Языческая культура древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Чем вызван интерес к рассматриваемой проблеме? Ответ на этот вопрос, на наш взгляд, можно сформулировать следующим образом. История древних славян – это, прежде всего, часть истории Русского народа. Язычество можно назвать архаической религией, то есть прарелигией Руси. Даже сейчас, в XXI веке, существует немало людей, придерживающихся языческой религии древних славян. Вот почему мы считаем, что данная тема может быть достаточно актуальной.
Таким образом, цель данной работы – попытаться дать представление о языческой культуре наших предков-славян на всех этапах ее существования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить историю происхождения славян;
проследить связи и взаимодействие славян с соседними народами;
изучить вопросы периодизации славянского язычества;

Содержание

Введение
3
Глава 1.
Происхождение славян. Праславяне
5
1.1.
Древнейшие цивилизации на территории нашей страны
6
1.2.
Периодизация славянского язычества
10
Глава 2.
Языческая культура древних славян
16
2.1.
Языческие божества
16
2.2.
Языческие праздники, ритуалы и обряды
24
Заключение
34
Список литературы
35

Вложенные файлы: 1 файл

языческая культура древних славян.doc

— 183.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ работа

на тему: «ЯЗЫЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2013 
СОДЕРЖАНИЕ


Введение

3

Глава 1.

Происхождение славян. Праславяне

5

1.1.

Древнейшие цивилизации на территории нашей страны

6

1.2.

Периодизация славянского язычества

10

Глава 2.

Языческая культура древних славян

16

2.1.

Языческие божества

16

2.2.

Языческие праздники, ритуалы и обряды

24

Заключение

34

Список литературы

35


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Культура землян насчитывает тысячелетия. Слово «культура» происходит от слова «культ» – вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это, – не имеет права считаться культурным человеком.

До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками.

Сейчас о язычестве в школах не говорят ни слова. О язычестве не имеют представления не только ученики, но и учителя. А между тем школьную программу надо бы начинать со сказки, песни, мифов своих предков. Мифы – первичный пласт культурной жизни человечества, в них черпают своё начало религия, наука, искусство.

По представлениям древних славян на небе жили высшие боги, на земле – духи природы, под землёй обитали злые демоны. Вероятно, такая структура возникла не сразу. Вначале был культ духов природы, духов покровителей человека, духов предков. Затем сформировались образы богов, список которых постепенно пополнялся. Человек совершенствовался, а духи и боги всё более очеловечивались.

Сегодня можно дать лишь общее представление о славянском языческом мире. Причём, если отдельных богов можно более или менее подробно охарактеризовать, то от других сохранились лишь имена.

Чем вызван интерес к рассматриваемой проблеме? Ответ на этот вопрос, на наш взгляд, можно сформулировать следующим образом. История древних славян – это, прежде всего, часть истории Русского народа. Язычество можно назвать архаической религией, то есть прарелигией Руси. Даже сейчас, в XXI веке, существует немало людей, придерживающихся языческой религии древних славян. Вот почему мы считаем, что данная тема может быть достаточно актуальной.

Таким образом, цель данной работы – попытаться дать представление о языческой культуре наших предков-славян на всех этапах ее существования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • изучить историю происхождения славян;
    • проследить связи и взаимодействие славян с соседними народами;
    • изучить вопросы периодизации славянского язычества;
    • определить истоки и основу языческих верований славян;
    • дать характеристики языческим славянским божествам;
    • описать обряды и ритуалы славян.

Основой для решения поставленных задач использовался обширный научный материал – работы таких авторов, как Б. А. Рыбаков, Н. И. Костомаров, Ф. С. Капица, а также – М. В. Семенова, Н. Н. Велецкая, Т. А. Волошина, С. Н. Астапов и др.

 

ГЛАВА 1. Происхождение славян. Праславяне

 

Славянское язычество – часть огpомного общечеловеческого комплекса пеpвобытных воззpений, веpований, обpядов, идyщих из глyбин тысячелетий и послyживших основой всех позднейших миpовых pелигий.

Изyчение славянского язычества следyет понимать не столько в этническом плане, сколько в теppитоpиальном, yчитывая в меpy достyпности вопpосы далекой индоевpопейской общности, а также – взаимосвязи с соседними наpодами.

Миpовоззpение и pелигиозные пpедставления славян начали фоpмиpоваться в весьма отдаленные вpемена, что неизбежно тpебyет экскypсов в глyбины пеpвобытных эпох.

