Юридическое оформление крепостного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:23, реферат

Краткое описание

Почему я выбрал именно эту тему для моего реферата? В чем ее актуальность? А она заключается в жестокости и жадности человека, его низших моральных ценностях. Человечеству потребовалось более трехсот лет, чтобы люди задумались о хотя бы малейших моральных ценностях человека. Хотя, нельзя сказать, что сейчас нет рабовладения, торговли людьми, но, по крайней мере, сейчас это преследуется законом и жестоко наказывается. Еще в Каменном веке первобытные люди начинали использовать друг друга, в каком смысле? А в том, что сильный имел власть над слабым, а слабый, в свою очередь, выполнял его приказы.

Содержание

Введение
Актуальность темы
Проблемы, которые вызвало оформление крепостного права
Судебник Ивана III, Ивана Грозного
Основные положения судебников
Последствия для крестьян
Крестьянские бунты
Аграрная реформа Столыпина
Отмена крепостного права
Ярмо для народа
Связь с сегодняшним миром

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство аграрной политики Украины.docx

— 48.14 Кб (Скачать файл)

Крестьянство, которое в  России составляло свыше 90 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества. Именно оно платило львиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивали содержание армии, флота, строительство Петербурга, новых  городов, уральской промышленности и т.д. Именно крестьяне как рекруты  составляли основную массу вооруженных  сил. Они же осваивали новые земли.

Основная тенденция рассматриваемого периода - консолидация различных категорий  крестьянства в единое сословие. Указ 1718 г. о введении подушной подати и  замене подворного обложения налогом  привел к упразднению таких категорий, как подсуседники, захребетники, бобыли. Сблизилось правовое положение пашенных крестьян и барской дворни-холопов, за которых ранее не платили налог, т.к. они не имели своих дворов. Практически все эти категории слились в единую категорию крестьян. Секуляризация церковных земель, завершенная в 1764 году, привела к ликвидации категории монастырских крестьян, которые влились в категорию крестьян государственных.

При подворном налоговом  обложении практиковалось объединение  дворов. В двор более или менее зажиточного крестьянина подселяли бедные крестьянские семьи (подсуседники, захребетники) или одиноких крестьян (бобылей), чтобы не платить налог с их дворов. При подушной подати исчезал стимул к такому объединению дворовскими дворами помещикам, особенно придворным и фаворитам.

Государственное крестьянство составляло в начале XVIII в. около 20% всех крестьян, но к концу века его  доля увеличилась до 40% за счет присоединения  огромных новых территорий Правобережья Украины, Белоруссии, Прибалтики, освоения Поволжья, Сибири, Юга России. Хотя следует отметить, что на протяжении XVIII в. из фонда государственных и дворцовых земель производились огромные раздачи земель с крестьянами.

В государственные крестьяне  были записаны как прежние черносошные, так и жившие по границам мелкие служилые люди, пушкари, стрельцы, однодворцы. С правовым статусом государственных крестьян сблизился статус дворцовых, т.е. принадлежавших дворцовому ведомству или лично царской семье). Правовое положение государственных крестьян было лучше остальных категорий. Они платили подушную подать и феодальную ренту государству, в среднем равную оброку

помещичьего крестьянина, но они жили общинами, подчинялись государственной  администрации и подлежали телесным наказаниям. Администрация, как правило, не вмешивалась в их личные дела, не распоряжалась брачной судьбой. Они могли заключать самостоятельно гражданско-правовые сделки, обладали правом собственности на свое имущество.

Иное положение было у  частновладельческих крестьян, которые  составляли большинство (от 70 % в начале века до 55 % в его конце) от общей  массы крестьян. Формально они  были прикреплены к земле, но фактически помещики могли их продать и без  земли. В 1767 г. последовало официальное  разрешение на продажу крестьян без  земли и даже с разлучением  семей. Их имущество считалось принадлежащим  помещику. Гражданско-правовые сделки эти крестьяне могли совершать  тоже только с разрешения помещика. Они подлежали вотчинной юстиции  помещика и телесным наказаниям, которые  зависели от воли помещика и законом  не ограничивались. С 1760 г. помещики могли  своим распоряжением отправлять своих крестьян на вечное поселение  в Сибирь. Причем получали при этом рекрутские квитанции, т.е. сосланных  засчитывали за рекрутов, сданных  в армию, и плюс к тому получали денежную компенсацию. С 1765 г. помещики таким же распоряжением могли  отправлять крестьян на каторжные работы. Указ 1767 г. запретил крестьянам подачу жалоб на помещиков. Жалобы теперь наказывались плетьми и отправкой на каторгу. Крестьяне платили подушную подать, несли государственные повинности и феодальную поземельную ренту  помещикам в форме отработки  или оброка, натурального или денежного. Так как хозяйство было экстенсивным, то возможность роста доходов помещики видели только в увеличении барщины или оброка. Барщина к концу века стала доходить до 5-6 дней в неделю. Иногда помещики вообще устанавливали семидневную барщину с выдачей месячного продовольственного пайка (“месячины”). Но это уже вело к ликвидации крестьянского хозяйства и деградации феодализма к рабовладению: увеличение оброка не могло быть больше, чем могла дать доход переданная в надел крестьянину земля.

