Юридическое оформление крепостного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 22:23, реферат

Краткое описание

Почему я выбрал именно эту тему для моего реферата? В чем ее актуальность? А она заключается в жестокости и жадности человека, его низших моральных ценностях. Человечеству потребовалось более трехсот лет, чтобы люди задумались о хотя бы малейших моральных ценностях человека. Хотя, нельзя сказать, что сейчас нет рабовладения, торговли людьми, но, по крайней мере, сейчас это преследуется законом и жестоко наказывается. Еще в Каменном веке первобытные люди начинали использовать друг друга, в каком смысле? А в том, что сильный имел власть над слабым, а слабый, в свою очередь, выполнял его приказы.

Содержание

Введение
Актуальность темы
Проблемы, которые вызвало оформление крепостного права
Судебник Ивана III, Ивана Грозного
Основные положения судебников
Последствия для крестьян
Крестьянские бунты
Аграрная реформа Столыпина
Отмена крепостного права
Ярмо для народа
Связь с сегодняшним миром

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство аграрной политики Украины.docx

— 48.14 Кб (Скачать файл)

Министерство аграрной политики и продовольствия Украины

               Луганский национальный аграрный университет

                         Кафедра истории и украиноведенья

 

Реферат

                     по предмету история Украины

На тему «Юридическое оформление крепостного права»

 

 

выполнил студент 1курса

агрономического факультета

111 группы

Хилобок В.Ф

Проверил: доктор философии,

профессор, академик

Теплицкий Ю.М

 

 

 

 

                                       Луганск 2013

План 

  1. Введение
  2. Актуальность темы
  3. Проблемы, которые вызвало оформление крепостного права
  4. Судебник Ивана III, Ивана Грозного
  5. Основные положения судебников
  6. Последствия для крестьян
  7. Крестьянские бунты
  8. Аграрная реформа Столыпина
  9. Отмена крепостного права
  10. Ярмо для народа
  11. Связь с сегодняшним миром

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый человек имеет  право на:

- Право на свободу и личную неприкосновенность (Конституция Украины,  ст.29)

- Свободу совести, вероисповедания (Конституция Украины, статья 35)

 - Свободу мысли и слова (Конституция Украины, статья 34)

- Свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (Конституция Украины, ст. 33)

- Свободу мирных собраний, митингов, демонстраций (Конституция, статья 39)

- Свободу участвовать в управлении делами государства (Конституция Украины, статья 38)

- Труд свободен. Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию (Конституция Украины, статья 43)

- Свободу участвовать в культурной жизни общества, пользоваться достижениями культуры (Конституция Украины, статья 54)

Эти статьи из Конституции  Украины знакомы нам со школьной парты. Этим статьям мы не удивляемся и считаем их довольно-таки простыми. Но если бы мы жили порядка трехсот  лет назад, то такие статьи вызвали  бы у нас шок и тех, кто их называл, либо повесили, либо подняли  на смех и сказали, что этот человек  сумасшедший!

Почему я выбрал именно эту тему для моего реферата? В  чем ее актуальность? А она заключается в жестокости и жадности человека, его низших моральных ценностях. Человечеству потребовалось более трехсот лет, чтобы люди задумались о хотя бы малейших моральных ценностях человека. Хотя, нельзя сказать, что сейчас нет рабовладения, торговли людьми, но, по крайней мере, сейчас это преследуется законом и жестоко наказывается. Еще в Каменном веке первобытные люди начинали использовать друг друга, в каком смысле? А в том, что сильный имел власть над слабым, а слабый, в свою очередь, выполнял его приказы. Эта цепочка длилась еще очень долго, в Древнем Египте у каждого уважаемого человека было несколько рабов, которых держали в условиях худших, нежели сейчас живут собаки в будках.

В Киевской Руси рабовладение было тоже ярко выражено, например, каждый помещик имел у себя от трех и более рабов, только назывались они по-другому- крепостные крестьяне. Или в простонародье – крепаки.

Крепостные  крестьяне - крестьяне, полностью зависимые от воли своего хозяина, за его убийство или жестокое обращение не предусматривается наказания.

 Крепостное право –  высшая форма неполной собственности  феодала на крестьянина, основанная  на прикреплении его к земле  феодала (боярина, помещика, монастыря  и т. п.) или феодального государства  (при отсутствии частного собственника  земли, когда крестьянские общины  несут повинности в пользу  государства).

 Ряд историков считает,  что крепостное право было  введено царским указом в 1592 или 1593 г. Однако текст указа  не найден, имеются лишь косвенные  доказательства его существования.  Большинство историков придерживаются  мнения, что что крепостное право сложилось в результате последовательного издания серии указов, ограничивших, а затем на практике отменивших право свободного перехода крестьян от одного феодала к другому.