Несмотря на огромный ареал обитания, славяне практически не сохранили описания мифологических сюжетов. Их территория явилась ареной многочисленных войн и нашествий. Ни изолированных островов, ни неприступных гор здесь не было. Правда, «Исландией русского эпоса» был назван Русский Север (Онега, Печора и побережье Белого моря). Но там сохранились именно эпические памятники – прежде всего былины. Более архаичен массив славянских сказок. Однако сказки, представляя произведения художественной словесности, изначально содержали изрядную долю вымысл. Интересный материал представляют песенный фольклор и народные праздники.

Языческое изобразительное искусство древних славян также беднее кельтского или скандинавского. Возможно, это объясняется их «бродячим» образом жизни в эпоху расселения и довольно быстрой последующей христианизацией (это касается восточных и южных племен). Западная же ветвь данной группы народов была в несколько ином положении (языческие города). Но крестоносцы не пощадили деревянные храмы и скульптуры богов. К настоящему времени археологами найдены лишь грубые элементы внешнего убранства святилищ, сохранившиеся в грунтовых водах и заштукатуренные каменные рельефные изображения богов в стенах католических церквей, построенных на месте разрушенных храмов. Все они лишь отдаленно напоминают великолепные описания западных хронистов.

 

    1. Древнейшие цивилизации на территории нашей страны.

 

Проблему составляет не только определить прародину славян, но и ответить на вопрос об их происхождении. По этой проблеме существует множество версий, однако, ни одну из них нельзя признать полностью достоверной.

Гипотезы возникновения славян можно разделить на два основных потока, которые допустимо назвать «московский» и «петербургский». Представители первого выводят происхождение славян из глубин бронзового века. Слабым местом этого течения является отсутствие каких бы то ни было письменных упоминаний о славянах до первых веков нашей эры. Ученые, представляющие второй поток, утверждают, что славяне возникли в первые века нашей эры на пространстве между Днестром, Припятью и Верхней Вислой. Здесь они подвергались различным культурным воздействиям: балтскому, скифо-иранскому, дако-фракийскому. Под давлением готов и других германских племен славяне были втянуты в Великое переселение народов. Одни из них двинулись на запад и распространились вплоть до Эльбы, другие направились на юг, наводнив Балканский полуостров, третьи осваивали Причерноморье и днепровские земли.

В VI веке нашей эры Центральную Европу ожидало новое потрясение – вторжение ираноязычных аваров, пришедших с низовьев Сырдарьи. Авары поселились на территории нынешней Венгрии, тем самым, разделив земли славянства. Последнее распалось на южную, западную и восточную ветви.

Судьба их была различна. Южные славяне (предки болгар, сербов, хорватов, македонцев, черногорцев) попали в сферу влияния цивилизации Средиземноморья и быстрее других приняли христианство. Западные славяне (их нынешние представители: чехи, словаки, поляки) дольше сохраняли языческую традицию. Балтийские славяне создали воинственные княжества (лютическое, ободритское, руянское) со множеством укрепленных городов, наиболее известными из которых были Аркона и Ретра. В этих городах, где большим влиянием обладало жречество, строились роскошные деревянные храмы, украшенные религиозной скульптурой. Почти все это погибло в XII в., после падения западнославянских княжеств и обращения их населения в католичество.

Иная ситуация сложилась в Восточной Европе. Осваивая ее необозримые пространства, славяне сохраняли свои наиболее архаичные черты. Для совершения языческих богослужений использовались холмы и рощи. Строились и специальные святилища в виде круглой площадки, окруженной изгородью, в центре которой ставились деревянные или каменные идолы.

В создании восточнославянского государства важную роль сыграли русы. Согласно одной точке зрения «русь» означает просто «войско, дружина». Другое мнение отождествляет русов с летописными ругами или росомонами – народом германского происхождения, жившим на южном берегу Балтики. Часть его, спасаясь от натиска готов, переселилась в Восточную Европу еще раньше славян, во II в. н.э. и к началу IX века сложилось огромное славяно-русское государство. В середине IX века, однако, государство славяно-русов распалось.

В это время Русь вступила в сложные и многосторонние отношения со странами Скандинавии. Викинги, появляясь в Восточной Европе, принимали в свои ряды финнов, эстов, балтов, славян и получили здесь название «варягов». С последними связана проблема происхождения правящей династии древнерусских, а затем и московских великих князей, носящих имя «рюриковичи». В основу их генеалогии положены летописные сведения о Рюрике, вожде варягов-руси, призванном из-за моря в Новгород неким Гостомыслом для успокоения смут. Происхождение Рюрика неясно – его считают датчанином, ругом или даже западным славянином. Преемнику Рюрика – «Вещему Олегу» удалось в 882 г. захватить и Среднеднепровскую «Русскую землю» вместе с Киевом, куда он перенес свою столицу. Так возникла историческая Киевская Русь.