Закрепощение крестьян затрудняло развитие промышленности, т.к. лишало ее свободных рабочих рук, нищее  крестьянство не имело средств на покупку промышленных изделий. Иными  словами, сохранение и углубление феодально-крепостнических  отношений не создавало рынка  сбыта для промышленности, что  в совокупности с отсутствием  рынка свободной рабочей силы являлось серьезнейшим тормозом в развитии экономики и обуславливало кризис феодально-крепостнического строя.

Следующая категория: посессионные крестьяне. Отсутствие рынка свободной  рабочей силы вынудило правительство  обеспечивать промышленность рабочей  силой путем прикрепления целых  деревень (крестьянских общин) к заводам. Барщину они отрабатывали в течение  нескольких месяцев в году на заводах, т.е. отбывали “сессию”. Отсюда и название - посессионные. Их насчитывалось от 60 тыс. в 60-е годы до 100 тыс. приписных ревизских мужских душ в 80-е годы XVIII в.

Потребовалось еще много  времени, чтобы крепостное право  было отменено. Расхождения в царских  указах и судебниках вызывало недовольство не только у крестьян, но и у некоторых  помещиков, поэтому указ об отмене крепостного  права, в первую очередь был направлен  на помещиков, а о крестьянах и  чернотяглых рабочих снова никто не подумал. Эта отмена происходила не сразу, поэтому потребовалось некоторое время для того, чтобы необходимость в этом законе возникла

Предпосылки к отмене крепостного права

 В начале XIX века экономика России неуклонно и закономерно развивалась по пути становления капиталистических отношений.

Уже к середине XIX века кризис феодальных отношений стал очевидным. Посессионная промышленность окончательно показала свою экономическую несостоятельность, в силу чего по инициативе самих  заводчиков была перестроена на новый  лад. Владельцы посессионных предприятий  получили право увольнять крепостных, которые затем переводились в  разряды государственных крестьян или городских жителей. Их же после  увольнения охотно брали на предприятия  по вольному найму.

Вотчинная промышленность, основанная на труде крепостных крестьян, также приходила в упадок. В то же время активно развивалась капиталистическая промышленность – купеческая и крестьянская. Однако феодализм мешал ее свободному росту, затруднял привлечение наемных работников, сужал рынок сбыта. Рост капиталистической промышленности в стране требовал все больше и больше свободных рабочих рук. Этому существенно мешала барщинная система хозяйства. Представители буржуазии и некоторая часть либеральных помещиков требовали отмены барщинной системы и перехода к вольнонаемному труду.

В 30-50-е годы XIX века в России произошел промышленный переворот. Развитие капиталистической промышленности, тесно связанной с выработкой товаров на рынок, приводило к  увеличению городского населения. Однако процесс расширения внутреннего  рынка проходил значительно медленнее, чем развитие промышленности. Это  объяснялось тем, что подавляющая  часть населения страны вела натуральное  хозяйство. Крепостные крестьяне не могли быть полноценными потребителями  промышленной продукции.

 Еще Павел I установил ограничение барщинных дней – не более трех дней в неделю. Однако эта норма помещиками не соблюдалась. В черноземных губерниях барщина была господствующей формой эксплуатации крестьян. Накануне отмены крепостного права, как отмечал П.А.Зайончковский, барщинных крестьян насчитывалось 71,1% .

Все более невыгодным становился труд крепостных и для помещиков. Некоторые из них предпочитали переводить крестьян полностью на оброк, а затем  нанимать их для работы на барской  земле. Основная масса помещиков  все же шла по пути усиления эксплуатации крестьян для повышения доходности своих имений. Стране требовалось  все больше товарного хлеба. Помещики спешили использовать это обстоятельство для получения прибылей.

Некоторые помещики, особенно черноземных районов, в погоне за прибылями усиливают эксплуатацию крепостных крестьян путем их перевода полностью на барщину и даже на так называемую месячину. Крестьянин получал от барина скудный месячный продовольственный паек и все время работал на барской земле, отрываясь от своего хозяйства.

Страна переживала кризис крепостнического хозяйства. Многие помещики разорились. Росла нужда и обнищание крестьян. Положение в еще большей мере обостряется в связи с тяжелой и неудачной для России Крымской войной. В это время усиливаются рекрутские наборы, увеличиваются налоги. Сама же война показала всю гнилость экономики России, наглядно продемонстрировала отсталость страны, что в конечном счете привело к возникновению в 1859-1861 годах революционной ситуации в стране.

