Вербальное и невербальное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:59, контрольная работа

Краткое описание

Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Вербальные средства общения…………………………………………..4
1.1 Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способом коммуникации…………………………………………………………….4
1.2 Совершенствование навыков письменной речи…………………………..4-5
1.3 Структура речевой коммуникации………………………………………...5-6
Глава 2. Невербальные средства общения………………………………………..7
2.1 Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов………………..7
2.2 Подсистемы невербальное общение………………………………………7-8
2.3 Обмен невербальной информацией……………………………………….8-9
2.4 Общее представление об языке телодвижений……………………………..9
2.5 Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия……………………………...9
2.6 Качество присутствия и элементы невербального общения…………...9-10
2.7 Позиция и дистанция………………………………………………………..10
2.8 Открытая поза…………………………………………………………….10-11
2.9 Выражение лица……………………………………………………………..11
2.10 Визуальный контакт…………………………………………………….11-12
2.11 Кивки головой………………………………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………..13
Список использованной литературы…………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

вербальное и невербальное общение контрольная.docx

— 30.30 Кб (Скачать файл)

                         Санкт-Петербургский государственный университет

                                физической культуры имени П.Ф.Лесгафта.

 

 

 

 

              Факультет экономики и социальных  технологий

 

 

                   Вербальные и невербальные средства общения

 

 

 

                                                                       

Контрольная работа

Студентки 5 курса

                                                                              

Специальность: Туризм

 Иваноыой О.С

                             Научный руководитель: Лебедева О.А.

 

                                                             

 

 

 

 

 

                                                            Санкт-Петербург

                                                             2005 г.

                                                 

                                                Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Вербальные средства общения…………………………………………..4

  1.1 Устная речь по-прежнему остается самым распространенным       способом коммуникации…………………………………………………………….4

  1.2 Совершенствование навыков письменной речи…………………………..4-5

  1.3 Структура речевой коммуникации………………………………………...5-6

Глава 2. Невербальные средства общения………………………………………..7

  2.1 Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов………………..7

  2.2 Подсистемы невербальное общение………………………………………7-8

  2.3 Обмен невербальной информацией……………………………………….8-9

  2.4 Общее представление об языке телодвижений……………………………..9

  2.5 Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия……………………………...9

  2.6 Качество присутствия и элементы невербального общения…………...9-10

  2.7 Позиция и дистанция………………………………………………………..10

  2.8 Открытая поза…………………………………………………………….10-11

  2.9 Выражение лица……………………………………………………………..11

  2.10 Визуальный контакт…………………………………………………….11-12

  2.11 Кивки головой………………………………………………………………12

Заключение………………………………………………………………………..13

Список использованной литературы…………………………………………….14

                                          Введение

Человеческое общество немыслимо  вне общения. Общение выступает  необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное  формирование не только отдельных психических  функций, процессов и свойств  человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения  определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью  других людей. Общение позволяет  организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями  и отношениями между людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    Глава 1. Вербальные средства общения

1.1 Устная речь  по-прежнему остается самым распространенным   способом коммуникации

Чтобы вас поняли, мало иметь  хорошую дикцию. Вы должны ясно осознавать, что собираетесь сказать. Кроме  того, вы должны выбрать такие слова, чтобы ваша мысль была верно понята. Если человеку предстоит выступить перед большой аудиторией, он формулирует для себя тезисы или как-то иначе готовится к докладу. Но в обыденной жизни устная коммуникация требует спонтанности, и это может вызвать у человека тревогу, неуверенность и даже страх. Работу над устной речью можно начать с расширения словарного запаса. Зачастую люди стесняются пользоваться своим богатым словарным запасом, не желая щеголять образованностью, опасаясь показаться заносчивыми. Очень важной способностью, связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если, выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, то его ответное внимание вам будет гарантировано. И наоборот, если вы будете излагать свои мысли монотонным голосом, уткнувшись в заранее подготовленную бумажку, то очень скоро обнаружите, что аудитория не слушает вас. Визуальный контакт с аудиторией полезен еще и потому, что позволяет докладчику оценить реакцию слушателей. Самым эффективным, как правило, бывает личное общение, то есть коммуникация, в которой участвуют два человека. Психологи установили, что общению больше способствуют открытые вопросы. При ответе на закрытый вопрос ("Вам нравится ваша работа?") можно ограничиться простым "да" или "нет", тогда как открытый вопрос ("Что вам нравится в вашей работе?") требует развернутого ответа.

              1.2 Совершенствование навыков письменной речи

Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Но с приходом электронной почты  важность письменного общения сильно возросла. Работодатели при отборе кандидатов на вакантные места все большее внимание обращают на их умение грамотно излагать свои мысли на бумаге. Если при поступлении на работу вам предлагается заполнить анкету, то это может означать, что работодатель таким образом предполагает проверить ваши знания грамматики и орфографии.Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимущество перед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в порядок свои мысли и в случае необходимости даже переписать набело. Однако нужно отметить и два недостатка письменной коммуникации. Во-первых, письменное сообщение не может передать интонации вашего голоса и жестикуляцию (часто, но не всегда: смайлики - большое достижение человечества ;-) ), а во-вторых, вы лишены мгновенной обратной связи с читателем. Чтобы устранить первый недостаток, имеет смысл привнести в ваше послание эмоциональную нотку. Здесь, как и в устной коммуникации, хорошую службу вам может сослужить богатый словарный запас. Вторая проблема легко решается, если вам известны образовательный уровень, интересы и словарный запас людей, к которым вы обращаетесь. Короткое сообщение, написанное простым языком, как правило, более понятно людям.