Киевская Русь играла роль связующего звена между Скандинавией, Западной Европой, Византией и мусульманским миром.

На мировоззрение Киевской Руси оказывали влияние идеология скандинавов и народов южного берега Балтийского моря. Однако общее направление европейских событий побуждало киевских князей к отходу от язычества, а крепнущие связи с Византией, равно как и тогдашнее процветание последней – к официальному принятию христианства. Что и было осуществлено великим князем Владимиром в 988 году. Сам процесс перехода в новую веру оказался длительным. Но и после того, как Русь получила самоназвание «святая», язычество продолжало жить в качестве фольклора и календарной обрядности.

Восточные славяне жили в окружении многочисленных соседей. На запад от них обитали западные славяне, на юг – южные славяне. На северо-западе прибалтийские земли занимали предки современных литовцев, латышей и эстонцев. В северо-восточных лесах и тайге жили многие финно-угорские племена – мордва, весь, карела, чудь. На востоке, в районе Средней Волги, сложилось государство Волжская Болгария. Эти болгары были тюркским народом, состоящим в родстве с чувашами и кавказскими балкарцами. Хозяевами южных степей были кочевники – тюрки, авары, хазары. В IX в. там появились печенеги, а в XI в. в степи пришли половцы. В районе Среднего Дуная (территория современной Венгрии) в IX в. обосновались венгерские племена – они пришли туда из Приуралья через южнорусские степи и там обрели новую родину.

Вопрос о происхождении славян считается одним из основных вопросов в истории Восточной и Юго-Восточной Европы. Парадоксально, что у этого многомиллионного народа, «расселявшегося на огромных пространствах Европы и Азии от лазурной Адриатики до берегов Тихого океана и от знойных степей и пустынь Казахстана и Средней Азии до хмурых вод Балтики и Северного Ледовитого океана», не могут определить место, откуда он вышел.

Одна из причин этого, по словам В. П. Кобычева, отсутствие сколько-нибудь полноценных письменных источников о славянах до середины VI века н.э. [14, с. 18]

В настоящее время в состав славянских народов входят русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты, македонцы, словенцы. Но на первоначальном этапе существовала еще масса групп и племен славян, которые были известны в Греции, Малой Азии, Северной Африке, некоторые селились даже в Испании. Но впоследствии они были уничтожены, либо ассимилировали, например, как поморские славяне, подпавшие под власть Тевтонского ордена в XII–XIV вв.

Академик Рыбаков считает, что приблизительным геометрическим центром первоначального «индоевропейского массива» была северо-восточная часть Балканского полуострова и Малая Азия. Те племена, из которых путем постепенной консолидации образовались праславяне, обитали почти на краю индоевропейских пространств, севернее горного барьера, который отделяет южную Европу от Северной и тянется от Альп на восток, завершаясь на востоке Карпатами. [24, с. 37]

В настоящее время родиной славян признается область, простирающаяся к северу от Карпат. Но при ближайшем определении ее границ ученые весьма существенно расходятся между собой. Например, один из основоположников славяноведения, чешский ученый Шафарик проводил границу славянской прародины на западе от устья Вислы к Неману, на севере – от Новгорода до истоков Волги и Днепра, на востоке – до Дона. Далее она, по его мнению, шла через нижний Днепр и Днестр вдоль Карпат до Вислы и по водоразделу Одера и Вислы к Балтийскому морю. [29, с. 249]

Таким образом, можно предположить. что из антропологических данных вытекает вывод о том, что областью первоначального формирования славянства является территория, непосредственно примыкающая к Среднему и отчасти верхнему течению Дуная и охватывающая верховья рек Эльбы, Одера и Вислы.

В VI–VII вв., можно сказать, завершается период праславянской истории. Расселение славян на обширнейших пространствах, их активное взаимодействие с иноэтничными племенами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка на отдельные славянские языки. Происходит складывание современных славянских народов, у которых образуются общественные классы с их противоречиями и начинают возникать первые государственные образования: княжества Само в Моравии и Чехии, Прикарпатское на Волыни, Болгарское государство на Дунае, в междуречье Днестра, Днепра и Волги – государство Киевская Русь. Так в VIII–IX вв. наступает новый этап славянской истории – расширение племенных союзов и образование государств.

Информация о работе Языческая культура древних славян