Стихийные массовые выступления  и восстания крестьян становятся столь мощными и опасными для  царизма, что царь и многие его  приближенные понимают необходимость  принять срочные меры для спасения самодержавия. Таким образом, причины, толкнувшие самодержавную монархию на отмену крепостного права, в целом являются вопросом, достаточно выясненным. Это кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования, военно-техническая отсталость и рост, в связи с этим, крестьянских восстаний. «Прежняя система отжила свой век», - таков общий приговор одного из недавних апологетов этой системы историка М.П.Погодина , с которым нельзя не согласиться.

Среди предпосылок  отмены крепостного права немаловажное значение имел и накопленный в  первой половине XIX века опыт обсуждения и решения крестьянского вопроса. Указы 1803 года о вольных хлебопашцах и 1842 года об обязанных крестьянах, необязательные для помещиков, а потому и малорезультативные, вместе с тем апробировали в законодательстве идеи отмены крепостного права с выкупом земли крестьянами в собственность и неразрывной связи крестьянина с землей. Локальные реформы: отмена крепостного права в прибалтийских губерниях (Лифляндия, Курляндия, Эстляндия) в 1816-1819 годах и введение инвентарей в Юго-Западном крае (Киевская, Подольская, Волынская губернии) в 1847-1848 годах были обязательны для помещиков и представляли две модели решения крестьянского вопроса, которые были учтены при подготовке отмены крепостного права.

Отмена крепостного права  произошла не мгновенно. Проведению крестьянской реформы предшествовала длительная работа по выработке проектов законодательных актов об отмене крепостного права .

В начале января 1857 года по указанию царя был образован Секретный  комитет, которому поручалась разработка основного проекта отмены крепостного  права. Однако идея отмены крепостного  права встретила сильное сопротивление  со стороны крепостников-помещиков. Комитет, выражая интересы последних, не торопился приступать к выработке необходимого документа.

Члены Секретного комитета пытались противодействовать предложениям царя. Им было невыгодно отказываться от своих привилегий и терять такую  бесплатную рабочую силу, как крепостные крестьяне. Сам царь вынужден был  подходить к этому вопросу  иначе. Он и его ближайшие соратники  видели, что в стране назревает  революционная ситуация, которая  может привести к отмене крепостного  права снизу на явно не выгодных для помещиков условиях.

Царизм при выработке  проекта реформы не мог, разумеется, игнорировать мнение большинства помещиков. Для его выяснения царское  правительство образовало из местных  помещиков губернские комитеты, которым  предлагалось выработать свои предложения  к проекту отмены крепостного  права.

В январе 1858 года Секретный  комитет был переименован в Главный  комитет по устройству сельского  населения. В его состав вошли 12 высших царских сановников под председательством  царя. При комитете возникли две  редакционные комиссии, на которые  возлагалась обязанность собрать  и систематизировать мнения губернских комитетов. В их состав вошли представители  министерств внутренних дел, юстиции, государственных имуществ и II отделения  Собственной канцелярии царя.

На содержание проекта  крестьянской реформы значительное влияние оказало мнение губернских комитетов, которые выражали интересы реакционных крепостников.

Обсуждения в губернских комитетах продолжались долго. Там  шли ожесточенные споры между  явными крепостниками и более  либеральными помещиками. Пока шли  эти споры, крестьянское движение росло. Это вынудило самодержавие ускорить разработку и принятие аграрных законов. Началась более активная деятельность редакционных комиссий по изучению проектов губернских комитетов. В результате с учетом мнения губернских комитетов был подготовлен окончательный проект, рассмотренный Государственным советом, большинство членов которого его одобрило. 19 февраля 1861 года царь подписал Манифест об освобождении крестьян от Невозможно найти событие в истории России всего XIX века, которое по масштабам и глубине воздействия на все стороны бытия могло бы сравниться с «великими» реформами 1860-1870 годов, локомотивом которых являлась крестьянская реформа. Именно ее значимостью, поистине судьбоносными для страны последствиями объясняется внимание ученых, публицистов, общественных и политических деятелей к проблеме подготовки и осуществления крестьянской реформы вот уже без малого полтора столетия.

 Отменой крепостного  права было положено начало эпохе так называемых «великих реформ», коснувшихся различных сторон общественно-политической жизни России и часто в научно-популярной литературе именуемых «революцией сверху» или «переворотом». Однако вплоть до сегодняшнего дня в истории остается ряд нерешенных проблем, касающихся данной эпохи. С одной стороны, отмена крепостного права в России – это «перелом», «поворотный пункт» истории России. Таковы оценки, в которых сходятся сами законодатели и их оппоненты, современники эпохи в России и за ее пределами, многие исследователи, для которых эта тема всегда представляла и будет представлять интерес крепостной зависимости и комплекс законов об отмене крепостного права[4].

Информация о работе Юридическое оформление крепостного права