                      1.3 Структура речевой коммуникации

Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно `перевести' сообщение, созданное  с помощью любой другой знаковой системы. Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру (от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различных стилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературный язык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компоненты коммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Это - социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.Система, обеспечивающая речевую коммуникацию - человеческий язык - изучается языкознанием. Не имея возможности изложить теорию языка в рамках пособия по коммуникации. Остановимся на самых общих коммуникативных характеристиках речи. С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акт и проявляет следующие свойства:

· речь является частью коммуникативной  культуры и культуры вообще,

· речь способствует формированию общественной роли (social identity) коммуниканта,

· с помощью речи осуществляется взаимное общественное признание коммуникантов,

· в речевой коммуникации создаются социальные значения.

Коммуникативная стратегия - это часть коммуникативного поведения  или коммуникативного взаимодействия, в которой серия различных  вербальных и невербальных средств  используется для достижения определенной коммуникативной цели. Специалист, работающий в той или иной сфере  общественной коммуникации, должен обладать определенными коммуникативными навыками, то есть, он должен :

· уметь эффективно формировать  коммуникативную стратегию;

· уметь эффективно пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации;

· уметь эффективно представлять себя (или свою компанию) как участника  коммуникативного процесса.

Под эффективностью здесь  подразумевается соотнесение вербальных и невербальных приемов с целями и задачами коммуникации, коммуникативной  интенцией и перспективой, системная  спаянность элементов коммуникативной  стратегии, практическая целесообразность отдельных тактических ходов.

                     Глава 2. Невербальные средства общения

           2.1 Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов

Невербальное общение, более  известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения  человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим  условием эффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны  в общении?

* около 70% информации человек  воспринимает именно по зрительному  (визуальному) каналу;

* невербальные сигналы  позволяют понять истинные чувства  и мысли собеседника; 

* наше отношение к собеседнику  нередко формируется под влиянием  первого впечатления, а оно,  в свою очередь, является результатом  воздействия невербальных факторов - походки, выражения лица, взгляда,  манеры держаться, стиля одежды  и т.д.

Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.

                  2.2 Подсистемы невербального общения

1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).

2. Взгляд.

3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:

- внешний вид собеседника, 

- мимика (выражение лица),

- пантомимика (позы и  жесты).

4. Паралингвистическая или  околоречевая подсистема, включающая:

- вокальные качества голоса,

- его диапазон,

- тональность,

- тембр. 

5. Экстралингвистическая  или внеречевая подсистема, к  которой относятся:

- темп речи,

- паузы,

- смех и т.д.

                     2.3 Обмен невербальной информацией

Хотя вербальные символы (слова) - основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения -- все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой, прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения (смысла).Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова. Имеются в виду интонация, модуляция голоса, плавность речи и т.п. Как известно из опыта, то, как мы произносим слова, может существенно изменять их смысл. Через невербальные проявления собеседник демонстрирует свое истинное отношение к происходящему. И наша задача, в данном случае, эти проявления увидеть и интерпретировать, т.е. понять, что за ними кроется. Кроме этого, осознавая и управляя своим собственным невербальным поведением, Вы получаете в пользование очень действенный инструмент присоединения к собеседнику и воздействия на него.

             2.4 Общее представление об языке телодвижений

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для  передачи информации, в то время  как невербальный канал применяется  для "обсуждения" межличностных  отношений, а в некоторых случаях  используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать  мужчине убийственный взгляд, и она  совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.

            2.5 Восприимчивость, Интуиция и Предчувствия

Когда мы говорим, что человек  чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он (или  она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными  сигналами. Другими словами, когда  мы говорим, что у нас предчувствие, или что "шестое чувство" подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие между  языком тела и сказанными этим человеком  словами. Лекторы называют это чувством аудитории. Женщины обычно более  чувствительны, чем мужчины и  этим объясняется существование  такого понятия, как женская интуиция. Женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности. Эта женская интуиция особенно хорошо развита у женщин, занимающихся воспитанием маленьких  детей.

     2.6 Качество присутствия и элементы невербального общения

Каждый из нас в той  или иной степени чувствителен к  проявлениям внимания или невнимания со стороны других людей. Восприимчивость  к невербальным проявлениям отношения к нам другого человека отражает базисную человеческую потребность в межличностных отношениях. Качество присутствия включает в себя как физическое, так и психологическое присутствие в их единстве. Конгруэнтность здесь крайне желательна, однако не стоит забывать, что демонстрация присутствия - это процесс, который требует времени и специальных усилий. В этом процессе произвольное, пусть и неконгруэнтное выражение физического присутствия позволяет настроиться на одну волну с клиентом и приводит к увеличению степени психологического присутствия и аутентичности.

                               2.7 Позиция и дистанция

Расположение лицом к  лицу - это наиболее часто практикуемая, хотя и не единственная возможность  расположения консультанта и клиента  друг к другу. Позиция лицом к  лицу, которая задаётся расположением  кресел консультанта и клиента в  пространстве кабинета - это приглашение  к диалогу. Располагая кресла под  некоторым углом и изменяя  дистанцию, можно регулировать степень  открытости и участия в контакте. Изначальное расположение кресел под  определённым углом и на определённой дистанции задаёт последующие возможности  регуляции контактной границы обоими участниками, поэтому обычно кресла ставят на расстоянии 1.5 - 2 метра под  небольшим углом.Хороший консультант с уважением относится к психологическим границам другого человеческого существа, он внимателен к расстоянию, комфортному для клиента, и использует реакции клиента в качестве обратной связи относительно оптимальной физической дистанции и психологической близости.

Информация о работе Вербальное и невербальное общение