвистических и паралингвистических индексов, включающих способы подчеркивания своего положения и положения партнера, способы подчеркивания различия между своим положением и положением партнера и способы выражения своего отношения к различию между своим положением и положением партнера[8, с. 128].

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями [8, с. 145]. Таким образом, социальный статус человека влияет на его поведение в обществе, в том числе и на характер его коммуникации.

В результате взаимодействия на различных уровнях складываются определенные статусные отношения.Статусные отношения выводятся из статусно-маркированной или статусно-мотивирующей ситуации, т.е. такой ситуации, когда взаимодействие участников общения обусловлено связывающим их неравенством.  Структура статусно-маркированной ситуации моделируется как соотношение статусного и ситуативного неравенства. Коммуникативные ситуации делятся на статусно-нейтральные и статусно-маркированные, последние распадаются на три типа: ситуации социального, ситуативного и социально-ситуативного неравенства. В структуре статусных отношений выделены пять типовых компонентов: 1) партнеры коммуникации, 2) статусные векторы партнеров, 3) мотивация статусных векторов, 4) динамика статусных отношений, 5) статусно-связанные и статусно-нейтральные обстоятельства [8, с. 135].

Статус коммуниканта обуславливает его поведение и влияет на выбор средств общения. Все деловое общение сегодня происходит с учетом статусного фактора. Социальный статус является мощным воздействием говорящего на слушающего.

 

Выводы к Главе 2

Стиль общения существенно детерминирует поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор стиля общения определяется многими факторами: личностными особенностями человека, его мировоззрением и положением в обществе, характеристиками этого общества и многим другим. Важной частью социальных отношений индивида являются деловые отношения.

Сегодня рамки деловых отношений постоянно увеличиваются. К ним относятся приветственные речи, доклады, деловые беседы и деловые переговоры, дискуссии, совещания и т.д.

Существенную роль в деловом общении играет социальный статус человека и социальная ситуация. Данная ситуация может быть равностатусная, а также статусного неравенства. В зависимости от ситуации партнеры подбирают определенные компоненты и стратегии общения.

 

Глава 3. Анализ мимических невербальных компонентов в статусно-маркированной коммуникации.

Анализ мимических компонентов в деловом общении.

Проведенное мной исследование основывалось на видеоматериалах, взятых из Интернет-ресурса  http://www.youtube.com/. В проведенном исследовании можно выделить три части: анализ мимических компонентов невербальной коммуникации в ходе проведения собеседования на работу и анализ мимических невербальных компонентов в процессе деловых переговоров и анализ мимических компонентов в ходе деловых встреч.  Для анализа я взяла видеозаписи на английском и русском языках: 10 видеозаписей на английском языке и 8 видеозаписей на русском языке. Общая длительность видеозаписей составила 334 минуты 65 секунд.

Информация о работе Мимические невербальные компоненты коммуникации в деловом контексте