Прикрепление крестьян к  земле начинается достаточно рано. Уже в XIV в. в междукняжеских договорах записывалось обязательство не переманивать друг у друга чернотяглых (податных) крестьян.

 С середины XV в. издаётся  ряд грамот великого князя,  в которых устанавливается единый  для всех феодалов срок отпуска  и приёма крестьян. Там же указывалось  на обязательство уплачивать  за уходящего крестьянина определённые  денежные суммы («пожилое»).

Прикрепление развивалось  двумя путями – внеэкономическим и экономическим (кабальным). В XIV в. существовали две основные категории  крестьян – старожильцы и новоприходцы. Первые вели своё хозяйство и несли повинности в полном объёме, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить их переход к другому хозяину. Вторые, как вновь прибывшие и только что осевшие на своей земле, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определёнными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половником (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты).[1]

Первым юридическим  актом, направленным на прикрепление крестьян, был Судебник 1497 г. Ивана III, установивший в общегосударственном масштабе Юрьев день осенний – 26 ноября как время перехода крестьянских переходов. При этом устанавливалась плата за «пожилое». Часть историков полагает, что «пожилое» было платой за пользование недвижимостью (домом) на земле, принадлежавшей феодалу. Другие полагают, что это было своеобразной компенсацией за потерю работника.  ПОЖИЛОЕ, в Русском государстве конца 15-17 веков денежный сбор, который уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после осеннего Юрьева дня. Впервые «пожилое» упомянуто в Судебнике 1497 года (статья 57).

Из Судебника 1497 года. «57. О христианском отказе. А христианом отказыватися из волости, ис села в село, один срок в го- ду, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да и пойдет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да пойдет прочь, и он полдвора платит; а три года пожи- вет, а пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года поживет и он весь двор платит»25.

Полный размер пожилого (в  удаленной от леса местности —1рубль, в лесистой — полтина (50 копеек)) уплачивался после четырехлетнего проживания крестьян на земле феодала, за год платилась четверть пожилого, за два - половина. Судебник 1550 года (статья 88) увеличил размер пожилого на два алтына (6 копеек), здесь же было уточнено, что пожилое взимается с двора как хозяйственной единицы. В связи с отменой права ухода крестьян от своих владельцев пожилое исчезло в конце 16-17 веках. В 17-18 веках пожилое — штраф за прием беглых крестьян.

Из Судебника 1550 года.

«88. А крестианом отказыватисъ из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех, где десять верст до хоромного лесу, за двор полтина и два алтына. А которой крестианин за кем жывет год да пойдет прочь, и он платит четверть двора; а два года пожывет, и он платит полдвора; а три годы пожывет, и он платит три четверти двора; а четыре годы пожывет, и он платит весь двор, рубль и два алтына. А пожилое имати с ворот. А за повоз имати з двора по два алтына; а оп-ричь того пошлин на нем не имати»26.

«Судебник» 1550 г., принятый при  Иване IV Грозном, подтвердил право перехода в Юрьев день и увеличил размеры  «пожилого», что ещё более затруднило переход.

Зависимость крестьян по судебнику 155о г. усилилась: отныне землевладелец  именовался «государем» мужика и  нёс юридическую ответственность  за преступление крестьянина.

Из указа царя Федора Ивановича о беглых крестьянах от 24 ноября 1597 г.

«Лета 7106-го (1597 г.) ноября в 24 день царь и великий князь  Федор Иванович всеа Русии указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, ис поместей, и из вотчин… выбежали до нынешнего 106-го году за пять лет, – и на тех беглых крестьян в их побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем они, выбежав, живут, тем по- мещиком, из-за кого они выбежали… давати суд и сыскивати накрепко всякими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян беглых з женами и з детми и со всеми их животы возити их назад, где хто жил. А которые крестьяня выбежали до нынешнего 106-го году лет за шесть и за семь и за десять и болши, а те помещики и вотчинники, из-за кого они выбежали… на тех своих беглых крестьян в их побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем оне, из-за них выбежав, живут до нынешняго, 106-го году… госуда- рю не бивали челом, – и государь указал на тех беглых крестьянех в их побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем они, выбежав, живут, суда не давати и назад их, где хто жил, не вывозити»27.

 

    В конце XVI в. правительство приняло ряд постановлений, приведших на практике к закрепощению крестьян. В 1581 г. впервые были введены «заповедные лета» – годы, в которые запрещался переход крестьян даже в Юрьев день (от слова «заповедь» – запрет). Запрет распространялся на владельческих, государственных (чернотяглых), дворцовых крестьян и посадское население. До сих пор не понятно, вводились ли заповедные лета на территории всей Руси или только в отдельных землях. Неясна также периодичность их введения.

В 1597 г. в царском указе (видимо, составленном Борисом Годуновым  от имени больного царя Фёдора Иоанновича) устанавливался пятилетний срок сыска беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие после составления писцовых книг 1592 г. должны были возвращаться прежнему владельцу. Годы розыска беглых называются «урочными годами». Те, кто принимал беглых крестьян, подвергались штрафу в пользу государства и выплачивали компенсацию старому владельцу.

В 1597 г. кабальные холопы (люди, попавшие в рабство за долги), лишались права стать свободными после выплаты долга и закреплялись за своими владельцами-кредиторами. Добровольные холопы (люди, служившие по вольному найму) превращались после полугода работы в полных холопов. И кабальные, и вольные холопы становились  свободными только после смерти господина.

В 1601 – 1602 гг. царь Борис Годунов  пошёл на временное восстановление Юрьева дня. Правда, он разрешил не выход, а лишь вывоз крестьян. Дворяне таким образом спасали свои имения от окончательного запустения и разорения. Разрешение, данное Годуновым, касалось лишь мелких служилых людей, оно не распространялось на земли членов Боярской Думы и духовенства.

 Лжедмитрий I (Григорий  Отрепьев) разрешил оставаться на  новых местах крестьянам, ушедшим  от своих господ в голодные  годы (1601 – 1603). В остальном он  подтвердил пятилетний срок сыска  беглых.

 В 1607 г. по «Уложению о крестьянах» царя Василия Шуйского  этот срок продлевается до 15 лет]2]

В XVII в. происходил дальнейший рост феодальной земельной собственности. После бурных событий рубежа XVI – XVII вв (Смута) произошёл своеобразный передел земель внутри господствующего класса. Новая династия Романовых, укрепляя своё положение, широко использовала раздачу земель дворянам. В центральных районах страны практически исчезло землевладение черносошенных крестьян. Дворянское землевладение широко проникло в Поволжье, а к концу XVII в. – и в освоенные районы Дикого поля.

Государство пошло по пути закрепления крестьян за их владельцами. В 1619 г. при царе Михаиле Романове был снова объявлен пятилетний, а в 1637 г. – девятилетний сыск беглых. В 1642 г. вновь был издан указ о десятилетнем сроке сыска беглых и пятнадцатилетнем  сыске вывезенных насильно крестьян. Соборное Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. завершило процесс юридического оформления крепостного права, отменив  «урочные лета» и установив бессрочность сыска беглых крестьян, распространившегося на все категории крестьянства. Глава XI Уложения «Суд о крестянех» окончательно закрепила крепостных крестьян за их владельцами. За укрывательство беглого крестьянина устанавливался штраф в 10 руб. в год в пользу законного владельца. Имущество крестьянина признавалось собственностью помещика и могло быть продано за его долги. Вместе с тем по Уложению 1649 г. крестьяне ещё не были лишены всех прав: владелец не мог насильно обратить крестьянина в холопа, а крестьянин мог добровольно дать на себя кабальную запись (правда, лишь своему хозяину).

 Соборное Уложение  запрещало землевладельцам принимать  крестьян, записанных в писцовые  книги, и членов их семей.  Крепостное состояние стало наследственным[3].

Мое мнение: из текста судебника, а также царских указов, создается впечатление того, что крестьян, ну впрочем, как и рабов в других странах, не считали за людей, это была просто рабочая сила. И неудивительно, что эмбрион у матери-крепостной  был тоже собственностью хозяина. И эту рабочую силу настолько не во что не ставили, что они (крепостные) питались мхом, древесной корой, лебедой[6] и т.д. Еще более стремились землевладельцы к закреплению за собой основной рабочей силы — старожильцев. Именно эта категория крестьян, как более связанная с землей, данным хозяйственным комплексом, в первую очередь подверглась такому закрепощению. Отдельные феодалы добивались от великого князя грамот, запрещающих вовсе отпуск крестьян-старо-жильцов. Так, уже в жалованной грамоте великого князя Василия II Васильевича от 1455—1462гг. Троице-Сергиеву монастырю говорится: ... которово их хрестьянина ис того села и из деревень кто к собе откажет, а их старожилца, и яз князь велики, тех крестьян из Присек и из деревень не велел выпущати ни х кому[5] . Жалованная грамота предоставляла монастырю право вернуть на свои земли людей, ушедших: «... из их сел в мои села, великого князя, или в села в моее великое княгыни и в боярские села...»6 Одновременно грамота закрепляла за монастырем всех живущих в его угличских селах крестьян (... а которые люди живут в их селех нынеча, и яз, князь великый, тех людей не велел пущати прочь...). Аналогичные ограничения крестьянского перехода были подтверждены Иваном III и позднейшими грамотами (1488—1490 гг.)7

Информация о работе Юридическое оформление крепостного права